СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе по теме "Определение - второстепенный член предложения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок позволяет сосредоточить внимание детей на определении как второстепенном члене предложения. Урок построен таким образом, что учащиеся в результате выполнения различных заданий с помощью учителя сами открывают новые знания. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе по теме "Определение - второстепенный член предложения"»

Цели: сосредоточить внимание учащихся на определении как второстепенном члене

предложения (на алгоритме его нахождения; на синонимии определений,

выраженных разными способами; на роли определений для точности и

выразительности высказывания; на разграничении определений и сказуемых,

выраженных именами прилагательными); развивать творческие способности;

совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.

1)Раскрытие темы урока (формулируют обучающиеся)

- Раскрыть тему урока нам поможет загадка. Послушайте.

Загадка:

Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок.

- Что за «зверёк»? О чём идёт речь? (о пиле)

- Найдите грамматическую основу предложения.

- А теперь отгадайте, о каком члене предложения идёт речь? Найдите его в предложении: зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, выражен именем прилагательным (определение зубастый).

- Итак, какова же тема нашего урока? Какой это член предложения? (запись в тетрадь темы урока «Определение – второстепенный член предложения»)

* Этап «Сотворчество»

- Задумывались ли вы, почему так назвали этот второстепенный член предложения?

Ваши предложения.

- Подтверждает или опровергает то, что вы сейчас предположили, диалог двух

деревьев. Послушайте его. Определите, какие деревья ведут спор?

Осенние наряды.

Расхвасталось дерево своим нарядом:

- Красивее моей одежды не придумаешь: тут и красный цвет, и

зеленый, и розовый, и оранжевый, и желтый. У иного листа, что ни

уголок, то другой цвет.

- А я считаю, что такой пестрый наряд для солидного дерева

неприличен. Самый скромный и самый красивый цвет – зеленый. Я

этому цвету никогда не изменю. Так и останутся мои иголки

зелеными. И уголки-то у тебя на листьях лишнее. Гораздо лучше

выгляжу я.

- Какие деревья ведут спор? ( ^ Клен и сосна ).

- Какой член предложения помог вам узнать их? Так почему этот член предложения назвали определением?

( Определение дает характеристику предмета, определяет его, обозначает признак предмета ).

2)*Тест ( распечатан на листах)

1. Из предложенного ряда вопросов выберите те, на которые отвечает определение, подчеркните их:

какие? когда? почему? кому? какая? чье? кто? чей? откуда? что? какое? зачем? кем? какой? куда? чьи?

Укажите правильный ответ.

2. Определение обозначает:

1) действие предмета;

2) предмет;

3) место действия;

4) признак предмета;

5) время действия.


3)*Целеполагание.


- Задайте вопросы к теме урока. Систематизируйте их. Сформулируйте цели урока.






4)*Алгоритм нахождения определения в предложении. Прием «Лови ошибку».


- Ребята, на доске записано предложение. Оно разобрано по членам. Согласны ли вы с таким разбором? Свою точку зрения обоснуйте.


- Обратим внимание , какой частью речи выражено определение.


- Исследуйте. Какими еще частями речи может быть выражено определение?


5)*Работа в группах «Одень матрёшку»: распространите текст определениями, выраженными прилагательными и местоимениями (текст распечатан):


Рябину называют (какой?) кр..савицей. (Чьи?) гроздья восхитительны на фоне (какого?) неба. Рябина – (какая?) ягода. Она об..гащает почву (чьими?) плодами, привл..кает (каких?) птиц.

- Объясните орфограммы в словах на месте пропусков.

- Выделите гармматические основы предложений и определения.

- Объясните постановку тире в 3-ем предложении.


6)*Составление грамматического рассказа. Прием «Паучок»


- Обобщим сказанное в опорном конспекте – «паучке».



- По опорному конспекту составьте устный связный рассказ об определении, дополним его своими примерами.


7)*Разграничение определений и сказуемых, выраженных именами прилагательными.

- Ребята, мы сказали, что определение чаще всего бывает выражено именем прилагательным. А какой ещё член предложения может быть выражен именем прилагательным? Приведите примеры.


- Запишите предложение.

Осенью листья клёна жёлтые, красные, зелёные.

- Являются ли прилагательные определениями? Почему?

- Дайте полную характеристику предложения.


8)* Роль определений в речи.


-Ребята, в текстах художественных произведений, особенно в стихах, часто встречаются определения, яркие, точные, помогающие создать художественный образ. Такие слова называются эпитетами. Эпитеты – это находка писателя или поэта.

Послушаем обучающихся, подготовивших мини-проект на тему «Цветовые эпитеты в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива» (индивидуальное творческое задание).


Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;


Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;


Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, —


Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...


- Ребята, так какова же роль эпитетов в тексте?


9)*Работа в парах:


- Выпишите из этого стихотворения другие эпитеты вместе с теми словами (существительными), к которым они относятся (свежий лес, тенью сладостной, росой душистой, студёный ключ, таинственную сагу, смутный сон).

- Что выписали? Прочтите.


10)*Проверка усвоения темы. Прием «крестики-нолики».


- Правильно – Х, неправильно – О.



1).Определение – второстепенный член предложения.


2).В предложении определение зависит от глагола.


3).Определение отвечает на вопросы какой? чей?


4).Определение чаще всего бывает выражено именем прилагательным.


5).Определение не может быть выражено местоимением.


6).Яркие, образные определения называются эпитетами.


7).Эпитеты чаще используются в художественной речи.


8).Имена прилагательные в предложении могут быть только определениями.


9).Определения украшают нашу речь, делают ее более точной.



Проверка на экране:



11)*Рефлексия.


- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?


- Реализовали ли поставленные цели?


- С каким настроением уходите с урока?



12)* Дома:


Связный рассказ об определении, см. опорный конспект «паучок».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!