СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 4 классе ( УМК "Школа России") по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 4 классе  в форме технологической карты поможет учителю в проведении  урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 4 классе ( УМК "Школа России") по теме "Правописание безударных личных окончаний глагола в настоящем и будущем времени"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В. А. Канайкина






Технологическая карта

открытого урока русского языка в 4 классе






Провела Кучерюк Ольга Яковлевна

учитель начальных классов

I квалификационной категории







26 апреля 2017 год


Технологическая карта урока




Организационная информация

Тема урока

Правописание безударных окончаний глаголов

Предмет

Русский язык

Класс

4

Учитель

Кучерюк Ольга Яковлевна

Образовательное учреждение

МОУ – Лашманская основная общеобразовательная школа имени академика В.А.Канайкина


Методическая информация

Тип урока

Урок применения знаний (урок-практикум)

Цели урока

- Закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий при написании безударных личных окончаний глаголов.


Задачи урока

- создать условия для расширения и углубления представления учащихся о грамматических признаках глаголов с целью формирования практического умения писать безударные личные окончания глаголов;

- учиться фиксировать собственное затруднение в деятельности и выявлять его причину;

- учиться ставить учебные задачи; 

- систематизировать знания о грамматических признаках глагола; 

 - научиться по личному окончанию глагола определять его грамматические признаки;

 - учиться контролировать и оценивать себя.

    



Необходимое оборудование и материалы

Компьютер, экран, презентация, ноутбуки. Карточки для работы, в группе, в парах, карточки для самостоятельной работы с текстами, шкала затруднений. Аудиозапись «Голоса птиц», шаблоны цветов и вазы.

Планируемые метапредметные результаты

Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Сценарий урока

№ п\п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.

Организация начала урока.

(2 мин)

- Прозвенел для нас звонок,

Начинаем наш урок.

Встаньте ровно, распрямитесь

И друг другу улыбнитесь.

Поприветствуйте гостей

И начнём урок скорей!

- Ребята! Я рада, что вы готовы к уроку. Я очень хочу, чтобы сегодня наш урок русского языка получился интересным, познавательным, чтобы мы повторили и закрепили то, что уже знаем и умеем.

Стоят возле своих парт. Приветствуют гостей.

II.

Мотивация (самоопределение) к  учебной деятель-ности. (5 мин)

На экране записаны строки из стихотворения  И.Сурикова: Слайд 2

                   Ярко солнце свет…т,

                   В воздухе тепло,

                   И куда ни глян...шь,

                   Все кругом светло.

- Прочитав эти строки и проанализировав пропущенные орфограммы, сформулируйте тему урока. 

-  Скажите, какое задание можно выполнить по этому тексту?




Учитель проводит фронтальную проверку.



-Как вы действовали при написании окончания?

Ответы детей сопровождаются появлением на доске схемы:

Слайд 4




- Все ли грамматические признаки глагола надо называть, чтобы верно написать окончание?

-Устраивает ли вас эта схема-алгоритм?

- Подумайте и скажите, на каком этапе действия по алгоритму вы испытываете затруднение.


- Попробуйте оценить свое умение писать безударные окончания глаголов. На шкале у себя на карточке покажите, на каком уровне вы умеете это делать. Зафиксируйте свое затруднение.





-Правописание безударных личных окончаний глаголов.

-Выписать глаголы, вставив пропущенную в окончании букву, определить грамматические признаки глаголов –  время, число, лицо, спряжение).

-Учащиеся выполняют задание, проводится фронтальная проверка. Слайд 3       

-Проговаривают шаги алгоритма
























-Достаточно определить спряжение.


- Не совсем. Её можно дополнить.





Фиксируют затруднение.

III.

 Формулировка цели урока и постановка учебных задач. 

(2 мин)


- Какова цель сегодняшнего урока?


-Сформулируйте учебные задачи.


- Научиться без ошибок писать безударные окончания глаголов.


- Научиться ставить глагол в неопределённую форму.

- Научиться безошибочно определять спряжение глагола

- Учиться по личному окончанию определять грамматические признаки глагола.

IV

Работа над решением поставленных задач.( 30 мин)


  1. Упражнение в определении спряжения глагола по неопределенной форме. (5 мин)


- Какой первый шаг необходимо сделать при написании безударного  окончания?


- У вас на партах карточки со словами:

Наступа…т,  ве…т,  слыш…м,  ду…т  исчеза...шь,

чувству...м,  лета...м,  сине…т, та…т,  дыш…т,  

ожива…т,   гон...м.


Организуем работу в парах. Давайте вспомним правила работы в группе, в паре. Слайд 5.

Первый участник называет 4 любых глаголов из карточки. Второй - ставит их в неопределенную форму и определяет спряжение.

После    выполнения   задания    «первый»  делает   проверку  и  оценивает  «второго»   по следующим критериям: если все 4 глагола верно поставлены в неопределенную форму, - 5 баллов, если у всех 4 глаголов верно определено спряжение, - 5 баллов. Если есть ошибки, количество баллов соответственно снижается. Затем учащиеся меняются ролями. На всю работу отводится 5 минут.


Физкультминутка для глаз (Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц»). 1 мин Слайд 6.




-Поставить глагол в неопределенную форму для того, чтобы определить спряжение. От спряжения зависит буква в окончании.










Дети выполняют задание в парах.

Читают «цепочкой».





Слушают музыку.


  1. Упражнения в написании окончаний глаголов. (15 мин)

   

Выполнение  разноуровневых  заданий организуется в форме индивидуальной работы со взаимопроверкой в группах. На карточках разного цвета записаны 3 текста. Уровень сложности у них разный. Задание выполняется индивидуально. После выполнения задания ребята производят взаимопроверку, собравшись по группам.

      I уровень-

самый легкий, т. к. по неопределенной форме определяем спряжение и вставляем букву в окончание. 

   Все мы (испытывать) испытыва…м чувство радости при наступлении весны. Снег (сбегать) сбега…т с полей. Солнце (обливать) облива…т весенний лес светом. Птицы (строить) стро…т гнёзда.

II уровень-

сложнее, т. к. в неопределенную форму глагол нужно поставить самим.

  Под прямыми лучами солнца та…т снег. Ве…т теплом. Мартовское равноденствие буд…т природу. Ему втор…т ручей. Скоро высоко в небе повисн…т жаворонок. Его сразу не заметишь, но песня его любого останов…. 

III уровень-

еще более сложный, т. к. в нем  встречаются глаголы-исключения. 

   Смотр…шь на прозрачный лёд и вид…шь, как под этим льдом ручей гон…т огромное стадо пузырей. Вот он выгоня…т их на открытую воду и мчит вперёд, тороп…тся согнать их в одно место.

Проводится проверка выполнения работ.

После взаимопроверки по группам, анализа и исправления возможных ошибок:

- Чем можно дополнить нашу схему-алгоритм?








Учащиеся делятся на 3 группы по цвету карточек.








1 группа: Киселёв В., Савина Д., Фурукин Д.








2 группа: Фимин Р., Ляляева Е., Бобков С.







3 группа: Жилков К., Савина А., Федяшов И.





Учащиеся проверяют правильность выполнения по эталону.


(Глаголы  I спряжения могут заканчиваться на -ыть, -уть, -ять, -ать, -оть; к глаголам II спряжения относятся еще и глаголы-исключения).





3.      Упражнения в определении грамматических признаков глагола по личному окончанию. (3 мин)

 На экране – все личные окончания глаголов. Учитель дает задание разбить их на две группы.(Устно) Слайд 7

- Как смогли выполнить это задание?

- Можно ли этими окончаниями дополнить схему-алгоритм?

 Окончательно алгоритм выглядит так: Слайд 8

- Какие признаки глагола можно назвать по окончанию?

Игра «Назови признаки глагола по личному окончанию»

 

Физкультминутка (1 мин)



-Учащиеся выполняют задание, разбив их на группы по спряжениям.

-По буквам  И  и  Е в окончаниях.

-Да.



































-Спряжение, число, лицо.

Называют эти признаки.



4. Работа с ноутбуками. Игра «Корзины» (5 мин)


5.      Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

 

Учащимся предлагается текст, в котором пропущены личные окончания глаголов:

 

     День прибавля...ся. Ярче свет…т солнце. Оно скоро растоп..т снег. Вскро…ся   река. Прилет…т первый вестник весны: грач.


- Какие глаголы не подходят к теме урока?

- Вставьте пропущенные окончания, укажите грамматические признаки глаголов.

 


Учащимся предлагается образец выполнения задания для самопроверки. Слайд 9.

     










- С ударным окончанием.

Вставляют пропущенные окончания, указывают грамматические признаки глаголов.


Выполняют проверку по образцу.

V.

Рефлексия учебной деятельности и итог урока. (3 мин)


- Со всеми поставленными  задачами вы справились?

-  На той же шкале отметьте тот уровень, на котором вы сейчас, в конце урока, обладаете умением писать безударные личные окончания глаголов. Удалось ли каждому из вас ликвидировать свое затруднение?

-  При работе над этой же темой какие задачи вы еще можете поставить перед собой?



- Давайте сейчас выразим своё отношение к уроку. Составим букет настроения. Кто доволен своей работой на уроке - прикрепляет розовый цветок, кто недоволен - голубой.


Отмечают на шкале.



-Научиться безошибочно писать окончания глаголов, не пользуясь схемой-алгоритмом, еще лучше выучить глаголы-исключения.

Прикрепляют цветы на доску.

VI

Домашнее задание. (2 мин)

- В каком числе стоят все глаголы в тексте для самостоятельной работы?

- Дома продолжите работу с этим текстом: измените его так, чтобы глаголы, где это возможно, стояли в том же лице  во множественном числе.

- Спасибо за урок! Слайд 10.

-В единственном.

Записывают задание в дневники.