СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе с применением техник формирующего оценивания. Тема урока "Синонимы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка с использованием техники критериального оценивания

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе с применением техник формирующего оценивания. Тема урока "Синонимы"»

Технологическая карта урока русского языка в 5 «А» классе

Учитель – Шестакова Н. А.
Тема урока: Синонимы.
Цели урока:

образовательные: знать определение синонимов; использовать их в речи в соответствии со  стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная:   воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

Этапы

Ход урока

Использование формирующего оценивания

урок «открытия» нового знания

1

этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

У: - Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.


2

этап актуализации и пробного учебного действия

На прошлом уроке мы с вами познакомились с сокровищницей нашего языка – словами в переносном значении. Особенно интересным для вас было задание по нахождению тропов в художественном тексте. Вспомним, как это делается

Задание 1. Прочитайте текст. Найдите слова в переносном значении и определите, каким тропом они являются.

В тишине зар_ждает(?)ся ра(с,сс)вет, небо на востоке алеет. Хрустальным шаром в_сит в небе бледная луна. Всё ещё спит вода кувшинки рыбы птицы. И только совы л_тают у костра. Котелок бормочет на огне. Мы говорим ш_потом: боимся спугнуть ра(с,сс)вет.

Задание 2. Запишите и разберите 2-е предложение текста. Оцените свою работу по карточке

Задание 3. В тексте встретилось слово БЛЕДНАЯ. Можете ли вы объяснить, что значит это слово.

Дети называют слова: неяркая, тусклая.

- Какой способ толкования этого слова вы использовали?

Д: подбор синонимов.

 Что вы знаете о синонимах?

  • это слова близкие по значению;

  • отвечают на один и тот же вопрос;

  • помогают разнообразить нашу речь;

  • позволяют убрать повторы;

  • помогают объяснить значение слов;

- А можно ли объяснить лексическое значение этого слова с помощью противоположных по значению слов?

Итак, тема нашего урока: «Синонимы».

Вот следующее задание: Соберите синонимы из предложенного списка слов

Бледный, сильный, обездоленный, могучий, алый, красивый, багряный, прекрасный, пунцовый, большой, маленький, гигантский, мизерный.

Встретились ли вам в этом списке антонимы?

(большой – маленький)


Критерии для оценивания разбора ( по баллу за каждый)

  1. Правильно выделена грамматическая основа

  2. Правильно выделены второстепенные члены предложения

  3. Обозначены части речи над всеми членами предложения

  4. Правильно и по порядку даны характеристики предложения

  5. В предложении отсутствуют ошибки.


3

этап выявления места и причины затруднения

А теперь предлагаю следующее задание: вставьте в предложение пропущенный глагол-сказуемое из набора (идти, шествовать, плестись)

Я _______ в магазин за покупками.

Сергей едва________ с катка.

За машиной важно _________ самые уважаемые люди города.

Почему нельзя использовать глагол ПЛЕСТИСЬ или ШЕСТВОВАТЬ в 1 предложении?

Д: у них одно значение, но отличие в употреблении.


4

этап построения проекта выхода из затруднения

Что нужно сделать, что правильно употреблять такие слова?

Д: воспользоваться толковым словарём.

У: правильно, такие слова называются СТИЛИСТИЧЕКИМИ СИНОНИМАМИ и имеют в словаре специальные пометы: книж., нейтр., разг.


5

этап реализации построенного проекта

Выполним упражнение 471. Работать будем в паре, а затем проверим качество выполненной вами работы

Сверка с эталоном на карте самопроверки

6

этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Проговаривание слов из 2 столбика, приведение примеров использования книжных слов в речи: почивать, возрыдать (в сказках, стихотворениях), ходатАйствовать (в документах – заявлениях)


7

этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Игра «Переводчик»

Замените в предложениях слова, обозначающие животных, синонимами. Кто быстрее всех это сделает?

В лесу мы увидели рыжую плутовку. (лису)

Сохатый вышел из чащи на опушку леса. (лось)

В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша.(бегемот)

Словами какой части речи являются записанные вами слова? (именами существительными). Как вы думаете, какое из слов: бегемот или гиппопотам употребляется в разговорной речи, а какое – в научной? (бегемот – в разговорной, гиппопотам – в научной).



8

этап включения в систему знаний и повторения

Взаимопроверка по цепочке

9

этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Что такое синонимы?  Какова роль синонимов в тексте? Для чего они используются? Что нового о синонимах вы узнали на уроке?

Домашнее задание: параграф 46, упр. 473