СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 5 классе "Сжатое изложение (в рамках ранней подготовки к ГИА)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

1) закрепить понятия: текст, признаки текста, типы  и стили речи;

2) сформировать умения редактировать текст, вычленяя главную и второстепенную информацию;

3) научить пользоваться некоторыми приёмами сжатия (исключение, упрощение) текста;

4) формировать умения работать в группах;

5) познакомить учащихся с творчеством Эно Рауда - популярного эстонского детского писателя, который в 1974 году получил международную литературную премию имени Ганса Христиана Андерсена за первую книгу о накситраллях. 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 5 классе "Сжатое изложение (в рамках ранней подготовки к ГИА)"»

Мало кто из ребят моего пятого класса знаком с творчеством Эно Рауда - популярного эстонского детского писателя, который в 1974 году получил международную литературную премию имени Ганса Христиана Андерсена за первую книгу о накситраллях. И очень хочется, чтобы учащиеся полюбили маленьких человечков их за любопытство, отзывчивость, находчивость и умение по-настоящему удивляться окружающим миром.


Урок: Русский язык

Класс: 5 класс

Тип урока: Урок развития речи


Тема: «СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ» (в рамках ранней подготовки к ГИА)


Цель урока:

1) закрепить понятия: текст, признаки текста, типы и стили речи;

2) сформировать умения редактировать текст, вычленяя главную и второстепенную информацию;

3) научить пользоваться некоторыми приёмами сжатия (исключение, упрощение) текста;

4) формировать умения работать в парах и группах.


ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. «Организуем себя»

2. Целеполагание урока.

Слайд 1. Кого из героев мультфильмов вы узнали? Кто автор текста к этим мультфильмам?

«Поставим цель» (Что нового и интересного хотите узнать? Чему хотите научиться сегодня на уроке?)

- Мы поработаем сегодня с «испорченным» тестом.

3. Актуализация знаний. Повторение изученного.

- Что такое текст?

- Что такое тема и основная мысль текста?

- Какие типы речи вам известны?

- Какие стили речи вы знаете?

- Что такое микротема?

4. Работа с текстом. Прочитайте текст (работа с раздаточным материалом, см. приложение 1).

Выполните задания:

а) определите тему текста,

б) определите основную мысль текста,

в) укажите тип речи,

г) укажите стиль текста.

- Разделите текст на микротемы, озаглавьте их и запишите.

5. Сжатие текста.

Итак, ребята, сегодня мы с вами будем учиться писать сжатое изложение.

- Как вы думаете, чем отличается сжатое изложение от подробного? (В сжатом изложении важно передать только главную мысль, без подробностей и второстепенной информации)

- Назовите те предложения, в которых содержится второстепенная информация. Как вы думаете, что нам необходимо сделать с данными предложениями? Учащиеся зачитывают отредактированные предложения, обосновывают свой выбор (исключение второстепенной информации).

- Как называется такой приём сжатия текста? (Исключение.) Заключите эти предложения в скобки.

- Отметьте маркером или зеленой пастой фразы, без которых нельзя понять текст.

- Вы заслушали ответы одноклассников, а теперь попытайтесь написать окончательный вариант сжатого изложения.

Машина катилась по дорожке. Муфта крутил баранку и следил за дорогой. Полботинка тщательно осматривал окрестность. Нельзя пропустить ни намека на присутствие кошек.

Муфта нажал на тормоз и остановил машину. Муфта и Полботинка вылезли из машины. Они принялись разглядывать следы.

Муфта и Полботинка вернулись в машину. Полботинка кинулся к заднему стеклу. Теперь и он увидел стаю кошек. Кошки, кошки, кошки...

6. Заключительное слово учителя

- Интересный текст… Интересные герои… Создатель этих маленьких человечков, похожих на гномиков, накситраллей, популярный эстонский детский писатель Эно Рауд, книги которого были переведены на ряд языков, в том числе и на русский. Встреча с героями Эно Рауда – это настоящий праздник! Испытайте его! Читайте сказки-повести Эно Рауда!


6. Рефлексия

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

интересным, познавательным / неинтересным

Материал урока мне был

понятен / не понятен


интересен / скучен


полезен / бесполезен

Что нового я узнал на уроке






























Приложение 1. Раздаточный материал.

(1)Машина не спеша катилась по узкой лесной дорожке, все дальше уводившей от лагерной стоянки в лес. (2)Муфта крутил баранку и следил за дорогой, чтобы ненароком не въехать в дерево. (3)А Полботинка тщательно осматривал окрестность.(4)Его взгляд беспрестанно скользил то по кустам, то по вершинам деревьев. (5)Нельзя пропустить ни малейшего намека на присутствие кошек. (6)Кругом все оставалось спокойным. (7) Лесную тишину нарушали только два вертолета.

(8)Неожиданно Муфта нажал на тормоз и остановил машину.

- (9)На дороге следы, - сказал он. – (10)А следы - это самый подходящий объект для исследования. 

(11)Они вылезли из машины и принялись разглядывать следы, отчетливо проступающие на песчаной дороге.      

- (12)Кошачьи следы, - сказал Муфта. 
      - (13)И их очень много, - добавил Полботинка. – (14)Чует мое сердце, что здесь прошла целая стая кошек. 
      - (15)И мое чует, - задумчиво кивнул Муфта. – (16)К тому же следы свежие. 
      - (17)Любому мало-мальски знающему следопыту должно быть ясно: кошки не могли далеко уйти, - сказал Полботинка. (18)Продолжая исследование, они вскоре установили, что следы тянутся из леса.

(19)Муфта и Полботинка вернулись в машину, и снова двинулись в путь. (20) Взглянув невзначай в зеркало, Муфта воскликнул: 
     - (21)Необыкновенное уже происходит! (22)За нами - кошки! 
(23)Полботинка кинулся к заднему стеклу. (24)Теперь и он увидел стаю кошек. (25) Кошки, кошки, кошки... (26)Они неумолимо приближались - черные, серые, и черно-серые, и серо-черные, и черно-белые, и бело-черные, и полосатые. (27)Они мчались за машиной, грозные и яростные. 

(По Эно Рауду)


Выполните задания:

  1. определите тему текста: __________________________________________________

  2. определите основную мысль текста: _______________________________________________________________________


Разделите текст на микротемы:

  1. ________________________________________________________________________

  2. ________________________________________________________________________

  3. ________________________________________________________________________


Напишите сжатое изложение.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________