СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе (казахстанская программа для русских школ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка  на тему "Прямое и переносное значение слова"для 5 класса в казахстанских школах с русским языком обучения.Разработка урока  для учителей-практикантов, молодых специалистов, материал для подготовки к открытому уроку по данной теме.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе (казахстанская программа для русских школ)»

Урок русского языка по теме "Прямое и переносное значение слова"
  • Опрева Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы

Разделы: Преподавание русского языка

Цели и задачи урока:

Образовательные: Дать понятия: прямое и переносное значение слова, троп, метафора, эпитет, олицетворение.

Развивающие:

  1. Научить различать прямое и переносное значение слова.

  2. Научить находить слова с переносным значением в речи.

  3. Сформировать навык правильного употребления слова с переносным значением в речи.

Воспитательные: Обратить внимание учащихся на богатство выразительных средств русского языка, красоту родной речи.

Тип урока: сообщение нового

Метод: комбинированный

Оборудование: учебник , компьютер, экран, ДМ, музыкальное оформление

Ход урока 1.Проверка д/з ( наизусть стих-е)

2. Выразительное чтение текста учителем (картинка и текст на экране, слайд 1 Презентация). Задание классу: Какое слово употреблено в необычном значении? Раскройте его значение.

Весенний кот.
Пришла весна, зацвели мать-и-мачеха и незабудки, под коричневыми корнями леса явились подснежники, а в соседнем доме неожиданно расцвел Кот.
Подснежниками заголубели котовьи усы, мать-и-мачехой и листом черемухи зазолотели глаза, а на лапах и на груди объявились белые вербные сережки.
Разукрашенный, цветущий, полеживал он на новой траве, посиживал на старом заборе, блистал глазами на крыше сарая.
Я все ждал, что на хвосте у него объявится какой-нибудь тюльпан, весенний, особенный, котовий, но тюльпан так и не появлялся.
«Наверное, у котов хвосты цветут позднее, – думал я. – Летом, в июле».
Ю. Коваль.

Одно из значений многозначного слова бывает первичным, исходным, а другое – вторичным, переносным. Например, слово глухой в первичном значении характеризует человека, который лишен слуха или плохо слышит (глухой старик), а в сочетаниях глухой переулок, глухой забор, глухой голос, глухая ночь – переносное значение.

Слово, употребленное в переносном значении – "расцвел".

Расцвести – 1. Распустить бутоны, дать цветки. 2 перен. Стать лучше, сильнее, выше в каком-н. отношении. Талант расцвел. 3 Стать радостным, просиять. Лицо расцвело улыбкой.

Автор интересно сочетает прямое и переносное значение слова. Кот радуется приходу весны и похорошел на глазах.

Сегодня мы научимся различать прямое и переносное значение слова в речи, работать с выразительными средствами русского языка.

2. Почему выбран именно такой термин – переносное значение? Название как бы переносится с одного предмета на другой. При этом мы основываемся на сходстве предметов или явлений.

3. Упр. 516, сделать по заданию –Рассмотри рисунки.Чем похожи предметы, называемые в парах слов волны (объяснение) пшеницы –волны моря, колокольчик(объяснение).

4. Упр. 517 – Работа в парах. Найдите в толковом словаре (можно использовать ксерокопию словарных статей разных из Толкового словаря Ожегова) два-три слова, имеющие переносные значения. Один называет слово в прямом – другой называет в переносном, затем называется в переносном, другой называет прямое. Затем меняются.

5. На основе переноса значения по сходству рождаются выразительные средства языка – боевой арсенал поэта, писателя, литературоведа, лингвиста и наш боевой арсенал, который поможет научиться красиво писать и говорить на русском языке, грамотно проанализировать любое литературное произведение. Слайды:

Метафора – понятие, яркий пример, картинка. Пример: (слайд 2)

Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо – все одето
Каким-то тусклым серебром.
А. Фет.

Эпитет. Пример: (слайд 3)

Сны золотые, шёлковые ресницы

Олицетворение. Пример: (слайд 4)

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше.
М. Исаковский.

6. Решаем лингвистическую задачу. Примеры тропов на интерактивной доске (слайд 5) – Найти выразительное средство, определить вид тропа. Объяснить значение.

Чернеет лес, теплом разбуженный,
Весенней сыростью объят.
А уж на ниточках жемчужины
От ветра каждого дрожат.
С. Маршак

Гаснет день. За косогором
Разливается закат,
Звонкий месяц выйдет скоро
Погулять по крышам хат.
М. Исаковский

Вот утро севера – сонливое, скупое...
А. Фет

Стеклянный, редкий и ядреный,
С весёлым грохотом спеша,
Промчался дождь, и лес зеленый
Затих, прохладою дыша.
И. Бунин

7. На экране картинка, музыка. (слайд 6) Может, случится чудо и у нас на уроке родятся уникальные, авторские, ваши метафоры, эпитеты или олицетворение. Подберите эпитет или сравнение к слову роса.

Д/З – Упр. 519 или доделать творческое задание.

Подведение итогов, оценки, чтение по желанию творческих работ.

8. Ребята, в чем же тайна художественно текста? Что помогает автору создавать художественные произведения? Это тропы, слова в переносном значении.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!