СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 6 классе по теме "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок по русскому языку в 6 классе по теме "Имя существительное " на краеведческом материале.

Просмотр содержимого документа
«Имя существительное»

Мамчур Г.Н., учитель русского языка

г Тобольск

Урок русского языка с региональным компонентом в 6 классе по теме

«Имя существительное. Обобщение»

Цель урока:
обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Имя существительное»
Задачи:
1. Создать условия для реализации познавательной активности обучающихся в соответствии с индивидуальными способностями.
2. Содействовать развитию чувства языка, языковой памяти, развитию внимания .
3. Способствовать воспитанию интереса к языку, культуры поведения, формированию самостоятельности мышления обучающихся, воспитанию любви к родному краю

Оборудование: презентация, раздаточный материал, проектор.

Ход урока

  1. Организационный момент. (слайд №1)

Прочитайте предложение (на доске)

[йа оч’ин’ л’убл’у горат табол ск]

(Я очень люблю город Тобольск)

Сегодня мы наш урок посвящаем Тобольску, родному городу, который славен своими людьми и делами.

2. Постановка цели урока.

–На уроке нам предстоит вспомнить пройденный материал по теме «Имя существительное», показать свои знания и умения по данной теме. Повторим морфологические признаки имени существительного и правописание. Сегодня мы работаем в 3-х группах: 1 - изучала морфологические признаки имени существительного, работала с теоретическим материалом учебника, 2 – исследовала способы образования имени существительного, 3- занималась правилами правописания имён существительных. Каждый из вас сам выбрал группу, в листе учёта не забудьте зафиксировать ваши ответы.

  1. Обобщение и систематизация (слайд2)

Блок 1. Повторение морфологических признаков имени существительного.

  1. - Прочитаем эпиграф к уроку «Имя существительное – это хлеб языка» (Лев Успенский). Как вы понимаете эти слова? (Это очень важная и богатая часть речи. Как мы без хлеба не можем жить, так и без имени существительного не можем обойтись в речи ).

  2. Вопросы 1 группе.

- Что такое имя существительное?

- Какие предметы называет имя существительное? Приведите примеры ( слайд 3)

- Как видим, имена существительные обозначают не только предметы, но и отвлечённые понятия, которые нельзя потрогать, попробовать и т.д.

3) Самостоятельная работа в группах.

Задание 1 группе: (слайд №4) найти примеры одушевлённых и неодушевлённых имён существительных в тексте (текст №1).О какой сказке идёт речь?

Задание 2 группе:

- Найти примеры собственных и нарицательных имён существительных (текст №2). Объяснить правописание слов.

Задание 3 группе:

- Найти в тексте №3 слова, соответствующие указанным характеристикам.

(слайд №5). Выписать их.

Вопрос 1 группе: что нового узнали о склонении имён существительных на предыдущих уроках? (устные ответы о несклоняемых и разносклоняемых существительных)

Итоги работы группы.

Блок 2. Повторение способов образования имён существительных

Работа 2 группы

Индивидуальные задания у доски (карточки №1,2,3)

Коллективная работа с текстом №4. (общая) (слайд №6)

Проверка карточки №1 (слайд №7 )

Проверка карточки №2 (слайд № 8)

Проверка карточки №3(слайд №9 ) Что значит слово сыр-бор?

-Обобщение (группа №2 рассказывает о способах образования имён существительных;

суффиксы существительных)

Физкультминутка.

- Существительное 1 склонения - хлопнуть в ладоши, 2 скл. – подпрыгнуть. 3скл. – присесть.

Блок 3. Закрепление орфографического навыка.

Ответы 3-ей группы.

- Рассказать о правописании НЕ с существительными (слайд №11)

Работа с текстом №5 (приложение). Выписать слова.

- Прочитать вслух текст №6, самостоятельно в карточке вставить пропущенные окончания, объяснить (слайд №12)

Самостоятельная проверка (слайд №13). Формулировка правила.

Самостоятельная работа.

- Записать текст №7, обозначить орфограммы.

-Выбрать себе задание: синтаксический разбор, морфологический или морфемный.

(проверяется учителем после урока)

4 Работа с текстом в парах.

Стихотворение местного поэта Ю. Надточия о Тобольске.

Задания:

1 Чтение текста про себя.

2 Выразительное чтение вслух.

3. Определение темы и идеи текста.

4 Работа над художественными средствами. Найти эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения.

5 Найти устаревшее слово. Каково его значение? Уместна ли в тексте замена слова синонимом? (вЕчеря) (Нет, каждое слово в тексте значимо, замена приведёт к искажению авторской мысли.)

6 Способ образования слова богомолки.

- Какова роль могут играть существительные в поэтической речи? Какие картины могут «нарисовать» существительные?

Выводы.

5 Домашнее задание (по выбору)

1.Объяснить правописание слов с пропущенными буквами в тексте №8. Морфологический разбор любых 2-х существительных. Подчеркнуть существительные как члены предложения.

2. Сочинение – миниатюра на тему «Зимний день у Кремля». В случае затруднения использовать имена существительные мороз, иней, хрусталь, снежинки, одеяло, деревья, крыши домов, солнце, луч, купола, колокол.

3. Письменно доказать, что слово зима является именем существительным.

4. Написать похвальное слово имени существительному.

6 Рефлексия.

- О чём говорили на сегодняшнем уроке?

- Какие задания выполняли с удовольствием?

- Что нового узнали на уроке?

- Выставление оценок за урок (лист учёта знаний).



Приложение к уроку №1

Текст №1

Найдите в тексте одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Всё чаще виделся Ершову герой сказки – юноша, крестьянский сын… Всё помогало ему: и ветер, и солнце, и вода, и земля, и огонь. Везде у него были друзья: и среди зверей, и среди птиц, и даже среди деревьев, которые дружески шелестели ему, и он понимал их язык. Только вот среди людей у него были враги – глупые и жадные люди, богачи, царь и его слуги.

Как бисер на нитку, нанизывались пёстрые сказочные картины – то конный торг, то рыбье царство, то чудо-юдо рыба-кит, то волшебная небесная столица…

(В.Г. Утков. «Гражданин Тобольска»)

Текст №2

Найдите собственные и нарицательные имена существительные.

Из Тобольска, когда он был ещё столиц…й Сибир…, прол…гал на б…рега Тихого океана Иркутский тракт, прох…дивший через Ивановский монастырь, Преображенскую церковь, Абалакский монастырь и далее на Вагай.

(По книге «Тобольский хронограф»)



Текст №3

Тобольск был родным городом для композитора Алябьева. Ранние годы его жизни прошли на берегах Иртыша. Позже дом Алябьева стал одним из очагов культуры в городе. Здесь им были написаны многие романсы и другие произведения, получившие широкую известность.

(В.Г. Утков. «Гражданин Тобольска»)

Найдите в тексте имена существительные, соответствующие данным характеристикам.

  1. Нариц., неодуш., 2 скл.. м.р., мн.ч., П.п

  2. Собств., неодуш.. 2 скл., м.р., ед. ч., Им.п

  3. Нариц., неодуш., 2 скл., м.р.. ед.ч., Тв.п

  4. Собств.,неодуш.,2 скл.,м.р., ед.ч., р.п.

  5. Нариц., неодуш.,2 скл., м.р., мн.ч.,В.п.

  6. Собств., одуш.,2 скл., м.р., ед.ч., Р.п

  1. Текст №4

  2. Списать, объяснить слова с пропущенными орфограммами. Как образовались выделенные слова?

  3. Ещё в 10-15 веках косторезные мастерские наряду с ювелирными существовали в Киев…, Новгород…, Рязан… . В 17 веке русские переселенц… организовали косторезный промысел в Тобольске. Этому способствовало обилие мамонтовой кости в Западной Сибир… и знакомство с резьбой сибирских аборигенов. Тобольские косторезы созд…вали в основном миниатюрную скульптуру.

  4. В настоящее время изделия тоболяков усл…жнились, стали пр…обл…дать многофигурные к…мпозиц…и.

  5. (Из кн. «В древнем центре Сибири»)

  6. Текст №5

  7. Выписать слова с НЕ. Объяснить правописание.

  8. Ясну солнышку в (не)настье

  9. В синем небе (не) сиять!

  10. Добру молодцу в (не)счастье

  11. Дней весёлых (не) видать!

  12. (П. Ершов. «Русская песня»)

  13. То (не) лебеди, (не) снеги -

  14. То их парусы белеют;

  15. То (не) песни соловьины,

  16. То их русские напевы.

  17. (П.Ершов . Поэма «Сузге»)

  18. Спокойно казаки на бреге высоком сидели,

  19. И шум (не)погоды дремоту на очи навел.

  20. (П.Ершов. «Смерть Ермака»)

  21. Текст №6

  22. Вставить в карточке пропущенные окончания, объяснить.

  23. В Тобольской губерни… – кра…, протянувшемся от приполярной тундры до казахстанских степей, в разное время проживало сорок декабристов. Значительным событием в городе стало открытие в Сибир… женской школы при участи… декабристов Муравьёва и Свистунова. Гавриил Степанович Батеньков – декабрист-тоболяк, единственный представитель Сибир… в движени… декабристов. Активно участвовал в подготовк… восстания. Двадцать лет провёл в тюремном заключени… в Петропавловской крепости.

  24. (Б.О. Эристов «Декабристы и Тобольск»)

  25. Текст №7

  26. Выполните синтаксический, морфологический, морфемный разборы

  27. (по желанию). Объясните орфограммы.

  28. С Панина бугра открывается великолепное зрелище на подгорную часть Тобольска. С кремлёвского х…лма хорошо просматривает(?)ся лучевая сеть основных улиц. Развитие города шло как в северном, так и в южном направлени… . Постепенно складывалась и поперечная сеть улиц, в…дущая к взвозам и на берег Иртыша. В нач…ртани… улиц нижнего посада можно прочитать слово «мир». С иртышского моста можно любоват(?)ся отвесными кручами высокого берега, где особенно ощ…щаеш… суровое величие древнего города и живое дыхание самой истории.

  29. (По кн. Д.Копылова «Тобольск»)

  30. Синтаксический разбор 1 предложения либо последнего.

  31. Морфологический разбор слов бугра, Тобольска.

  32. Морфемный разбор слова начертании

  33. Текст №8

  1. Всё зам…рло в др…мотном упоень…,

  2. От стен кр…млёвских веет ст…риной,

  3. И в пос…девших травах отг…лоски

  4. Казацкой песни, уд..ли л….хой!

  5. Здесь липы, как ст…рушки-богомолки,

  6. С м…литвою к вечере собрались,

  7. Их ш…пот с тихим вздохом ветра

  8. В кремлёвскую с…мфонию сл…лись.

  9. И музыка, р…ждённая в…ками,

  10. Стр…кой высокою др…жит во мне.

  11. Пока жив кремль и древний город-

  12. Жить всей российской ст…роне.

  1. (Ю.Надточий)

  2. Приложение к уроку №2

  3. Карточка №1

  4. Обозначить суффиксы в выделенных словах.

  5. Доброй славой пользовались изделия тобольских кузнецов, камнерезов, золотых и серебряных дел мастеров, гребенщиков и прядильщиков снастей. Развитие деревянного и каменного градостроительства вызвало появление большой группы плотников, каменщиков и кирпичников.

  6. (Из кн. Д. Копылова «Тобольск»)

  7. Карточка №2

  8. Вспомни правило правописания суффиксов –ек-, -ик-.

  9. При раскопках в пластах грунта можно найти много интересного, например, ржавый ножич…к, наконечник стрелы, замоч…к от сундука и даже уникальные кости вым…рших ж…вотных

  10. (Из кн. «Тобольский хронограф»)

  11. Карточка №3

  12. Как образовались выделенные слова?

  1. Поперёк его лежит

  2. Чудо-юдо рыба-кит.

  3. Все бока его изрыты,

  4. Частоколы в рёбра вбиты,

  5. На хвосте сыр-бор шумит,

  6. На спине село стоит.

  1. ( П.Ершов. Сказка «Конёк-горбунок»)

  2. Приложение к уроку №3

  3. Лист учёта знаний

    1. Кол-во

    2. ответов

    3. Ф.И

    1. Морфологические признаки имени существительного

    1. Способы образования имени сущ.

    1. Знание правил по теме

    1. Работа с текстом

    1. Оценка

Просмотр содержимого презентации
«Имя существительное презентация»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!