Конспект урока русского языка в 3 классе
по теме «Второстепенные члены предложения - определение»
технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: сформировать представление об определении как второстепенном члене предложения.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- учить находить определение, отличать его от других членов предложения, пользуясь алгоритмом;
- определять в предложении второстепенные члены (дополнение, определение), обозначать их графически.
Познавательные УУД:
- определять последовательность действий для решения предметной задачи;
- выделять и обрабатывать необходимую информацию из текста;
- умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного);
- делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные УУД:
- умение организовывать свои действия (ставить цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат);
- соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения;
- оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний. Этап актуализации и пробного учебного действия. Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности. | Организационный момент. - Начинаем наш урок. Cегодня на уроке нам предстоит совершить новые открытия, узнать много интересного, а для этого вы должны быть очень наблюдательны и внимательны. Какова тема нашего урока, вы определите сами чуть позже. Запись числа. А какой сегодня день? Что вы можете сказать о нем? А какая связь между этим событием и историей нашей школы? Словарная работа. Посмотрите на карточку. Какое задание вы можете предложить для выполнения? Вставьте пропущенные окончания и подготовьтесь объяснить орфограмму. На какую орфограмму данные слова? (безударное окончание существительных) Прочитайте получившийся текст. Прочитайте предложение, отвечающее на вопрос : Прочитайте шестое предложение. Выпишите третье предложение. Дайте ему характеристику. Какие задания можно выполнить? Выделить грамматическую основу. Найдите знакомые вам второстепенные члены. Определите падежи существительных. Что вы знаете о дополнении? Выявление места и причины затруднения. Почему вы не выделили оставшееся слово? Где возникло затруднение? Почему оно возникло? Что обозначает другой второстепенный член? На какие вопросы отвечает? Попробуйте сами определить, что мы будем делать на уроке. (1. научиться находить новый второстепенный член в предложения, 2. упражняться в разборе предложений с новым второстепенным членом.) Что мы можем сказать о данном слове как члене предложения? Чтобы узнать, какой это член предложения, на какие вопросы мы должны ответить? 1.На какие вопросы отвечает? | Познавательные УУД: - обобщать и классифициро вать по признакам; – формулировать тему и определять последователь ность действий для решения предметной задачи; |
Этап мотивации | Настрой на урок. «Улыбнулись друг другу, чтобы работа была успешной». Запись в тетради (число, классная работа). Слайд №2. - Что за день сегодня? С каким событием он связан? Мы сегодня с вами будем работать с текстом, посвященном этому событию. (Чтение текста). Слайд №3. - А как это событие связано с историей нашей школы? (Наша школа основана в 1961 году, году первого полета человека в космос. Неудивительно, что пионерская дружина добивалась носить имя Ю.А.Гагарина. Это произошло в 1962 году. Позже ребята из нашей школы побывали на родине Ю.Гагарина в г.Гжатске (ныне Гагарин), побывали на родине К.Циалковского в г.Калуге, в Звездном городке. В 1982 году школу посетил летчик-космонавт Павел Попович. Все это можно узнать, посетив Космический зал нашей школы.) Школа всегда славится своими учениками. Хочется надеяться, что и вы в будущем станете гордостью школы. Ну а сегодня покажите, чему вы научились, как умеете работать. Словарная работа. - Кто догадался, какое задание я хотела бы вам предложить для начала? (вставить пропущенные буквы) Объяснение орфограмм. - Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: Кто первый совершил полет в космос? - Прочитайте девятое предложение. («Ракета медленно, будто нехотя…») - Выпишите в тетрадь второе предложение. Дайте ему характеристику. Слайд №4. - Какие задания можно выполнить с этим предложением? - Найдите грамматическую основу (= главные члены предложения). Слайд №5. - Найдите известный вам второстепенный член предложения. Что это за член предложения? (дополнение). (Назвать дополнения и указать падежи существительных.) - Что вы знаете о дополнении? | |
Этап актуализации и пробного учебного действия | - А в предложении есть еще второстепенные члены? Это дополнение? - Почему вы не выделили это слово? Где возникло затруднение? Почему? - Кто догадался, какую цель мы поставим сегодня на урок? (познакомиться с новым второстепенным членом предложения, учиться находить его в предложении) - С каким членом предложения мы еще недостаточно знакомы? Может, кто-то знает, как он называется? - Чтобы узнать, что это за член предложения, на какие вопросы мы должны ответить? Слайд №6. 1. На какие вопросы отвечает? 2. Что обозначает? 3. Какой частью речи выражается? 4. Как называется второстепенный член? 5. Как обозначается графически? - Эти вопросы можно назвать учебными задачами, которые мы будем решать на уроке. Еще какие-то задачи вы хотели бы поставить? (находить определения в предложении) | Регулятивные УУД: - развиваем умение ставить цель, удерживать учебные задачи. |
Изучение нового материала. | Нам необходимо собрать все сведения о новом члене предложения. Давайте вернемся к предложению. Найдите, от какого слова оно зависит, поставьте вопрос. (работа по вопросам) Признак предмета или явления Обозначает определение. «Какой?» и «Какие?» вопросы просты, Лишь не хватает волнистой черты. В случае затруднения, куда мы обращаемся? (учебник, стр.84) Итак, с каким членом предложения мы познакомились? А сейчас подумайте и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением. Работа с учебником. Сравнить со своим выводом. Мы сделали вывод об определении, а теперь давайте познакомимся с правилом в учебнике. Откройте стр. 84, прочитайте правило и подумайте, правы ли мы были. Что ещё нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения — определении? (вопрос чьи?) - Открыли новое знание? Давайте обратимся к практике. | Познавательные: определять последовательность действий для решения предметной задачи; делать выводы на основе анализа объектов, обобщения знаний ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы |
Развитие умений – применение знания. Этап первичного закрепления с комментированием. ΙV. Включение в систему знаний и повторение. V. Итог урока. Этап рефлексии учебной деятельности. VI.Домашнее задание. | Закрепление. Слайд №7. Выполнение самостоятельно по вариантам: 1 вар. - 1, 2 предложения; 2 вар. - 3, 4 предложения. Взаимопроверка в парах. Ответьте на вопрос: какие члены предложения поясняют определения? (разобрать на 1, 3 предложении) Докажите. Уберите из предложения определение. (Читаем предложения без определений и с ними.) Сделайте вывод, для чего нужны определения в речи? (делать речь более точной, яркой, образной) А как называется определение, создающее образное представление о предмете, рисующее картину? (Эпитет) - Вспомните, какую цель мы определили на урок? (научиться находить определение и упражняться в грамматическом разборе предложений) Слайд №8. Сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. Вернитесь к карточке. Вам предложено несколько заданий, разных по уровню сложности. Выберите свое задание и выполните его. (Выборочная проверка и оценка в конце урока) - Какая задача стояла сегодня на уроке? - Что мы должны запомнить о новом второстепенном члене? - Для чего нужны определения в речи? - Как называются образные определения? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – У нас еще остались вопросы? - Оцените свою работу. За что вы хотите себя похвалить? Слайд №9. Упр 178, с. 84 правило. Вы хорошо поработали сегодня. Спасибо за урок! | выявлять сущность, особенности объектов; Регулятивные УУД: - развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: -развиваем умение слушать и понимать других; -строить речевое высказыва- ние в соответствии с постав ленными задачами; -оформлять свои мысли в устной форме; Личностные результаты: - формируем мотивацию к обучению и целенаправлен ной познавательной деятель- ности. |
КАРТОЧКА ДЛЯ УЧЕНИКА
Русские люди давным-давно мечтали о полёт.., о покорении звёз..ного пространства. Герои любимых сказок л..тали на к..вре-самолёте. С тех пор прошло много лет, и мечты людей сбылись. Сейчас в зв1з..ном пространств.. летают к..смические корабли, международные к..смические станции, многочисленные спутники Земли. Космос всегда манил людей.
Вот он, знаменательный день — 12 апреля 1961 года. Стоял солнечный, тёплый день. Вокруг в ст..пи цвели тюльпаны. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо.
На всю страну прозвучало сообщение о том, что первым в мире человеком, совершившим полёт в космос, был Юрий Алексеевич Гагарин. Он на космическом корабле обл..тел вокруг з..много шара. Это был великий подви.. человека, важнейшее, знаменательное событие не только для нашей страны, но и для всего человечества!
После старта Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтик.. . Человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы. Но первый полёт был наиболее трудным и опа..ным.
Уровень 1. Выпишите четвертое предложение, подчеркните определения. Укажите падежи существительных.
Уровень 2. Выпишите их третьего абзаца второе предложение. Выполните его грамматический разбор.
Уровень 3. Выпишите из текста три - четыре словосочетания «существительное + прилагательное». Укажите падежи существительных.