СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме «Обращение»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для отработки учащимися темы по русскому языку "Обращение"

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме «Обращение»»

Урок русского языка в 5 классе по теме «Обращение»

Подготовила Демускова Ирина Анатольевна

Цели:

  • Сформировать представление об обращении, его роли в предложении

  • Учить находить обращение в предложении

  • Учить отличать подлежащее от обращения

  • Учить постановке знаков препинания при обращении

  • Развивать устную и письменную речь учащихся

  • Формировать навык совместной работы в парах, навыки учебного сотрудничества

  • Развивать мотивацию к учебной деятельности

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся находить обращения в предложении, отличать обращения от подлежащего, понимать роль обращений в предложении, в речи, соблюдать правильную интонацию в предложениях с обращениями, применять пунктуационные правила в таких предложениях, объяснять языковые явления.

Оборудование: компьютер, экран

Ход урока

1 этап

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, мои друзья! Прошу вас садиться. Я вижу, все готовы к работе. Хорошее настроение, прочные знания и желание открыть новое помогут нам сегодня достичь успеха. Слайд 1


2 этап

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Слайд 2

Сегодня нас ждёт неизведанный остров, и без лодки к нему не добраться. Лодка – это ваши знания. Давайте поднимать парус! Я буду задавать вам вопросы, а вы старайтесь отвечать быстро и правильно, поднимайте руку.


  • Второстепенный член предложения, отвечает на вопросы Как? Когда? Где?

  • Предложение, выражающее просьбу, приказ по цели высказывания...

  • Предложение, состоящее только из главных членов предложения...

  • В предложении Дети бегали, играли. Нужен знак препинания...

  • Главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении

  • Эта конструкция выражает законченную мысль.

  • По интонации предложения бывают ...


  • Раздел науки о языке, который мы сейчас изучаем...

  • После обобщающего слова перед однородными членами нужно ставить...

(На парусе появляется слово «Обращение»


А вот и название острова – Обращение. Это тема нашего урока. Вы молодцы, хорошо поработали, начнём делать записи в наших тетрадях. Сегодня второе марта. Классная работа. Тема урока – «Обращение»


На партах у вас есть бланки для самооценки. За каждый правильный ответ вы можете ставить плюс в окошко-иллюминатор. Чем больше плюсов, тем лучше будет ваша оценка за урок. Можем отправляться.


Этап 3

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Маша, ты готова? Стася, а ты? А почему вы мне ответили? Правильно, ведь я к вам обратилась. В разговорной речи, устной и письменной, мы часто называем тех, к кому обращаемся. Попробуем найти такие слова в предложениях. Слайды 3-7

  • Помоги мне, мамочка, пожалуйста!

  • Дорогие ребята, через неделю мы отправляемся в поход.

  • Ты пойдёшь гулять, Настя?

  • Уважаемые зрители, оставьте ваши отзывы о спектакле.

Что это за слова, кого они называют?


Этап 4

Выявление места и причины затруднений. Проект выхода из затруднения

О чём мы будем говорить сегодня на уроке? При ответе вам поможет карта острова. Слайд 8


Как будем решать это затруднение?


Цель нашего урока – об этом узнать и научиться правильно употреблять обращения в речи.


Этап 5

Этап реализации построенного проекта.

Слайд 9

В путь, друзья! Запишите предложения в тетрадь, оставив после каждого предложения пустую строку.


Что же такое обращение? Слайд 10




Чем выражено обращение? Слайд 11





Какое место в предложении занимает, где находится? Слайд 12

Схемы вывешиваются на крыло доски, и напротив каждого предложения

Делается схема



Какими знаками выделяется на письме? Слайд 13


Определим роль обращения в предложении.

Для этого попробуем его закрыть. Действительно, обращения не являются членами предложения, их можно убрать из предложения, но тогда предложения становятся более сухими, уходит непосредственность общения. Слайд 14

А какой ещё член предложения может быть выражен именем существительным в И.п. ? Как же различать обращение и подлежащее? Давайте преобразуем эти предложения так, чтобы слово-обращение стало выполнять роль подлежащего. Форму глагола можно изменять.Обсудите это по парам, найдите правильное решение. Учитель записывает на доске

Что ещё изменилось? Интонация? Действительно, в устной речи обращение выделяется особой, звательной интонацией

Слайд 15


Откройте учебник, прочитайте информацию ещёраз про себя. О чём мы не упомянули? Добавим нужную схему!



Физкультминутка Слайд 16


Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Вот ракушки на песке

(Наклоны.)

Их сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать.

(Приседания.)

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)


Этап 6

Первичное закрепление. Остров изучен. Начинаем осваиваться, то есть закреплять полученные знания. Слайд 17


  1. Прочитайте выразительно предложения с обращениями. Из каких произведений эти строки? Выпишите два любых предложения. Слайд 18


  1. Упражнение 484 – по два предложения по образцу (по вариантам)


  1. Упражнение 485 – по 1 слову – по вариантам


Этап 7

Самостоятельная работа Слайд 19

Этап 8

Применимость нового знания

Слайд 20 Составление диалогов по ситуациям (карточки)

Этап 9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Ответили ли мы на вопросы? Достигли своей цели? Что узнали об обращении?

Выставление оценок.

Запишите домашнее задание. Упражнение 491, 493, параграф 62



Учащиеся занимают свои места, настраиваются на работу.





Учащиеся отвечают на вопросы



Обстоятельство


Побудительное


Нераспространённое


Запятая

Подлежащее


Предложение

Восклицательные и невосклицательные

Синтаксис

Двоеточие




Учащиеся делают записи в тетрадь

Рассматривают бланки для оценок








Ответы учащихся



Ребята называют слова

Мамочка, дорогие ребята, Настя, уважаемые зрители


Это обращения. Называют того, к кому обращаются с речью


-Что такое обращение?

-С какой интонацией произн.?

-Чем выражено?

-Каким чл. пр. является?

-Место в предл.?

-Знаки препинания?

-Как различ. подлеж. и обр.?

Наблюдать, узнавать новое.







Учащиеся списывают предложения с доски.

Обращение - это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью.

Обращение может состоять из одного слова (чаще всего существительного) или иметь пояснительные слова: дорогие друзья, Русь могучая


В начале, в середине или в конце предложения.

[О, – =]. [ – = ,О, …]. [ – = ,О].

Сделайте схемы в тетради

1 ученик подбирает нужную схему


Запятой


1 ученик у доски (Ваня)

Подчеркнём основы предложений. Определим роль обращений.


Подлежащее


Групповая работа детей, запись на доске.



Делается вывод.





Обращение может отделяться и восклицательным знаком
























Выразительное чтение по цепочке.






Письменная работа.

Работа у доски (2 человека)



Самостоятельная работа в тетради, фронтальная проверка


Взаимопроверка, оценка


Групповая работа учащихся



Рефлексия учащихся


Запись домашнего задания

  • Второстепенный член предложения, отвечает на вопросы Как? Когда? Где?

  • Предложение, выражающее просьбу, приказ по цели высказывания...

  • Предложение, состоящее только из главных членов предложения...

  • В предложении Дети бегали, играли. Нужен знак препинания...

  • Главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении

  • Эта конструкция выражает законченную мысль.

  • По интонации предложения бывают ...

  • Раздел науки о языке, который мы сейчас изучаем...

  • После обобщающего слова перед однородными членами нужно ставить





  • Второстепенный член предложения, отвечает на вопросы Как? Когда? Где?

  • Предложение, выражающее просьбу, приказ по цели высказывания...

  • Предложение, состоящее только из главных членов предложения...

  • В предложении Дети бегали, играли. Нужен знак препинания...

  • Главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении

  • Эта конструкция выражает законченную мысль.

  • По интонации предложения бывают ...

  • Раздел науки о языке, который мы сейчас изучаем...

  • После обобщающего слова перед однородными членами нужно ставить...




1 этап

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, мои друзья! Прошу вас садиться. Я вижу, все готовы к работе. Хорошее настроение, прочные знания и желание открыть новое помогут нам сегодня достичь успеха. Слайд 1


2 этап

Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Слайд 2

Сегодня нас ждёт неизведанный остров, и без лодки к нему не добраться. Лодка – это ваши знания. Давайте поднимать парус! Я буду задавать вам вопросы, а вы старайтесь отвечать быстро и правильно, поднимайте руку.


  • Второстепенный член предложения, отвечает на вопросы Как? Когда? Где?

  • Предложение, выражающее просьбу, приказ по цели высказывания...

  • Предложение, состоящее только из главных членов предложения...

  • В предложении Дети бегали, играли. Нужен знак препинания...

  • Главный член предложения, обозначает о ком или о чём говорится в предложении

  • Эта конструкция выражает законченную мысль.

  • По интонации предложения бывают ...


  • Раздел науки о языке, который мы сейчас изучаем...

  • После обобщающего слова перед однородными членами нужно ставить...

(На парусе появляется слово «Обращение»

_________________________________________________________________

А вот и название острова – Обращение. Это тема нашего урока. Вы молодцы, хорошо поработали, начнём делать записи в наших тетрадях. Сегодня второе марта. Классная работа. Тема урока – «Обращение»


На партах у вас есть бланки для самооценки. За каждый правильный ответ вы можете ставить плюс в окошко-иллюминатор. Чем больше плюсов, тем лучше будет ваша оценка за урок. Можем отправляться.


Этап 3

Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Маша, ты готова? Стася, а ты? А почему вы мне ответили? Правильно, ведь я к вам обратилась. В разговорной речи, устной и письменной, мы часто называем тех, к кому обращаемся. Попробуем найти такие слова в предложениях. Слайды 3-7

  • Помоги мне, мамочка, пожалуйста!

  • Дорогие ребята, через неделю мы отправляемся в поход.

  • Ты пойдёшь гулять, Настя?

  • Уважаемые зрители, оставьте ваши отзывы о спектакле.

Что это за слова, кого они называют?



Этап 4

Выявление места и причины затруднений. Проект выхода из затруднения

О чём мы будем говорить сегодня на уроке? При ответе вам поможет карта острова. Слайд 8


Как будем решать это затруднение?


Цель нашего урока – об этом узнать и научиться правильно употреблять обращения в речи.


Этап 5

Этап реализации построенного проекта.

Слайд 9

В путь, друзья! Запишите предложения в тетрадь, оставив после каждого предложения пустую строку.


Что же такое обращение? Слайд 10




Чем выражено обращение? Слайд 11



_________________________________________________________________


Какое место в предложении занимает, где находится? Слайд 12

Схемы вывешиваются на крыло доски, и напротив каждого предложения

Делается схема



Какими знаками выделяется на письме? Слайд 13


Определим роль обращения в предложении.

Для этого попробуем его закрыть. Действительно, обращения не являются членами предложения, их можно убрать из предложения, но тогда предложения становятся более сухими, уходит непосредственность общения. Слайд 14

А какой ещё член предложения может быть выражен именем существительным в И.п. ? Как же различать обращение и подлежащее? Давайте преобразуем эти предложения так, чтобы слово-обращение стало выполнять роль подлежащего. Форму глагола можно изменять.Обсудите это по парам, найдите правильное решение. Учитель записывает на доске

Что ещё изменилось? Интонация? Действительно, в устной речи обращение выделяется особой, звательной интонацией

Слайд 15


Откройте учебник, прочитайте информацию ещёраз про себя. О чём мы не упомянули? Добавим нужную схему!




Физкультминутка Слайд 16


Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Вот ракушки на песке

(Наклоны.)

Их сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать,

Надо чаще приседать.

(Приседания.)

Сядем дружно на песок.

Снова начался урок. (Дети садятся за парты.)

________________________________________________________________

Этап 6

Первичное закрепление. Остров изучен. Начинаем осваиваться, то есть закреплять полученные знания. Слайд 17


  1. Прочитайте выразительно предложения с обращениями. Из каких произведений эти строки? Выпишите два любых предложения. Слайд 18


  1. Упражнение 484 – по два предложения по образцу (по вариантам)


  1. Упражнение 485 – по 1 слову – по вариантам


Этап 7

Самостоятельная работа Слайд 19

Этап 8

Применимость нового знания

Слайд 20 Составление диалогов по ситуациям (карточки)

Этап 9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Слайд 21

Ответили ли мы на вопросы? Достигли своей цели? Что узнали об обращении?

Выставление оценок.

Запишите домашнее задание. Упражнение 491, 493, параграф 62



Учащиеся занимают свои места, настраиваются на работу.





Учащиеся отвечают на вопросы



Обстоятельство


Побудительное


Нераспространённое


Запятая

Подлежащее


Предложение

Восклицательные и невосклицательные

Синтаксис

Двоеточие



______________________


Учащиеся делают записи в тетрадь

Рассматривают бланки для оценок








Ответы учащихся



Ребята называют слова

Мамочка, дорогие ребята, Настя, уважаемые зрители


Это обращения. Называют того, к кому обращаются с речью


-Что такое обращение?

-С какой интонацией произн.?

-Чем выражено?

-Каким чл. пр. является?

-Место в предл.?

-Знаки препинания?

-Как различ. подлеж. и обр.?

Наблюдать, узнавать новое.







Учащиеся списывают предложения с доски.

Обращение - это слово или сочетание слов, которые называют того, к кому обращаются с речью.

Обращение может состоять из одного слова (чаще всего существительного) или иметь пояснительные слова: дорогие друзья, Русь могучая



В начале, в середине или в конце предложения.

[О, – =]. [ – = ,О, …]. [ – = ,О].

Сделайте схемы в тетради

1 ученик подбирает нужную схему


Запятой


1 ученик у доски (Ваня)

Подчеркнём основы предложений. Определим роль обращений.




Подлежащее


Групповая работа детей, запись на доске.



Делается вывод.





Обращение может отделяться и восклицательным знаком
























Выразительное чтение по цепочке.






Письменная работа.

Работа у доски (2 человека)



Самостоятельная работа в тетради, фронтальная проверка


Взаимопроверка, оценка


Групповая работа учащихся



Рефлексия учащихся


Запись домашнего задания



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!