по теме «Имя существительное».
г. Белореченск
Учебный предмет | русский язык |
Учебник | Иванов С.В. Русский язык. 3 класс: учебник, 1 часть. – М.: Вентана-Граф, 2013 |
Программа | «Начальная школа XXI века» |
Класс | 3 |
Тип урока | урок фиксации и систематизации нового знания |
Технология построения урока | проблемно-диалогическая, Сингапурская система |
Тема урока | Имя существительное |
Цель урока | создание условий для получения обучающимися новых знаний по теме; для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных); для формирования интереса к предмету |
Основные термины, понятия | часть речи ,значение слова, на какие вопросы отвечает |
Планируемые результаты |
Предметные - познакомить с именем существительным, как частью речи, -наблюдать за значением имён существительных, -уметь классифицировать имена существительные, -учить находить признаки имён существительных, - применять полученные знания на практике, в самостоятельной работе. | Метапредметные Личностные УУД: -формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к учебе; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; -оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); - определять общие для всех правила поведения; - определять правила работы в парах, в группах; - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - формулировать учебные задачи; - учить планировать свою деятельность на уроке; - высказывать свое предположение на основе учебного материала; - отличать верно выполненное задание от неверного; - осуществлять самоконтроль; -совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке. Познавательные УУД: - ориентироваться в учебнике, тетради; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; - развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - строить речевое высказывание в устной форме; - выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; - устанавливать причинно-следственные связи; - делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; - моделировать информацию; - уметь определять уровень усвоения учебного материала. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Организация пространства |
Формы работы | Средства обучения |
Методы обучения По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые. По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические. По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации. | Технологии исследовательская, здоровьесберегающие, обучение в сотрудничестве, развивающая, информационно-коммуникативные |
№ п/п | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
1 | Организационный момент Цель: проверить готовность к уроку | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль в порядке Книжка, ручка и тетрадка? Проверили? Садитесь! С усердием трудитесь Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Предлагаю улыбнуться И в работу окунуться. Проверяет готовность обучающихся к уроку. | Проверяют своё рабочее место | Регулятивные: волевая саморегуляция |
2 | Мотивирование к учебной деятельности Цель: создать положительный настрой обучающихся к деятельности. (2 мин.) | -Перед тем, как мы запишем число, классная работа, давайте разомнём наши пальчики. (Гимнастика для пальчиков рук «Дружба»).
| Делают гимнастику «Дружба» Дружат в нашем классе Девочки и мальчики. (Пальцы обеих рук соединяют ритмично в замок») Мы давай подружим маленькие пальчики. (ритмичное касание пальцев обеих рук) Раз, два, три, четыре, пять- Начинай считать опять. (Поочерёдное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца) Раз, два, три, четыре, пять- Мы закончили считать. (Опустить руки вниз, встряхнуть кистями). Хлопают друг друга по ладошкам, присаживаются на свои места. Записывают число, классная работа. | Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Личностные: самоопределение |
3 | Актуализация знаний (5 мин) Цель: создать условия для воспроизведения знаний, умений и навыков, необходимых и достаточных для построения нового знания, организовать ситуацию индивидуального затруднения | -Запишите через запятую следующие слова: (один ученик работает на закрытой части доски с напечатанными словами и прикрепляет магнитом букву) Ин..й, м..дведь, ябл..ко, св..стеть, уч..ница, щ..вель.
-Давайте проверим и исправим ошибки. -Прочитайте слова ещё раз и скажите, какое слово лишнее? -Почему?
-А остальные слова в какую группу можно объединить? |
Один ученик работает у доски, остальные в тетради.
Проверяют, исправляют ошибки. Сравнивают, находят лишнее слово: -Свистеть Объясняют почему лишнее: -Это глагол. Объединяют в группу: -Имена существительные. | Познавательные: операция мышления, классиф. групп, выделение лишнего. Регулятивные: контроль в форме сличения результата с заданным эталоном Коммуникативные: умение общаться и прислушиваться к мнению других |
4 | Целеполагание (5 мин) Цель: формулирование темы и задач урока | -Догадались, какая тема нашего сегодняшнего урока? «Вещи, люди и цветы, Носороги и коты, Джинсы, майки и штиблеты, Называются ПРЕДМЕТЫ. Шубы, шапки и зонты, Гвозди, гайки и болты, Сёла, города, планеты – Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ. АХ, какие все слова Восхитительные, Называются они……. -Тема нашего урока:
-Подумайте, а какие задачи мы сегодня поставим на урок? Давайте их сформулируем с помощью опорных слов. На доске опорные слова: Учиться отличать…
Узнать новое об… Оценивать…
Возвращаемся к словам, записанным под диктовку -На какие 2 группы можно разделить эти имена существительные?
Вывешиваются вопросы на доску кто? что?
Распределите.
Итак, что же такое имя существительное? | Называют тему урока: -Имя существительное.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ! «Имя существительное и его роль в речи».
Формулируют задачи урока: -имена существительные от других частей речи -имене существительном -свою работу на уроке (активно, быстро, внимательно…)
-Сущ-ые, отвечающие на вопрос кто? - Сущ-ые, отвечающие на вопрос что?
(подходят, соединяют линией существительное с вопросом кто? или что?) | Регулятивные: целеполагание, принятие и удержание цели и темы урока Коммуникативные: слушать и понимать речь других, принимать позиции других людей. Познавательные: общеучебные -формулирование познавательной цели Личностные: самостоятельное формулирование темы урока, принятие целей урока. |
5 | Физкультминутка Цель: смена деятельности (1 мин) | | Если слово отвечает на вопросы кто? и что? То мы дружно приседаем, Чтоб не видел нас никто. Прилагательным в ответ Мы рукой помашем вслед. А когда глагол услышим, Сесть за парту надо тише. | |
6 | «Открытие» учащимися нового знания (10 мин) Цель: организовать подводящий к открытию нового знания диалог | -Откройте учебник (стр. 45, упр.76) -Прочитайте. Почему так говорят? -Кто такой государь? Подберите синонимы. -Попробуйте задать вопросы к выделенным именам существительным? (вопросы вывешиваются на доску) -Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное? -А мы в упражнении к существительным задавали какие вопросы? -Какой вывод мы можем сделать?
- Прочитайте сведение на стр. 46 («Обратите внимание») -Ребята в нашем упражнении названия зимних месяцев являются словарными словами. (Электронное приложение к уроку)
-Запишите пословицу, где встречаются эти два месяца. -Ребята, что обозначают существительные январь, февраль? -Весна, зима? -А что ещё могут обозначать имена существительные? Если затрудняются, то смотрят электронное приложение | Отвечают на вопросы учителя
| Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: логические- сравнение, анализ, выдвижение гипотез. Коммуникативные: прислушиваться к высказыванию других. |
7 | Включение в систему знаний (5 мин) Цель: организовать включение нового знания в систему через установление связей между новыми знаниями и ранее изученными. | Игра на интерактивной доске (электронное приложение, упр.1)
| Классифицируют имена существительные на группы по их лексическому значению.
| Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации; логические- классификация. Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог. Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей. Регулятивные: умение работать в парах, группах. |
8 | Творческое задание с самопроверкой по эталону (5 мин) Цель: создать условия для активной познавательной деятельности, развитие творческих способностей. | Предлагаю выполнить следующее задание: соберите стихотворение. Для этого разделитесь на группы.
-Какие слова в этом стихотворении для вас не понятны?
-Найдите в словарях, что они обозначают?
-Спишите стихотворение, обозначьте имена существительные. |
Учащиеся делятся на 3 группы, собирают стихотворение : Вот так ……-зима: Не сугробы-……..! На деревьях синий ….., Как густая …….. . (бахрома, зимушка, иней, терема) Самопроверка по эталону. -Бахрома, терема, иней.
Работают со словарями, зачитывают значения слов. (на интерактивной доске рисунки непонятных слов) Списывают стихотворение, находят имена существительные. | Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации; логические- классификация. Коммуникативные: умение договариваться, вступать в диалог. Личностные: умение сотрудничать, принимать позиции других людей. Регулятивные: умение работать в парах, группах. |
9 | Домашнее задание (2 мин) Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Разноуровневое домашнее задание. | Записывают домашнее задание | Познавательные: общеучебные-поиск и выделение информации. |
10 | Рефлексия деятельности (итог урока)(5 мин) Цель: провести рефлексивный анализ деятельности и оценить собственную деятельность, зафиксировать направление будущей деятельности. | -Вернёмся к поставленным задачам урока. Учиться отличать им. сущ-ые от других частей речи Узнать новое об им. существительном -Оцените свою работу на уроке. | Формулируют конечный результат своей деятельности на уроке.
(дополняют кластер)
С помощью «смайликов-настроения» проводят анализ деятельности на уроке, поместив себя на определённую лесенку- успеха.  ![]() ![]()
![]() ![]()
| Личностные: действие нравственно-этического оценивания, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: волевая саморегуляция. |