СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 8 классе "Второстепенные члены предложения. Определение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка в 8 классе "Второстепенные члены предложения. Определение"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 8 классе "Второстепенные члены предложения. Определение"»



ТЕМА УРОКА: Второстепенные члены предложения. Дополнение.


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Обучающие:

  • активизация ранее усвоенных знаний учащихся о второстепенных членах предложения;

  • расширение понятия о дополнении: прямое и косвенное дополнение

  • наблюдение над ролью дополнений в речи.

2. Развивающие:

  • формирование умения находить дополнения в предложении, ставить к ним вопросы;

  • закрепление умения графически обозначать дополнения.

3. Коррекционные:

  • активизация образно-эмоциональной речевой деятельности;

  • формирование умения находить и выделять главное;

  • развитие зрительного восприятия на основе сходства и различия.

4. Воспитательная:

  • воспитание любви и бережного отношения к родной природе.


ТИП УРОКА: объяснение нового материала.


ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. Учебник «Русский язык. 8 класс» учеб. для общеобразоват. учреждений/Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова; науч. ред. Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Классная доска.

  3. Раздаточный материал (карточки с заданием).

  4. Интерактивная доска.


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ:

  1. Словесный метод (беседа).

  2. Объяснительно-иллюстративный метод (презентация).

  3. Репродуктивный метод (работа с карточками, практическая работа, самостоятельная работа, работа с таблицей).


ПЛАН УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний. Подготовка к объяснению нового материала.

  3. Восприятие и первичное осмысление новых знаний.

  4. Закрепление изученного.

  5. Проверка и коррекция знаний, полученных на уроке.

  6. Домашнее задание.

  7. Подведение итогов урока, выставление оценок.


ХОД УРОКА


1




I. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не просто урок – у нас урок прощания с осенью.

Откройте тетради, запишите число, классная работа. В конце урока мы с вами проведем самостоятельную работу, поэтому в течение урока будьте очень внимательны.

Художники, писатели, поэты разных эпох воспевали в своих произведениях красоту родной природы, описывали времена года такими, какими они их видели. Давайте посмотрим на экран и постараемся увидеть эти картины глазами поэтов.



1

2

(слайд 1)

II. Актуализация опорных знаний.

1.Прозрачных облаков спокойное движенье,
Как дымкой солнечный перенимая свет,
То бледным золотом, то мягкой синей тенью
Окрашивает даль.2. Нам тихий свой привет
Шлет осень мирная… (А.Толстой)


Учитель

1. Посмотрите внимательно на текст и выполните задания в карточках:

1)Определите вид художественно-выразительного средства в предложениях

1 вариант 1-сравнение

2 вариант 2.-олицетворение

2)Выпишите грамматическую основу предложения 2.

-шлет осень

3) Укажите количество грамматических основ в предложении 1.

-1

4) Выпишите из предложений словосочетания со связью управления:

1 вариант 1 предлож облаков движенье, окрашивает золотом, окрашивает тенью

2 вариант 2 предлож привет шлёт

- Какими членами предложения являются зависимые слова данных словосочетаний?
2.Дайте синтаксическую характеристику данных предложений

-повеств, невоскл, простое, двусост, распрос, (1ослож деепр. обор, однор членами) (2 неослож)

Ребята, как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?

- о двусоставных предложениях, второстепенных членах предложения.



3

(слайд 2)

III. Объяснение нового материала.


1. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера… (Ф.И.Тютчев)


Учитель: Посмотрите внимательно на текст и назовите слова, без которых мы не смогли бы увидеть осеннюю картину так, как ее показал поэт? (первоначальной, короткая, дивная, хрустальный, лучезарны)

-Какими членами предложения они являются?

-Выпишите с данными словами словосочетания. Определите вид подчинительной связи в данных словосочетаниях.

-осени первоначальной, короткая пора, дивная пора - согласование

-Укажите количество грамматических основ в данном предложении, прочитайте их

-3



4

(слайд 3)


Все деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный (Б.Пастернак)

Учитель

- Выпишите словосочетание со связью примыкание

стоят попарно

Какой частью речи выражено зависимое слово в данном словосочетании и каким членом предложения оно является?

- наречие, обстоятельство


5



на доске

Учитель: Теперь давайте посмотрим на предложения и сравним их:


Наступила осень.

После знойного лета наконец наступила прохладная золотая осень.


-Какое из предложений несёт больше информации?

(Больше информации во втором предложении, т.к. в нём, кроме грамматической основы, есть второстепенные члены предложения).

- Из каких членов предложения состоит 1 предложение?

(подлежащее и сказуемое, т.е. из грамматической основы).

-А 2 предложение?

(из грамматической основы и второстепенных членов).

-Так на какие 2 группы делятся члены предложения?

(главные и второстепенные).

-Назовите главные члены предложения

(подлежащее и сказуемое).

-Назовите второстепенные члены предложения

(дополнение, определение, обстоятельство).

Вывод: Так зачем же нужны второстепенные члены предложения в речи, в художественном тексте?

(они поясняют, уточняют, дополняют; помогают более полно и точно описывать предметы и явления окружающей действительности; обогащают нашу речь).



6















слайд 4

Физминутка

Каждый из вас получает осенний листок, где написаны отрывки из стихов. Прочитайте эти предложения и повторите движение осенних листьев.

1. Кружася медленно в безветрии лесном,
На землю желтый лист спадает за листом

2Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтевшие по ветру летят;

3.Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.

4. Осень – время мечтать и смотреть разноцветные сны,

5. Осень – время стихов с неизбежным наличием фраз

Очень хорошо. Значит …… расскажет нам небольшой отрывок стихотворения об осени.

…………………………………………………………………………



7


слайд 5









на доске

Учитель: Подробнее остановимся сегодня на дополнении. Давайте вспомним падежи.

Дополнение отвечает на вопросы?

косвенных падежей.

Какие падежи являются косвенными?

Все, кроме Ип.

Читаем правило в учебнике.

Учитель: Заполняем таблицу. У вас на листочках написаны словосочетания. Обратите внимание на зависимое слово данных словосочетаний, определите падеж существительного и прикрепите лепестки в нужный столбик

Гл.сл +завис сл – сущ вРп. Вп. без предлога

Гл. сл. +завис сл – сущ в Тп. Пп или Рп с предлогом

Люблю осень

Рисуем лес

встретил друга


Любуюсь красотой

Говорим об осени

Спросим у осени

-Какие дополнения являются прямыми?

Прямые дополнения в русском языке употребляются без предлогов и выражаются переходными глаголами в винительном падеже. -


8




Слайды

6,7

IV. Закрепление изученного.

Учитель: Читаем предложения и определяем вид подчинительной связи в выделенных словосочетаниях. Каким членом предложения являются гл. и завис слова в словосочетании.

Уже меня не ранит осень, Перех гл+мест Рп без пр – прям доп
Не колыхнет волной души. Перех гл + сущРп без пред – прям доп



Мимо дубов и пышных сосен
Куда теперь она спешит?  Непер гл + сущРп с пред – косв доп



9

V. Рефлексия

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

- Что нового узнали на уроке?

- Как вы думаете, что нам ещё нужно повторить?


10


VII. Домашнее задание.

.