«МУЛЬТИМЕДИА УРОК 2015», посвященный 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ
Моему двоюродному деду посвящается
МБОУ СОШ № 20 Абинского района х. Екатериновский
Учитель русского языка и литературы
Лакштанова Ирина Владимировна
Тема: Сложные предложения с различными видами связи
Русский язык
Урок 80
9 класс
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Образовательные:
- продолжить изучение темы «Сложные предложения»;
- развивать навыки разбора сложных предложений с различными видами связи;
- готовить учащихся к выполнению заданий КИМов ОГЭ.
2. Воспитательные:
- воспитывать уважение к тем, кто защищал Родину от фашистов во время ВОВ; воспитывать патриотизм.
3.Развивающие:
- развивать интерес учащихся к изучению истории ВОВ;
- способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, оценивать.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Активизировать знания учащихся по темам, которые отражены в спецификации ОГЭ;
- Продолжить совершенствовать навыки определения предикативной основы предложения, определения видов связи между простыми предложениями в составе сложного;
- Повторить классификацию сложных предложений; развивать умения их определения;
- Проверить умения учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;
- Проверить умения учащихся применять знания в измененных условиях;
- Ознакомить учеников с материалами исторических событий Великой Отечественной войны;
- Сообщить сведения о Герое Советского Союза летчике-штурмовике Василии Фёдоровиче Зудилове и его однополчанах.
- Вызвать интерес к исследованию темы «Награды в моей семье».
Словарная работа
(Из Википедии)
Воевал на Северо-Западном, Калининском, Воронежском (с 20 октября 1943 года – 1-м Украинском) фронтах. Начинал свою боевую деятельность в бомбардировочном полку, летал на скоростном бомбардировщике СБ, затем после переобучения – на штурмовике Ил-2. В сентябре 1941 года был контужен.
В.Ф.Зудилов участвовал в Ржевско-Вяземской наступательной операции, в Ржевско-Сычёвских наступательных операциях Калининского фронта. В октябре 1942 года (в 24 года) был назначен командиром эскадрильи. Учавствовал в сражении на Курской дуге , в Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции, в Сумско-Прилукской , в освобождении Левобережной , в форсировании Днепра и боях на днепровских плацдармах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, майору Зудилову Василию Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1982). В.Ф.Зудилов участвовал в Киевской наступательной операции и освобождении Киева, Киевской оборонительной операции, в Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской стратегической наступательных операциях , а также других операциях Советской Армии.
Всего за годы войны совершил 340 боевых вылетов.
Награждён :
орденом Ленина (2.08.1944),
орденом Красного Знамени (5.01.1943),
орденом Александра Невского ,
2 орденами Отечественной войны 1-й степени (28.09.1943 ; 11.03.1985),
орденом Красной Звезды,
медалями.
Имя Героя увековечено на Мемориале Славы в городе Барнауле.
Включён в Энциклопедию Алтайского края.
После войны В.Ф.Зудилов продолжал службу в ВВС Советской Армии.
Командовал авиационным полком, освоил реактивную технику.
С 1960 года подполковник В.Ф.Зудилов – в запасе.
Жил в городе Сочи Краснодарского края .
В 1960-1977 годах работал директором турбазы,
с 1977 года – заведующим пансионатом на курорте «Адлер».
Скончался 3 декабря 1992 года.
Похоронен на городском кладбище в Сочи (Адлер).
Участвовал в боях с 22.06.1941 г.
Герой Советского Союза, полковник в отставке Иван Евграфович Федоров в разговоре с писателем Л. Вяткиным сообщил: «Я сформировал девятку отличных лётчиков, в которую вошли Андрей Боровых, Василий Зудилов , Иван Баранов, Василий Зайцев, Григорий Онуфриенко… – впоследствии все стали Героями Советского Союза, а Зайцев и Боровых – дважды. "Девяткой" стали летать за линию фронта на свободную охоту».
В этих мемуарах описываются эпизоды, где участвовал В.Ф.Зудилов
В книге воспоминаний генерал-полковник Н.П.Каманин вспоминает о героизме В.Ф.Зудилова.
При присвоении В.Ф.Зудилову звания Героя Советского Союза говорится о сложном задании, которое он выполнил по приказу этого прославленного военноначальника.(слайд 18)
(1)Группу штурмовиков вел один из опытнейших командиров эскадрилий — капитан Василий Федорович Зудилов. (2)Он ветеран корпуса, который еще до выхода к Днепру совершил 140 боевых вылетов. (3)Не раз приходилось ему отбивать атаки вражеских истребителей, пробиваться сквозь бешеный зенитный огонь, сажать горящий самолет. (4)Но не было случая, чтобы Василий Федорович дрогнул в бою или потерял управление группой.
(5)И на этот раз офицер Зудилов уверенно вел восьмерку ИЛов. (6)На подходе к моему командному пункту он доложил о готовности к работе. (7)Я уже хотел сказать «добро», но вдруг увидел высоко в небе, между облаками, на высоте 3 тысячи метров, две группы «мессеров». (8)Их было больше 20, а группу наших штурмовиков прикрывали только две пары истребителей. (9)Конечно, «мессеры» могли связать их боем и сбить, затем напасть на штурмовиков. (10)На мгновение стало как-то не по себе, тревожно и жутко. (11)Не медля ни секунды, дал команду:
— (12)Зудилов, квадрат… встать в круг…в воздухе «мессеры».
— (13)Вас понял, — (14)наконец-то доложил ведущий группы, и я увидел, как он заложил крутой вираж, а за ним вся группа пошла к позициям наших зенитных батарей, над которыми Зудилов перестроил боевой порядок штурмовиков — левый пеленг в оборонительный круг.
(15)Вражеские истребители еще раньше заметили наших штурмовиков. (16)Ох как заманчива для них была эта добыча, как бы они накинулись на ИЛы! (17)Но теперь истребители противника были поставлены в невыгодные условия. (18)Они находились над нашей территорией, где имелись зенитные батареи, которые могли поддержать. (19)Кроме того, ИЛы уже заняли прочный оборонительный круг и сами были готовы дать огневой бой, защитить себя огнем пушек и пулеметов.
(20)Наш расчет оправдался. (21)Группа «мессеров» еще походила минут десять над ИЛами, попыталась сунуться к ним, но она попала под огонь зениток и вынуждена была уйти: кончалось горючее.
— (22)Зудилов! (24)Разрешаю работать. (25)Цель прежняя, — передал я команду штурмовикам.
(26)Он вновь построил группу в левый пеленг и повел ее за Днепр, громить вражескую группу, контратаковавшую наши наземные части. (27)И как только «ильюшины» появились в заданном квадрате своей цели, там началась настоящая канонада. (28)Дробно заухали вражеские зенитки, залились лаем зенитные пулеметы. (29)И в этот оркестр вплелись глухие взрывы бомб, сброшенных нашими штурмовиками. (30)За правобережными крутыми откосами потянулись космы серого дыма. (31)Значит, ИЛы сделали свое дело — горели вражеские танки, тягачи, автомашины.
(32)О локальной победе сообщил мне командарм Жмаченко после того, как ИЛы один за другим, прижимаясь к самой воде, пронеслись низко-низко над иссиня-серой гладью Днепра и исчезли за темно-зеленым сосновым перелеском.
— (33)Летчики сделали свое дело. (34)Запиши на их счет: подожгли четыре танка, две самоходки, штук восемь автомашин. (35)А главное, прижали врага к земле. Спасибо!
(36)Такая похвала радовала, только радоваться-то не было времени. (37)Через полчаса от командарма поступила новая заявка: на этом же плацдарме наша пехота никак не могла взять важную высоту, хотя с утра трижды пыталась атаковать ее. (38)Артиллерийско-минометные огневые налеты оказались недостаточными. (39) Нет сомнений: нужна авиация, чтобы продвинуться и чтобы потери минимизировать.
Сложные предложения
с различными видами связи
( 1)В 6-м гвардейском авиаполку мастером штурмовки являлся командир звена гвардии лейтенант Василий Фёдорович Зудилов. (2)Внезапность, что так боялись немцы, стремительность, точность попадания в цель — качества, которыми он обладал. (3)Ни дождь, ни туман, ни вражеские зенитки не были ему помехой, чтобы найти и поразить цель.
(4)До войны он летал на скоростном бомбардировщике, а в войну появилась необходимость увеличить количество штурмовиков - переучился и стал штурмовиком.
(5)Так как летом 1941 г. был ранен, в этот полк прибыл из госпиталя, но с первого дня показал свои высокие боевые качества, хотя перенес контузию.
(6)В полку твердо были убеждены: из всего ущерба, причиненного гитлеровцам летчиками в конце 1941 — начале 1942 г., значительная часть приходилась на В. Ф. Зудилова и группы, которыми он руководил в вылетах на боевые задания.
(7)Вот почему в числе первых, кому было присвоено звание Героя Советского Союза в этом полку, был командир звена гвардии лейтенант Василий Фёдорович Зудилов.
(Анищенков П.С., Шуринов В.Е. Третья воздушная — М.: Воениздат, 1984)
ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТОК!
Рефлексия
Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся уроке:
Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________
Д/З: 1. Составьте устное сообщение «Награды в моей семье» .
Д/З: 2. Составьте сложные предложения с различными видами связи по теме «Летчики Великой Отечественной войны»
А) по схемам
[ ], [ ], и [ ]
[ ], ( который ), и[ ], (где )
[ ], и[ ]:[ ]
(хотя ),[ ], а[ ]
Б) 2 предложения самостоятельно (нарисовать схемы к ним).
Спасибо за внимание!