Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Виды придаточных предложений". Образовательная технология "Развитие критического мышления".
Урок-обобщение (по классификации Т.И.Третьякова, урок обобщения и систематизации) по теме “Виды придаточных предложений” по программе под редакцией В.В.Бабайцевой является заключительным в большом и важном разделе “Сложноподчиненные предложения” курса русского языка 9 класса. Вариативность программ, учебно-методических комплексов в преподавании русского языка, с одной стороны, и новые формы итоговой аттестации, с другой стороны, требуют от выпускников основной общей школы знания разнообразных подходов к языковым явлениям, знакомства с различными классификациями и понимания механизма их создания. Сопоставив задания сборников тестовых заданий [1], контрольных работ [2], заданий части “В” ЕГЭ [3], можно сделать вывод о том, что именно в части определения видов придаточных предложений существует терминологическая и принципиальная (классификационная) неоднозначность. В основе ее – различные подходы к созданию классификации придаточных предложений:
- по аналогии с второстепенными членами предложения (УМК под.ред. В.В.Бабайцевой);
- по значению, семантике (традиционная система УМК под ред. М.Т. Баранова).
Практическая необходимость знания различных классификаций органично рождает в качестве отправного на уроке прием кейс технологии (конкретная реальная ситуация – источник проблемы). А весь процесс осознания многоликого отражения языковой действительности, законов создания различных классификаций одного явления (лингвистического), постижения философских законов бытия будет успешным при органичном использовании технологии критического мышления.
Нельзя не согласиться с тем, что технология критического мышления – это “философия, базирующаяся на идеях педагогов и психологов всего мира, реализованная в педагогической технологии, в ней заключены идеи о прерогативе развития, ориентации на личность, необходимости самостоятельного и целенаправленного познания, творческого подхода к обучению, опоре на предшествующий опыт, в том числе житейский” . Технология критического мышления – это чёткая структура, имеющая в своей основе воспитательные и развивающие цели.