СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе по теме "Сочинение-рецензия на литературное произведение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен с применением технологии РКМ, учащиеся составляют сравнителные таблицы, кластеры, Урок предусматривает включение в различные виды деятельности и формы сотрудничества, высказывание предположений на основе наблюдений, формулирование темы урока, поиск путей достижения целей урока, умение соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 9 классе по теме "Сочинение-рецензия на литературное произведение"»

Урок русского языка в 9 классе по теме «Сочинение-рецензия на литературное произведение» .


Учитель: Соколова Д.В., учитель русского языка и литературы МКОУ Мирнинская СОШ


Цель урока: познакомить учащихся с особенностями сочинений в жанре рецензии; обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей сочинений-рецензий, усвоение конкретны навыков рецензирования: использовать средства оценки, употреблять разнообразные речевые конструкции.

Задачи:

личностные: осознание эстетической ценности русского языка; взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу; создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, совершенствование всех видов речевой деятельности: говорение (умение высказываться и обосновывать свою точку зрения, формулирование вопросов, обучение друг друга), слушание (себя, учителя и друг друга), чтение (учебного и художественного (образцового) текста);

регулятивные: включение в различные виды деятельности и формы сотрудничества, высказывание предположений на основе наблюдений, формулирование темы урока, поиск путей достижения целей урока, умение соотносить цели и результаты своей деятельности, определять степень успешности работы;

познавательные: выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, искать пути решения проблем, отбирать слова по выбранным основаниям.


Методы урока: фронтальная беседа, поисковое чтение, самостоятельная работа с текстами разных стилей, беседа по осмыслению прочитанного (услышанного), исследовательская работа, сравнительная характеристика, работа в группах, рефлексия.


Структура урока

1.Организационный момент .

2.Актуализация знаний. (числоворд)

2.1. Формирование умений, навыков.

2.2. Речеведческая работа с текстом.

2.3. Словарно-орфографическая работа.

2.4. Целеполагание.

3.Формирование новых знаний – изучение нового материала. 12 мин.

3.1.Самостоятельная работа по теоретическому материалу.

3.2.Работа в группах (обучение в сотрудничестве).

4.Закрепление изученного.7-10 мин.

4.1.Самостоятельная работа с текстом (индивидуальная).

5.Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание работы детей. 2 -3 мин.

6.Задавание на дом. 2 мин.


Сценарий урока

1. Организационный момент.

Добрый день ребята! Давайте поприветствуем друг друга, проверим готовность к уроку.

Наш урок хотелось бы начать с небольшой разминки.

2. Актуализация изученного материала

Учитель:

Ребята, вашему вниманию предлагается числоворд, разгадав который, вы  узнаете, о чём сегодня на уроке пойдет речь.

(Работа с индивидуальными карточками)

Числоворд:

1,2,19,2,6,3,4,5 6,7 8,4,9,2,1,7,9,10,1`,6,11,2 12,1,11;4,3,13,2,20,2,6;4,2.
1,7,14,12,10,9,4,6 – автор рассказа «Уроки французского»;

17,11,14,12,11,3,4,19,4,3 – построение художественного произведения;   
20,11,12,11,8,6,2,6,4,2 – второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.
13,2,14,6,7 – время года.

Ученик: Ответом нашему числоворду служит фраза: «Рецензия на литературное произведение».


Учитель: Вы правильно разгадали числоворд. Действительно, сегодня мы  поговорим о рецензии.

А сейчас давайте обратимся к эпиграфу урока к замечательным слов Марии Алексеевны Рыбниковой «Хорошо читать – это значит рассуждать, мыслить вместе с автором».

Как вы понимаете его  смысл? Какие слова являются ключевыми, помогающими понять смысл данного  высказывания? (Хорошо читать, рассуждать, мыслить). Эти умения нам сегодня пригодятся как никогда, давайте проверим.

2.1. Формирование умений и навыков

Ученик: Вам известна роль книги в жизни каждого человека. Одни увлекаются детективной литературой, другим по душе фантастика и приключения, третьи зачитываются произведениями о животных. Есть свои пристрастия, свои читательские интересы и у каждого из вас. Вы уже умеете выражать их, высказывать свое личное мнение о прочитанном, делая анализ стихотворений, через сочинения разных жанров, составляя отзыв на  произведение.
– Вспомните, что такое отзыв? 

(Отзыв – это мнение о прочитанном, впечатление, которое осталось после прочтения произведения, оценка произведения.)

– Что же такое рецензия? Какое определение дает «Краткий литературоведческий словарь»?

Работа со словарем.

Ученик: Рецензия – отзыв, разбор и оценка нового художественного (литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. д.), научного или научно-популярного произведения.


2.2. Речеведческая работа с текстом.

Для наглядности, давайте рассмотрим два текста, сопоставим их и сделаем выводы.


Рецензия на исследовательскую работу ученика 8 класса «Эволюция дворянской усадьбы».

Рецензируемая исследовательская работа «Эволюция дворянской усадьбы» несёт историко-культурную ценность для современного поколения. В ней исследуется русская усадебная культура в процессе её развития. Изложение материала построено в хронологическом порядке, связывая воедино историю и культуру нескольких столетий. Это позволяет чётче представить картину определённой эпохи, раскрыть значение дворянской усадьбы на данном этапе.

Большим достоинством этой работы является то, что автор смог увлекательно и доступно представить дворянскую усадьбу как культурологическое пространство. Заголовки, придуманные им, не только заинтересовывают, но и в известной мере раскрывают тему: «Усадьба как культурологическое пространство», «Культура дворянской усадьбы».

В работе используются исторические сведения, литературные материалы (глава: «Дворянская усадьба в русской литературе»).

Нельзя не согласиться с автором, что проблема изучения культуры русской усадьбы является актуальной, и она может стать предметом исследований многих специалистов и всех, кому небезразлично русское прошлое.

В заключении хочется отметить, что эта работа будет интересна не только специалистам в области культуры, но и обычным читателя



Отзыв на исследовательскую работу ученика 8 класса «Эволюция дворянской усадьбы».

Меня заинтересовала работа: «Эволюция дворянской усадьбы».

Я думаю очень правильно, что автор описывает культурное состояние усадеб каждого столетия.

Мне понравилось то, что в работе удачно проследили развитие русской усадьбы, претерпевающей изменения, связанные с культурной средой и с социальными условиями той эпохи, к которой она относилась. Автор показывает эволюцию усадеб (появление-становление-пик развития «золотой век» - трансформация (усадьба-дача), (усадьба-музей), изображая это графически. Эта работа очень интересна и познавательна тем, что в ней показана усадьба как культурологическое пространство со своими культурными ценностями. Мне понравилось то, что автор выделяет «типы» дворянских усадеб в литературе. Этот материал можно использовать на уроках. На мой взгляд, исследование русской усадьбы в процессе её эволюции дано на достаточно высоком уровне; все задачи, поставленные в работе, я считаю, были решены. Это исследование заставляет задуматься о нашем культурном прошлом, о русской истории, о сохранении памятников культуры, в частности, русской усадьбы. Ведь именно в них сохранена культура и быт конкретных эпох.

Недостатком работы, на мой взгляд, является то, что работа в целом носит описательный, обобщённый характер. Мне кажется, было бы интересней работать с конкретными усадьбами, с их культурными пространствами, прослеживая их изменения. Однако я считаю, что этот недостаток не является существенным и не портит общего впечатления от исследования.



Какой вывод можно сделать из определения рецензии и сопоставления двух текстов?

Отзыв.

Рецензия.

1. Библиографическое описание книги.

2. Короткое изложение содержания /о чём книга/

2.Анализ содержания 
а) раскрытие темы, проблематики идейного содержания произведения.
б) Анализ средств художественной выразительности.
в) Это система образов.
г) Мастерство художественной формы.

3. Задача: выразить собственные размышления, впечатления от прочитанного.

3. Задача: дать объективную оценку произведения: достоинств и недостатков произведения /образов, концепции, стиля, языка/.



Примерные ответы учеников. Исходя из определения рецензии, можно выяснить, что общего между рецензией и отзывом, чем различаются эти два жанра литературной критики. Рецензия, как и отзыв, – это отклик на произведение, мнение о нем, оценка произведения. Но рецензия – понятие более широкое, так как она включает в себя и разбор произведения, чего нет в отзыве.



Учитель: если отзыв нам знаком, и мы не раз практиковались в его написании на уроках литературы, то жанр «рецензия» для нас новый. Как вы думаете какова цель нашего урока и какие шаги мы будем предпринимать, чтобы её достичь, то есть какие задачи мы поставим перед собой. Давайте свои предположения оформим в виде таблицы

ЗНАЮ, УМЕЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ, НАУЧИТЬСЯ

Узнал

научился

ЧТО ТАКОЕ ОТЗЫВ

СУЩЕСТВУЕТ РЕЦЕНЗИЯ, ПОХОЖА НА ОТЗЫВ





Прежде чем перейти к решению задач, поставленных на уроке, давайте проведем словарно - орфографическую работу.

Объясните значение записанных на доске однокоренных слов: рецензировать, рецензент, рецензируемое (произведение).

Ученики: Рецензировать – значит писать рецензию; рецензент – автор рецензии; рецензируемое произведение – произведение, на которое пишется рецензия. Подберем синонимы к слову рецензировать. (критиковать, оценивать, разбирать).



Для дальнейшей работы я предлагаю вам, ребята, разделиться на группы.

1 группа – теоретики; выясняют, в чем функции рецензии и готовят представление своего ответа (форму выбирают сами учащиеся)

2 группа – строители; определяют структуру, строение рецензии, знакомятся с примерными планами рецензии, и выводят для нас общий, а мы записываем его тетради.

3 группа – практики; работают с таблицей и из примеров, отрывков рецензий, они попытаются сформулировать типичные речевые конструкции или как мы их называем «клише», которые упростят нашу дальнейшую работу.

Вам будет предоставлен материал, на изучение отводится 3-5 минут, в итоге группа выходит к доске и представляет свои выводы любым подходящим способом.



ТЕКСТ ДЛЯ 1 ГРУППЫ

Рецензия, как и отзыв, – это отклик на произведение, мнение о нем, оценка произведения. Но рецензия – понятие более широкое, так как она включает в себя и разбор произведения, чего нет в отзыве.

К тому же данный речевой жанр устной и письменной речи, предназначен для выполнения нескольких ФУНКЦИЙ. Первая – информативная. В рецензии содержатся сведения о выходе в свет того или иного произведения. Если речь идет о литературном произведении, то о появлении его в печати. Это, как правило, вступление к рецензии.

 Вступление может сразу же обращать к личности писателя, тогда сведения о книге содержатся в подзаголовке рецензии. Например: «Суровый быт в пастельных тонах» Михаил Тарковский. За пять лет до счастья. Повести и рассказы. – Москва. 2001 год.


Вторая ЗАДАЧА рецензии – критическая. В основной части рецензии автор разбирает, истолковывает ее нравственно-философское содержание, анализирует события, компоненты формы (сюжет, композицию, систему действующих лиц, язык произведения). Причем необязательно рассматривать все аспекты содержания и формы. Можно затронуть лишь те, которые наиболее существенны.

Вот как определяет тему книги Константина Воробьева рецензент: «Повесть «Это мы, Господи!» о наиболее драматическом явлении войны – красноармейцах и командирах, попавших в плен к врагу. 
Долгое время эта тема находилась под запретом, должно быть, с той поры, когда Верховный Главнокомандующий заявил, что у врага нет наших пленных, есть только изменники Родины».
(Ю. Пахомов).

Главное же – выявить авторскую позицию, попытаться проникнуть в замысел написанного. Вот почему рецензия предполагает и активное цитирование, и привлечение эпизодов текста, и обращение к образам главных героев.

Приведем пример из рецензии В. Оскоцкого на повесть «Облава» белорусского писателя В. Быкова, впервые напечатанную в 1990 году в первом номере литературно-художественного журнала «Новый мир» «Сюжетно повесть выстроена так, что многое оставлено в ней «за кадром». Приходится лишь догадываться, чего стоило Хведору Ровье возвращение к родному пепелищу, куда он «дошел, добежал, дотянулся за три месяца неведомого пути, мук и терпения... Вот одна из впечатляющих сцен поведения – постыдный разбой, чинимый над семьей...»

Необходимо, чтобы в рецензии было определено место произведения в общем, литературном процессе или в творчестве указанного писателя.

Рядом с критическим разбором неизбежна оценка прочитанного – следующая ФУНКЦИЯ рецензии. Рецензент, человек со своими взглядами, жизненным и читательским опытом, эстетическим вкусом, не только пытается уловить авторский замысел, но и высказать свою точку зрения. Наличие собственной читательской позиции – непременное требование жанра. 
В заключение, рецензент привлекает внимание к прочитанному, это также задача жанра. Он указывает, к кому обращено произведение, почему его необходимо прочитать.

Пример: «Я лично писателю Б. Акунину чрезвычайно признателен. «Пелагею» прочел дня за три, и не без удовольствия, а благодаря сходству с «Соборянами» взялся потом перечитывать Лескова – и тут уж насладился сполна. Быть может, эта моя заметка кого-­нибудь из акунинских читателей к тому же подвигнет».



МАТЕРИАЛ ДЛЯ ВТОРОЙ ГРУППЫ:

Рецензия.

Рецензия - отзыв, разбор и оценка нового художественного, литературного, театрального, музыкального, кинематографического и т. п.), научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной и газетно-журнальной публицистики.

План рецензии.

  1. Библиографическое описание.

  2. Краткая характеристика творчества писателя - в связи с данным произведением.

  3. Творческий замысел автора книги.

  4. Смысл названия.

  5. Краткая информация о содержании.

  6. Критическая оценка произведения:
    – особенности композиции,
    – мастерство автора в изображении героев,
    – индивидуальный стиль писателя,
    – искусство иллюстратора книги.

  7. Основная мысль рецензии.

  8. Актуальность тематики произведения.



Рецензия План:

    1. Дата выхода произведения в свет (когда оно было написано или опубликовано).
    2. История создания, замысел произведения.
    3. Жанровое своеобразие произведения.
    4. Сюжет и композиция произведения (о чем это произведение, назовите его основные события, отметьте завязку, кульминацию, развязку, роль эпилога и эпиграфа (если есть)).
    5. Тематика (о чем говорится в произведении), какие темы затронуты в произведении.
    6. Проблематика (какие проблемы, вопросы) затрагиваются в произведении, важны ли они, почему именно их рассматривает автор.
    7. Характеристика основных художественных образов (имена, яркие особенности внешности, социальное положение, жизненная философия, взгляды на мир, отношения с другими героями, переживания, эмоции, какая проблема/проблемы связана с этим героем).
    8. Идея и пафос произведения (что хотел сказать автор, его взгляд автора на затронутые проблемы, к чему он призывает).
    9. Место произведения в творчестве писателя (важно ли это произведение для понимания творчества писателя, отражает ли оно основные темы и проблемы в его творчестве, можно ли по этому произведению судить о стиле писателя, о его мировоззрении).
    10. Место произведения в истории литературы (является ли это произведение значимым для русской литературы и мировой литературы, почему).
    11. Ваше впечатление от произведения (понравилось / не понравилось, почему).

Построение рецензии: (Слайд)

I. Повествование о читательских пристрастиях автора сочинения, истории его знакомства с данным произведением, процессе чтения и т. п. Тезис, в котором кратко формулируется оценка прочитанного.

II. Рассуждение, в котором обосновывается, аргументируется высказанная оценка:

1) важность затронутой автором темы и поднятых в произведении проблем;

2) обзор (не пересказ!) изображенных автором событий, наиболее важные эпизоды;

3) оценка поведения персонажей, их участия в изображаемых событиях, отношение к персонажам, их судьбам;

4) итог рассуждения (мысли и чувства автора сочинения в связи с прочитанным).

III. Обобщение, в котором оценка данного произведения дается в сопоставлении с другими произведениями того же автора, высказывается намерение продолжить знакомство с его творчеством, содержится обращение к потенциальным читателям и т. п.Тезис-предположение об историко-культурной ценности исследуемого текста.



УЧЕНИК: ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕТЬЕЙ ГРУППЫ

Таблица «Типичные речевые конструкции сочинений-рецензий»

ОСНОВНЫЕ компоненты рецензии

Речевые конструкции

Об авторе

  • Первый рассказ, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)

  •  

О сюжете

  • Это рассказ о...


О героях

  • Главный герой есть...

О впечатлениях от произведения

  • Мое первое впечатление...

О тематике и проблематике

  • Круг тем, которых касается  автор, чрезвычайно широк.

Об авторской позиции

  • Автор  полагает (убежден, считает, убедительно доказывает) (что?)




Введение литературоведческой терминологии

  • Учитывая стиль произведения...

  • Удачна композиция

Критические замечания

  • В отличие от автора, я считаю, что...

  • Возможно, не все верно (правильно, безупречно)...

Учитель: Молодцы ребята! Какие можно сделать выводы на основе результатов.

Предполагаемые ответы: определили функции рецензии, её структуру.

Кстати композиция рецензии соответствует построению традиционного сочинения, включая вступление, основную часть, заключение.

Объем рецензии может быть разным: небольшим; как, например, в электронных средствах коммуникации. Если речь идет о подробной, полной рецензии, то ее объем достигает нескольких печатных страниц.

III. Практическая работа

Учитель. Ребята сегодня на уроке мы попробуем написать рецензию. Предметом нашего анализа будут известные миниатюры М.М.Пришвина. Пришвин - тонкий знаток и ценитель родной природы. За умение слушать и понимать природу современники звали писателя кудесником, волшебником. День за днём, год за годом записывал он голос леса, воды, лета и осени. И сейчас мы попробуем написать рецензию на эти миниатюры (см.Приложение), используя типичные речевые конструкции сочинений-рецензий.


Тексты миниатюр М.М. Пришвина


Весна воды

Снег еще глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег наверху.

После дороги птицы перелетают на поля, на те места, где стало черно.

Все березы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут в снегу, отчего мало-помалу снег становится зернистым.

Последние хрустящие остатки льда на дороге — их называют черепками. И то ледяное ложе, по которому бежал поток, тоже размыло и размокло: под водой на этом желтом ложе заяц, пробегая по ту сторону ночью, оставил следы.



Листопад.

Вот из густых елок вышел под березу заяц и остановился, увидя большую поляну. Не посмел прямо идти на ту сторону и пошел кругом всей поляны от березки к березке. Вот он остановился, прислушался. Кто боится чего-то в лесу, то лучше не ходи, пока падают листья и шепчутся. Слушает заяц: все ему кажется, будто кто-то шепчется сзади и крадется. Можно, конечно, и трусливому зайцу набраться храбрости и не оглядываться, но тут бывает другое: ты не побоялся, не поддался обману падающих листьев, а как раз вот тут кто-то воспользовался и тебя сзади под шумок схватил в зубы.


выберите одну из миниатюр и напишите небольшую рецензию.


РЕФЛЕКСИЯ:

- что нового узнали на уроке

- что вызвало затруднение

- что и где пригодиться вам в дальнейшем.


я попрошу заполнить таблицу «ЗХУ»



Вторая часть рефлексии «Дорисуй смайлики».

- мне все понравилось

- мне не все было ясно, что-то не понравилось

- мне урок не понравился.



Д/з написать рецензию на любимое произведение,

или провести рекламную акцию любимой книги с презентацией.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!