СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Второстепенные члены предложения. Определение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание условий для  формирования умений распознавать второстепенный член предложения -  определение.

Задачи:

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Предметные: Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает определение. Уметь подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте определение.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях.

Регулятивные:  принятие и сохранение учебной задачи, контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Просмотр содержимого документа
«Второстепенные члены предложения. Определение.»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема урока: Второстепенные члены предложения. Определение.

Цель: создание условий для формирования умений распознавать второстепенный член предложения - определение.

Задачи:

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.

Предметные: Знать определение второстепенных членов; вопросы, на которые отвечает определение. Уметь подчеркивать главные члены предложения; находить в тексте определение.

Метапредметные:

Познавательные: формирование умения поиска информации в учебных словарях.

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, контролирование своей деятельности по ходу или результатам выполнения задания.

Коммуникативные: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.

Тип урока: «открытие» новых знаний

Форма урока: проблемный урок

Оборудование: учебник М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова «Русский язык 3 класс», компьютер, презентация.

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

- Добрый день, ребята! Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа: создание проблемной ситуации

1.Словарная работа

На доске написаны слова: К .рман, к…ртина, д…р…га, яблоко, в…гон, с…рень, б…лото, с…л…вей, р…кета, т…традь, косм .с, кв.ртира, автомобиль.

- Спиши, вставьте пропущенные буквы.

- Что общего у этих слов?

- Чем различаются эти слова?

- Если это существительные в Им. п., то каким членом предложения будут эти существительные?

- Составьте устно предложения с любым словом, где бы они были главным членом. (По дороге мчится автомобиль. На тарелке лежит красное яблоко. В саду растёт душистая сирень. На заре звонко запел соловей.)

- А если эти существительные поставить в другие падежи, то каким членом предложения станут эти существительные?

-А какие второстепенные члены предложения вы знаете?

-Давайте вспомним, какой второстепенный член предложения называется обстоятельством (дополнением).

-Давайте запишем одно предложение и найдём в этом предложении главные и второстепенные члены.

На тарелке лежит красное яблоко.



Учащиеся записывают словарные слова и подчёркивают «опасные» места.



Сущ., ед. ч., Им.п.

Род, склонение.

Подлежащим, т.е. главным членом предложения.

Учащиеся составляют предложения.



Второстепенным членом предложения.

Обстоятельство, дополнение.

Учащиеся вспоминают правила.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

3. Выявление места и причины затруднения.

Цель этапа: выявление места и причины затруднения, фиксация новой учебной задачи

-Почему возникло затруднение при определении второстепенных членов?



-Сформулируйте тему нашего урока.

-Сформулируйте цели урока.

Выберите, на какие вопросы нам предстоит ответить на уроке

1.Что обозначает второстепенный член предложения?

2.На какие вопросы отвечает?

3.Какой частью речи является?

4.Как называется второстепенный член предложения?

5.Как подчёркивается?

-Какой из вопросов вы считаете лишним?



-Можем ли мы эти вопросы назвать задачами, которые мы будем решать на уроке?








-Затруднение возникло, так как мы не знакомы с новым второстепенным членом.

Учащиеся формулируют тему урока:

- Определение

-Сегодня на уроке мы должны познакомиться с новым второстепенным членом предложения, научиться находить в предложении определения, составлять предложения с определениями.



-Третий, так как мы уже определили, что слово красное является прилагательным)

-Да.

Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные-самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы

4.Построение проекта выхода из затруднения.

Цель этапа: поиск решения учебной задачи

- Давайте попробуем решить эти задачи. Сначала вы будете работать самостоятельно. Для работы вам потребуются:

предложения, которые записаны у вас в тетради.

Составьте план, по которому вы будете находить второстепенный член предложения.




Учащиеся составляют план.

Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование, логические- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

5.Реализация построения проекта

-Вернемся к предложениям. Составьте план ответа о второстепенных членах предложения. С чего начинаете нахождение второстепенного члена предложения?

Какова последовательность ваших действий?











-Расскажите в парах друг другу об определении по данному плану.

-Нахождение второстепенного члена предложения начинаем с нахождения слова, от которого зависит второстепенный член.



1.От какого слова зависит второстепенный член?

2.Что обозначает?

3.На какие вопросы отвечает?

4.Чем может быть выражено?

Учащиеся работают в парах, рассказывая об определении по составленному плану.


6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

Анализ записанных на доске предложений. Учащиеся называют грамматические основы и определения.

На реку спустился белый туман.

На крючок попалась большая рыба.

Сильный ветер срывал с деревьев листья.

От цветка исходил нежный аромат.

-Объясните правописание безударных гласных в корне слова.


-Сначала находим грамматическую основу предложения. Что? – Туман. Что сделал? – Спустился.

Затем находим слово, от которого задаем вопрос к определению. Туман (какой?)- белый. Это определение, выраженное прилагательным.


Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: коррекция отработки способа.


Работа в паре.

Запись предложений под диктовку с последующим заданием: подчеркнуть грамматические основы и определения.

Лесное озеро покрылось рябью. Это шаловливый ветер выбежал из чащи. Пугливые водомерки устремились к берегу. Они испугались свежего ветерка.

Проверьте выполненное задание с образцом на доске, предварительно обменявшись тетрадями.



Самостоятельная работа.

Учащиеся работают в паре.




Осуществляют самопроверку, сравнивая с образцом, записанным на доске








Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель этапа: коррекция отработки способа.


Запишите предложения, разберите их по образцу.

1.Ребята купили шоколадные конфеты. 2.Антон читает интересную книгу. 3 Мама купила красивое платье. 4. Сильный дождь размыл дорогу. 5.Рысь поймала маленькую мышь.



Дополнительное задание

*Составьте 1-2 предложения с определениями.



Учащиеся выполняют задания.





Учащиеся сами оценивают результат своей работы, проверяя выполнение задания по карточкам.





Учащиеся составляют предложения.

Пушистое облако закрыло солнце. Деревья покрылись молодой листвой. Белая берёзка стоит на пригорке.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, волевая саморегуляция

9.Рефлексия деятельности

Цель этапа: самооценка учебной деятельности, соотношение цели и результата

1.Знать, что такое определение, уметь рассказывать о нем по составленному на уроке плану. ( с. 148 правило)

2.Упр. 178.

3. Задание «Для умников и умниц».

Написать сочинение-миниатюру «Моя школа », подчеркнуть в полученном тексте определения.

Выясняют домашнее задание, задают вопросы.






















Регулятивные: волевая саморегуляция; коммуникативные: постановка вопросов.


-Продолжите фразы:

Сегодня на уроке…

Мне на уроке….

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их усвоения

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!