1. Выполнение упражнений для первичного развития умений. Упражнение 60 – развивается умение объяснять условия выбора орфограммы – буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на правило (заучивание словисключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е. Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы. 2.Словарная работа «Назовите ласково» 2 ученика у доски записывают слова по образцу. К основам существительных прибавьте уменьшительно-ласкательные суффиксы, в полученных словах обозначьте орфограмму. Щель – щёлка, щёлочка; пчела – пчёлка; шерсть – шёрстка; черта – чёрточка, жердь – жёрдочка. Вопрос: каким правилом вы пользовались при написании этих слов? - Диктант – молчанка (напомнить, что слова должны быть с О или Ё после шипящей в корне) Учащиеся записывают слова, догадываясь по картинкам. Двое работают у доски, а остальные при проверке меняются тетрадями. Результаты проверяют по слайду. 1.Чёлка, причёска 2.Шорты 3.Щётка 4.Расчёска 5.Жёлуди 6.Пчёлы 7. Капюшон 8.Решётка Вопрос: какие буквы подчеркнуты? В какой части слова находится орфограмма? РЕБЯТА, ПОСТАВЬТЕ СЕБЕ ОЦЕНКИ Упражнение 63 – развивается лексическое умение – соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения – писать слова с орфограммой – буквой О или Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы. Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот – сначала читается толкование, потом ученики называют слово). а) Задание на разграничение о-ё. На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения: Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный. Вопросы и задания к ним: – Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].) – Сравните их написание. Что необычного заметили? – Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.) – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся поразному.) Предположите, почему слова пишутся поразному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.) – Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!». Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке). – Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма» в упр. 63? – Какую букву после буквы шипящего вы напишете? б) Самостоятельное осложнённое списывание слов с графическим обозначением условий выбора изученной орфограммы. Взаимопроверка. 2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова. На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр. – Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.) – Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему? – Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой из упр. 60–63? (Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.) – Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему? – Проверим себя. Прочитайте правило на с. 48 (после упр. 63), а также слова под рубрикой «Запомни». – Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.) Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах. – Как вы думаете, почему это правило включено в §6? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё – это написание после букв шипящих в корне слова.) Осложнённое списывание слов с доски с графическим обозначением условий выбора орфограммы – непроверяемой буквы безударного гласного в корне слова. |