СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка представляет собой конспект урока в 7 классе на тему "Слова категории состояния". Форма урока - учебное исследование.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме «Слова категории состояния»»

Разработан учителем русского языка МКОУ Морозовская СОШ Тейковского муниципального района Ивановской области Гончаровой Ирины Ивановны

Урок русского языка в 7 классе

по теме «Слова категории состояния» (урок-исследование)


Методическое руководство к уроку

Тема урока «Слова категории состояния как части речи» в 7 классе достаточно новая и потому трудная. До сих пор среди лингвистов нет единого мнения о квалификации слов, обозначающих состояние внешней среды, состояние человека. Одни считают их самостоятельной частью речи, другие рассматривают как особую группу наречий и называют их предикативными наречиями. В учебниках русского языка 7 класса (авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.) слова категории до 2000 года не выделялись, упоминалось, что наречия могут выступать в роли сказуемых. В учебнике Бабайцевой (6 кл.) слова категории состояния рассматриваются как особая группа наречий. Новая учебная программа по русскому языку выделяет слова категории состояния в особую часть речи и отводит на её изучение 4 часа.

Представленный урок является первым в теме.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели:

  • Предметные:

    • дать понятие о категории состояния как части речи,

    • научить детей распознавать эту часть речи среди других,

    • использовать слова категории состояния в своей речи;

    • сформировать у детей интерес к изучению русского языка;

  • Коммуникативные:

    • развивать речь учащихся;

  • Личностные:

    • воспитывать толерантное отношение друг к другу;

    • развивать способность видеть красоту, эстетический вкус;

Материально-техническое обеспечение урока:

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран;

  • набор карточек с заданиями;

  • учебник русского языка для 7 класса М.Т. Баранова и Т.А. Ладыженской;

  • доска.

Электронное приложение к уроку










Ход урока:


Слайд №1. Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно вас всех видеть этим прекрасным утром!

И для поддержания хорошего настроения я предлагаю начать наш урок с игры «Кто больше». Ваша задача - назвать слова, которые передают состояние, давайте я начну, а вы мне поможете: мне с вами ИНТЕРЕСНО (немного ВОЛНИТЕЛЬНО, ТЕПЛО, УЮТНО, РАДОСТНО, СВЕТЛО, ХОРОШО, ЛЮБОПЫТНО). Молодцы, ребята!


В. А что все эти слова обозначают?

О. Они передают состояние!


Знаете, ребята, мы стоим с вами на пороге открытия, оказывается, в русском языке есть часть речи, которая так и называется – категория состояния! Предлагаю вам сегодня поучаствовать в научном исследовании по открытию новой для вас части речи!


Слайд №2. Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему нашего урока:

Слова категории состояния (урок- исследование)

В. Чем же мы будем заниматься сегодня на уроке?

О. Мы будем открывать новую часть речи и учиться отличать ее от других слов!

Во время исследования мы будем опираться на уже известные вам знания, проводить лингвистические опыты, а в конце пройдем испытания. По ходу нашего исследования мы с вами запишем ключевые (важные) понятия, составим опорные схемы (шпаргалки), которые помогут в дальнейшей вашей работе по этой теме.

Вы готовы? Тогда в путь! Самые активные исследователи по ходу урока будут получать вот такие отличительные знаки (медали «Правильно!»)


Слайд №3. А начнем мы наше исследование с повторения, потому что «Повторенье – мать ученья».

Запишем слова, объясним их написание, у доски работает…

Горячо, дремуч, некогда, свежо, неуклюже, горяч, нигде, чуть-чуть, свеж, во-первых, хорош, еще, слева.

В. На какие 2 группы можно разделить все записанные слова? (наречия, краткие прилагательные)

В. Вспомните, по каким признакам мы определяем части речи? (задаем вопрос и определяем значение, затем определяем морфологические признаки и, наконец, – роль в предложении).

На основании наших выводов заполним таблицу №1

ЧАСТЬ РЕЧИ


ВОПРОС ЗНАЧЕНИЕ ПРИЗНАКИ РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ

НАРЕЧИЕ

где, когда, куда как, зачем и др

признак действия

не изменяется


обстоятельство

(связано с глаголом)

Мать как-то спокойно сидела

КР.ПРИЛ.

каков (а, о, ы)

признак предмета

изменяется по числам, родам

сказуемое (связано с подлежащим)

Утро тихо, радостно и молодо


Задание 1. Списать, вставить пропущенные буквы, используя таблицу-шпаргалку, определите часть речи выделенных слов в данных предложениях (каждой группе по 1 предложению):

1 группа В этот тихий вечер море грус(?)но (И. Бунин) – КР.ПРИЛ

2 группа. В печ(?)ке грустно насвистывал свою песню сверч(?)к (А. Чехов).- НАРЕЧИЕ

3 группа. Сер(?)це грустно от холода зимнего (И. Бунин) – КР.ПРИЛ


Слайд №4. «И опыт – сын открытий чудных» проведем лингвистический опыт.

Определите часть речи в последнем предложении

  • Мне грустно и ле(?)ко… (А.С. Пушкин) - ?

Слушаем ваши предположения, анализируем в том же порядке:

1.Вопрос - КАК? КАКОВО?

2.Значение – СОСТОЯНИЕ человека, природы

3.Признаки – НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ

4. Роль в предложении – СКАЗУЕМОЕ, но обратите внимание, в предложении НЕТ и не может быть ПОДЛЕЖАЩЕГО

В. Что же это за часть речи: наречие или кр.прилагательное?

В. Почему это слово не является ни той, ни другой из названных частей речи? А как вы думаете, что это за часть речи? Правильно – это категория состояния, занесем признаки СКС в таблицу №1


вопрос значение признаки член предложения примеры

СКС

Как? Каково?

состояние

не изменяется


Сказуемое

в безличном предложении

Мне грустно и светло


Попробуем вместе сформулировать определение СКС.


Слайд № 5 «Маска, я тебя знаю!» Задание 2. Продолжаем наше исследование. Значения состояния, которые определяют СКС самые разнообразные и в ходе дальнейшего исследования нам надо определить значение СКС.

Перед вами таблица №2, в которой даны группы слов, определите, состояние чего они обозначают (коллективная работа на обсуждение в группах 1 мин.),

Заполним таблицу:

Скучно, смешно, весело, жарко, больно, стыдно

Состояние человека или животного

Дождливо, морозно, пыльно, тесно, темно

Состояние природы или среды

Рано, поздно, близко, узко, высоко, далеко

Временное или пространственное состояние

Можно, нельзя, надо, полно, охота, пора, лень

Оценка, отношение к действию.


Еще раз сформулируем определение СКС.

Давайте сравним наше определение с определением учебника: п. 45 стр. 127, правило в рамке, читаем вслух, сравниваем с таблицей.

Кто может повторить по памяти, что такое СКС? (Заслушиваются 2-3 ответа).


Слайд №6. «Что в имени тебе моем…»

Ребята, я вас поздравляю, вы повторили лингвистическое открытие, сделанное известным ученым Львом Владимировичем Щербой в 1928 году, который объединил все слова со значением состояния в самостоятельную часть речи СКС. Запишите это имя в ключевые понятия. Хотя у лингвистов до сих пор нет единого мнения по поводу этих слов, некоторые называют их предикативными наречиями, т.е особой группой наречий, употребляемых в безличных предложениях.


Давайте дружно поаплодируем нашему открытию, пожмем друг другу руки и поиграем в вопрос- ответ. Это игра на внимательность. Я называю утверждение, если вы согласны с ним, то хлопаете, если нет – топаете

  1. КС не изменяется

  2. КС отвечает на вопрос что

  3. КС – самостоятельная часть речи

  4. КС в предложении является обстоятельством

  5. КС употребляется в безличном предложении

  6. КС обозначает предмет.

  7. КС отвечает на вопрос каков

  8. КС является сказуемым.

Молодцы!


Слайд №7. «Маска! Я тебя знаю!»

Переходим к практической части нашего исследования. Будем учиться узнавать СКС в лицо.

Работаем с учебником, упр. № 275 записываем предложение в тетрадь и комментируем по цепочке (один ученик у доски): предложение, СКС, значение.


Слайд №8. «Тяжело в ученье - легко в бою»

В. Ребята, а от каких частей речи нам надо отличать СКС?

О. От наречий и кратких прилагательных.

Да, ребята, это слова-двойники: они пишутся и слышатся одинаково, но являются разными частями речи. Вспомните, как в лексике называются слова, которые пишутся и слышатся одинаково но, имеют разное значение, например: лук (зеленый и для стрельбы), ключ (от двери и родник), как называются такие слова? (Омонимы). А СКС, наречия и краткие прилагательные - это

грамматические омонимы. Запишите первое ключевое понятие.

Внимательно посмотрите на таблицу-шпаргалку №1 и ответьте:

В. Какое же главное отличие между СКС, кр.пр. и наречием?

О. Роль в предложении.

В. Ребята, а что такое безличное предложение? Оно без чего?

О. Оно без лица, т.е. действие происходит само по себе, не от чего не зависит, в таком предложении не может быть лица, т.е. нет подлежащего (слова в Им.п.), его нельзя подставить.

Запишите это ключевое понятие в тетрадь: безличное предложение









Давайте составим алгоритм (порядок действий) различия СКС, кр.прил. и наречия:


Шаг 1

Каким членом предложения является слово


Сказуемое

Обстоятельство


Шаг 2

Нахожу грамм. основу.

Предложение БЕЗЛИЧНОЕ?


Да

Нет

Это СКС

Это кр. прил.

Это наречие


Отработаем наш алгоритм: записываем предложение рассуждаем:

  • И тяжело Нева дышала (Дышала как? Обстоятельство, значит слово тяжело - наречие).

  • На сердце тяжело и грустно (На сердце каково? Сказуемое. Предложение безличное – СКС)

  • Небо от нависших туч тяжело (Небо каково? Сказуемое. Есть подлежащее, значит слово тяжело – кр.пр.)

Кто не понял, как отличить СКС от других частей речи?

Теперь примените наш алгоритм самостоятельно (определить часть речи выделенных слов по алгоритму)

  • Видно, выспался он худо…(нар.)

  • За морем житье не худо…(кр.пр.)

  • Тут и вовсе ему худо…(СКС)


  • Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо (нар.)

  • Утро тихо, радостно и молодо (кр.пр.)

  • На улице тихо после дождя. (СКС)


  • С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя (нар.)

  • Лазурное море спокойно. (кр.пр.)

  • На душе у меня спокойно(СКС)


Слайд №9. «О великий и могучий русский язык!»

А теперь усложним задачу: прочитайте текст, о чем он, определите тип текста, найдите СКС, наречия, кр.прилагательные в тексте и докажите. Работаем в группах устно.

Весна вступает в свои права. В воздухе чисто и свежо. Небо высоко. Солнце печет ласково. Хорошо на душе!

Сделайте вывод, для чего в речи нужны СКС?


Слайд №10. «Ученье – свет!..» наш урок открытий подошел к концу. Понравилась вам новая часть речи? Как она называется? Что она обозначает? Чем является в предложении? В каких предложениях употребляется?

Зачем она нужна в речи?

А теперь самое решающее испытание: мини-тест на ваши знания (индивидуально), называется «На пятерку»


1. Слова категории состояния обозначают:

а) предмет

б) признак предмета

в) состояние природы

г) действие предмета

2. Слова категории состояния:

а) изменяются по числам

б) не изменяются

в) изменяются по падежам

г) спрягаются

3. Слова категории состояния в предложении являются:

а) сказуемым

б) подлежащим

в) обстоятельством

г) определением

4. В каком предложении есть слово категории состояния:

а) Бесшумно повернулся ключ в замке

б) Туманное утро бесшумно

в) В море за кормой бесшумно

5. Определите значение слова категории состояния в предложении:

В лесу морозно и снежно

а) оценка действия

б) состояние человека

в) временное состояние

г) состояние природы


Самопроверка, ключ – 1в 2б 3а 4в 5г, результат:


Итоги урока, домашнее задание

Кто справился на «отлично»? На «хорошо»? Подсчитаем ваши отличительные значки. Сегодня за урок вы получили оценки….

Дома вам надо выучить определение СКС п.45, стр. 127 и выполнить упражнение №277 по заданию

Ребята мы выполнили поставленную вначале урок задачу? Смогли познакомиться с новой частью речи? Научились отличать ее от других слов?


Давайте вернемся к словам, сказанным в начале урока, и выразим отношение к сегодняшнему уроку словом категории состояния: мне было приятно с вами работать!



7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!