Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В. А. Канайкина
| Организационная информация |
Тема урока | Правописание безударных окончаний глаголов |
Предмет | Русский язык |
Класс | 4 |
Учитель | Кучерюк Ольга Яковлевна |
Образовательное учреждение | МОУ – Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В.А.Канайкина |
| Методическая информация |
Тип урока | Урок применения знаний (урок-практикум) |
Цели урока | - Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов. |
Задачи урока | - создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов; - учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину; - учиться ставить учебные задачи; - систематизировать знания о грамматических признаках глагола; - научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки; - учиться контролировать и оценивать себя. |
Необходимое оборудование и материалы | Компьютер, экран, презентация, ноутбуки. Карточки для работы, в группе, в парах, карточки для самостоятельной работы с текстами, шкала затруднений. Аудиозапись «Голоса птиц», шаблоны цветов и вазы. |
Планируемые метапредметные результаты | Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
№ п\п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. | Организация начала урока. (2 мин) | - Прозвенел для нас звонок, Начинаем наш урок. Встаньте ровно, распрямитесь И друг другу улыбнитесь. Поприветствуйте гостей И начнём урок скорей! - Ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок русского языка получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже знаем и умеем. | Стоят возле своих парт. Приветствуют гостей. |
II. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятель-ности. (5 мин) | На экране записаны строки из стихотворения И.Сурикова: Слайд 2 Ярко солнце свет…т, В воздухе тепло, И куда ни глян...шь, Все кругом светло. - Прочитав эти строки и проанализировав пропущенные орфограммы, сформулируйте тему урока. - Скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту? Учитель проводит фронтальную проверку. -Как вы действовали при написании окончания? Ответы детей сопровождаются появлением на доске схемы: Слайд 4  - Все ли грамматические признаки глагола надо называть, чтобы верно написать окончание? -Устраивает ли вас эта схема-алгоритм? - Подумайте и скажите, на каком этапе действия по алгоритму вы испытываете затруднение. - Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов. На шкале у себя на карточке покажите, на каком уровне вы умеете это делать. Зафиксируйте свое затруднение.  | -Правописание безударных личных окончаний глаголов. -Выписать глаголы, вставив пропущенную в окончании букву, определить грамматические признаки глаголов – время, число, лицо, спряжение). -Учащиеся выполняют задание, проводится фронтальная проверка. Слайд 3 -Проговаривают шаги алгоритма -Достаточно определить спряжение. - Не совсем. Её можно дополнить. Фиксируют затруднение. |
III. | Формулировка цели урока и постановка учебных задач. (2 мин) | - Какова цель сегодняшнего урока? -Сформулируйте учебные задачи. | - Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов. - Научиться ставить глагол в неопределённую форму. - Научиться безошибочно определять спряжение глагола - Учиться по личному окончанию определять грамматические признаки глагола. |
IV | Работа над решением поставленных задач.( 30 мин) | Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме. (5 мин) - Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного окончания? - У вас на партах карточки со словами: Наступа…т, ве…т, слыш…м, ду…т исчеза...шь, чувству...м, лета...м, сине…т, та…т, дыш…т, ожива…т, гон...м. - Организуем работу в парах. Давайте вспомним правила работы в группе, в паре. Слайд 5. Первый участник называет 4 любых глаголов из карточки. Второй - ставит их в неопределенную форму и определяет спряжение. После выполнения задания «первый» делает проверку и оценивает «второго» по следующим критериям: если все 4 глагола верно поставлены в неопределенную форму, - 5 баллов, если у всех 4 глаголов верно определено спряжение, - 5 баллов. Если есть ошибки, количество баллов соответственно снижается. Затем учащиеся меняются ролями. На всю работу отводится 5 минут. Физкультминутка для глаз (Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»). 1 мин Слайд 6. | -Поставить глагол в неопределенную форму для того, чтобы определить спряжение. От спряжения зависит буква в окончании. Дети выполняют задание в парах. Читают «цепочкой». Слушают музыку. |
| Упражнения в написании окончаний глаголов. (15 мин) Выполнение разноуровневых заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах. На карточках разного цвета записаны 3 текста. Уровень сложности у них разный. Задание выполняется индивидуально. После выполнения задания ребята производят взаимопроверку, собравшись по группам. I уровень- самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание. Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда. II уровень- сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим. Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…. III уровень- еще более сложный, т. к. в нем встречаются глаголы-исключения. Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место. Проводится проверка выполнения работ. После взаимопроверки по группам, анализа и исправления возможных ошибок: - Чем можно дополнить нашу схему-алгоритм? | Учащиеся делятся на 3 группы по цвету карточек. 1 группа: Киселёв В., Савина Д., Фурукин Д. 2 группа: Фимин Р., Ляляева Е., Бобков С. 3 группа: Жилков К., Савина А., Федяшов И. Учащиеся проверяют правильность выполнения по эталону. (Глаголы I спряжения могут заканчиваться на -ыть, -уть, -ять, -ать, -оть; к глаголам II спряжения относятся еще и глаголы-исключения). |
| | 3. Упражнения в определении грамматических признаков глагола по личному окончанию. (3 мин) На экране – все личные окончания глаголов. Учитель дает задание разбить их на две группы.(Устно) Слайд 7 - Как смогли выполнить это задание? - Можно ли этими окончаниями дополнить схему-алгоритм? Окончательно алгоритм выглядит так: Слайд 8  - Какие признаки глагола можно назвать по окончанию? Игра «Назови признаки глагола по личному окончанию» Физкультминутка (1 мин) | -Учащиеся выполняют задание, разбив их на группы по спряжениям. -По буквам И и Е в окончаниях. -Да. -Спряжение, число, лицо. Называют эти признаки. |
| | 4. Работа с ноутбуками. Игра «Корзины» (5 мин) | |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов: День прибавля...ся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп..т снег. Вскро…ся река. Прилет…т первый вестник весны: грач. - Какие глаголы не подходят к теме урока? - Вставьте пропущенные окончания, укажите грамматические признаки глаголов. Учащимся предлагается образец выполнения задания для самопроверки. Слайд 9. | - С ударным окончанием. Вставляют пропущенные окончания, указывают грамматические признаки глаголов. Выполняют проверку по образцу. |
V. | Рефлексия учебной деятельности и итог урока. (3 мин) | - Со всеми поставленными задачами вы справились? - На той же шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение? - При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой? - Давайте сейчас выразим своё отношение к уроку. Составим букет настроения. Кто доволен своей работой на уроке - прикрепляет розовый цветок, кто недоволен - голубой. | Отмечают на шкале. -Научиться безошибочно писать окончания глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить глаголы-исключения. Прикрепляют цветы на доску. |
VI | Домашнее задание. (2 мин) | - В каком числе стоят все глаголы в тексте для самостоятельной работы? - Дома продолжите работу с этим текстом: измените его так, чтобы глаголы, где это возможно, стояли в том же лице во множественном числе. - Спасибо за урок! Слайд 10. | -В единственном. Записывают задание в дневники. |