СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе по теме: Слова категории состояния (урок закрепления знаний)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Слова категории состояния" предназначен для обучающихся 7 классов и направлен на закрепление материала

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе по теме: Слова категории состояния (урок закрепления знаний)»

Судакова Яна Георгиевна

Урок русского языка в 7 классе по теме:

Слова категории состояния

(урок закрепления знаний)

Цели:

1) закрепить понятие категории состояния как самостоятельной части речи, её морфологических и грамматических признаков, роли в предложении;

2) развивать образное пространственно-абстрактное мышление, внимание память, логику, коммуникативные, лингвистические компетенции, анализ и синтез, сопоставлять семантические группы категории состояния, проводить классификацию и обобщение, делать выводы, развивать умения ставить цель, намечать пути её решения.

3) развивать интерес к русскому языку, способствовать формированию навыков культуры общения.

Ход урока

  1. ОНУ

  2. Мотивация и целеполагание (Приём «Что? Как? Зачем?»)

  3. Актуализация опорных знаний обучающихся

1) Приём «Вопрос-ответ».

Это игра на внимательность. Я называю утверждение, если вы согласны с ним, то хлопаете, если нет – топаете.

  1. Слова категории состояния не изменяются

  2. Слова категории состояния отвечают на вопрос «Что?»

  3. Слова категории состояния – самостоятельная часть речи

  4. Слова категории состояния в предложении являются обстоятельством

  5. Слова категории состояния употребляются в предложении без подлежащего

  6. Слова категории состояния обозначают предмет

  7. Слова категории состояния отвечают на вопрос «Каков?»

  8. Слова категории состояния являются сказуемым

2) Приём «Реклама»

Прорекламируйте категорию состояния как часть речи.

  1. Работа по закреплению материала

1) Работа с карточками, проверка на интерактивной доске

Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой «SOS». Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем? Работаем в карточке, которая у вас на столе.

Я встал рано. На улице уже ___________ . Кругом _________ от выпавшего снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. Дышится _________. ___________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. Надо уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой __________ представить лес мёртвым. Он живёт своей тихой жизнью. В лесу никогда не бывает ________. После этой прогулки на душе ______ .

Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.

- Проверяем! У кого всё правильно? Поднимите руки. У кого правильно больше половины? Поднимите руки! У кого меньше половины? Таких нет.

2) Работа по алгоритму

А) Составление алгоритма

- От каких частей речи нам надо отличать СКС?

Это слова-двойники: они пишутся и слышатся одинаково, но являются разными частями речи. Вспомните, как в лексике называются слова, которые пишутся и слышатся одинаково но, имеют разное значение, например: лук (зеленый и для стрельбы), ключ (от двери и родник), как называются такие слова? (Омонимы). А СКС, наречия и краткие прилагательные - это грамматические омонимы.

Алгоритм различения СКС, кр.прилаг. и наречий:

1. Каким ЧП является слово?



Сказуемое обстоятельство



2. Нахожу ГО. Наречие

Предложение безличное?

да нет


СКС Кр.прилаг.


Б) Отработка алгоритма (у доски)

  1. Видно, выспался он худо (нар.)

  2. За морем житьё не худо (кр.пр.)

  3. Тут и вовсе ему худо (СКС)

  1. Где-то близко у калитки тихо звякнуло кольцо (нар.)                

  2. Утро тихо, радостно и молодо (кр.пр.)

  3. На улице тихо после дождя. (СКС)

  1. С рассветом спокойно и крепко заснуло дитя  (нар.)

  2. Лазурное море спокойно (кр.пр.)

  3. На душе у меня спокойно (СКС)

  4. И тяжело Нева дышала (нар.)

  5. На сердце тяжело и грустно (СКС)

  6. Небо от нависших туч тяжело (кр.прил.)

3) Работа с упражнением на карточке самостоятельно

Задание: списать текст, вставляя пропущенные буквы. Выделить слова категории состояния – подчеркнуть как член предложения, подписать.

Тихо. Между деревьями син..м столбом подымае(тся, ться) прямой дым. Тепло, светло и так пр..красно, спокойно, как (не) бывает весной.

А воробьи, живущие под окном, под наличниками, ведут себя оживле…о (по) весеннему, и у одного в носу был даже пух для гнезда.

Нашли (же) они себе место: им хорошо, и нам не м…шают! Да, вот именно такое утро сегодня, как буд(то) каждое существо на земле нашло свое место, и н..кто н…кому (не) м…шает: вот исти…ый образ мира во всем мире. (М. Пришвин)

V. Текущий контроль

1. Слова категории состояния обозначают:

а) предмет  

б) признак предмета  

в) состояние природы  

г) действие предмета

2. Слова категории состояния:

а) изменяются по числам  

б) не изменяются  

в) изменяются по падежам  

г) спрягаются

3. Слова категории состояния в предложении являются:

а) сказуемым    

б) подлежащим    

в) обстоятельством  

г) определением

4. В каком предложении есть слово категории состояния:

а) Бесшумно повернулся ключ в замке.

б) Туманное утро бесшумно.

в) В море за кормой бесшумно.

5. Определите значение слова категории состояния в предложении:

В лесу морозно и снежно.

а) оценка действия  

б) состояние человека  

в) временное состояние  

г) состояние природы

Самопроверка, ключ – 1в   2б    3а    4в    5г

VI. Подведение итогов. Рефлексия (Приём «Шкатулка»)



Слова категории состояния – это неизменяемые слова, обозначающие состояние природы (светло), душевное (весело) и физическое (больно) состояния, а также оценку состояния (нужно), употребляющиеся в функции сказуемого в предложении без подлежащего (безличном предложении) и отвечающие на вопросы как? каково?. Например: Здесь красиво. На улице холодно.

Слова категории состояния, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения (как наречия и прилагательные):

- Сравнительная степень (простая) образуется при помощи суффиксов -ее (ей) и (иногда с добавлением приставки по-): К вечеру потише стало. Веселее и приятнее было ходить на речку.

- Превосходная степень (обычно составная) образуется при помощи слова всех, прибавляемого к сравнительной степени: Всего обиднее стало матери. Ему тошнее всех в неволе.


Слова категории состояния – это неизменяемые слова, обозначающие состояние природы (светло), душевное (весело) и физическое (больно) состояния, а также оценку состояния (нужно), употребляющиеся в функции сказуемого в предложении без подлежащего (безличном предложении) и отвечающие на вопросы как? каково?. Например: Здесь красиво. На улице холодно.

Слова категории состояния, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения (как наречия и прилагательные):

- Сравнительная степень (простая) образуется при помощи суффиксов -ее (ей) и (иногда с добавлением приставки по-): К вечеру потише стало. Веселее и приятнее было ходить на речку.

- Превосходная степень (обычно составная) образуется при помощи слова всех, прибавляемого к сравнительной степени: Всего обиднее стало матери. Ему тошнее всех в неволе.


Слова категории состояния – это неизменяемые слова, обозначающие состояние природы (светло), душевное (весело) и физическое (больно) состояния, а также оценку состояния (нужно), употребляющиеся в функции сказуемого в предложении без подлежащего (безличном предложении) и отвечающие на вопросы как? каково?. Например: Здесь красиво. На улице холодно.

Слова категории состояния, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения (как наречия и прилагательные):

- Сравнительная степень (простая) образуется при помощи суффиксов -ее (ей) и (иногда с добавлением приставки по-): К вечеру потише стало. Веселее и приятнее было ходить на речку.

- Превосходная степень (обычно составная) образуется при помощи слова всех, прибавляемого к сравнительной степени: Всего обиднее стало матери. Ему тошнее всех в неволе.


Слова категории состояния – это неизменяемые слова, обозначающие состояние природы (светло), душевное (весело) и физическое (больно) состояния, а также оценку состояния (нужно), употребляющиеся в функции сказуемого в предложении без подлежащего (безличном предложении) и отвечающие на вопросы как? каково?. Например: Здесь красиво. На улице холодно.

Слова категории состояния, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения (как наречия и прилагательные):

- Сравнительная степень (простая) образуется при помощи суффиксов -ее (ей) и (иногда с добавлением приставки по-): К вечеру потише стало. Веселее и приятнее было ходить на речку.

- Превосходная степень (обычно составная) образуется при помощи слова всех, прибавляемого к сравнительной степени: Всего обиднее стало матери. Ему тошнее всех в неволе.


Задание по теме «Слова категории состояния»

Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой «SOS». Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем?

_____________________________


Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________ представить лес мёртвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест лёгких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.


Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.


Задание по теме «Слова категории состояния»

Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой «SOS». Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем?

_____________________________


Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________ представить лес мёртвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест лёгких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.


Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.


Задание по теме «Слова категории состояния»

Ученик 7-го класса по Интернету разослал по всем школам задание с пометой «SOS». Он совсем запутался и просит помочь ему вставить подходящие по смыслу слова категории состояния и озаглавить текст. Поможем?

_____________________________


Я встал рано. На улице уже _____________. Кругом _____________ от выпавшего ночью снега. Выхожу из дома, надеваю лыжи. ________________, щеки пощипывает, снег скрипит. Дышится ______________. ______________ в спящем зимнем лесу. Но только на первый взгляд лес кажется безжизненным. ___________ уметь видеть и слышать лесную жизнь. Даже зимой _______________ представить лес мёртвым. Он живет своей тихой жизнью, скрытой от посторонних глаз. Присмотревшись, ___________увидеть легкие следы белок, птиц, мышей. __________ стук дятла, шелест лёгких крыльев. В лесу никогда не бывает __________. День пролетел незаметно. Уже ____________. ________ домой. После этой прогулки на душе ___________ и ____________.


Слова для справок: радостно, торжественно, светло, легко, белым-бело, тихо, морозно, надо, невозможно, скучно, пора, можно, темно, слышно.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!