Конспект урока русского языка в 3 классе
по теме «Второстепенные члены предложения - определение»
технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: сформировать представление об определении как второстепенном члене предложения.
Планируемые результаты:
Предметные умения:
- учить находить определение, отличать его от других членов предложения, пользуясь алгоритмом;
- определять в предложении второстепенные члены (дополнение, определение), обозначать их графически.
Познавательные УУД:
- определять последовательность действий для решения предметной задачи;
- выделять и обрабатывать необходимую информацию из текста;
- умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного);
- делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные УУД:
- умение организовывать свои действия (ставить цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат);
- соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения;
- оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;
- развивать умение слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- умение оформлять свои мысли в устной форме.
Личностные результаты:
- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Ι. Актуализация знаний. Этап актуализации и пробного учебного действия. Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности. | Организационный момент. - Начинаем наш урок. Cегодня на уроке нам предстоит совершить новые открытия, узнать много интересного, а для этого вы должны быть очень наблюдательны и внимательны. Какова тема нашего урока, вы определите сами чуть позже. Запись числа. Словарная работа. -
Посмотрите на карточку. Какое задание вы можете предложить для выполнения? -
Вставьте пропущенные окончания и подготовьтесь объяснить орфограмму. -
На какую орфограмму данные слова? (безударное окончание существительных) -
Прочитайте получившийся текст. -
Прочитайте предложение, отвечающее на вопрос : -
Прочитайте шестое предложение. -
Выпишите третье предложение. Дайте ему характеристику. Какие задания можно выполнить? -
Выделить грамматическую основу. -
Найдите знакомые вам второстепенные члены. Определите падежи существительных. -
Что вы знаете о дополнении? Выявление места и причины затруднения. -
Почему вы не выделили оставшееся слово? Где возникло затруднение? Почему оно возникло? Что обозначает другой второстепенный член? На какие вопросы отвечает? -
Попробуйте сами определить, что мы будем делать на уроке. (1. научиться находить новый второстепенный член в предложения, 2. упражняться в разборе предложений с новым второстепенным членом.) 1.На какие вопросы отвечает? | Познавательные УУД: - обобщать и классифициро вать по признакам; – формулировать тему и определять последователь ность действий для решения предметной задачи; |
-
Этап мотивации | Настрой на урок. «Улыбнулись друг другу, чтобы работа была успешной». Запись в тетради (число, классная работа). Слайд №2. - Что за день сегодня? С каким событием он связан? Мы сегодня с вами будем работать с текстом, посвященном этому событию. (Чтение текста). Слайд №3. - А как это событие связано с историей нашей школы? (Наша школа основана в 1961 году, году первого полета человека в космос. Неудивительно, что пионерская дружина добивалась носить имя Ю.А.Гагарина. Это произошло в 1962 году. Позже ребята из нашей школы побывали на родине Ю.Гагарина в г.Гжатске (ныне Гагарин), побывали на родине К.Циалковского в г.Калуге, в Звездном городке. В 1982 году школу посетил летчик-космонавт Павел Попович. Все это можно узнать, посетив Космический зал нашей школы.) Школа всегда славится своими учениками. Хочется надеяться, что и вы в будущем станете гордостью школы. Ну а сегодня покажите, чему вы научились, как умеете работать. Словарная работа. - Кто догадался, какое задание я хотела бы вам предложить для начала? (вставить пропущенные буквы) Объяснение орфограмм. - Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: Кто первый совершил полет в космос? - Прочитайте девятое предложение. («Ракета медленно, будто нехотя…») - Выпишите в тетрадь второе предложение. Дайте ему характеристику. Слайд №4. - Какие задания можно выполнить с этим предложением? - Найдите грамматическую основу (= главные члены предложения). Слайд №5. - Найдите известный вам второстепенный член предложения. Что это за член предложения? (дополнение). (Назвать дополнения и указать падежи существительных.) - Что вы знаете о дополнении? | |
-
Этап актуализации и пробного учебного действия | - А в предложении есть еще второстепенные члены? Это дополнение? - Почему вы не выделили это слово? Где возникло затруднение? Почему? - Кто догадался, какую цель мы поставим сегодня на урок? (познакомиться с новым второстепенным членом предложения, учиться находить его в предложении) - С каким членом предложения мы еще недостаточно знакомы? Может, кто-то знает, как он называется? - Чтобы узнать, что это за член предложения, на какие вопросы мы должны ответить? Слайд №6. 1. На какие вопросы отвечает? 2. Что обозначает? 3. Какой частью речи выражается? 4. Как называется второстепенный член? 5. Как обозначается графически? - Эти вопросы можно назвать учебными задачами, которые мы будем решать на уроке. Еще какие-то задачи вы хотели бы поставить? (находить определения в предложении) | Регулятивные УУД: - развиваем умение ставить цель, удерживать учебные задачи. |
-
Изучение нового материала. | Признак предмета или явления Обозначает определение. «Какой?» и «Какие?» вопросы просты, Лишь не хватает волнистой черты. -
В случае затруднения, куда мы обращаемся? (учебник, стр.84) -
Итак, с каким членом предложения мы познакомились? -
А сейчас подумайте и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением. Работа с учебником. Сравнить со своим выводом. -
Мы сделали вывод об определении, а теперь давайте познакомимся с правилом в учебнике. Откройте стр. 84, прочитайте правило и подумайте, правы ли мы были. Что ещё нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения — определении? (вопрос чьи?) - Открыли новое знание? Давайте обратимся к практике. | Познавательные: определять последовательность действий для решения предметной задачи; делать выводы на основе анализа объектов, обобщения знаний ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы |
-
Развитие умений – применение знания. Этап первичного закрепления с комментированием. ΙV. Включение в систему знаний и повторение. V. Итог урока. Этап рефлексии учебной деятельности. VI.Домашнее задание. | Закрепление. Слайд №7. Выполнение самостоятельно по вариантам: 1 вар. - 1, 2 предложения; 2 вар. - 3, 4 предложения. Взаимопроверка в парах. -
Ответьте на вопрос: какие члены предложения поясняют определения? (разобрать на 1, 3 предложении) Докажите. -
Уберите из предложения определение. (Читаем предложения без определений и с ними.) -
Сделайте вывод, для чего нужны определения в речи? (делать речь более точной, яркой, образной) А как называется определение, создающее образное представление о предмете, рисующее картину? (Эпитет) - Вспомните, какую цель мы определили на урок? (научиться находить определение и упражняться в грамматическом разборе предложений) Слайд №8. (Выборочная проверка и оценка в конце урока) - Какая задача стояла сегодня на уроке? - Что мы должны запомнить о новом второстепенном члене? - Для чего нужны определения в речи? - Как называются образные определения? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – У нас еще остались вопросы? - Оцените свою работу. За что вы хотите себя похвалить? Слайд №9. Упр 178, с. 84 правило. Вы хорошо поработали сегодня. Спасибо за урок! | выявлять сущность, особенности объектов; Регулятивные УУД: - развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - прогнозировать предстоящую работу (составлять план); - осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Коммуникативные УУД: -развиваем умение слушать и понимать других; -строить речевое высказыва- ние в соответствии с постав ленными задачами; -оформлять свои мысли в устной форме; Личностные результаты: - формируем мотивацию к обучению и целенаправлен ной познавательной деятель- ности. |
КАРТОЧКА ДЛЯ УЧЕНИКА
Русские люди давным-давно мечтали о полёт.., о покорении звёз..ного пространства. Герои любимых сказок л..тали на к..вре-самолёте. С тех пор прошло много лет, и мечты людей сбылись. Сейчас в зв1з..ном пространств.. летают к..смические корабли, международные к..смические станции, многочисленные спутники Земли. Космос всегда манил людей.
Вот он, знаменательный день — 12 апреля 1961 года. Стоял солнечный, тёплый день. Вокруг в ст..пи цвели тюльпаны. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо.
На всю страну прозвучало сообщение о том, что первым в мире человеком, совершившим полёт в космос, был Юрий Алексеевич Гагарин. Он на космическом корабле обл..тел вокруг з..много шара. Это был великий подви.. человека, важнейшее, знаменательное событие не только для нашей страны, но и для всего человечества!
После старта Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтик.. . Человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы. Но первый полёт был наиболее трудным и опа..ным.
Уровень 1. Выпишите четвертое предложение, подчеркните определения. Укажите падежи существительных.
Уровень 2. Выпишите их третьего абзаца второе предложение. Выполните его грамматический разбор.
Уровень 3. Выпишите из текста три - четыре словосочетания «существительное + прилагательное». Укажите падежи существительных.