Урок русского языка в 8 классе
Тема «Знаки препинания при однородных членах»
Выполнила:
Учитель русского языка и литературы
МКОУ «Цветочненская СШ»
Кайбуллаева Л.Р.
Урок-практикум.
Тема: «Знаки препинания при однородных членах»
Нам дан во владение самый богатый, чистый, могучий и поистине волшебный русский язык.
К.У. Паустовский
Цели: расширить представление учащихся о знаках препинания при однородных членах предложения.
Оборудование: учебник, репродукция картины И. Грабаря «Февральская лазурь».
Ход урока.
I. Организационный момент
а) Отметить отсутствующих.
Отчет о выполнении домашнего задания.
б) Открыли тетради, число, тема, эпиграф.
II. Актуализация опорных знаний
Беседа
а) Какие члены предложения называются однородными? Например?
Отвечают на один и тот же вопрос; являются одним и те же членом предложения; относятся к одному и тому же слову; Учитель: образуют сочинительные словосочетания.
б) Какие члены предложения могут быть однородными? Любые: и главные и второстепенные
в) Какие определения мы называем однородными, а какие - неоднородными? Например?
Однородные определения характеризуют предмет с одной стороны, можно вставить союз «и». Например: Красивые, желтые, багряные листья падали на землю.
Неоднородные - характеризуют предмет с разных сторон (сочетание качественного и относительного прилагательных); союз «и» обычно вставить нельзя.
Например: Чудной тропической ночью мы гуляли на берегу. Ласковый осенний день.
г) С помощью каких союзов связываются однородные члены?
Сочинительные: соединительные (и, да (= и), тоже, также); противительные (а, по, да (= но), однако, зато); разделительные (или, либо, то-то, не то - не то).
Практическая работа (устно)
(на доске записаны словосочетания)
Задание: Составьте предложения с сочетанием слов. Какие из определений являются однородными?
Прекрасный, фруктовый (сад);
Ранние, махровые (тюльпаны); ;
Новое, кожаное (пальто);
Красные, желтые, багряные (листья).
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Ребята! Мы сегодня продолжаем разговор о знаках препинания. Послушайте монолог ученика, запутавшегося в знаках препинания. Подскажите, что ему делать?
(Ученик рассказывает стих)
Учитель: Так что ему делать?
(Учить правила)
IV. Работа по теме урока.
Учитель: Итак, дети, а вы выучили правила постановки знаков препинания при однородных членах?
(Ответы)
Объяснительный диктант.
(Учащиеся выходят к доске)
Меня поразили звуки странной, но приятной и милой музыки. (Запятая между однородными членами перед противительным союзом «но»; перед «и» не ставим, следовательно одиночное соединение).
Сказка нужна не только детям, но и взрослым.
(Перед второй частью составных союзов «не только, но и»).
Надо и знать, и любить, и беречь свою землю.
(Повторяющийся союз).
Работа по вариантам. (Выборочный диктант).
Учитель диктует, дети выбирают: 1 вариант - однородные члены, соединенные союзами, 2 вариант - бессоюзная связь.
Звезды меркнут и гаснут. Проснулись утки с шумом и скрылись. Рыбаки в шалаше пробудились, сняли сети, весла к лодке несут.
(проверить по вариантам)
Устная синтаксическая зарядка.
Учитель: Ребята! Однородные члены связываются при помощи союзов и перечислительной интонации или только при помощи такой интонации?
Послушайте стихотворение и назовите однородные члены предложения.
(стих).
А теперь продолжим тему зимы. У вас на партах - репродукция картины Грабаря «Февральская лазурь». Опишите картину используя однородные члены.
Свободный диктант.
(2 ученика к доске)
Учитель читает сразу 3 предложения. Задание: записать сохраняя синтаксические конструкции).
Книга пробуждает и воспитывает в человеке самые важные порывы. В книге ищи не буквы, а мысли. Книга не только ваш лучший друг, но и верный товарищ, спутник.
V. Рефлексия
Игра «Пунктуация в предложениях с однородными членами» Посмотреть по учебнику тестовые задания, достаточно 3 шт.
VI. Д/3. мини-сочинение «На школьной перемене» или «В библиотеке» используя однородные члены.