СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Думаю, что эта разработка урока-путешествия по теме "Имя существительное", может заинтересовать учителей, работающих в 6 классе. Урок проходит в занимательной форме путешествия, насыщен разнообразными формами работы, дети имеют возможность самостоятельно проверить свои знания.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя существительное"»

Тема: «Имя существительное как часть речи» (6 класс)


Цели урока:

закрепить и обобщить сведения об имени существительном, полученные в 5 классе, развивать мышление, умение сравнивать, классифицировать, развивать самооценку, воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества


Тип урока: комбинированный

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада видеть ваши жизнерадостные лица, любознательные и добрые глаза. Надеюсь, что урок принесет нам радость общения друг с другом, кроме этого вы узнаете много нового, интересного и полезного для себя.


2.Постановка проблемы и задач урока

Сегодняшнее занятие я хочу начать со стихотворения- загадки, ответ на которую позволит вам определить тему урока:


Всему название дано

и зверю и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз,

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас,

Означено словами.

Оно живет ведь в мире этом,

Даёт название предметам.


-О какой части речи эта загадка? Почему вы так считаете?

- Правильно, это имя существительное.

- Запишите в тетради сегодняшнее число, классная работа и тему урока: Имя существительное как часть речи.

- Прочитайте эпиграф урока:


Имя существительное – хлеб языка.

Л.В.Успенский


-Объясните смысл этого высказывания.

(О справедливости этого утверждения говорят цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится от 40 до 60 имён существительных).

- Объясните постановку тире.


3. Актуализация знаний

Четвертый лишний: листик, тортик, кусочек, домик

водоросли, росточек, возраст, растение

Поставить ударения в словах: цепочка, торты, жалюзи, каталог


- С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль.

-А чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (маршрут)

Каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, по каким станциям нам предстоит пройти. Каждый будет выставлять себе баллы в эти листы. Отправляемся в путь!


Маршрутный лист ____________________________________________________________


Станция

Баллы

Опознавательная


Теоретическая


Морфологическая


Синтаксическая


Проверочная


Итог



4. Работа по теме урока

1 станция «Опознавательная»

-Попробуем свои силы в первом испытании.

-Что такое имя существительное? Что оно обозначает? (Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет)


(Приход почтальона с пакетом)


-Можно ли написать по - русски рассказ, состоящий из слов, которых нет в русском языке? Как вы думаете? Оказывается, можно. Вот как это сделала писательница Людмила Петрушевская, а вы попробуйте узнать в тексте имена существительные и доказать это.

(Текст размножен, его раздают помощники)

- Давайте вслух прочитаем текст. А теперь задание: найдите в тексте имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные. На эту работу дается 5 минут. (Таймер)

Пуськи бятые.

Сяпала калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились.

А калуша волит:

Оее, оее! Бутявка – то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и брянчит:

Калушата подудонились! Зюмо непалявые! Пуськи бятые!

Проверка и оценивание:

Имена существительные – это пуськи, калуша, напушка, бутявка, калушата, калушаточки

За каждое правильно выписанное слово вы получаете 1 балл, максимальный балл-6

Поднимите вверх маршрутные листы те, кто заработал 5-6 баллов

-Каждый из вас хорошо знает, что имя существительное, отвечает на вопросы что? или кто? и обозначает предмет.


Это интересно!

Самые простые слова - имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: «это лампа», «это потолок», «это кабинет». Такими словами-этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И «приклеены» они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира. Мы начинаем узнавать мир по его именам

(На лампы приклеены карточки с названиями предметов)


Разве слова — доброта, милосердие, сострадание — это предметы? Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и название предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.

Чтобы выяснить, какие названия предметам даёт имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание.


2 станция «Теоретическая»

На столах у вас лежат карточки. На них обозначены номера групп.

1. Прочитайте слова.

2. Обсудите в паре и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия. (1 ряд-1,2 группа, 2 ряд-3,4 группа, 3 ряд- 5,6 группы). Работайте дружно, обсуждайте шепотом.

На выполнение задания – 3 минуты. (Таймер)


Ребенок, Днепр, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева,Россия,стрельба, крапива, сливки,беседа, свежесть, прыжок, кошка,Алчевск,спектакль


1 группа: Названия людей (ребенок, девочка, юноша)

2 группа: Названия вещей (стол, окно, ножницы)

3 группа: Названия веществ (крупа, мука, сливки),

4 группа: Названия животных и растений (кошка, щука, крапива),

5 группа: Географические названия (Россия, Днепр, Алчевск),

6 группа: Название действий (бег, прыжок, стрельба)


Проверка, выставление баллов (за каждое правильное слово-1 балл, максимальная оценка – 6 баллов)


Физкультминутка (проводит физорг)


С физминуткой я дружу,

Свою спинку разогну,

Ножками потопаю,

Ручками похлопаю,

А теперь попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Сяду я за парту стройно,

Чтоб вести себя достойно!


3 станция «Морфологическая»

Фронтальный теоретический опрос

-Что вы знаете о роде существительного? Как определить род?

- Почему существительные отвечают на 2 вопроса: кто? и что? (одушевленные и неодушевленные)

- Какие существительные называются собственными, а какие нарицательными?

-А теперь я предлагаю выполнить задания по рядам

(помощники раздают задания)


1 ряд

Распределите существительные по родам и сделайте выводы. Какие слова вам помогали при распределении?


Вода, корабль, ночь, меч, поле, окно, умница, неряха, кофе, душа




2 ряд

Распределите имена существительные в два столбика. По какому признаку распределяли?

Дама сдавала в багаж диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку, дубленку

И маленькую собачонку.


3 ряд

Распределить слова в два столбика. По какому признаку распределяли?

Пушкин, поэт, река, имя, Днепр, птица, Киев, орел, город, Ольга


Проверка, выставление баллов (за каждое правильное слово- 1 балл, максимальный балл 10)


4 станция «Синтаксическая»


-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях, подчеркните его как член предложения


Дерево поднялось выше дома.

На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко- зеленой кроной.

Сосна – это хвойное дерево.

Из- за редких деревьев вырисовывались белые корпуса домов.


- Каждый правильный ответ- 1 балл, максимальный балл- 4


Вывод: Расскажите о синтаксической роли существительного


-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Представьте, что у нас идет вступительный экзамен по русскому языку в Донецкий государственный университет. Кто хочет стать студентом этого учебного заведения? (Желающий подходит к столу и берет билет)

Экзамен

Рассказать об имени существительном как части речи


1. Существительное обозначает …

и отвечает на вопросы …

2.Существительные бывают: собственные и …, одушевленные и …., относятся к одному из 3 …, могут относиться к общему …

3. В предложении существительные могут быть …


(Выдача сертификата о сдаче экзамена по рус.яз)

Конечная станция «Проверочная»


Тест “Имя существительное”


1. Найдите неверное утверждение.

А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет

Б. Имена существительные изменяются по родам

В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы


2. Укажите имя существительное

А. Смелость

Б. Смело

В. Смелый


3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении

Берёзы украшают леса”:

А. Подлежащим;

Б. Дополнением;

В. Обстоятельством.


4. Определите род существительного: книги.

А. М.р

Б. Ж.р.

В. Ср.р.


5. Как называются существительные, называющие неживой предмет?

А. Одушевленные

Б. Неодушевленные

В. Нарицательные

6. Как называются существительные, называющие единичные в своем роде предметы?

А. Нарицательные

Б. Неодушевленные

В. Собственные

Взаимопроверка: 1Б, 2А, 3А, 4Б, 5Б, 6В (учитель диктует)


5.Сдача тетрадей


6. Домашнее задание: Упр.137 с.56,

Придумать сказку, рассказ, стихотворение об имени существительном, нарисовать его портрет.


Благодарю вас за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!