Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи Республики Крым «Школа № 4 им. А.С.Пушкина»
Урок в 5 классе по теме «Прямое и переносное значение слов. Способы переноса значения слов». ( УМК: Л.М.Рыбченкова. Русский язык. 5 класс.)
Учитель Паркина Л.И.
г. Керчь
2016 г.
Тема. Прямое и переносное значение слов. Способы переноса значения слов.
Цель. Познакомить учащихся с прямым и переносным значением слов, выяснить способы переноса значения слов.
Задачи. Обучающие: познакомить учащихся с понятиями «прямое» и «переносное значение» слов, причиной переноса значения; научить различать прямое и переносное значение слов; формировать умение находить в тексте слова в переносном значении, употреблять слова в переносном значении в речи.
Развивающие: развивать творческую активность учащихся, обогащать их словарный запас; совершенствовать грамматический строй речи учащихся.
Воспитательные : воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к слову.
Планируемые результаты.
Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в паре, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке.
Метапредметные:
Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой (осуществлять поиск и сбор информации), постановка и решение проблемы. Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку, взаимопроверку, корректировать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД: умение работать в паре, владение разными формами речи.
Предметные: Ознакомление со способами образования переносного значения слова. Отработка первичных умений и навыков учащихся.Умение различать прямое и переносное значение слова, использовать в речи слова в переносном значении, анализировать, делать выводы.
Тип урока: урок применения новых знаний на практике
Технологии: технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающая, ИКТ
УМК: учебник Л.М.Рыбченковой. Русский язык. 5 класс. М., «Просвещение», 2014г.
Оборудование: презентация, иллюстрации
Понятия: прямое, переносное значение
Межпредметные связи: Литература
Ход урока
I. Оргмомент
II. Актуализация опорных знаний. Опрос с элементами викторины.
Что изучает лексикология? Почему слово – основная единица языка?
Викторина «Лексическая минутка»
2.Назовите слово: а) сумка, предназначенная для того, чтобы носить книги и тетради (портфель)
Б) несколько связанных друг с другом по смыслу и грамматически предложений (текст)
В) расположение букв в определенном порядке (алфавит)
Г) контрольный момент в слове, вызывающий сомнения в написании (орфограмма)
Д) собрание засушенных растений (гербарий)
Е) разговор двух лиц ( диалог)
Ж) раздел науки о языке, изучающий правила произношения слов (орфоэпия)
3. Что помогло вам так быстро определить и назвать слово? Легко это было или нет? Почему? Какие слова называются однозначными, какие – многозначными?
4. Где можно узнать о лексическом значении слова?
III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.
Слово учителя. Прежде чем мы определим тему урока, я хочу задать вам вопрос по литературе. Какого былинного богатыря мы видим? ( слайд презентации). Кто такой Илья Муромец? (Ответы учеников).
В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого- румяное, ты умей его, девица, повертывать.» Вдумайтесь в смысл этого предложения. Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное, а главное «ты умей его повертывать», т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь не одно значение. Кроме своего прямого значения, может иметь и другое, о котором мы узнаем на уроке. Тема звучит «Прямое и переносное значение слов».
- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Учащиеся называют цели урока под руководством учителя)
IY. Решение проблемной задачи.
Железные гвозди – железное здоровье (Слайд презентации)
- Объясните значение первого словосочетания, второго.
- Почему одно и то же слово употребляется в этих далеких друг от друга значениях? (Ответ. Вещи из железа прочные, крепкие, здоровье может быть крепким, вот и стали его называть железным.)
Учитель. Так появилось у слова «железный», кроме прямого значения, переносное.
Золотое кольцо- золотая пшеница- золотые руки (- Что общего в этих словосочетаниях?)
- Как вы думаете, каковы причины переноса значений? ( Ответ. По сходству).
Вывод о прямом и переносном значении ( Слайд презентации, схема)
- Где мы можем встретить слова в переносном значении? (Ответы учеников).
- Как вы думаете, как слова в переносном значении преображают нашу речь? (Ответы учеников)
Учитель. Так появляются в литературе художественные средства выразительности. Словарь урока ( Слайд презентации о метафоре, олицетворении).
Y. Первичное закрепление.
Распределительный диктант ( выполняется по цепочке): свирепый зверь- свирепый мороз, серебряное кольцо- серебряный голосок, плывет спортсмен- плывут тучи, ребенок улыбается- солнце улыбается, девушка грустит- березка грустит
YI. Физкультминутка
YII. Отработка полученных знаний. Выполнение заданий.
1.Замени одно из существительных прилагательным в переносном значении с взаимопроверкой..
Золото, пора; сталь, мускулы;. волк, аппетит; свинец, тучи;
Работа в паре. Составить словосочетания с прямым и переносным значением со словами: огненный, тяжелый, хмурое, открытая, острое
Работа с загадками (устно). (Слайд презентации).
-Есть в загадках слова в переносном значении?
Дедушка мост мостит без топора и без ножа. (мороз)
Шел долговяз, в сыру землю увяз (дождь).
Два братца в воду глядятся, век не сойдутся (береза).
Разноуровневые задания.
Учащиеся среднего уровня работают с текстом ( Слайд).
Учащиеся слабого уровня выполняют упражнение учебника.
Учащиеся сильного уровня подбирают к словам слова в переносном значении на тему «Зимняя сказка».
Задание к тексту. Выберите словосочетания со словами в переносном значении.
Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на белом снегу.
Задание «Зимняя сказка». Подберите слова в переносном значении к словам: ветер, мороз, снежинки, снег, деревья, небо, тучи, гроздья рябины. Составьте небольшой текст. (Слайд)
YIII. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. Корней Чуковский записывал высказывания малышей, не знавших переносного значения слов.
«Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Сережа,- Там на экзаменах режут».
Вот зимой выпадет снег, ударят морозы
– А я тогда не пойду на улицу.
– Почему?
-А чтоб меня морозы не ударили.
3. Мама выстирала рубашку и попросила сына повесить ее сушить на солнышке. Сын ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить?
- Я не достал до солнышка.
Я думаю, с вами не произойдут такие конфузы, потому что мы сегодня говорили о словах, которые «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Слайд)
- Что это за слова?
- Мы узнали, что они обозначают…
-Перенос значений происходит по…
-На уроке я чувствовал себя…
-Наиболее интересный момент…
- Ответы моих одноклассников были…
-Я понял/ не понял…
IX. Д.З. Выучить параграф учебника, выполнить упражнение ( по выбору учителя для слабого и среднего уровня), написать рассказ «Зимняя сказка» ( сильный уровень).
5