Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Биляр-Озёрская средняя общеобразовательная школа Нурлатского муниципального района Республики Татарстан»
Конспект урока по русскому языку в 7 классе
«Повторение сведений о предлогах и союзах»
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Лебедева Людмила Анатольевна.
17.03.2016
Урок №
«Повторение сведений о предлогах и союзах»
Тип урока: повторительно-обобщающий урок.
Цели:
-создать условия для повторения и привести в систему изученный материал по теме «Предлог. Союз»;
-систематизировать и обобщить знания учащихся о предлогах и союзах;
-совершенствовать умения различать предлоги и омонимичные слова; -развивать умения учащихся высказываться на лингвистическую тему -развивать умения применять полученные знания на практике; -воспитывать интерес к чтению, к языку и речевой культуре.
Задачи:
В личностном направлении
- продолжить развитие мотивации к изучению предмета; продолжить развитие мотивации к чтению;
- воспитание у учащихся уважительного отношения к слову, к родному языку;
- формирование гуманных отношений на уроке;
- усвоение учащимися норм поведения в группе и коллективе в целом
В метапредметном направлении
- развитие устной монологической и письменной речи учащихся;
- развитие познавательных умений (действовать самостоятельно); развитие интереса к чтению;
- развивать умения участвовать в диалоге, логически мыслить;
- содействовать развитию воли и настойчивости в учении посредством вовлечения учеников в активную учебную деятельность.
В предметном направлении
- систематизировать знания о предлогах, союзах, их функциях и значении; о роли служебных частей речи в жизни людей;
-обобщить знания в правописании и употреблении этих слов; закреплять умения орфографического списывания;
- формирование умения составлять лингвистический рассказ;
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, дидактические материалы: карточки.
Методический комментарий: Урок проводится по учебно-методическому комплексу М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой. Данный урок проводится после изучения темы «Предлог. Союз». После каждого выполненного задания учащиеся в форме самоконтроля или взаимоконтроля определяют уровень усвоения материала и получают балл в том случае, если материал усвоен.
Эпиграф к уроку:
Как из копеек составляются рубли, так и из
крупинок прочитанного составляется знание.
В.И. Даль.
Люди перестают мыслить, когда перестают читать.
Дени Дидро.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Организация класса. Проверка готовности к уроку. Создание эмоционального настроя (слайд 1)
Слово учителя:
-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поздоровайтесь с ними. А теперь поприветствуйте друг друга, улыбнитесь, и пусть наш урок пройдет организованно, весело, с пользой. Удачи вам, новых знаний!
II. Мобилизующий этап. Актуализация и углубление знаний. Актуализация прежних знаний.
1. Мотивация.
На доске вперемешку записаны слова. Учащиеся должны сказать, что это служебные части речи (предлоги и союзы) и догадаться, что их нужно разделить на две группы: «Предлоги» и «Союзы».
Однако, из-за, в течение, зато, несмотря на, а, да, потому что, тоже, под, об
-Ребята, посмотрите на доску и скажите, что за слова здесь написаны? (предлоги и союзы)
-Вы можете сегодня о них рассказать?
2.Формулировка темы и целей урока.
Слово учителя:
-Ребята, сформулируйте тему урока (слайд )
– -А теперь откройте тетради и запишите дату и тему урока «Повторение сведений о предлогах и союзах» и подумайте, какую работу предполагает заявленная тема?
- Какие цели мы поставим перед собой? (слайд )
-У вас на партах перед каждым лежит «Лист самооценки». Что вы должны делать в нём? (ставить себе оценку за каждый вид выполненной работы на уроке, а в конце урока выставить итоговую оценку и сверить с учителем).
3. Лингвистическая разминка.
-Сейчас мы проведём лингвистическую разминку. Для этого обратимся к эпиграфу нашего урока. Прочитайте его внимательно и подумайте, как вы понимаете смысл данных высказываний? (Выразительное чтение предложений и высказывания учащихся).
Работа в тетрадях.
Перепишите эпиграф и выполните по нему следующее задание.
- Выделите все служебные части речи в высказываниях в соответствии с их условным обозначением: союз - , предлог - .
( Проверка. Союзы: как—так и, когда, предлоги: из.)
3. Проверка домашнего задания (фронтальный опрос).
1) Учащиеся получили дифференцированные задания:
-одни должны были составить сложный план на тему «Предлоги и союзы» (упр. 352).
-другие – ответить на вопросы на стр.165 и подобрать свои примеры в качестве иллюстраций.
III. Систематизация знаний и умений по пройденному материалу.
-Попытаемся определить уровень овладения материалом, выявить лучшего знатока, выполняя различные упражнения.
1. Повторение сведений о предлогах и союзах с использованием обучающей структуры «МОДЕЛЬ ФРЕЙЕР» (учащиеся рассматривают понятия «Предлог» или «Союз» с разных сторон, записывая его обязательные и необязательные характеристики, примеры и антипримеры).
-Ребята, разделимся на две группы: одна работает с понятием «Предлог», другая – с понятием «Союз».
(Проверка в группах: отвечает тот, у кого …, самооценка).
2. Распределительный диктант. Работа у доски и в тетрадях. В левый столбик записывают союзы, в правый - предлоги.
Зато, в течение, навстречу, чтобы, тоже, в продолжение, вследствие, оттого что, вроде, так как, ввиду, насчет, также, если.
Проверка в парах, если задание выполнено - ставим себе оценку.
Сверяем с презентацией (слайд )
- Что объединяет эти союзы и предлоги с точки зрения орфографии? (В тексте они могут быть другими частями речи (имеют омонимичные формы) – местоимением с предлогом, существительным с предлогом, наречием, местоимением с частицей, наречием с частицей).
Одновременно - анализ предложений, отображенных на экране (1 или 2 ученика).
3. Анализ предложений «Слитно или раздельно?» (слайд )
-Сформулируйте задание.
-Ребята, а какую памятку вы составили бы для выполнения этого упражнения?
1)Что (бы) быть (по) настоящему грамотным человеком нужно постоянно обращаться к книгам. 2) То (же) слово да не так бы молвить. 3)Книголюбы, ребята нашего класса, так (же) увлекаются чтением. 4) Что (бы) вы ни делали, чем (бы) вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник — книга. 5) (В)следствие невнимательного чтения материала учебника я не выполнил упражнение.
-Посмотрите ещё раз на первое и второе предложение. Всё правильно?
-Нужны ли здесь запятые?
ФИЗМИНУТКА: «Найди друга!» (слайд 7)
-Ну что же, ребята, вы неплохо поработали, немного отдохнём. Но отдых тоже должен быть полезен. В ПЕРВОМ РЯДУ перед вами на столах лежат карточки, со словами, а ВО ВТОРОМ РЯДУ - друзья этих слов, т. е. значения тех слов, которые у вас на карточках. Вам необходимо подумать и быстро помочь друзьям найти друг друга, т.е. взять карточку, подойти и встать рядом со значением. По хлопку переворачиваем карточки и начинаем операцию: «Найди друга!».
-А теперь закроем глаза и напишем носом в воздухе слово «Книги».
-Садитесь на место, продолжим работу.
(СЛОВА: ТАК КАК, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, ЧТО, ЕСЛИ
ЗАТО, ТОЖЕ, ДА, НЕ ТОЛЬКО---НО И
ВОПРЕКИ, ОКОЛО, ВСЛЕДСТВИЕ, ПУТЁМ
ИЗ-ЗА, ЧЕРЕЗ, ПОД, НАД, У, ОБ, К
«ДРУЗЬЯ»: сочинительный союз, подчинительный союз, производный предлог, непроизводный предлог).
4.Говори правильно. Орфоэпическая минутка (слайд )
Работа с самопроверкой по эталону (слайд ).
ПРИШЕЛ (СО, ИЗ) ШКОЛЫ СКУЧАЕМ ПО (ВЫ) ПО ОКОНЧАНИ… СПЕКТАКЛЯ ПО СОСТОЯНИ… ЗДОРОВЬЯ БРАТЬ ВОДУ (ИЗ, С) КОЛОДЦА ВОПРЕКИ ПРОГНОЗ… ПРЕПАРАТ ДЛЯ БОЛИ В СПИНЕ ОПЛАТИТЬ (ЗА) ПРОЕЗД РЕЦЕНЗИЯ (НА, О) КНИГ… | ПРИШЕЛ ИЗ ШКОЛЫ СКУЧАЕМ ПО ВАС ПО ОКОНЧАНИИ СПЕКТАКЛЯ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ БРАТЬ ВОДУ ИЗ КОЛОДЦА ВОПРЕКИ ПРОГНОЗУ ПРЕПАРАТ ОТ БОЛИ В СПИНЕ ОПЛАТИТЬ ПРОЕЗД РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ |
5. Работа в парах.
Цифровой диктант: запиши номера предложений в нужную графу таблицы.
Сочинительные союзы | Подчинительные союзы |
1, 4, 5, 7 | 2, 3, 6, 8 |
Книга мала, да ума придала.
Чтобы много знать, надо много читать.
Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь.
Книга — маленькое окошко, но через него весь мир видно.
Книги не говорят, а правду сказывают.
Книга для ума, что теплый дождь для всходов.
Книга поможет в труде и выручит в беде.
Когда нет умного соседа, с книгой беседуй.
Взаимопроверка. Оценивание соседа по парте. Проверка по эталону (слайд .
-Ребята, о чём были пословицы в диктанте? Какие пословицы запомнились? Чему они учат?
6.Творческий диктант (слайд ).
-Ребята, посмотрите на следующее задание внимательно и подумайте, что вы должны сделать?
Класс выполняет задание по конструированию предложений.
(Задание: ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам).
1. Для чего нужно много читать? , (чтобы ).
2. Когда ты читаешь художественную литературу? , (когда ).
3. Какие книги ты любишь? и . ИЛИ и .
7. Резерв: подготовка к ОГЭ: (слайд )
-Ребята, а сейчас мы рассмотрим одно из заданий ОГЭ, для выполнения которого вам необходимо знать сочинительные и подчинительные союзы.
В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен,(1) и притом такой разговор,(2) когда они сообщают нам только лучшие свои мысли. Декарт.
(ответ:2)
IV. Домашнее задание:
Упр.355 (Расскажите письменно, как читаете вы?)
V. Проверка выполнения заданий, подведение итогов урока, выставление оценок.
-Ребята, какие оценки вы себе сегодня поставите, а соседу по парте?
-Кого же мы сегодня можем назвать знатоком предлогов и союзов?
VI. Рефлексия (слайд )
1. Осознание учащимися своей учебной деятельности:
-Ребята, вспомните цели, которые вы ставили перед собой в начале урока и подумайте, как продолжить данные предложения.
На уроке
-Я научился…
-Я затруднялся…
-Мне понравилось…
-Я могу применить знания…
2. Связь эпиграфа урока с дидактическим материалом:
-Вернёмся к эпиграфу нашего урока (слайд )
-Какая тема прошла через весь урок? (Любовь к чтению, книги)
-Какой вывод мы можем сделать?
3. Проверка психоэмоционального состояния:
-Ребята, с каким настроением уходите с урока?
-И я вас благодарю! Всем спасибо! До свидания! (слайд )
Приложение:
2. Анализ предложений.
1)Что (бы) быть (по) настоящему грамотным человеком, нужно постоянно обращаться к книгам. 2) То (же) слово, да не так (бы) молвить. 3)Книголюбы, ребята нашего класса, так (же) увлекаются чтением. 4) Что (бы) вы ни делали, чем (бы) вы ни занимались, вам всегда понадобится умный и верный помощник — книга. 5) (В)следствие невнимательного чтения материала учебника я не выполнил упражнение.
4. Цифровой диктант: запиши номера предложений в нужную графу таблицы.
Сочинительные союзы | Подчинительные союзы |
| |
5.Творческий диктант.
Задание: ответьте на вопросы, придумав предложения, соответствующие данным схемам.
1. Для чего нужно много читать? , (чтобы ).
2. Когда ты читаешь художественную литературу? , (когда ).
3. Какие книги ты любишь? и . ИЛИ и .
Лист самооценки
ученика 7 класса
_________________________________________
Вид работы | Домашнее задание | Модель Фрейер | Распредели-тельный диктант | Анализ предложений | Говори правиль-но | Цифро-вой диктант | Творчес-кий диктант | Итоговая оценка | Оценка учителя |
Оценка | | | | | | | | | |