СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Прямое и переносное значение слов. Способы переноса значений"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одно из лексических значений многозначных слов-переносное значение. Слова в переносном значении обогащают речь учащихся, придавая ей образность

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Прямое и переносное значение слов. Способы переноса значений"»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Керчи Республики Крым «Школа № 4 им. А.С.Пушкина»











Урок в 5 классе по теме «Прямое и переносное значение слов. Способы переноса значения слов». ( УМК: Л.М.Рыбченкова. Русский язык. 5 класс.)











Учитель Паркина Л.И.









г. Керчь

2016 г.



Тема. Прямое и переносное значение слов. Способы переноса значения слов.

Цель. Познакомить учащихся с прямым и переносным значением слов, выяснить способы переноса значения слов.

Задачи. Обучающие: познакомить учащихся с понятиями «прямое» и «переносное значение» слов, причиной переноса значения; научить различать прямое и переносное значение слов; формировать умение находить в тексте слова в переносном значении, употреблять слова в переносном значении в речи.

Развивающие: развивать творческую активность учащихся, обогащать их словарный запас; совершенствовать грамматический строй речи учащихся.

Воспитательные : воспитывать осознанную потребность в знаниях, любовь к слову.

Планируемые результаты.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в паре, умения оценивать ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке.

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой (осуществлять поиск и сбор информации), постановка и решение проблемы. Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку, взаимопроверку, корректировать результаты своей деятельности. Коммуникативные УУД: умение работать в паре, владение разными формами речи.

Предметные: Ознакомление со способами образования переносного значения слова. Отработка первичных умений и навыков учащихся.Умение различать прямое и переносное значение слова, использовать в речи слова в переносном значении, анализировать, делать выводы.

Тип урока: урок применения новых знаний на практике

Технологии: технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающая, ИКТ

УМК: учебник Л.М.Рыбченковой. Русский язык. 5 класс. М., «Просвещение», 2014г.

Оборудование: презентация, иллюстрации

Понятия: прямое, переносное значение

Межпредметные связи: Литература

Ход урока

I. Оргмомент

II. Актуализация опорных знаний. Опрос с элементами викторины.

  1. Что изучает лексикология? Почему слово – основная единица языка?

Викторина «Лексическая минутка»

2.Назовите слово: а) сумка, предназначенная для того, чтобы носить книги и тетради (портфель)

Б) несколько связанных друг с другом по смыслу и грамматически предложений (текст)

В) расположение букв в определенном порядке (алфавит)

Г) контрольный момент в слове, вызывающий сомнения в написании (орфограмма)

Д) собрание засушенных растений (гербарий)

Е) разговор двух лиц ( диалог)

Ж) раздел науки о языке, изучающий правила произношения слов (орфоэпия)

3. Что помогло вам так быстро определить и назвать слово? Легко это было или нет? Почему? Какие слова называются однозначными, какие – многозначными?

4. Где можно узнать о лексическом значении слова?

III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Слово учителя. Прежде чем мы определим тему урока, я хочу задать вам вопрос по литературе. Какого былинного богатыря мы видим? ( слайд презентации). Кто такой Илья Муромец? (Ответы учеников).

В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-то боку зеленое, так с другого- румяное, ты умей его, девица, повертывать.» Вдумайтесь в смысл этого предложения. Слово, если рассматривать его с разных сторон, разное, а главное «ты умей его повертывать», т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь не одно значение. Кроме своего прямого значения, может иметь и другое, о котором мы узнаем на уроке. Тема звучит «Прямое и переносное значение слов».

- Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (Учащиеся называют цели урока под руководством учителя)

IY. Решение проблемной задачи.

Железные гвозди – железное здоровье (Слайд презентации)

- Объясните значение первого словосочетания, второго.

- Почему одно и то же слово употребляется в этих далеких друг от друга значениях? (Ответ. Вещи из железа прочные, крепкие, здоровье может быть крепким, вот и стали его называть железным.)

Учитель. Так появилось у слова «железный», кроме прямого значения, переносное.

Золотое кольцо- золотая пшеница- золотые руки (- Что общего в этих словосочетаниях?)

- Как вы думаете, каковы причины переноса значений? ( Ответ. По сходству).

Вывод о прямом и переносном значении ( Слайд презентации, схема)

- Где мы можем встретить слова в переносном значении? (Ответы учеников).

- Как вы думаете, как слова в переносном значении преображают нашу речь? (Ответы учеников)

Учитель. Так появляются в литературе художественные средства выразительности. Словарь урока ( Слайд презентации о метафоре, олицетворении).

Y. Первичное закрепление.

Распределительный диктант ( выполняется по цепочке): свирепый зверь- свирепый мороз, серебряное кольцо- серебряный голосок, плывет спортсмен- плывут тучи, ребенок улыбается- солнце улыбается, девушка грустит- березка грустит

YI. Физкультминутка

YII. Отработка полученных знаний. Выполнение заданий.

1.Замени одно из существительных прилагательным в переносном значении с взаимопроверкой..

Золото, пора; сталь, мускулы;. волк, аппетит; свинец, тучи;

  1. Работа в паре. Составить словосочетания с прямым и переносным значением со словами: огненный, тяжелый, хмурое, открытая, острое

  2. Работа с загадками (устно). (Слайд презентации).

-Есть в загадках слова в переносном значении?

Дедушка мост мостит без топора и без ножа. (мороз)

Шел долговяз, в сыру землю увяз (дождь).

Два братца в воду глядятся, век не сойдутся (береза).

  1. Разноуровневые задания.

Учащиеся среднего уровня работают с текстом ( Слайд).

Учащиеся слабого уровня выполняют упражнение учебника.

Учащиеся сильного уровня подбирают к словам слова в переносном значении на тему «Зимняя сказка».

Задание к тексту. Выберите словосочетания со словами в переносном значении.

Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на белом снегу.

Задание «Зимняя сказка». Подберите слова в переносном значении к словам: ветер, мороз, снежинки, снег, деревья, небо, тучи, гроздья рябины. Составьте небольшой текст. (Слайд)

YIII. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель. Корней Чуковский записывал высказывания малышей, не знавших переносного значения слов.

  1. «Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Сережа,- Там на экзаменах режут».

  2. Вот зимой выпадет снег, ударят морозы

– А я тогда не пойду на улицу.

– Почему?

-А чтоб меня морозы не ударили.

3. Мама выстирала рубашку и попросила сына повесить ее сушить на солнышке. Сын ушел, но скоро вернулся с рубашкой.

- Почему ты не повесил ее сушить?

- Я не достал до солнышка.

Я думаю, с вами не произойдут такие конфузы, потому что мы сегодня говорили о словах, которые «умеют плакать и смеяться, приказывать, молить и заклинать, и, словно сердце, кровью обливаться, и равнодушно холодом дышать». (Слайд)

- Что это за слова?

- Мы узнали, что они обозначают…

-Перенос значений происходит по…

-На уроке я чувствовал себя…

-Наиболее интересный момент…

- Ответы моих одноклассников были…

-Я понял/ не понял…

IX. Д.З. Выучить параграф учебника, выполнить упражнение ( по выбору учителя для слабого и среднего уровня), написать рассказ «Зимняя сказка» ( сильный уровень).

5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!