СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе в рамках ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе»

Министерство Образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»

Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования








Экзаменационная работа


Конспект урока на основе системно-деятельностного подхода с обоснованием



Выполнила: Бородина Н.В., учитель высшей квалификационной категории МАОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Кувандыка Кувандыкского

района Оренбургской области».


Руководитель: Смирнова Е.В., ст. преподаватель

кафедры

дидактики и частных методик ИПК и ППРО

ОГПУ





Оренбург 2014 год

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Буквы О, Ё после букв шипящих в корне слова (презентация к уроку).

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Цели как деятельность учеников.

М/п: анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

ЛР: находить орфограмму – букву О, Ё после букв шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У, И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.


Приветствие. Проверка готовности к уроку.


II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.


Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний.

1. Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):

Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.

Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после букв шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И, У, А после букв шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.)

2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:

ночь чаща

дрожь круча

роскошь жизнь

луч шило

ключ щавель

пустошь чудо

Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.

Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.)

Обозначьте в словах этот опознавательный признак.

Назовите условия выбора орфограмм.

На основе графических обозначений сформулируйте правила.


3. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. (Щавель.)

– С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)

– Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания.

Несколько человек записывают на доске по 3–4 слова из своих личных орфоэпических мини­словариков, не делая никаких дополнительных обозначений (это слова, в которых возможны ошибки в произношении или ударении). Остальные учащиеся читают их вслух, при необходимости объясняются орфоэпические особенности данных слов.


Познавательные УУД

Владеть приёмами анализа и систематизации материала.
































Коммуникативные УУД

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.


III. Открытие нового знания.



Проблемная ситуация.

Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.)

При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.



Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.










IV. Открытие нового знания.

1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упражнение 59), используются вопросы и задания перед упражнением 59.

2. Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) по заданию после текста упр. 59 подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1­го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов:

жёлтый – желтеть,

шёпот – шептать,

чёрный – чернеть

и существительные щёлка – щель.

Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.

Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы.


Познавательные УУД

Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).



V. Развитие учебно­языковых, правописных и речевых умений.


1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.

Упражнение 60 – развивается умение объяснять условия выбора орфограммы буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на правило (заучивание слов­исключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е.

Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы.


2.Словарная работа «Назовите ласково»

2 ученика у доски записывают слова по образцу.

К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы, в полученных словах обозначьте орфограмму.

Щель – щёлка, щёлочка; пчела – пчёлка; шерсть – шёрстка; черта – чёрточка, жердь – жёрдочка.

Вопрос: каким правилом вы пользовались при написании этих слов?

- Диктант – молчанка (напомнить, что слова должны быть с О или Ё после шипящей в корне)

Учащиеся записывают слова, догадываясь по картинкам. Двое работают у доски, а остальные при проверке меняются тетрадями. Результаты проверяют по слайду.

1.Чёлка, причёска

2.Шорты

3.Щётка

4.Расчёска

5.Жёлуди

6.Пчёлы

7. Капюшон

8.Решётка

Вопрос: какие буквы подчеркнуты? В какой части слова находится орфограмма?

РЕБЯТА, ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ ОЦЕНКИ

Упражнение 63 – развивается лексическое умение – соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения – писать слова с орфограммой – буквой О или Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы.

Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот – сначала читается толкование, потом ученики называют слово).

а) Задание на разграничение о-ё.

На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения:

Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.

Вопросы и задания к ним:

– Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)

– Сравните их написание. Что необычного заметили?

– Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)

– Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по­разному.) Предположите, почему слова пишутся по­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)

– Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!».

Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке).

– Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма» в упр. 63?

– Какую букву после буквы шипящего вы напишете?

б) Самостоятельное осложнённое списывание слов с графическим обозначением условий выбора изученной орфограммы. Взаимопроверка.


2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.

На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр.

– Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)

– Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?

– Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой из упр. 60–63? (Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.)

– Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?

– Проверим себя. Прочитайте правило на с. 48 (после упр. 63), а также слова под рубрикой «Запомни».

– Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)

Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах.

– Как вы думаете, почему это правило включено в §6? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё – это написание после букв шипящих в корне слова.)




Осложнённое списывание слов с доски с графическим обозначением условий выбора орфограммы непроверяемой буквы безударного гласного в корне слова.



Познавательные УУД

1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

2. Строить логические рассуждения.


3. Производить анализ, синтез, сравнение.


VI. Итог урока.



– Назовите ключевые слова (сочетания слов) урока. (Шипящий, корень, буквы Ё, О, звук под ударением, непроверяемая буква безударного гласного О.)

– Подберите и сгруппируйте примеры так, чтобы они отражали ключевые слова урока.

1) шёлк, шов (искл.);

2) ожог (сущ.), ожёг (гл.);

3) шоссе, жонглёр.




VII. Домашнее задание.



1. Составить схемы изученного правила, выучить слова­исключения.

2. Упр. 64 – составление самодиктанта (с ИКТ­поддержкой) в группах (4–5 групп) для последующей работы в классе.


Познавательные УУД

Свободно пользоваться электронными ресурсами в учебных целях.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!