СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Второстепенный член предложения - определение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме "Второстепенный член предложения - определение" по системе Л. Занкова (по учебнику "Русский язык 3 класс" А.Поляковой). К уроку приготовлена рпезентация.

Просмотр содержимого документа
«"Второстепенный член предложения - определение"»

Конспект урока русского языка в 3 классе

по теме «Второстепенные члены предложения - определение»

технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Цель урока: сформировать представление об определении как второстепенном члене предложения.

Планируемые результаты:

Предметные умения:

- учить находить определение, отличать его от других членов предложения, пользуясь алгоритмом;

- определять в предложении второстепенные члены (дополнение, определение), обозначать их графически.

Познавательные УУД:

- определять последовательность действий для решения предметной задачи;

- выделять и обрабатывать необходимую информацию из текста;

- умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного);

- делать выводы на основе обобщения знаний.

Регулятивные УУД:

- умение организовывать свои действия (ставить цель, удерживать учебную задачу, действовать по плану, оценивать результат);

- соотносить учебные действия с алгоритмом определения второстепенных членов предложения;

- оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

- развивать умение слушать и понимать других;

- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- умение оформлять свои мысли в устной форме.

Личностные результаты:

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний.


































Этап актуализации и пробного учебного действия.











Формулирова-ние проблемы, планирование деятельности.

Организационный момент.

- Начинаем наш урок. Cегодня на уроке нам предстоит совершить новые открытия, узнать много интересного, а для этого вы должны быть очень наблюдательны и внимательны. Какова тема нашего урока, вы определите сами чуть позже.

Запись числа.

  • А какой сегодня день? Что вы можете сказать о нем?

  • А какая связь между этим событием и историей нашей школы?

Словарная работа.

  • Посмотрите на карточку. Какое задание вы можете предложить для выполнения?

  • Вставьте пропущенные окончания и подготовьтесь объяснить орфограмму.

  • На какую орфограмму данные слова? (безударное окончание существительных)

  • Прочитайте получившийся текст.

  • Прочитайте предложение, отвечающее на вопрос :

  • Прочитайте шестое предложение.

  • Выпишите третье предложение. Дайте ему характеристику. Какие задания можно выполнить?

  • Выделить грамматическую основу.

  • Найдите знакомые вам второстепенные члены. Определите падежи существительных.

  • Что вы знаете о дополнении?

Выявление места и причины затруднения.

  • Почему вы не выделили оставшееся слово? Где возникло затруднение? Почему оно возникло? Что обозначает другой второстепенный член? На какие вопросы отвечает?

  • Попробуйте сами определить, что мы будем делать на уроке.

(1. научиться находить новый второстепенный член в предложения,

2. упражняться в разборе предложений с новым второстепенным членом.)

  • Что мы можем сказать о данном слове как члене предложения? Чтобы узнать, какой это член предложения, на какие вопросы мы должны ответить?

1.На какие вопросы отвечает?

  • 2

  • \




Познавательные УУД:












- обобщать и классифициро вать по признакам;























– формулировать тему и определять последователь ность действий для решения предметной задачи;


  1. Этап мотивации

Настрой на урок. «Улыбнулись друг другу, чтобы работа была успешной».

Запись в тетради (число, классная работа). Слайд №2.

- Что за день сегодня? С каким событием он связан?

Мы сегодня с вами будем работать с текстом, посвященном этому событию. (Чтение текста). Слайд №3.

- А как это событие связано с историей нашей школы?

(Наша школа основана в 1961 году, году первого полета человека в космос. Неудивительно, что пионерская дружина добивалась носить имя Ю.А.Гагарина. Это произошло в 1962 году. Позже ребята из нашей школы побывали на родине Ю.Гагарина в г.Гжатске (ныне Гагарин), побывали на родине К.Циалковского в г.Калуге, в Звездном городке. В 1982 году школу посетил летчик-космонавт Павел Попович. Все это можно узнать, посетив Космический зал нашей школы.)

Школа всегда славится своими учениками. Хочется надеяться, что и вы в будущем станете гордостью школы. Ну а сегодня покажите, чему вы научились, как умеете работать.



Словарная работа.

- Кто догадался, какое задание я хотела бы вам предложить для начала? (вставить пропущенные буквы)

Объяснение орфограмм.

- Прочитайте предложение, которое отвечает на вопрос: Кто первый совершил полет в космос?

- Прочитайте девятое предложение. («Ракета медленно, будто нехотя…»)

- Выпишите в тетрадь второе предложение. Дайте ему характеристику. Слайд №4.

- Какие задания можно выполнить с этим предложением?

- Найдите грамматическую основу (= главные члены предложения). Слайд №5.

- Найдите известный вам второстепенный член предложения. Что это за член предложения? (дополнение). (Назвать дополнения и указать падежи существительных.)

- Что вы знаете о дополнении?


  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

- А в предложении есть еще второстепенные члены? Это дополнение?

- Почему вы не выделили это слово? Где возникло затруднение? Почему?

- Кто догадался, какую цель мы поставим сегодня на урок? (познакомиться с новым второстепенным членом предложения, учиться находить его в предложении)

- С каким членом предложения мы еще недостаточно знакомы? Может, кто-то знает, как он называется?

- Чтобы узнать, что это за член предложения, на какие вопросы мы должны ответить? Слайд №6.

1. На какие вопросы отвечает?

2. Что обозначает?

3. Какой частью речи выражается?

4. Как называется второстепенный член?

5. Как обозначается графически?

- Эти вопросы можно назвать учебными задачами, которые мы будем решать на уроке. Еще какие-то задачи вы хотели бы поставить? (находить определения в предложении)




Регулятивные УУД:

- развиваем умение ставить цель, удерживать учебные задачи.

  1. Изучение нового материала.


  • Нам необходимо собрать все сведения о новом члене предложения. Давайте вернемся к предложению. Найдите, от какого слова оно зависит, поставьте вопрос. (работа по вопросам)

Признак предмета или явления

Обозначает определение.

«Какой?» и «Какие?» вопросы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.


  • В случае затруднения, куда мы обращаемся? (учебник, стр.84)

  • Итак, с каким членом предложения мы познакомились?

  • А сейчас подумайте и попытайтесь сделать вывод о том, что же называется определением.

Работа с учебником. Сравнить со своим выводом.

  • Мы сделали вывод об определении, а теперь давайте познакомимся с правилом в учебнике. Откройте стр. 84, прочитайте правило и подумайте, правы ли мы были.

Что ещё нового вы для себя узнали о второстепенном члене предложения — определении? (вопрос чьи?)



- Открыли новое знание? Давайте обратимся к практике.


Познавательные:

определять последовательность действий для решения предметной задачи;

делать выводы на основе анализа объектов, обобщения знаний







ориентироваться в учебнике;

находить ответы на вопросы





  1. Развитие умений – применение знания. Этап первичного закрепления с комментированием.












ΙV. Включение в систему знаний и повторение.







V. Итог урока. Этап рефлексии учебной деятельности.








VI.Домашнее задание.








Закрепление. Слайд №7.

  • Выполните упр.175 с.84.

Выполнение самостоятельно по вариантам:

1 вар. - 1, 2 предложения;

2 вар. - 3, 4 предложения. Взаимопроверка в парах.

  • Ответьте на вопрос: какие члены предложения поясняют определения? (разобрать на 1, 3 предложении) Докажите.

  • Уберите из предложения определение. (Читаем предложения без определений и с ними.)

  • Сделайте вывод, для чего нужны определения в речи? (делать речь более точной, яркой, образной) А как называется определение, создающее образное представление о предмете, рисующее картину? (Эпитет)

- Вспомните, какую цель мы определили на урок? (научиться находить определение и упражняться в грамматическом разборе предложений) Слайд №8.

  • Сейчас я вам предлагаю поработать самостоятельно. Вернитесь к карточке. Вам предложено несколько заданий, разных по уровню сложности. Выберите свое задание и выполните его.


(Выборочная проверка и оценка в конце урока)

- Какая задача стояла сегодня на уроке?

- Что мы должны запомнить о новом второстепенном члене?

- Для чего нужны определения в речи?

- Как называются образные определения?


Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

У нас еще остались вопросы?

- Оцените свою работу. За что вы хотите себя похвалить?


Слайд №9.

Упр 178, с. 84 правило.

Вы хорошо поработали сегодня. Спасибо за урок!















выявлять сущность,

особенности объектов;






Регулятивные УУД:

- развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

-оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

- осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

-развиваем умение слушать и понимать других;

-строить речевое высказыва- ние в соответствии с постав ленными задачами;

-оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные результаты:

- формируем мотивацию к обучению и целенаправлен ной познавательной деятель- ности.








КАРТОЧКА ДЛЯ УЧЕНИКА

Русские люди давным-давно мечтали о полёт.., о покорении звёз..ного пространства. Герои любимых сказок л..тали на к..вре-самолёте. С тех пор прошло много лет, и мечты людей сбылись. Сейчас в зв1з..ном пространств.. летают к..смические корабли, международные к..смические станции, многочисленные спутники Земли. Космос всегда манил людей.

Вот он, знаменательный день — 12 апреля 1961 года. Стоял солнечный, тёплый день. Вокруг в ст..пи цвели тюльпаны. Ракета медленно, будто нехотя, изрыгая лавину огня, поднимается со старта и стремительно уходит в небо.

На всю страну прозвучало сообщение о том, что первым в мире человеком, совершившим полёт в космос, был Юрий Алексеевич Гагарин. Он на космическом корабле обл..тел вокруг з..много шара. Это был великий подви.. человека, важнейшее, знаменательное событие не только для нашей страны, но и для всего человечества!


После старта Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтик.. . Человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы. Но первый полёт был наиболее трудным и опа..ным.




Уровень 1. Выпишите четвертое предложение, подчеркните определения. Укажите падежи существительных.


Уровень 2. Выпишите их третьего абзаца второе предложение. Выполните его грамматический разбор.


Уровень 3. Выпишите из текста три - четыре словосочетания «существительное + прилагательное». Укажите падежи существительных.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!