СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Увлекательный урок-путешествие "Королевство русского языка", предназначенный для обучающихся 6 класса.Может использоваться как внеклассное мероприятие.  

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе»

Конспект урока русского языка в 6 «В»,6 «Г» классе выполнен учителем русского языка и литературы Бахтиной С. В.

Урок-путешествие « Королевство Русского языка".

Тип урока: урок-путешествие.

Тема урока: «Мы в Королевстве Русского языка»

Цель: обеспечить условия для поддержания интереса к русскому языку.

Задачи:

-познакомить с историей происхождения русского языка;

- продолжать учить работать в коллективе;

-проверить уровень знаний о разделах русского языка и их содержании;

- развитие интереса к изучению русского языка;

- воспитание чувства патриотизма, уважения к родному языку.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, музыка из мультфильма "Волшебник изумрудного города", звук завывания ветра.

Учитель:

- Здравствуйте, дорогие ребята! Надеюсь, у вас хорошее настроение?! Сегодня утром, идя на работу, я встретила плачущую девочку. Это Элли. Беспощадный ураган перенес ее из родного Канзаса в Королевство Русского языка. Чтобы выбраться оттуда и вернуться домой ей потребуется ваша помощь. Поможете? (Ответы учащихся). Давайте ее пригласим, и она расскажет, что нужно сделать (входит девочка (одна из учениц)).

-Здравствуйте, ребята! Очень надеюсь на вашу помощь! Попав в волшебное королевство, я очутилась во дворце Лексики. Меня окружили обитатели дворца и стали задавать вопросы, требовать выполнить задания, а я не смогла . Задания были такие: 1. О чем пословицы?

а) Оно пуще стрелы разит;

б) Оно серебро, молчание золото.

в) Оно не воробей, вылетит не поймаешь. (Учащиеся отвечают: о слове).

2. Замените одним словом каждую фразу:

- Его вешают, приходя в уныние (нос)

- Его проглатывают, упорно не желая о чем-либо говорить (язык)

- Ее набирают в рот, когда молчат (воду)

3. Найдите фразеологизмы в предложениях:

1. Оказался молодом, смог осилить ношу,

Не ударил в грязь лицом и не сел в калошу.

2. За домом едва пожелтела трава,

Два брата рубили дрова,

Один это делал спустя рукава, другой - засучив рукава.

4. Подберите антонимы к фразеологизмам.

Давать волю языку (держать язык за зубами);

Рукой подать (за тридевять земель);

Жить душа в душу (как кошка с собакой).

Элли: Потом я очутилась во дворце Этимологии и не смогла ответить на вопрос: О каком животе идет речь?

Биться не на живот, а на смерть (о жизни).

Следующий дворец Орфоэпии. Задание: Как правильно?

1. Нет ничего красивее персидского ковра.

2. Не следует баловать своих детей.

3. Они позвонят мне завтра.

2 . Можно ли сказать однозначно, о чем речь?

Орган ,полки ,замок (нет).

Сейчас нам предстоит оказаться во дворце Морфологии. Готовы?

Отгадайте загадки:

1.Все, что существует, оно обозначает,

На вопросы Кто? и Что? верно отвечает (имя существительное).

2. Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им Делать? говорит,

Строго сам за ним следит (глагол).

3. Художницу нашу знает весь свет:

Раскрасит художница всякий предмет,

Ответит всегда на вопросы такие:

Какой? Какая? Какое? Какие? (имя прилагательное)

4. Быстро предметы оно сосчитает,

Строгий порядок при счете их знает,

На два вопроса ответит вам только,

Это вопросы Который? и Сколько? (имя числит.)

5. Признаки действий оно означает,

Всем любопытным оно отвечает:

Как? И Когда? Почему? Отчего?

Где? И Куда же? Зачем? Для чего? (наречие)

6. Применяем все мы это

Вместо имени предмета,

Вместо признаков предмета

применяем тоже это.

Нам на все оно укажет,

Но имен ничьих не скажет (Местоимение)

Во дворце Фонетики нужно прочитать транскрипцию (задание написано на доске или слайде): [й’азык наш сладак чист и пышин и багат но скудна внос’им мы в н’иво харошый склат так штоп н’изнан’иим иво нам н’ и б’ислав’ит’ нам нужна вэс’ свой склат хот’ н’эскал’ка паправ’ит’]

Язык наш сладок, чист и пышен, и богат;

Но скудно вносим мы в него хороший склад;

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

А. Сумароков.

Элли:

- Ребята, а какой у вас интересный язык? А как он произошел, знаете?

Учитель, обращая внимание на рисунок ( или слайд) языкового дерева :

Славянские ветви вырастают из мощного ствола индоевропейской языковой семьи. В эту семью входят индийская, иранская, греческая и другие группы языков. В конце 3 начале-2 тысячелетия в индоевропейском языке произошли изменения, которые привели к возникновению праславянского языка-языка предка всех славянских народов. Он не имел письменности и не был зафиксирован на письме. Славянские языки принято делить на 3 группы: восточнославянскую, западнославянскую и южнославянскую. К восточнославянской группе относятся русский, украинский и белорусский язык.

Предком современного русского, украинского и белорусского языков был древнерусский язык. Его распад привел к возникновению русского языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в 14 веке.

Элли:

-Как интересно!

А теперь пора отправляться во дворец Орфографии.

1. Загадка - вопрос "Слитно или раздельно?"

Солнце спряталось за бор

Чьи глаза сверкают?

Кот забрался на забор

Перед сном гуляет.

2. Какое правило зашифровано в строчке?

Ударение над гласной

Может сделать слово ясным(Безударная проверяемая гласная в корне слова).

3. Найдите "четвертое лишнее"

1. ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;

2. Брюки, хлопоты, дверцы, вилы;

3. Дебри, прения, игры, шахматы.

Элли:

-Друзья мои, осталось последнее испытание: проследуем во дворец Синтаксиса.

1. Есть ли в записи смысл? (Составьте предложение и расставьте знаки препинания)

Русский язык, в, умелые, руки, и, опытные, уста-красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

(Русский язык в умелых руках и опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен И.С.Тургенев)

2. Игра "Добавь слова"

Создайте, пожалуйста, распространенное предложение из нераспространенного

Мальчик идет. (Мальчик идет гулять. Мальчик идет гулять во двор. Мальчик идет гулять во двор с собакой. Светловолосый мальчик идет гулять во двор с собакой).

3. Составьте предложение, вычленив из предложения «Берегите книгу!» сказуемое, из предложения «Наш класс отправляется в поход.» определение, из предложения «Собака высунула язык.» дополнение и продолжите, пожалуйста, текст.

(Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.)

Элли:

- Ребята, огромное спасибо за помощь! Вернувшись в Канзас, надеюсь это скоро произойдет, я часто буду вспоминать ваш развитой русский язык!

Слышится завывание ветра, Элли, кружась, покидает класс.

Дети:

-Элли, счастливого пути!

Учитель:

- Ребята, спасибо за помощь Элли и за внимание.

















-






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!