СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 7 классе "Повторение сведений о предлогах и союзах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится по учебно-методическому комплексу М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Данный урок проводится после изучения темы «Предлог. Союз». После каждого выполненного задания учащиеся в форме  самоконтроля  или взаимоконтроля определяют уровень усвоения материала и получают балл в том случае, если материал усвоен.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 7 классе "Повторение сведений о предлогах и союзах"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Биляр-Озёрская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»




Конспект урока по русскому языку в 7 классе


«Повторение сведений о предлогах и союзах»











Подготовила учитель

русского языка и литературы

Лебедева Людмила Анатольевна.


17.03.2016
















Урок №

«Повторение сведений о предлогах и союзах»

  1. Тип урока: повторительно-обобщающий урок.

  2. Цели:

-создать условия для повторения и привести в систему изученный материал по теме «Предлог. Союз»;

-систематизировать и обобщить знания учащихся о предлогах и союзах;

-совершенствовать умения различать предлоги и омонимичные слова; -развивать умения учащихся высказываться на лингвистическую тему -развивать умения применять полученные знания на практике; -воспитывать интерес к чтению, к языку и речевой культуре.

  1. Задачи:

В личностном направлении

- продолжить развитие мотивации к изучению предмета; продолжить развитие мотивации к чтению;

- воспитание у учащихся уважительного отношения к слову, к родному языку;

- формирование гуманных отношений на уроке;

- усвоение учащимися норм поведения в группе и коллективе в целом


В метапредметном направлении

- развитие устной монологической и письменной речи учащихся;

- развитие познавательных умений (действовать самостоятельно); развитие интереса к чтению;

- развивать умения участвовать в диалоге, логически мыслить;

- содействовать развитию воли и настойчивости в учении посредством вовлечения учеников в активную учебную деятельность.


В предметном направлении

- систематизировать знания о предлогах, союзах, их функциях и значении; о роли служебных частей речи в жизни людей;

-обобщить знания в правописании и употреблении этих слов; закреплять умения орфографического списывания;

- формирование умения составлять лингвистический рассказ;


Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, дидактические материалы: карточки.


Методический комментарий: Урок проводится по учебно-методическому комплексу М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Данный урок проводится после изучения темы «Предлог. Союз». После каждого выполненного задания учащиеся в форме самоконтроля или взаимоконтроля определяют уровень усвоения материала и получают балл в том случае, если материал усвоен.

Эпиграф к уроку:

Как из копеек составляются рубли, так и из

крупинок прочитанного составляется знание.

В.И. Даль.


Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Дени Дидро.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Организация класса. Проверка готовности к уроку. Создание эмоционального настроя (слайд 1)

Слово учителя:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. А теперь поприветствуйте друг друга, улыбнитесь, и пусть наш урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам, новых знаний!

II. Мобилизующий этап. Актуализация и углубление знаний. Актуализация прежних знаний.

1. Мотивация.

На доске вперемешку записаны слова. Учащиеся должны сказать, что это служебные части речи (предлоги и союзы) и догадаться, что их нужно разделить на две группы: «Предлоги» и «Союзы».

Однако, из-за, в течение, зато, несмотря на, а, да, потому что, тоже, под, об

-Ребята, посмотрите на доску и скажите, что за слова здесь написаны? (предлоги и союзы)

-Вы можете сегодня о них рассказать?

2.Формулировка темы и целей урока.

Слово учителя:

-Ребята, сформулируйте тему урока (слайд )

– -А теперь откройте тетради и запишите дату и тему урока «Повторение сведений о предлогах и союзах» и подумайте, какую работу предполагает заявленная тема?

- Какие цели мы поставим перед собой? (слайд )

-У вас на партах перед каждым лежит «Лист самооценки». Что вы должны делать в нём? (ставить себе оценку за каждый вид выполненной работы на уроке, а в конце урока выставить итоговую оценку и сверить с учителем).



3. Лингвистическая разминка.

-Сейчас мы проведём лингвистическую разминку. Для этого обратимся к эпиграфу нашего урока. Прочитайте его внимательно и подумайте, как вы понимаете смысл данных высказываний? (Выразительное чтение предложений и высказывания учащихся).

Работа в тетрадях.

Перепишите эпиграф и выполните по нему следующее задание.

- Выделите все служебные части речи в высказываниях в соответствии с их условным обозначением: союз - , предлог - .

( Проверка. Союзы: как—так и, когда, предлоги: из.)

3. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).

1) Учащиеся получили дифференцированные задания:

-одни должны были составить сложный план на тему «Предлоги и союзы» (упр. 352).

-другие – ответить на вопросы на стр.165 и подобрать свои примеры в качестве иллюстраций.


III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.

-Попытаемся определить уровень овладения материалом, выявить лучшего знатока, выполняя различные упражнения.

1. Повторение сведений о предлогах и союзах с использованием обучающей структуры «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР» (учащиеся рассматривают понятия «Предлог» или «Союз» с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры).

-Ребята, разделимся на две группы: одна работает с понятием «Предлог», другая – с понятием «Союз».

(Проверка в группах: отвечает тот, у кого …, самооценка).


2. Распределительный диктант. Работа у доски и в тетрадях. В левый столбик записывают союзы, в правый - предлоги.

Зато, в течение, навстречу, чтобы, тоже, в продолжение, вследствие, оттого что, вроде, так как, ввиду, насчет, также, если.

Проверка в парах, если задание выполнено - ставим себе оценку.

Сверяем с презентацией (слайд )

- Что объединяет эти союзы и предлоги с точки зрения орфографии? (В тексте они могут быть другими частями речи (имеют омонимичные формы) – местоимением с предлогом, существительным с предлогом, наречием, местоимением с частицей, наречием с частицей).

Одновременно - анализ предложений, отображенных на экране (1 или 2 ученика).


3. Анализ предложений «Слитно или раздельно?» (слайд )

-Сформулируйте задание.

-Ребята, а какую памятку вы составили бы для выполнения этого упражнения?

1)Что (бы) быть (по) настоящему грамотным человеком нужно постоянно обращаться к книгам. 2) То (же) слово да не так бы молвить. 3)Книголюбы, ребята нашего класса, так (же) увлекаются чтением. 4) Что (бы) вы ни делали, чем (бы) вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник — книга. 5) (В)следствие невнимательного чтения материала учебника я не выполнил упражнение.

-Посмотрите ещё раз на первое и второе предложение. Всё правильно?

-Нужны ли здесь запятые?


ФИЗМИНУТКА: «Найди друга!» (слайд 7)

-Ну что же, ребята, вы неплохо поработали, немного отдохнём. Но отдых тоже должен быть полезен. В ПЕРВОМ РЯДУ перед вами на столах лежат карточки, со словами, а ВО ВТОРОМ РЯДУ - друзья этих слов, т. е. значения тех слов, которые у вас на карточках. Вам необходимо подумать и быстро помочь друзьям найти друг друга, т.е. взять карточку, подойти и встать рядом со значением. По хлопку переворачиваем карточки и начинаем операцию: «Найди друга!».

-А теперь закроем глаза и напишем носом в воздухе слово «Книги».

-Садитесь на место, продолжим работу.

(СЛОВА: ТАК КАК, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, ЧТО, ЕСЛИ

ЗАТО, ТОЖЕ, ДА, НЕ ТОЛЬКО---НО И

ВОПРЕКИ, ОКОЛО, ВСЛЕДСТВИЕ, ПУТЁМ

ИЗ-ЗА, ЧЕРЕЗ, ПОД, НАД, У, ОБ, К

«ДРУЗЬЯ»: сочинительный союз, подчинительный союз, производный предлог, непроизводный предлог).


4.Говори правильно. Орфоэпическая минутка (слайд )

Работа с самопроверкой по эталону (слайд ).


  • ПРИШЕЛ (СО, ИЗ) ШКОЛЫ

  • СКУЧАЕМ ПО (ВЫ)

  • ПО ОКОНЧАНИ… СПЕКТАКЛЯ

  • ПО СОСТОЯНИ… ЗДОРОВЬЯ

  • БРАТЬ ВОДУ (ИЗ, С) КОЛОДЦА

  • ВОПРЕКИ ПРОГНОЗ…

  • ПРЕПАРАТ ДЛЯ БОЛИ В СПИНЕ

  • ОПЛАТИТЬ (ЗА) ПРОЕЗД

  • РЕЦЕНЗИЯ (НА, О) КНИГ…


  • ПРИШЕЛ ИЗ ШКОЛЫ

  • СКУЧАЕМ ПО ВАС

  • ПО ОКОНЧАНИИ СПЕКТАКЛЯ

  • ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ

  • БРАТЬ ВОДУ ИЗ КОЛОДЦА

  • ВОПРЕКИ ПРОГНОЗУ

  • ПРЕПАРАТ ОТ БОЛИ В СПИНЕ

  • ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД

  • РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ


5. Работа в парах.

Цифровой диктант: запиши номера предложений в нужную графу таблицы.

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы

1, 4, 5, 7

2, 3, 6, 8

  1. Книга мала, да ума придала.

  2. Чтобы много знать, надо много читать.

  3. Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.

  4. Книга — маленькое окошко, но через него весь мир видно.

  5. Книги не говорят, а правду сказывают.

  6. Книга для ума, что теплый дождь для всходов.

  7. Книга поможет в труде и выручит в беде.

  8. Когда нет умного соседа, с книгой беседуй.

Взаимопроверка. Оценивание соседа по парте. Проверка по эталону (слайд .

-Ребята, о чём были пословицы в диктанте? Какие пословицы запомнились? Чему они учат?

6.Творческий диктант (слайд ).

-Ребята, посмотрите на следующее задание внимательно и подумайте, что вы должны сделать?

Класс выполняет задание по конструированию предложений.

(Задание: ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам).

1. Для чего нужно много читать?  , (чтобы ).

2. Когда ты читаешь художественную литературу?  , (когда ).

3. Какие книги ты любишь?   и  . ИЛИ   и  .


7. Резерв: подготовка к ОГЭ: (слайд )

-Ребята, а сейчас мы рассмотрим одно из заданий ОГЭ, для выполнения которого вам необходимо знать сочинительные и подчинительные союзы.

В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен,(1) и притом такой разговор,(2) когда они сообщают нам только лучшие свои мысли. Декарт.

(ответ:2)


IV. Домашнее задание:

Упр.355 (Расскажите письменно, как читаете вы?)



V. Проверка выполнения заданий, подведение итогов урока, выставление оценок.

-Ребята, какие оценки вы себе сегодня поставите, а соседу по парте?

-Кого же мы сегодня можем назвать знатоком предлогов и союзов?



VI. Рефлексия (слайд )

1. Осознание учащимися своей учебной деятельности:

-Ребята, вспомните цели, которые вы ставили перед собой в начале урока и подумайте, как продолжить данные предложения.

На уроке

-Я научился…

-Я затруднялся…

-Мне понравилось…

-Я могу применить знания…

2. Связь эпиграфа урока с дидактическим материалом:

-Вернёмся к эпиграфу нашего урока (слайд )

-Какая тема прошла через весь урок? (Любовь к чтению, книги)

-Какой вывод мы можем сделать?

3. Проверка психоэмоционального состояния:

-Ребята, с каким настроением уходите с урока?

-И я вас благодарю! Всем спасибо! До свидания! (слайд )


















Приложение:


2. Анализ предложений.

1)Что (бы) быть (по) настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам. 2) То (же) слово, да не так (бы) молвить. 3)Книголюбы, ребята нашего класса, так (же) увлекаются чтением. 4) Что (бы) вы ни делали, чем (бы) вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник — книга. 5) (В)следствие невнимательного чтения материала учебника я не выполнил упражнение.





4. Цифровой диктант: запиши номера предложений в нужную графу таблицы.

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы





5.Творческий диктант.

Задание: ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам.

1. Для чего нужно много читать?  , (чтобы ).

2. Когда ты читаешь художественную литературу?  , (когда ).

3. Какие книги ты любишь?   и  . ИЛИ   и  .



Лист самооценки

ученика 7 класса

_________________________________________


Вид работы

Домашнее задание

Модель Фрейер

Распредели-тельный диктант

Анализ предложений

Говори правиль-но

Цифро-вой диктант

Творчес-кий диктант

Итоговая оценка

Оценка учителя

Оценка













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!