СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 8 классе по теме "Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением новых технологий.

Используемые технологии и методики: Технология критического мышления; технология критериального оценивания,  методика комплексного анализа текста.

Оценка результатов проделанной работы будет осуществляться через:

- тест «Верные и неверные утверждения»;

- ответы на многоуровневые вопросы;

- заполнение таблицы в группах, состоящей из трех частей: словосочетание, строение, способ связи;

- индивидуальную работу;

- таблицу пометов и ассоциативную карту INSERT ;

- наблюдения за работой в группе (пометочные таблицы).

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 8 классе по теме "Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание".»

Титульный лист


Фамилия, Имя , Отчество

автора

Афанасьева Ирина Валериевна

Место работы

КГУ «Гимназия» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Должность


Учитель русского языка и литературы

Наименование материала

Способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание. 8 класс.

Рубрика

  • Общее и среднее образование

  • Методическое сопровождение образовательной деятельности

  • Русский язык









































Тема урока: Способы подчинительной связи слов в предложении: согласование, управление, примыкание.

Цель урока: познакомить учащихся со способами подчинительной связи в словосочетаниях, научить их определять названные способы на конкретных примерах.
Задачи урока:
1. Усвоение учащимися способов подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.
2. Развитие речи, творческих способностей.
3. Овладение навыками работы в группах, выработка корректности к мнению товарищей.

Используемые технологии и методики: Технология критического мышления; технология критериального оценивания, методика комплексного анализа текста.

Оценка результатов проделанной работы будет осуществляться через:

- тест «Верные и неверные утверждения»;

- ответы на многоуровневые вопросы;

- заполнение таблицы в группах, состоящей из трех частей: словосочетание, строение, способ связи;

- индивидуальную работу;

- таблицу пометов и ассоциативную карту INSERT ;

- наблюдения за работой в группе (пометочные таблицы).

Стратегии, методы:

1. Многоуровневые вопросы.

2.Ассоциативная карта. 3.Таблица пометок INSERT .

4. Техника «Жигсо».

,

Ход урока.
I. Этап пробуждения (вызов).
Учащиеся должны подобрать ассоциативный ряд к словосочетанию белый медведь.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Тест. Найти верные и неверные утверждения («да» или «нет»). Словосочетание- синтаксическая единица, состоящая из двух и более слов, соединенных сочинительной связью.

  1. Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

  2. От зависимого слова задаем вопрос к главному.

  3. Словосочетание служит для сообщения, вопроса или побуждения к действию.

  4. Словосочетание более точно называет предметы, явления, действия.

  5. Словосочетание формирует предложение и выделяется в его составе

  6. Словосочетанием не может быть слово с предлогом.

  7. Грамматическая основа предложения может быть словосочетанием.

  8. В состав словосочетания могут входить цельные словосочетания.

  9. В роли главного слова могут выступать только существительное , глагол.

  10. В словосочетании магический орнамент главным является слово магический

  11. Дом из шести этажей не является словосочетанием.

  12. В словосочетаниях день рождения и дом отдыха склоняется только главное слово.

  13. В слове торты, порты, тосты ударение падает на последний слог.

  14. Вставить пропущенные буквы: ц…вилизац…я, …рнамент, т…тем,к..нический. В словаре учебника узнать лексическое значение этого слова.

Взаимопроверка в парах (« + » или « - »).

Шкала оценивания:

90 - 100% - оценка «5»

70 - 89 % - оценка «4»

50 – 69 % - оценка «3»


2. Работа с текстом «Хозяин Арктики» (приложение 1) с использованием метода помет (V — знаю, + — новая информация, ? — возникшие вопросы) при заполнении ИНСЕРТ -таблицы.

Таблица ИНСЕРТ

V — знаю,

+ — новая информация,

? — возникшие вопросы





2. Учащиеся озвучивают таблицу, знакомят друг друга с полученной информацией, дополняют ответы товарищей, задают вопросы и отвечают на них.


Приложение 1

Хозяин Арктики

Издавна «хозяином Арктики» называют белого медведя. Его длина достигает трех метров, а вес - две тысячи килограммов. Белый медведь лазает по льдам, легко ходит по снегу, хорошо чувствует себя в воде - глубоко ныряет. Белый медведь хорошо видит и на воздухе, и под водой. Он прекрасно плавает. Жизнь его настолько связана с морем, что его называют «медведь морской».
Летом медведю жарко, даже при короткой пробежке у него резко поднимается температура. И дело не только в толстой теплой шубе. У белого медведя, кроме шубы, большую роль играет ее «подкладка» — подкожный жир, который греет медведя и помогает ему переносить бескормицу.
Возможно, что белые медведи способны к долгосрочному прогнозированию погоды. Самки всегда устраивают берлоги там, где во время сильных метелей и буранов снег не будет сдуваться ветром.
Полярное лето коротко. Но за это время медвежата успевают хорошо подрасти и в августе весят уже шестьдесят-восемьдесят килограммов (из берлоги вылезают десятикилограммовыми). Подросшим медвежатам берлога не нужна.

Жизнь белого медведя очень суровая и довольно однообразная. Основная задача всей жизни- быть сытым. В случае бескормицы он залегает в берлогу-яму и погружается в спячку.
С удивительным терпением лежит медведь во время охоты. На льду он незаметен. Только черный нос да черные глаза могут выдать его, но медведь прикрывает морду лапой. Поест, отдохнет медведь и пойдет дальше. Куда? Никто, даже он сам, не знает.

(По «Книге природы» )
2. Задание группам (карточки).
1. Определите стиль данного текста, аргументируйте свой ответ.
2. Определите основную мысль текста.
З. Как вы понимаете выражение «погружаться в спячку»?
4. Что позволяет медведю не замерзнуть? Почему белый медведь во время охоты прикрывает морду лапой?

3. Задание всему классу.
- Выпишите из текста словосочетания, описывающие белого медведя.

III. Формирование новых понятий и способов действий.

  1. Работа с теоретической информацией.

Работа по таблице (Приложение 2): обсуждение каждого вида связи (какой частью речи выражается главное и зависимое слово; особенности связи при согласовании, управлении и примыкании)

согласование

управление

примыкание

При согласовании главное слово — добрый хозяин, оно трудится вместе с подчиненным. «Я делаю, и ты делай так же», - как будто говорит оно.
Например: Белый (какой?) медведь.

При управлении хозяин требовательный, жесткий, сам ничего не делает, но подчиненному приказывает: «Делай, как я прикажу!»
Например: Прикрывает (чем?) лапой.

. При примыкании хозяин ничего не требует от подчиненного, только просит «Встань со мной рядом»..Например: чувствует ( как ?) хорошо.

Х

Приморский пансионат

Х

Приехавших отдыхающих

Х

Привлекательная девушка

Х

Прехорошенький носик

Х

Приятный гражданин

Х

Презабавные истории

Х

Привычным движением

Х

В приплюснутой кепке

Х

Второе приглашение

Х

Мои привычки


Х

Припудривала носик

Х

Пребывала в задумчивости

Х

Причмокивая губами

Х

Прикуривал трубку

Х

Приведение к знаменателю

Х

Примчаться к тебе

Х

Придуманный мною

Х

Быстрее ветра

Х

Наедине с сыном



Х

Премило улыбался

Х

Преспокойно дремал

Х

Очень мило

Х

Склонный преувеличивать

Х

Говорил улыбаясь

Х

Желание работать





Работа по таблице: обсуждение каждого вида связи (какой частью речи выражается главное и зависимое слово; особенности связи при согласовании, управлении и примыкании).


IV. Формирование умений и навыков.
1. Игра по парам (по кругу — в группе). Один ученик - хозяин, другой работник. Хозяин называет главное слово и тип связи, а работник — зависимое.
2. Задание группам: выписать из текста «Хозяин Арктики» словосочетания по схеме, заполнив таблицу.
1 группа. Способ связи — согласование.
2 группа. Способ связи — управление
3 группа. Способ связи — примыкание.
Образец заполнения таблицы:

Словосочетание

Строение

Грамматическое значение

Способ связи

Белый медведь

Прил. + сущ

Предмет и его признак

согласование


3. Работа по принципу техники «Жигсо» (спикер переходит в соседнюю группу и презентует свою работу). Каждая группа выставляет формативную оценку).

Шкала оценивания:

9-10 баллов – оценка «5».

7-8 баллов – оценка «4»

5-6 баллов – оценка «3».

4. Индивидуальная работа. Придумать собственные примеры (по 3 словосочетания на каждый вид) на все способы подчинительной связи.

Шкала оценивания:

8- 9 баллов – оценка «5».

6-7 баллов – оценка «4».

4-5 баллов – оценка «3».

5. Подведение итогов (совместная работа).

  1. Каждый учащийся выводит среднеарифметическую оценку по трем заданиям: тест «Верные-неверные утверждения», «Заполнение таблицы в группах», «Индивидуальную работу».

  2. Так как урок по данной теме первый, учитель может дать бонусы самым активным учащимся.

V. Рефлексия «Мишень».


VI. Информация о домашнем задании. Найти небольшой текст о каком - либо животном. Обозначить в тексте словосочетания с подчинительной связью.