Тема: «Имя существительное как часть речи» (6 класс)
Цели урока:
закрепить и обобщить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе, развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развивать самооценку, воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица, любознательные и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом, кроме этого вы узнаете много нового, интересного и полезного для себя.
2.Постановка проблемы и задач урока
Сегодняшнее занятие я хочу начать со стихотворения- загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока:
Всему название дано
и зверю и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету,
И всё, что может видеть глаз,
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.
Оно живет ведь в мире этом,
Даёт название предметам.
-О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?
- Правильно, это имя существительное.
- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока: Имя существительное как часть речи.
- Прочитайте эпиграф урока:
Имя существительное – хлеб языка.
Л.В.Успенский
-Объясните смысл этого высказывания.
(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится от 40 до 60 имён существительных).
- Объясните постановку тире.
3. Актуализация знаний
Четвертый лишний: листик, тортик, кусочек, домик
водоросли, росточек, возраст, растение
Поставить ударения в словах: цепочка, торты, жалюзи, каталог
- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.
-А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (маршрут)
Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!
Маршрутный лист ____________________________________________________________
Станция | Баллы |
Опознавательная | |
Теоретическая | |
Морфологическая | |
Синтаксическая | |
Проверочная | |
Итог | |
4. Работа по теме урока
1 станция «Опознавательная»
-Попробуем свои силы в первом испытании.
-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)
(Приход почтальона с пакетом)
-Можно ли написать по - русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это.
(Текст размножен, его раздают помощники)
- Давайте вслух прочитаем текст. А теперь задание: найдите в тексте имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные. На эту работу дается 5 минут. (Таймер)
Пуськи бятые.
Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.
А калуша волит:
— Оее, оее! Бутявка – то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:
— Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!
Проверка и оценивание:
Имена существительные – это пуськи, калуша, напушка, бутявка, калушата, калушаточки
За каждое правильно выписанное слово вы получаете 1 балл, максимальный балл-6
Поднимите вверх маршрутные листы те, кто заработал 5-6 баллов
-Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает предмет.
Это интересно!
Самые простые слова - имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: «это лампа», «это потолок», «это кабинет». Такими словами-этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира. Мы начинаем узнавать мир по его именам
(На лампы приклеены карточки с названиями предметов)
Разве слова — доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.
Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание.
2 станция «Теоретическая»
На столах у вас лежат карточки. На них обозначены номера групп.
1. Прочитайте слова.
2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. (1 ряд-1,2 группа, 2 ряд-3,4 группа, 3 ряд- 5,6 группы). Работайте дружно, обсуждайте шепотом.
На выполнение задания – 3 минуты. (Таймер)
Ребенок, Днепр, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева,Россия,стрельба, крапива, сливки,беседа, свежесть, прыжок, кошка,Алчевск,спектакль
1 группа: Названия людей (ребенок, девочка, юноша)
2 группа: Названия вещей (стол, окно, ножницы)
3 группа: Названия веществ (крупа, мука, сливки),
4 группа: Названия животных и растений (кошка, щука, крапива),
5 группа: Географические названия (Россия, Днепр, Алчевск),
6 группа: Название действий (бег, прыжок, стрельба)
Проверка, выставление баллов (за каждое правильное слово-1 балл, максимальная оценка – 6 баллов)
Физкультминутка (проводит физорг)
С физминуткой я дружу,
Свою спинку разогну,
Ножками потопаю,
Ручками похлопаю,
А теперь попрыгаю,
Ножками подрыгаю.
Сяду я за парту стройно,
Чтоб вести себя достойно!
3 станция «Морфологическая»
Фронтальный теоретический опрос
-Что вы знаете о роде существительного? Как определить род?
- Почему существительные отвечают на 2 вопроса: кто? и что? (одушевленные и неодушевленные)
- Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?
-А теперь я предлагаю выполнить задания по рядам
(помощники раздают задания)
1 ряд
Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?
Вода, корабль, ночь, меч, поле, окно, умница, неряха, кофе, душа
2 ряд
Распределите имена существительные в два столбика. По какому признаку распределяли?
Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж,
Картину, корзину, картонку, дубленку
И маленькую собачонку.
3 ряд
Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?
Пушкин, поэт, река, имя, Днепр, птица, Киев, орел, город, Ольга
Проверка, выставление баллов (за каждое правильное слово- 1 балл, максимальный балл 10)
4 станция «Синтаксическая»
-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях, подчеркните его как член предложения
Дерево поднялось выше дома.
На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.
Сосна – это хвойное дерево.
Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.
- Каждый правильный ответ- 1 балл, максимальный балл- 4
Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного
-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Представьте, что у нас идет вступительный экзамен по русскому языку в Донецкий государственный университет. Кто хочет стать студентом этого учебного заведения? (Желающий подходит к столу и берет билет)
Экзамен
Рассказать об имени существительном как части речи
1. Существительное обозначает …
и отвечает на вопросы …
2.Существительные бывают: собственные и …, одушевленные и …., относятся к одному из 3 …, могут относиться к общему …
3. В предложении существительные могут быть …
(Выдача сертификата о сдаче экзамена по рус.яз)
Конечная станция «Проверочная»
Тест “Имя существительное”
1. Найдите неверное утверждение.
А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет
Б. Имена существительные изменяются по родам
В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы
2. Укажите имя существительное
А. Смелость
Б. Смело
В. Смелый
3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении
“Берёзы украшают леса”:
А. Подлежащим;
Б. Дополнением;
В. Обстоятельством.
4. Определите род существительного: книги.
А. М.р
Б. Ж.р.
В. Ср.р.
5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?
А. Одушевленные
Б. Неодушевленные
В. Нарицательные
6. Как называются существительные, называющие единичные в своем роде предметы?
А. Нарицательные
Б. Неодушевленные
В. Собственные
Взаимопроверка: 1Б, 2А, 3А, 4Б, 5Б, 6В (учитель диктует)
5.Сдача тетрадей
6. Домашнее задание: Упр.137 с.56,
Придумать сказку, рассказ, стихотворение об имени существительном, нарисовать его портрет.
Благодарю вас за урок!