СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Многозначные и однозначные слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5 классе, цель которого познакомить учащихся с понятием «многозначные и однозначные слова», учить определять лексическое значение многозначного слова; формировать навыки работы со словарем. Используются приемы смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме: "Многозначные и однозначные слова"»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 85

имени Героя Советского Союза Н.Д.Пахотищева г. Тайшета»










Однозначные и многозначные слова



Русский язык

5 класс




Шенкнехт Ольга Николаевна

Учитель русского языка и литературы

















Дата проведения

08.12.16г


Технологическая карта урока


Ф.И.О.  Шенкнехт Ольга Николаевна
Предмет:  русский язык
Класс:  5
Тип урока: урок объяснения нового материала

Тема

 Однозначные и многозначные слова

Цель

 Познакомить с понятием «многозначные и однозначные слова», учить определять лексическое значение многозначного слова; формировать навыки работы со словарем

Задачи

Образовательные: Формировать систему знаний об однозначных и многозначных словах; формировать умение различать однозначные и многозначные слова, определять, в каком лексическом значении употреблено многозначное слово , находить справки в толковом словаре при определении лексического значения многозначного слова, подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова;
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся; пополнять словарный запас обучающихся; развивать умение логически мыслить, выделять главное, сравнивать, обобщать; развивать умение формулировать проблему; применять новые знания на практике.
Воспитательные: прививать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку; формировать знания о человеческих взаимоотношениях, позитивное отношение к миру, дружеским отношениям; взаимодействие учащихся в парной работе; развитие уважения друг к другу.


УУД

  •  Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция;

  •  Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

  • Познавательные УУД: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.

Планируемые результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, способы отражения в словарной статье толкового словаря разных значений многозначного слова, сходство между разными значениями многозначного слова; уметь распознавать однозначные и многозначные слова среди данных; находить в словаре толкование искомого лексического значения многозначного слова; многозначные слова с указанным общим лексическим значением; определять общий элемент между лексическими значениями многозначного слова, исправлять ошибки в употреблении многозначных слов.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования.

Личностные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования.

Основные понятия

 Лексическое значение слова, однозначные слова, многозначные слова

Межпредметные связи

 ИЗО

Ресурсы:

  •  основные

  •  дополнительные

 Толковый словарь, учебник, карточки, цветные карандаши

Формы урока

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, работа в парах, фронтальная

Образовательная технология

Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, самостоятельная работа над учебным материалом, работа с текстом, прием смыслового чтения

 


Основные этапы
урока, время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты



Предметные

УУД

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятель-

ности

Приветственное слово. «Улыбка»

Покажите карточку настроения.

Работа с эпиграфом.

Слово – оно что яблочко:

с одного-то боку зеленое,

так с другого румяное,

ты его умей его, девица,

повертывать

(Былина об Илье Муромце)

– Вдумайтесь в смысл этого предложения.
Почему именно эти слова взяты как эпиграф
к уроку? На этот вопрос мы должны ответить
в конце урока.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала


Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные:
работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную
от своей)

2. Актуализация
и пробное учебное действие

Составьте, пожалуйста, СС со словами «шляпка» и «половник» (шляпка гвоздя, дамская шляпка, шляпка гриба;

Налить половник супа, разлить суп половником).

Почему со словом «шляпка» у нас получились разные словосочетания (имеет несколько ЛЗ), а со словом половник похожие (1 ЛЗ)?

Как вы думаете, как могут называться слова, которые имеют одно лексическое значение? А те, что много?

Сформулируйте тему нашего урока.

Молодцы, ребята. Вы сами нашли тему нашего урока.

Запишите в тетрадь.

- Чему будем учиться на уроке?

На доске глаголы «Узнать» и «Научиться»

Узнать – что такое однозначные и многозначные слова

Научиться – определять лексическое значение многозначных слов

Схематизация материала.

(Не всегда значение слова может быть понятно сразу, потому что у некоторых слов может быть несколько значений.)

Организует и сопровождает деятельность учащихся

Отвечают на вопросы.

Строят понятные для партнера высказывания.

Воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний
и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа


Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Понимают информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, используют знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:
задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения

3. Выявление места
и причины затруднения

Создает проблемную ситуацию, в которой учащиеся обнаруживают недостаток своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности (самостоятельно или при незначительной помощи учителя).

– Учитывая лексическое значение слова, изобразите, нарисуйте предмет:

1-й ряд – ручка;

2-й ряд – гребень;

3-й ряд – зебра.

– А теперь давайте посмотрим на рисунки и сравним, что у нас получилось.

Организует и сопровождает деятельность учащихся, Контролирует правильность выполнения заданий

Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Выделяют в рисунках общее и различное, приходят к обобщению, что предмет может включать в себя только одно понятие или несколько значений

Творческая работа, анализ языковых единиц. Обсуждение результатов работы


Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Коммуникативные:
задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

4. Целеполагание и построение проекта выхода

из затруднения

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

– Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос: сколько лексических значений имеет слово

Воспринимают на слух информацию, формулируют цель урока

в диалоге с учителем

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Ознакомление с целью урока


Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

5. твор-ческая практическая деятельность

По реализации построенного проекта

– Составьте под каждым рисунком словосочетание и предложение на основе образа-картинки.

– Попробуйте ответить на вопрос: сколько лексических значений могут иметь слова? (Некоторые слова имеют только одно значение, другие слова – несколько значений.)

– Как узнать, в каком именно значении из многих употребляется многозначное слово? (В этом нам помогут слова-соседи многозначного
слова – контекст.)

Чтение теоретического материала в учебнике.

дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность учащихся

Составляют предложения, отвечают на вопросы, работают с учебником. Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления,
составление связных рас-сказов об изученных нормах, работа
с учебными пособиями, письменная работа


Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

6. Первичное закрепление
с комментированием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Письменная работа.

– Как можно узнать, является ли слово однозначным или многозначным? (По толковому
словарю.)

– Найдите в толковом словаре значение слов:

1-й ряд – озимь;

2-й ряд – реять;

3-й ряд – алмазный.

– Почему эти слова являются многозначными?
(Имеют несколько значений.)

– Что объединяет эти значения? (Сходство.)

– Как значения многозначного слова помещаются в словарной статье? (Все эти значения расположены в одной словарной статье.)

– Сделайте вывод, какие слова мы называем многозначными?

Физминутка

Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел —
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки надо встать —
И хвать!

Закройте глаза и вспомните стихотворение физминутки.

Какое слово из этого стихотворения имеет несколько значений? (Ключик - ключ.) Какое значение у этого слова? А где можно уточнить значение слова? (В словаре.)

Придумайте предложение со словом ключ.

Запишите одно из предложений себе в тетрадь.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку
зрения.
В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Работают с заданием

Обобщение
и систематизация знаний
и формирование рациональных способов применения их

на практике


Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

7. Самостоятельная работа с само-проверкой по эталону

1. Распределение слов по группам – работа в парах.

- Теперь вам предстоит применить свои новые знания при выполнении следующего задания.

- Распределите слова на две группы: однозначные и многозначные. Те, кто сидит на 1-ом варианте, выпишут в тетради однозначные слова, а те, кто сидит на 2-ом варианте, будут выписывать многозначные слова. По окончанию работы обменяйтесь тетрадями и проверьте работы друг друга. Оцените работу своего товарища.

Кисть, арбуз, мышь, осень, тетрадь, пальто, золотой, лисички, компьютер, труба.

(ответы к заданию)

Однозначные слова

Многозначные слова

Арбуз

Кисть

Осень

Мышь

Тетрадь

Золотой

Пальто

Лисички

Компьютер

Труба


Работают с заданием. Отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают

и обосновывают свою точку зрения

Беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах, письменная работа


Познавательные:
самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану

8. Включение в систему знаний и повторение.

Чтобы знанья были впрок,

Кратко повторим урок!

Памятка «Однозначные и многозначные слова»
• В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет. 
Например, слово _____________. Оно обозначает резинку для стирания нарисованного или написанного. То же самое можно сказать и о словах карандаш, пальто. Такие слова называются___________________ . 
• Слова, которые имеют несколько значений, называются____________________. Такое слово называет разные предметы, в чём-то _____________ между собой. 
• Значение многозначного слова нам помогают определить__________________ . 
• Разные лексические значения многозначного слова помещаются _________________ .

– Вспомним эпиграф к уроку. Напишите, что вы узнали по новой теме и как эпиграф иллюстрирует наши новые знания.

Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке

Покажите мне карточку с настроением.


Заполняют листы обратной связи, оценивают работу товарищей. Отвечают на вопросы

Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание


Познавательные:
приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки

9. Домашнее задание. Выставление оценок

П. 65, у. 340, 341. Или нарисовать юмористические картинки к многозначным словам (образец в упр. 346)








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!