1 | этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | У: - Доброе утро, дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече! Подарите друг другу улыбку. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. | |
2 | этап актуализации и пробного учебного действия | На прошлом уроке мы с вами познакомились с сокровищницей нашего языка – словами в переносном значении. Особенно интересным для вас было задание по нахождению тропов в художественном тексте. Вспомним, как это делается Задание 1. Прочитайте текст. Найдите слова в переносном значении и определите, каким тропом они являются. В тишине зар_ждает(?)ся ра(с,сс)вет, небо на востоке алеет. Хрустальным шаром в_сит в небе бледная луна. Всё ещё спит вода кувшинки рыбы птицы. И только совы л_тают у костра. Котелок бормочет на огне. Мы говорим ш_потом: боимся спугнуть ра(с,сс)вет. Задание 2. Запишите и разберите 2-е предложение текста. Оцените свою работу по карточке Задание 3. В тексте встретилось слово БЛЕДНАЯ. Можете ли вы объяснить, что значит это слово. Дети называют слова: неяркая, тусклая. - Какой способ толкования этого слова вы использовали? Д: подбор синонимов. Что вы знаете о синонимах? это слова близкие по значению; отвечают на один и тот же вопрос; помогают разнообразить нашу речь; позволяют убрать повторы; помогают объяснить значение слов; - А можно ли объяснить лексическое значение этого слова с помощью противоположных по значению слов? Итак, тема нашего урока: «Синонимы». Вот следующее задание: Соберите синонимы из предложенного списка слов Бледный, сильный, обездоленный, могучий, алый, красивый, багряный, прекрасный, пунцовый, большой, маленький, гигантский, мизерный. Встретились ли вам в этом списке антонимы? (большой – маленький) | Критерии для оценивания разбора ( по баллу за каждый) Правильно выделена грамматическая основа Правильно выделены второстепенные члены предложения Обозначены части речи над всеми членами предложения Правильно и по порядку даны характеристики предложения В предложении отсутствуют ошибки. |
3 | этап выявления места и причины затруднения | А теперь предлагаю следующее задание: вставьте в предложение пропущенный глагол-сказуемое из набора (идти, шествовать, плестись) Я _______ в магазин за покупками. Сергей едва________ с катка. За машиной важно _________ самые уважаемые люди города. Почему нельзя использовать глагол ПЛЕСТИСЬ или ШЕСТВОВАТЬ в 1 предложении? Д: у них одно значение, но отличие в употреблении. | |
4 | этап построения проекта выхода из затруднения | Что нужно сделать, что правильно употреблять такие слова? Д: воспользоваться толковым словарём. У: правильно, такие слова называются СТИЛИСТИЧЕКИМИ СИНОНИМАМИ и имеют в словаре специальные пометы: книж., нейтр., разг. | |
5 | этап реализации построенного проекта | Выполним упражнение 471. Работать будем в паре, а затем проверим качество выполненной вами работы | Сверка с эталоном на карте самопроверки |
6 | этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | Проговаривание слов из 2 столбика, приведение примеров использования книжных слов в речи: почивать, возрыдать (в сказках, стихотворениях), ходатАйствовать (в документах – заявлениях) | |
7 | этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Игра «Переводчик» Замените в предложениях слова, обозначающие животных, синонимами. Кто быстрее всех это сделает? В лесу мы увидели рыжую плутовку. (лису) Сохатый вышел из чащи на опушку леса. (лось) В зоопарке живёт гиппопотам по имени Кеша.(бегемот) Словами какой части речи являются записанные вами слова? (именами существительными). Как вы думаете, какое из слов: бегемот или гиппопотам употребляется в разговорной речи, а какое – в научной? (бегемот – в разговорной, гиппопотам – в научной). | |