СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 9 классе "Сложные предложения с различными видами связи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан на историческом материале и посвящен Герою Советского Союза Зудилову В.Ф.

Просмотр содержимого документа
«Методические рекомендации»

Методические рекомендации по использованию разработки урока на тему:

Сложные предложения с различными видами связи

Данная разработка содержит презентацию PowerPoint (Приложение 1), которая используется в течение всего урока.


В карте-плане урока прописаны этапы работы с дидактическим раздаточным материалом (Приложения 2-4). Лист контроля для учителя прилагается.


На этапе контроля и коррекции на сенсорной доске ученики делают пометки маркером MimioStudio или IWBoard5 (возможно использование других программ или способов).


Материалы этой разработки можно использовать и при проведении классного часа, и на уроках истории при изучении раздела «Великая Отечественная война», а также в курсе «Кубановедение», так как В.Ф.Зудилов работал , умер и похоронен в Сочи.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2 Зудилов экз ученика»


  1. ФИ _______________________________ Дата ___________


Задание

Ответ

1

Замените разговорное слово «ДРОБНО» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним


2

Выписать из предложений 7-10 слово с приставкой, имеющей значение «неполного действия».


3

Укажите в предложении 30 метафору.


4

Из предложений 15-18  выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н.»


5

Замените словосочетание «под огонь зениток» (предложение 21), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. 



Баллы/ оценка



II.

(1)Группу штурмовиков вел один из опытнейших командиров эскадрилий — капитан Василий Федорович Зудилов. (2)Он ветеран корпуса, который еще до выхода к Днепру совершил 140 боевых вылетов. (3)Не раз приходилось ему отбивать атаки вражеских истребителей, пробиваться сквозь бешеный зенитный огонь, сажать горящий самолет. (4)Но не было случая, чтобы Василий Федорович дрогнул в бою или потерял управление группой.

(5)И на этот раз офицер Зудилов уверенно вел восьмерку ИЛов. (6)На подходе к моему командному пункту он доложил о готовности к работе. (7)Я уже хотел сказать «добро», но вдруг увидел высоко в небе, между облаками, на высоте 3 тысячи метров, две группы «мессеров». (8)Их было больше 20, а группу наших штурмовиков прикрывали только две пары истребителей. (9)Конечно, «мессеры» могли связать их боем и сбить, затем напасть на штурмовиков. (10)На мгновение стало как-то не по себе, тревожно и жутко. (11)Не медля ни секунды, дал команду:

— (12)Зудилов, квадрат… встать в круг…в воздухе «мессеры».

— (13)Вас понял, — (14)наконец-то доложил ведущий группы, и я увидел, как он заложил крутой вираж, а за ним вся группа пошла к позициям наших зенитных батарей, над которыми Зудилов перестроил боевой порядок штурмовиков — левый пеленг в оборонительный круг.

(15)Вражеские истребители еще раньше заметили наших штурмовиков. (16)Ох как заманчива для них была эта добыча, как бы они накинулись на ИЛы! (17)Но теперь истребители противника были поставлены в невыгодные условия. (18)Они находились над нашей территорией, где имелись зенитные батареи, которые могли поддержать. (19)Кроме того, ИЛы уже заняли прочный оборонительный круг и сами были готовы дать огневой бой, защитить себя огнем пушек и пулеметов.

(20)Наш расчет оправдался. (21)Группа «мессеров» еще походила минут десять над ИЛами, попыталась сунуться к ним, но она попала под огонь зениток и вынуждена была уйти: кончалось горючее.

— (22)Зудилов! (24)Разрешаю работать. (25)Цель прежняя, — передал я команду штурмовикам.

(26)Он вновь построил группу в левый пеленг и повел ее за Днепр, громить вражескую группу, контратаковавшую наши наземные части. (27)И как только «ильюшины» появились в заданном квадрате своей цели, там началась настоящая канонада. (28)Дробно заухали вражеские зенитки, залились лаем зенитные пулеметы. (29)И в этот оркестр вплелись глухие взрывы бомб, сброшенных нашими штурмовиками. (30)За правобережными крутыми откосами потянулись космы серого дыма. (31)Значит, ИЛы сделали свое дело — горели вражеские танки, тягачи, автомашины.

(32)О локальной победе сообщил мне командарм Жмаченко после того, как ИЛы один за другим, прижимаясь к самой воде, пронеслись низко-низко над иссиня-серой гладью Днепра и исчезли за темно-зеленым сосновым перелеском.

 — (33)Летчики сделали свое дело. (34)Запиши на их счет: подожгли четыре танка, две самоходки, штук восемь автомашин. (35)А главное, прижали врага к земле. Спасибо!

(36)Такая похвала радовала, только радоваться-то не было времени. (37)Через полчаса от командарма поступила новая заявка: на этом же плацдарме наша пехота никак не могла взять важную высоту, хотя с утра трижды пыталась атаковать ее. (38)Артиллерийско-минометные огневые налеты оказались недостаточными. (39) Нет сомнений: нужна авиация, чтобы продвинуться и чтобы потери минимизировать.

По Н.П. Каманину. ( из книги «Лётчики и космонавты».  — М.: Политиздат, 1971.)

Задание

Ответ

1

Выпишите грамматическую основу предложения 7.


2

Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения. 


3

Среди предложений 5-11 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения


4

Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.


5

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. 

(32)О локальной победе сообщил мне командарм Жмаченко после того,(1) как ИЛы один за другим, (2) прижимаясь к самой воде, (3) пронеслись низко-низко над иссиня-серой гладью Днепра и исчезли за темно-зеленым сосновым перелеском.


6

Среди предложений 15-20 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 


7

СПП


8

ССП


9

БСП


10

Предложения с различными видами связи



Баллы/ оценка



III. Составьте схемы предложений с различными видами связи (укажи виды связи)

















Просмотр содержимого документа
«Приложение 2 экземпляр учителя»

Экземпляр для учителя

Дополнительное задание

Ответ

1

Замените разговорное слово «ДРОБНО» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним

часто

2

Выписать из предложений 7-10 слово с приставкой, имеющей значение «неполного действия».

прикрывали

3

Укажите в предложении 30 метафору.

космы дыма

4

Из предложений 15-18  выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н.»

поставлены

5

Замените словосочетание «под огонь зениток» (предложение 21), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. 

Под зенитный огонь


Баллы/ оценка



II.

(1)Группу штурмовиков вел один из опытнейших командиров эскадрилий — капитан Василий Федорович Зудилов. (2)Он ветеран корпуса, который еще до выхода к Днепру совершил 140 боевых вылетов. (3)Не раз приходилось ему отбивать атаки вражеских истребителей, пробиваться сквозь бешеный зенитный огонь, сажать горящий самолет. (4)Но не было случая, чтобы Василий Федорович дрогнул в бою или потерял управление группой.

(5)И на этот раз офицер Зудилов уверенно вел восьмерку ИЛов. (6)На подходе к моему командному пункту он доложил о готовности к работе. (7)Я уже хотел сказать «добро», но вдруг увидел высоко в небе, между облаками, на высоте 3 тысячи метров, две группы «мессеров». (8)Их было больше 20, а группу наших штурмовиков прикрывали только две пары истребителей. (9)Конечно, «мессеры» могли связать их боем и сбить, затем напасть на штурмовиков. (10)На мгновение стало как-то не по себе, тревожно и жутко. (11)Не медля ни секунды, дал команду:

— (12)Зудилов, квадрат… встать в круг…в воздухе «мессеры».

— (13)Вас понял, — (14)наконец-то доложил ведущий группы, и я увидел, как он заложил крутой вираж, а за ним вся группа пошла к позициям наших зенитных батарей, над которыми Зудилов перестроил боевой порядок штурмовиков — левый пеленг в оборонительный круг.

(15)Вражеские истребители еще раньше заметили наших штурмовиков. (16)Ох как заманчива для них была эта добыча, как бы они накинулись на ИЛы! (17)Но теперь истребители противника были поставлены в невыгодные условия. (18)Они находились над нашей территорией, где имелись зенитные батареи, которые могли поддержать. (19)Кроме того, ИЛы уже заняли прочный оборонительный круг и сами были готовы дать огневой бой, защитить себя огнем пушек и пулеметов.

(20)Наш расчет оправдался. (21)Группа «мессеров» еще походила минут десять над ИЛами, попыталась сунуться к ним, но она попала под огонь зениток и вынуждена была уйти: кончалось горючее.

— (22)Зудилов! (24)Разрешаю работать. (25)Цель прежняя, — передал я команду штурмовикам.

(26)Он вновь построил группу в левый пеленг и повел ее за Днепр, громить вражескую группу, контратаковавшую наши наземные части. (27)И как только «ильюшины» появились в заданном квадрате своей цели, там началась настоящая канонада. (28)Дробно заухали вражеские зенитки, залились лаем зенитные пулеметы. (29)И в этот оркестр вплелись глухие взрывы бомб, сброшенных нашими штурмовиками. (30)За правобережными крутыми откосами потянулись космы серого дыма. (31)Значит, ИЛы сделали свое дело — горели вражеские танки, тягачи, автомашины.

(32)О локальной победе сообщил мне командарм Жмаченко после того, как ИЛы один за другим, прижимаясь к самой воде, пронеслись низко-низко над иссиня-серой гладью Днепра и исчезли за темно-зеленым сосновым перелеском.

 — (33)Летчики сделали свое дело. (34)Запиши на их счет: подожгли четыре танка, две самоходки, штук восемь автомашин. (35)А главное, прижали врага к земле. Спасибо!

(36)Такая похвала радовала, только радоваться-то не было времени. (37)Через полчаса от командарма поступила новая заявка: на этом же плацдарме наша пехота никак не могла взять важную высоту, хотя с утра трижды пыталась атаковать ее. (38)Артиллерийско-минометные огневые налеты оказались недостаточными. (39) Нет сомнений: нужна авиация, чтобы продвинуться и чтобы потери минимизировать.

По Н.П. Каманину. ( из книги «Лётчики и космонавты».  — М.: Политиздат, 1971.)

Задание

Ответ

1

Выпишите грамматическую основу предложения 7.

Я хотел сказать, увидел

2

Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого предложения. 

1

3

Среди предложений 5-11 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения

9

4

Укажите количество грамматических основ в предложении 3. Ответ запишите цифрой.

1

5

В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. 

(32)О локальной победе сообщил мне командарм Жмаченко после того,(1) как ИЛы один за другим, (2) прижимаясь к самой воде, (3) пронеслись низко-низко над иссиня-серой гладью Днепра и исчезли за темно-зеленым сосновым перелеском.

1

6

Среди предложений 15-20 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 

18

7

СПП

2,4, 18, 27,32

8

ССП

7,8

9

БСП

28, 31, 34,36

10

Предложения с различными видами связи

14,21 ,37,39


Баллы/ оценка



III. Составьте схемы предложений с различными видами связи

, и , а


как над которыми

(Сочинительная и подчинительная)


, но :


(Сочинительная и бессоюзная)


:


хотя

(Бессоюзная и подчинительная)


:


чтобы и чтобы

(Бессоюзная и подчинительная однородная)



Просмотр содержимого документа
«Приложение 3 Рефлексия»

Рефлексия

Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся уроке:

Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________


Рефлексия

Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся уроке:

Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________


Рефлексия

Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся уроке:

Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________



Рефлексия

Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся уроке:

Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________

_____________________________



Рефлексия

Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся уроке:

Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________

_____________________________



Рефлексия

Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся сем уроке:

Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________

_____________________________



Рефлексия

Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся уроке:

Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________

_____________________________

_____________________________


Рефлексия

Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся уроке:

Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________

_____________________________

_____________________________


Рефлексия

Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся уроке:

Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________

_____________________________

_____________________________


Просмотр содержимого документа
«Приложение 4 Домашнее задание»

Домашнее задание:

Составить устное сообщение «Награды в моей семье».

Составьте сложные предложения с различными видами связи по теме «Летчики Великой Отечественной войны»

А) по схемам

[ ], [ ], и [ ]

[ ], ( который ), и[ ], (где )

[ ], и[ ]:[ ]

(хотя ),[ ], а[ ]

Б) 2 предложения самостоятельно (нарисовать схемы к ним).

Домашнее задание:

Составить устное сообщение «Награды в моей семье».

Составьте сложные предложения с различными видами связи по теме «Летчики Великой Отечественной войны»

А) по схемам

[ ], [ ], и [ ]

[ ], ( который ), и[ ], (где )

[ ], и[ ]:[ ]

(хотя ),[ ], а[ ]

Б) 2 предложения самостоятельно (нарисовать схемы к ним).

Домашнее задание:

Составить устное сообщение «Награды в моей семье».

Составьте сложные предложения с различными видами связи по теме «Летчики Великой Отечественной войны»

А) по схемам

[ ], [ ], и [ ]

[ ], ( который ), и[ ], (где )

[ ], и[ ]:[ ]

(хотя ),[ ], а[ ]

Б) 2 предложения самостоятельно (нарисовать схемы к ним).

Домашнее задание:

Составить устное сообщение «Награды в моей семье».

Составьте сложные предложения с различными видами связи по теме «Летчики Великой Отечественной войны»

А) по схемам

[ ], [ ], и [ ]

[ ], ( который ), и[ ], (где )

[ ], и[ ]:[ ]

(хотя ),[ ], а[ ]

Б) 2 предложения самостоятельно (нарисовать схемы к ним).

Домашнее задание:

Составить устное сообщение «Награды в моей семье».

Составьте сложные предложения с различными видами связи по теме «Летчики Великой Отечественной войны»

А) по схемам

[ ], [ ], и [ ]

[ ], ( который ), и[ ], (где )

[ ], и[ ]:[ ]

(хотя ),[ ], а[ ]

Б) 2 предложения самостоятельно (нарисовать схемы к ним).

Домашнее задание:

Составить устное сообщение «Награды в моей семье».

Составьте сложные предложения с различными видами связи по теме «Летчики Великой Отечественной войны»

А) по схемам

[ ], [ ], и [ ]

[ ], ( который ), и[ ], (где )

[ ], и[ ]:[ ]

(хотя ),[ ], а[ ]

Б) 2 предложения самостоятельно (нарисовать схемы к ним).

Домашнее задание:

Составить устное сообщение «Награды в моей семье».

Составьте сложные предложения с различными видами связи по теме «Летчики Великой Отечественной войны»

А) по схемам

[ ], [ ], и [ ]

[ ], ( который ), и[ ], (где )

[ ], и[ ]:[ ]

(хотя ),[ ], а[ ]

Б) 2 предложения самостоятельно (нарисовать схемы к ним).

Домашнее задание:

Составить устное сообщение «Награды в моей семье».

Составьте сложные предложения с различными видами связи по теме «Летчики Великой Отечественной войны»

А) по схемам

[ ], [ ], и [ ]

[ ], ( который ), и[ ], (где )

[ ], и[ ]:[ ]

(хотя ),[ ], а[ ]

Б) 2 предложения самостоятельно (нарисовать схемы к ним).



Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта изучения темы урока.

Предмет

Русский язык

Класс

9

Тип урока

Проверка и коррекция знаний и умений

Тема

Сложные предложения с различными видами связи

Цели

1. Образовательные:

- продолжить изучение темы «Сложные предложения»;

- развивать навыки разбора сложных предложений с различными видами связи;

- готовить учащихся к выполнению заданий КИМов ОГЭ.

2. Воспитательные:

- воспитывать уважение к тем, кто защищал Родину от фашистов во время ВОВ; воспитывать  патриотизм.

3.Развивающие:

-  развивать интерес учащихся к изучению истории ВОВ;        

- способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, оценивать.

Задачи

  1. Активизировать знания учащихся по темам, которые отражены в спецификации ОГЭ;

  2. Продолжить совершенствовать навыки определения предикативной основы предложения, определения видов связи между простыми предложениями в составе сложного;

  3. Повторить классификацию сложных предложений; развивать умения их определения;

  4. Проверить умения учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;

  5. Проверить умения учащихся применять знания в измененных условиях;

  6. Ознакомить учеников с материалами исторических событий Великой Отечественной войны;

  7. Сообщить сведения о Герое Советского Союза летчике-штурмовике Василии Фёдоровиче Зудилове и его однополчанах.

  8. Вызвать интерес к исследованию темы «Награды в моей семье».

Планируемый результат

1. Личностный:

-  сформированность стремление к речевому самосовершенствованию;

-  формирование и развитие учебно-познавательного интереса учащихся  к учебному материалу;

- внушение чувства гордости за героизм народа страны в годы Великой Отечественной войны;

2. Метапредметный:

- адекватное  и критическое оценивание учащимися самих себя в учебной деятельности;

- установление  причинно-следственных и родовидовых связей в границах сложного предложения;

- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;

3. Предметный:

- знание структурно-семантических особенностей сложных предложений с различными видами связи;

-  конструирование сложных предложений с различными видами связи;

- нахождение сложных предложений с различными видами связи в сложных предложений с различными видами связи;

- уместное использование учащимися подобных синтаксических конструкций в  речи.

Основные термины и понятия

Сложные предложения; сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные предложения; сочинительная, подчинительная, бессоюзная связь; предикативная основа, грамматическая основа предложения; сложные предложения с различными видами связи.

Оборудование

компьютер, проектор, сенсорная интерактивная доска

Дидактические материалы к уроку

презентация, раздаточный материал (тексты для анализа), корточки с заданиями и текстом.

Объем учебного времени:

40 минут












Технологическая карта урока

 Название  этапа

Дидактическая  задача

Деятельность  учителя

Деятельность  учеников

Планируемый  результат

Методическое  обеспечение

Организационный  момент (1мин)

Настроить  учащихся  на  работу, ознакомить с целью и задачами урока, инструктаж учащихся по организации работы на уроке

Создает положительную  мотивацию

Тема урока (на доске):

Сложные предложения с различными видами связи


Слушают  учителя

Создание  положительной  мотивации

 Слайды презентации 1-5

(Приложение 1)


Воспитательная работа (6мин)

Сообщить сведения о Герое Советского Союза летчике-штурмовике Василии Фёдоровиче Зудилове и его однополчанах

Слово учителя:

Василий Фёдорович Зудилов (1917—1992) — подполковник Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944). Василий Зудилов родился 29 декабря 1917 года в Барнауле. Получил неполное среднее образование, после чего работал электриком и одновременно учился в Барнаульском аэроклубе. В 1936 году Зудилов был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1939 году он окончил Новосибирскую военную авиационную школу лётчиков. С июня 1941 года — на фронтах Великой Отечественной войны. Принимал участие в боях на Северо-Западном, Калининском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Летал на самолётах «СБ» и «Ил-2». Участвовал в боях подо Ржевом, Курской битве, освобождении Украинской ССР, битве за Днепр. К сентябрю 1943 года майор Василий Зудилов командовал эскадрильей 809-го штурмового авиаполка 264-й штурмовой авиадивизии 5-го штурмового авиакорпуса 2-й воздушной армии Воронежского фронта. К тому времени он совершил 140 боевых вылетов на штурмовку объектов, коммуникаций, скоплений боевой техники и живой силы противника, нанеся тому большие потери. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года за «отвагу и мужество, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу» майор Василий Зудилов был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 1982. В дальнейшем Зудилов участвовал в освобождении Украинской ССР и Польши. За время своего участия в боевых действиях он совершил 340 боевых вылетов. После окончания войны Зудилов продолжил службу в Советской Армии. В 1960 году в звании подполковника он был уволен в запас. Проживал в Сочи, работал директором туристической базы, затем заведующим пансионатом. Умер 3 декабря 1992 года. похоронен на городском кладбище Сочи. Был также награждён орденами Красного Знамени и Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, рядом медалей.

Воевал на Северо-Западном, Калининском, Воронежском (с 20 октября 1943 года – 1-м Украинском) фронтах. Начинал свою боевую деятельность в бомбардировочном полку, летал на скоростном бомбардировщике СБ, затем после переобучения – на штурмовике Ил-2. В сентябре 1941 года был контужен.

В.Ф.Зудилов участвовал в Ржевско-Вяземской наступательной операции, в Ржевско-Сычёвских наступательных операциях Калининского фронта. В октябре 1942 года (в 24 года) был назначен командиром эскадрильи. Учавствовал в сражении на Курской дуге , в Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции, в Сумско-Прилукской , в освобождении Левобережной , в форсировании Днепра и боях на днепровских плацдармах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, майору Зудилову Василию Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1982). В.Ф.Зудилов участвовал в Киевской наступательной операции и освобождении Киева, Киевской оборонительной операции, в Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской стратегической наступательных операциях , а также других операциях Советской Армии.

Всего за годы войны совершил 340 боевых вылетов. Награждён :

орденом Ленина (2.08.1944),

орденом Красного Знамени (5.01.1943),

орденом Александра Невского,

2 орденами Отечественной войны 1-й степени (28.09.1943; 11.03.1985),

орденом Красной Звезды,

медалями.

Имя Героя увековечено на Мемориале Славы в городе Барнауле.

Включён в Энциклопедию Алтайского края.

Слушают  учителя

Ознакомить учеников с материалами исторических событий Великой Отечественной войны; внушить чувство гордости за героизм народа страны в годы Великой Отечественной войны

Слайды презентации

6-24


Словарная работа (2 мин)

Словарная работа

Диктует слова «штурмовик, штурмовка». Сообщает лексическое значение слов.

Записывают и определяют лексическое значение слов «штурмовик, штурмовка»

Привлечение внимания к теме «Великая Отечественная война».

Слайд презентации №8

Актуализация опорных знаний (5мин)

Вводное  повторение правил орфографии и пунктуации, проверка знаний учащимися фактического материала

Организует  повторение  опорных  знаний.  Предлагает  отрывок из книги воспоминаний генерала-полковника авиации Н.П.Каманина, где описываются события, связанные с именем В.Ф.Зудилова:

(1)Группу штурмовиков вел один из опытнейших командиров эскадрилий — капитан Василий Федорович Зудилов. (2)Он ветеран корпуса, который еще до выхода к Днепру совершил 140 боевых вылетов. (3)Не раз приходилось ему отбивать атаки вражеских истребителей, пробиваться сквозь бешеный зенитный огонь, сажать горящий самолет. (4)Но не было случая, чтобы Василий Федорович дрогнул в бою или потерял управление группой.

(5)И на этот раз офицер Зудилов уверенно вел восьмерку ИЛов. (6)На подходе к моему командному пункту он доложил о готовности к работе. (7)Я уже хотел сказать «добро», но вдруг увидел высоко в небе, между облаками, на высоте 3 тысячи метров, две группы «мессеров». (8)Их было больше 20, а группу наших штурмовиков прикрывали только две пары истребителей. (9)Конечно, «мессеры» могли связать их боем и сбить, затем напасть на штурмовиков. (10)На мгновение стало как-то не по себе, тревожно и жутко. (11)Не медля ни секунды, дал команду:

— (12)Зудилов, квадрат… встать в круг…в воздухе «мессеры».

— (13)Вас понял, — (14)наконец-то доложил ведущий группы, и я увидел, как он заложил крутой вираж, а за ним вся группа пошла к позициям наших зенитных батарей, над которыми Зудилов перестроил боевой порядок штурмовиков — левый пеленг в оборонительный круг.

(15)Вражеские истребители еще раньше заметили наших штурмовиков. (16)Ох как заманчива для них была эта добыча, как бы они накинулись на ИЛы! (17)Но теперь истребители противника были поставлены в невыгодные условия. (18)Они находились над нашей территорией, где имелись зенитные батареи, которые могли поддержать. (19)Кроме того, ИЛы уже заняли прочный оборонительный круг и сами были готовы дать огневой бой, защитить себя огнем пушек и пулеметов.

(20)Наш расчет оправдался. (21)Группа «мессеров» еще походила минут десять над ИЛами, попыталась сунуться к ним, но она попала под огонь зениток и вынуждена была уйти: кончалось горючее.

— (22)Зудилов! (24)Разрешаю работать. (25)Цель прежняя, — передал я команду штурмовикам.

(26)Он вновь построил группу в левый пеленг и повел ее за Днепр, громить вражескую группу, контратаковавшую наши наземные части. (27)И как только «ильюшины» появились в заданном квадрате своей цели, там началась настоящая канонада. (28)Дробно заухали вражеские зенитки, залились лаем зенитные пулеметы. (29)И в этот оркестр вплелись глухие взрывы бомб, сброшенных нашими штурмовиками. (30)За правобережными крутыми откосами потянулись космы серого дыма. (31)Значит, ИЛы сделали свое дело — горели вражеские танки, тягачи, автомашины.

(32)О локальной победе сообщил мне командарм Жмаченко после того, как ИЛы один за другим, прижимаясь к самой воде, пронеслись низко-низко над иссиня-серой гладью Днепра и исчезли за темно-зеленым сосновым перелеском.

 — (33)Летчики сделали свое дело. (34)Запиши на их счет: подожгли четыре танка, две самоходки, штук восемь автомашин. (35)А главное, прижали врага к земле. Спасибо!

(36)Такая похвала радовала, только радоваться-то не было времени. (37)Через полчаса от командарма поступила новая заявка: на этом же плацдарме наша пехота никак не могла взять важную высоту, хотя с утра трижды пыталась атаковать ее. (38)Артиллерийско-минометные огневые налеты оказались недостаточными. (39) Нет сомнений: нужна авиация, чтобы продвинуться и чтобы потери минимизировать.

Учащиеся получают корточки с текстом и отвечают на вопросы части I.

Проверка проходит в виде взаимопроверки. По очереди ученики комментируют ответы, остальные проверяют ответы соседа и выставляет баллы и оценку (баллы и оценка совпадают).


Повторение правил орфографии и пунктуации заданий КИМов.

Листы  с текстом на  каждого  ученика (Приложение 2)

Слайды презентации № 25,26

Контрольно-коррекционный  этап (15 мин)

 Решение учебной задачи. Контроль и коррекция ответов 

Учитель представляет текст для синтаксического анализа (Анищенков П.С., Шуринов В.Е. Третья воздушная — М.: Воениздат, 1984):

(1)В 6-м гвардейском авиаполку мастером штурмовки являлся командир звена гвардии лейтенант Василий Фёдорович Зудилов. (2)Внезапность, что так боялись немцы, стремительность, точность попадания в цель — качества, которыми он обладал. (3)Ни дождь, ни туман, ни вражеские зенитки не были ему помехой, чтобы найти и поразить цель.

(4)До войны он летал на скоростном бомбардировщике, а в войну появилась необходимость увеличить количество штурмовиков - переучился и стал штурмовиком.

(5)Так как летом 1941 г. был ранен, в этот полк прибыл из госпиталя, но с первого дня показал свои высокие боевые качества, хотя перенес контузию.

(6)В полку твердо были убеждены: из всего ущерба, причиненного гитлеровцам летчиками в конце 1941 — начале 1942 г., значительная часть приходилась на В. Ф. Зудилова и группы, которыми он руководил в вылетах на боевые задания.

(7)Вот почему в числе первых, кому было присвоено звание Героя Советского Союза в этом полку, был командир звена гвардии лейтенант Василий Фёдорович Зудилов.

Учитель корректирует ответы.

Учащиеся подчеркивают предикативные основы, определяют границы простых предложений на сенсорной доске маркером. Затем составляют схемы предложений. Определяют виды связей в предложении. Дают синтаксическую характеристику.

Опрашиваются 7 учеников, остальные ученики являются экспертами и оценивают работу у доски одноклассников.

Осуществляется проверка знаний учащимися основных понятий, правил, законов и умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры.

Слайды презентации № 28-30

Проверочная работа (8 мин)

Контроль полученных знаний, умений и навыков

Учитель представляет контрольное задание: Ответить на вопросы части II (после текста)

Учащиеся работает с заданием после текста и отвечают на вопросы части II.


Проверка умений по синтаксическому анализу предложений для определения качества знаний по темам КИМов.

Листы  с текстом на  каждого  ученика (Приложение 2)

Для учеников, справившихся с предыдущим заданием, учитель дает задание III.

Учащиеся составляют схемы предложений с различными видами связи

Проверка умений по синтаксическому анализу предложений с различными видами связи

Листы  с текстом на  каждого  ученика (Приложение 2)

Рефлексивный  этап (2 мин)

Рефлексия

Проводит  беседу по  вопросам: достигнуты  ли  цели; пригодятся  ли  полученные знания; каким  образом  можно  узнать  непонятное  и  т.д.

Ученики заполняют карточку: Рефлексия

Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся уроке:

Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал.

Учащиеся  осознают  успешность  восприятия  и  осмысления  объектов  изучения

Карты анализа на  каждого  ученика (Приложение 3)

Слайд № 31

Подведение итогов

Учитель сообщает оценки за урок.

Листы с ответами учитель собирает для оценивания.

Учащиеся участвуют в оценивании ответов друг друга.

Адекватное  и критическое оценивание учащимися самих себя в учебной деятельности


Домашнее задание (1 мин)


Учитель дает задание:

  1. Составить устное сообщение «Награды в моей семье».

  2. Составьте сложные предложения с различными видами связи по теме «Летчики Великой Отечественной войны»

А) по схемам

[ ], [ ], и [ ]

[ ], ( который ), и[ ], (где )

[ ], и[ ]:[ ]

(хотя ),[ ], а[ ]

Б) 2 предложения самостоятельно (нарисовать схемы к ним).

Ученики получают задание и определяют возможные затруднения по выполнению задания

Определение затруднения по выполнению задания

Слайды презентации № 32,33


(Приложение 4)


Используемые источники:

  1. http://pomnipro.ru/memorypage71087/biography

  2. http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=13871

  3. http://socher.ru/p/?id=13858

  4. http://podvignaroda.ru/?#id=11869355&tab=navDetailManAward

  5. http://airaces.narod.ru/all13/zudilov.htm

  6. http://www.amic.ru/9may/

  7. http://militera.lib.ru/h/chechelnitsky_ga2/04.html


  1. http://www.pobeda.witebsk.by/sky/bp/6gshap/

  2. Чечельницкий Г. А. Московский гвардейский штурмовой. — М.: Воениздат, 1960. — 216 с. 

  3. http://www.9may.ru/inform/m3467

  4. Каманин Н. П. Летчики и космонавты. — М.: Политиздат, 1971.



Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1»

«МУЛЬТИМЕДИА УРОК 2015», посвященный  70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ   Моему двоюродному деду посвящается

«МУЛЬТИМЕДИА УРОК 2015», посвященный 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Моему двоюродному деду посвящается

МБОУ СОШ № 20  Абинского района  х. Екатериновский Учитель русского языка и литературы Лакштанова Ирина Владимировна

МБОУ СОШ № 20 Абинского района х. Екатериновский

Учитель русского языка и литературы

Лакштанова Ирина Владимировна

Тема: Сложные предложения с различными видами связи Русский язык Урок 80 9 класс

Тема: Сложные предложения с различными видами связи

Русский язык

Урок 80

9 класс

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Образовательные:  - продолжить изучение темы «Сложные предложения»; - развивать навыки разбора сложных предложений с различными видами связи; - готовить учащихся к выполнению заданий КИМов ОГЭ. 2. Воспитательные: - воспитывать уважение к тем, кто защищал Родину от фашистов во время ВОВ; воспитывать  патриотизм. 3.Развивающие: -  развивать интерес учащихся к изучению истории ВОВ;         - способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, оценивать.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Образовательные:

- продолжить изучение темы «Сложные предложения»;

- развивать навыки разбора сложных предложений с различными видами связи;

- готовить учащихся к выполнению заданий КИМов ОГЭ.

2. Воспитательные:

- воспитывать уважение к тем, кто защищал Родину от фашистов во время ВОВ; воспитывать  патриотизм.

3.Развивающие:

-  развивать интерес учащихся к изучению истории ВОВ;        

- способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, оценивать.

ЗАДАЧИ УРОКА:  Активизировать знания учащихся по темам, которые отражены в спецификации ОГЭ; Продолжить совершенствовать навыки определения предикативной основы предложения, определения видов связи между простыми предложениями в составе сложного; Повторить классификацию сложных предложений; развивать умения их определения; Проверить умения учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; Проверить умения учащихся применять знания в измененных условиях; Ознакомить учеников с материалами исторических событий Великой Отечественной войны; Сообщить сведения о Герое Советского Союза летчике-штурмовике Василии Фёдоровиче Зудилове и его однополчанах. Вызвать интерес к исследованию темы «Награды в моей семье».

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Активизировать знания учащихся по темам, которые отражены в спецификации ОГЭ;
  • Продолжить совершенствовать навыки определения предикативной основы предложения, определения видов связи между простыми предложениями в составе сложного;
  • Повторить классификацию сложных предложений; развивать умения их определения;
  • Проверить умения учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;
  • Проверить умения учащихся применять знания в измененных условиях;
  • Ознакомить учеников с материалами исторических событий Великой Отечественной войны;
  • Сообщить сведения о Герое Советского Союза летчике-штурмовике Василии Фёдоровиче Зудилове и его однополчанах.
  • Вызвать интерес к исследованию темы «Награды в моей семье».

Словарная работа  (Из Википедии)

Словарная работа

(Из Википедии)

Воевал на Северо-Западном, Калининском, Воронежском (с 20 октября 1943 года – 1-м Украинском) фронтах. Начинал свою боевую деятельность в бомбардировочном полку, летал на скоростном бомбардировщике СБ, затем после переобучения – на штурмовике Ил-2. В сентябре 1941 года был контужен.

В.Ф.Зудилов участвовал в Ржевско-Вяземской наступательной операции, в Ржевско-Сычёвских наступательных операциях Калининского фронта. В октябре 1942 года (в 24 года) был назначен командиром эскадрильи. Учавствовал в сражении на Курской дуге , в Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции, в Сумско-Прилукской , в освобождении Левобережной , в форсировании Днепра и боях на днепровских плацдармах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, майору Зудилову Василию Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1982). В.Ф.Зудилов участвовал в Киевской наступательной операции и освобождении Киева, Киевской оборонительной операции, в Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской стратегической наступательных операциях , а также других операциях Советской Армии.

Всего за годы войны совершил 340 боевых вылетов.

Награждён : орденом Ленина (2.08.1944), орденом Красного Знамени (5.01.1943), орденом Александра Невского ,  2 орденами Отечественной войны 1-й степени (28.09.1943 ; 11.03.1985), орденом Красной Звезды, медалями. Имя Героя увековечено на Мемориале Славы в городе Барнауле. Включён в Энциклопедию Алтайского края.

Награждён :

орденом Ленина (2.08.1944),

орденом Красного Знамени (5.01.1943),

орденом Александра Невского ,

2 орденами Отечественной войны 1-й степени (28.09.1943 ; 11.03.1985),

орденом Красной Звезды,

медалями.

Имя Героя увековечено на Мемориале Славы в городе Барнауле.

Включён в Энциклопедию Алтайского края.

После войны В.Ф.Зудилов продолжал службу в ВВС Советской Армии. Командовал авиационным полком, освоил реактивную технику. С 1960 года подполковник В.Ф.Зудилов – в запасе. Жил в городе Сочи Краснодарского края . В 1960-1977 годах работал директором турбазы, с 1977 года – заведующим пансионатом на курорте «Адлер». Скончался 3 декабря 1992 года. Похоронен на городском кладбище в Сочи (Адлер).

После войны В.Ф.Зудилов продолжал службу в ВВС Советской Армии.

Командовал авиационным полком, освоил реактивную технику.

С 1960 года подполковник В.Ф.Зудилов – в запасе.

Жил в городе Сочи Краснодарского края .

В 1960-1977 годах работал директором турбазы,

с 1977 года – заведующим пансионатом на курорте «Адлер».

Скончался 3 декабря 1992 года.

Похоронен на городском кладбище в Сочи (Адлер).

Участвовал в боях с 22.06.1941 г.

Участвовал в боях с 22.06.1941 г.

Герой Советского Союза, полковник в отставке Иван Евграфович Федоров в разговоре с писателем Л. Вяткиным сообщил: «Я сформировал девятку отличных лётчиков, в которую вошли Андрей Боровых, Василий Зудилов , Иван Баранов, Василий Зайцев, Григорий Онуфриенко… – впоследствии все стали Героями Советского Союза, а Зайцев и Боровых – дважды.

Герой Советского Союза, полковник в отставке Иван Евграфович Федоров в разговоре с писателем Л. Вяткиным сообщил: «Я сформировал девятку отличных лётчиков, в которую вошли Андрей Боровых, Василий Зудилов , Иван Баранов, Василий Зайцев, Григорий Онуфриенко… – впоследствии все стали Героями Советского Союза, а Зайцев и Боровых – дважды. "Девяткой" стали летать за линию фронта на свободную охоту».

В этих мемуарах описываются эпизоды, где участвовал В.Ф.Зудилов

В этих мемуарах описываются эпизоды, где участвовал В.Ф.Зудилов

В книге воспоминаний генерал-полковник Н.П.Каманин вспоминает о героизме В.Ф.Зудилова. При присвоении В.Ф.Зудилову звания Героя Советского Союза говорится о сложном задании, которое он выполнил по приказу этого прославленного военноначальника.(слайд 18)

В книге воспоминаний генерал-полковник Н.П.Каманин вспоминает о героизме В.Ф.Зудилова.

При присвоении В.Ф.Зудилову звания Героя Советского Союза говорится о сложном задании, которое он выполнил по приказу этого прославленного военноначальника.(слайд 18)

(1)Группу штурмовиков вел один из опытнейших командиров эскадрилий — капитан Василий Федорович Зудилов. (2)Он ветеран корпуса, который еще до выхода к Днепру совершил 140 боевых вылетов. (3)Не раз приходилось ему отбивать атаки вражеских истребителей, пробиваться сквозь бешеный зенитный огонь, сажать горящий самолет. (4)Но не было случая, чтобы Василий Федорович дрогнул в бою или потерял управление группой.

(5)И на этот раз офицер Зудилов уверенно вел восьмерку ИЛов. (6)На подходе к моему командному пункту он доложил о готовности к работе. (7)Я уже хотел сказать «добро», но вдруг увидел высоко в небе, между облаками, на высоте 3 тысячи метров, две группы «мессеров». (8)Их было больше 20, а группу наших штурмовиков прикрывали только две пары истребителей. (9)Конечно, «мессеры» могли связать их боем и сбить, затем напасть на штурмовиков. (10)На мгновение стало как-то не по себе, тревожно и жутко. (11)Не медля ни секунды, дал команду:

—  (12)Зудилов, квадрат… встать в круг…в воздухе «мессеры».

—  (13)Вас понял, — (14)наконец-то доложил ведущий группы, и я увидел, как он заложил крутой вираж, а за ним вся группа пошла к позициям наших зенитных батарей, над которыми Зудилов перестроил боевой порядок штурмовиков — левый пеленг в оборонительный круг.

(15)Вражеские истребители еще раньше заметили наших штурмовиков. (16)Ох как заманчива для них была эта добыча, как бы они накинулись на ИЛы! (17)Но теперь истребители противника были поставлены в невыгодные условия. (18)Они находились над нашей территорией, где имелись зенитные батареи, которые могли поддержать. (19)Кроме того, ИЛы уже заняли прочный оборонительный круг и сами были готовы дать огневой бой, защитить себя огнем пушек и пулеметов.

(20)Наш расчет оправдался. (21)Группа «мессеров» еще походила минут десять над ИЛами, попыталась сунуться к ним, но она попала под огонь зениток и вынуждена была уйти: кончалось горючее.

—  (22)Зудилов! (24)Разрешаю работать. (25)Цель прежняя, — передал я команду штурмовикам.

(26)Он вновь построил группу в левый пеленг и повел ее за Днепр, громить вражескую группу, контратаковавшую наши наземные части. (27)И как только «ильюшины» появились в заданном квадрате своей цели, там началась настоящая канонада. (28)Дробно заухали вражеские зенитки, залились лаем зенитные пулеметы. (29)И в этот оркестр вплелись глухие взрывы бомб, сброшенных нашими штурмовиками. (30)За правобережными крутыми откосами потянулись космы серого дыма. (31)Значит, ИЛы сделали свое дело — горели вражеские танки, тягачи, автомашины.

(32)О локальной победе сообщил мне командарм Жмаченко после того, как ИЛы один за другим, прижимаясь к самой воде, пронеслись низко-низко над иссиня-серой гладью Днепра и исчезли за темно-зеленым сосновым перелеском.

 — (33)Летчики сделали свое дело. (34)Запиши на их счет: подожгли четыре танка, две самоходки, штук восемь автомашин. (35)А главное, прижали врага к земле. Спасибо!

(36)Такая похвала радовала, только радоваться-то не было времени. (37)Через полчаса от командарма поступила новая заявка: на этом же плацдарме наша пехота никак не могла взять важную высоту, хотя с утра трижды пыталась атаковать ее. (38)Артиллерийско-минометные огневые налеты оказались недостаточными. (39) Нет сомнений: нужна авиация, чтобы продвинуться и чтобы потери минимизировать.

Сложные предложения с различными видами связи

Сложные предложения

с различными видами связи

( 1)В 6-м гвардейском авиаполку мастером штурмовки являлся командир звена гвардии лейтенант Василий Фёдорович Зудилов. (2)Внезапность, что так боялись немцы, стремительность, точность попадания в цель — качества, которыми он обладал. (3)Ни дождь, ни туман, ни вражеские зенитки не были ему помехой, чтобы найти и поразить цель. (4)До войны он летал на скоростном бомбардировщике, а в войну появилась необходимость увеличить количество штурмовиков - переучился и стал штурмовиком.

( 1)В 6-м гвардейском авиаполку мастером штурмовки являлся командир звена гвардии лейтенант Василий Фёдорович Зудилов. (2)Внезапность, что так боялись немцы, стремительность, точность попадания в цель — качества, которыми он обладал. (3)Ни дождь, ни туман, ни вражеские зенитки не были ему помехой, чтобы найти и поразить цель.

(4)До войны он летал на скоростном бомбардировщике, а в войну появилась необходимость увеличить количество штурмовиков - переучился и стал штурмовиком.

(5)Так как летом 1941 г. был ранен, в этот полк прибыл из госпиталя, но с первого дня показал свои высокие боевые качества, хотя перенес контузию. (6)В полку твердо были убеждены: из всего ущерба, причиненного гитлеровцам летчиками в конце 1941 — начале 1942 г., значительная часть приходилась на В. Ф. Зудилова и группы, которыми он руководил в вылетах на боевые задания.

(5)Так как летом 1941 г. был ранен, в этот полк прибыл из госпиталя, но с первого дня показал свои высокие боевые качества, хотя перенес контузию.

(6)В полку твердо были убеждены: из всего ущерба, причиненного гитлеровцам летчиками в конце 1941 — начале 1942 г., значительная часть приходилась на В. Ф. Зудилова и группы, которыми он руководил в вылетах на боевые задания.

(7)Вот почему в числе первых, кому было присвоено звание Героя Советского Союза в этом полку, был командир звена гвардии лейтенант Василий Фёдорович Зудилов.   (Анищенков П.С., Шуринов В.Е. Третья воздушная — М.: Воениздат, 1984)

(7)Вот почему в числе первых, кому было присвоено звание Героя Советского Союза в этом полку, был командир звена гвардии лейтенант Василий Фёдорович Зудилов.

 

(Анищенков П.С., Шуринов В.Е. Третья воздушная — М.: Воениздат, 1984)

ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТОК!  Рефлексия Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся уроке: Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________

ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТОК!

Рефлексия

Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся уроке:

Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________

Д/З: 1. Составьте устное сообщение «Награды в моей семье» .

Д/З: 1. Составьте устное сообщение «Награды в моей семье» .

Д/З: 2. Составьте сложные предложения с различными видами связи по теме «Летчики Великой Отечественной войны» А) по схемам [ ], [ ], и [ ] [ ], ( который ), и[ ], (где ) [ ], и[ ]:[ ] (хотя ),[ ], а[ ] Б) 2 предложения самостоятельно (нарисовать схемы к ним).

Д/З: 2. Составьте сложные предложения с различными видами связи по теме «Летчики Великой Отечественной войны»

А) по схемам

[ ], [ ], и [ ]

[ ], ( который ), и[ ], (где )

[ ], и[ ]:[ ]

(хотя ),[ ], а[ ]

Б) 2 предложения самостоятельно (нарисовать схемы к ним).

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1МУЛЬТИМЕДИА УРОК 2015», посвященном»

«МУЛЬТИМЕДИА УРОК 2015», посвященный  70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ   Моему двоюродному деду посвящается

«МУЛЬТИМЕДИА УРОК 2015», посвященный 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

Моему двоюродному деду посвящается

МБОУ СОШ № 20  Абинского района  х. Екатериновский Учитель русского языка и литературы Лакштанова Ирина Владимировна

МБОУ СОШ № 20 Абинского района х. Екатериновский

Учитель русского языка и литературы

Лакштанова Ирина Владимировна

Тема: Сложные предложения с различными видами связи Русский язык Урок 80 9 класс

Тема: Сложные предложения с различными видами связи

Русский язык

Урок 80

9 класс

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Образовательные:  - продолжить изучение темы «Сложные предложения»; - развивать навыки разбора сложных предложений с различными видами связи; - готовить учащихся к выполнению заданий КИМов ОГЭ. 2. Воспитательные: - воспитывать уважение к тем, кто защищал Родину от фашистов во время ВОВ; воспитывать  патриотизм. 3.Развивающие: -  развивать интерес учащихся к изучению истории ВОВ;         - способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, оценивать.

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Образовательные:

- продолжить изучение темы «Сложные предложения»;

- развивать навыки разбора сложных предложений с различными видами связи;

- готовить учащихся к выполнению заданий КИМов ОГЭ.

2. Воспитательные:

- воспитывать уважение к тем, кто защищал Родину от фашистов во время ВОВ; воспитывать  патриотизм.

3.Развивающие:

-  развивать интерес учащихся к изучению истории ВОВ;        

- способствовать развитию логических умений: сравнивать, анализировать, оценивать.

ЗАДАЧИ УРОКА:  Активизировать знания учащихся по темам, которые отражены в спецификации ОГЭ; Продолжить совершенствовать навыки определения предикативной основы предложения, определения видов связи между простыми предложениями в составе сложного; Повторить классификацию сложных предложений; развивать умения их определения; Проверить умения учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях; Проверить умения учащихся применять знания в измененных условиях; Ознакомить учеников с материалами исторических событий Великой Отечественной войны; Сообщить сведения о Герое Советского Союза летчике-штурмовике Василии Фёдоровиче Зудилове и его однополчанах. Вызвать интерес к исследованию темы «Награды в моей семье».

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • Активизировать знания учащихся по темам, которые отражены в спецификации ОГЭ;
  • Продолжить совершенствовать навыки определения предикативной основы предложения, определения видов связи между простыми предложениями в составе сложного;
  • Повторить классификацию сложных предложений; развивать умения их определения;
  • Проверить умения учащихся самостоятельно применять знания в стандартных условиях;
  • Проверить умения учащихся применять знания в измененных условиях;
  • Ознакомить учеников с материалами исторических событий Великой Отечественной войны;
  • Сообщить сведения о Герое Советского Союза летчике-штурмовике Василии Фёдоровиче Зудилове и его однополчанах.
  • Вызвать интерес к исследованию темы «Награды в моей семье».

Словарная работа  (Из Википедии)

Словарная работа

(Из Википедии)

Воевал на Северо-Западном, Калининском, Воронежском (с 20 октября 1943 года – 1-м Украинском) фронтах. Начинал свою боевую деятельность в бомбардировочном полку, летал на скоростном бомбардировщике СБ, затем после переобучения – на штурмовике Ил-2. В сентябре 1941 года был контужен.

В.Ф.Зудилов участвовал в Ржевско-Вяземской наступательной операции, в Ржевско-Сычёвских наступательных операциях Калининского фронта. В октябре 1942 года (в 24 года) был назначен командиром эскадрильи. Учавствовал в сражении на Курской дуге , в Белгородско-Харьковской стратегической наступательной операции, в Сумско-Прилукской , в освобождении Левобережной , в форсировании Днепра и боях на днепровских плацдармах. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года за отвагу и мужество, проявленные при нанесении штурмовых ударов по врагу, майору Зудилову Василию Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№1982). В.Ф.Зудилов участвовал в Киевской наступательной операции и освобождении Киева, Киевской оборонительной операции, в Житомирско-Бердичевской, Корсунь-Шевченковской, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской стратегической наступательных операциях , а также других операциях Советской Армии.

Всего за годы войны совершил 340 боевых вылетов.

Награждён : орденом Ленина (2.08.1944), орденом Красного Знамени (5.01.1943), орденом Александра Невского ,  2 орденами Отечественной войны 1-й степени (28.09.1943 ; 11.03.1985), орденом Красной Звезды, медалями. Имя Героя увековечено на Мемориале Славы в городе Барнауле. Включён в Энциклопедию Алтайского края.

Награждён :

орденом Ленина (2.08.1944),

орденом Красного Знамени (5.01.1943),

орденом Александра Невского ,

2 орденами Отечественной войны 1-й степени (28.09.1943 ; 11.03.1985),

орденом Красной Звезды,

медалями.

Имя Героя увековечено на Мемориале Славы в городе Барнауле.

Включён в Энциклопедию Алтайского края.

После войны В.Ф.Зудилов продолжал службу в ВВС Советской Армии. Командовал авиационным полком, освоил реактивную технику. С 1960 года подполковник В.Ф.Зудилов – в запасе. Жил в городе Сочи Краснодарского края . В 1960-1977 годах работал директором турбазы, с 1977 года – заведующим пансионатом на курорте «Адлер». Скончался 3 декабря 1992 года. Похоронен на городском кладбище в Сочи (Адлер).

После войны В.Ф.Зудилов продолжал службу в ВВС Советской Армии.

Командовал авиационным полком, освоил реактивную технику.

С 1960 года подполковник В.Ф.Зудилов – в запасе.

Жил в городе Сочи Краснодарского края .

В 1960-1977 годах работал директором турбазы,

с 1977 года – заведующим пансионатом на курорте «Адлер».

Скончался 3 декабря 1992 года.

Похоронен на городском кладбище в Сочи (Адлер).

Участвовал в боях с 22.06.1941 г.

Участвовал в боях с 22.06.1941 г.

Герой Советского Союза, полковник в отставке Иван Евграфович Федоров в разговоре с писателем Л. Вяткиным сообщил: «Я сформировал девятку отличных лётчиков, в которую вошли Андрей Боровых, Василий Зудилов , Иван Баранов, Василий Зайцев, Григорий Онуфриенко… – впоследствии все стали Героями Советского Союза, а Зайцев и Боровых – дважды.

Герой Советского Союза, полковник в отставке Иван Евграфович Федоров в разговоре с писателем Л. Вяткиным сообщил: «Я сформировал девятку отличных лётчиков, в которую вошли Андрей Боровых, Василий Зудилов , Иван Баранов, Василий Зайцев, Григорий Онуфриенко… – впоследствии все стали Героями Советского Союза, а Зайцев и Боровых – дважды. "Девяткой" стали летать за линию фронта на свободную охоту».

В этих мемуарах описываются эпизоды, где участвовал В.Ф.Зудилов

В этих мемуарах описываются эпизоды, где участвовал В.Ф.Зудилов

В книге воспоминаний генерал-полковник Н.П.Каманин вспоминает о героизме В.Ф.Зудилова. При присвоении В.Ф.Зудилову звания Героя Советского Союза говорится о сложном задании, которое он выполнил по приказу этого прославленного военноначальника.(слайд 18)

В книге воспоминаний генерал-полковник Н.П.Каманин вспоминает о героизме В.Ф.Зудилова.

При присвоении В.Ф.Зудилову звания Героя Советского Союза говорится о сложном задании, которое он выполнил по приказу этого прославленного военноначальника.(слайд 18)

(1)Группу штурмовиков вел один из опытнейших командиров эскадрилий — капитан Василий Федорович Зудилов. (2)Он ветеран корпуса, который еще до выхода к Днепру совершил 140 боевых вылетов. (3)Не раз приходилось ему отбивать атаки вражеских истребителей, пробиваться сквозь бешеный зенитный огонь, сажать горящий самолет. (4)Но не было случая, чтобы Василий Федорович дрогнул в бою или потерял управление группой.

(5)И на этот раз офицер Зудилов уверенно вел восьмерку ИЛов. (6)На подходе к моему командному пункту он доложил о готовности к работе. (7)Я уже хотел сказать «добро», но вдруг увидел высоко в небе, между облаками, на высоте 3 тысячи метров, две группы «мессеров». (8)Их было больше 20, а группу наших штурмовиков прикрывали только две пары истребителей. (9)Конечно, «мессеры» могли связать их боем и сбить, затем напасть на штурмовиков. (10)На мгновение стало как-то не по себе, тревожно и жутко. (11)Не медля ни секунды, дал команду:

—  (12)Зудилов, квадрат… встать в круг…в воздухе «мессеры».

—  (13)Вас понял, — (14)наконец-то доложил ведущий группы, и я увидел, как он заложил крутой вираж, а за ним вся группа пошла к позициям наших зенитных батарей, над которыми Зудилов перестроил боевой порядок штурмовиков — левый пеленг в оборонительный круг.

(15)Вражеские истребители еще раньше заметили наших штурмовиков. (16)Ох как заманчива для них была эта добыча, как бы они накинулись на ИЛы! (17)Но теперь истребители противника были поставлены в невыгодные условия. (18)Они находились над нашей территорией, где имелись зенитные батареи, которые могли поддержать. (19)Кроме того, ИЛы уже заняли прочный оборонительный круг и сами были готовы дать огневой бой, защитить себя огнем пушек и пулеметов.

(20)Наш расчет оправдался. (21)Группа «мессеров» еще походила минут десять над ИЛами, попыталась сунуться к ним, но она попала под огонь зениток и вынуждена была уйти: кончалось горючее.

—  (22)Зудилов! (24)Разрешаю работать. (25)Цель прежняя, — передал я команду штурмовикам.

(26)Он вновь построил группу в левый пеленг и повел ее за Днепр, громить вражескую группу, контратаковавшую наши наземные части. (27)И как только «ильюшины» появились в заданном квадрате своей цели, там началась настоящая канонада. (28)Дробно заухали вражеские зенитки, залились лаем зенитные пулеметы. (29)И в этот оркестр вплелись глухие взрывы бомб, сброшенных нашими штурмовиками. (30)За правобережными крутыми откосами потянулись космы серого дыма. (31)Значит, ИЛы сделали свое дело — горели вражеские танки, тягачи, автомашины.

(32)О локальной победе сообщил мне командарм Жмаченко после того, как ИЛы один за другим, прижимаясь к самой воде, пронеслись низко-низко над иссиня-серой гладью Днепра и исчезли за темно-зеленым сосновым перелеском.

 — (33)Летчики сделали свое дело. (34)Запиши на их счет: подожгли четыре танка, две самоходки, штук восемь автомашин. (35)А главное, прижали врага к земле. Спасибо!

(36)Такая похвала радовала, только радоваться-то не было времени. (37)Через полчаса от командарма поступила новая заявка: на этом же плацдарме наша пехота никак не могла взять важную высоту, хотя с утра трижды пыталась атаковать ее. (38)Артиллерийско-минометные огневые налеты оказались недостаточными. (39) Нет сомнений: нужна авиация, чтобы продвинуться и чтобы потери минимизировать.

Сложные предложения с различными видами связи

Сложные предложения

с различными видами связи

( 1)В 6-м гвардейском авиаполку мастером штурмовки являлся командир звена гвардии лейтенант Василий Фёдорович Зудилов. (2)Внезапность, что так боялись немцы, стремительность, точность попадания в цель — качества, которыми он обладал. (3)Ни дождь, ни туман, ни вражеские зенитки не были ему помехой, чтобы найти и поразить цель. (4)До войны он летал на скоростном бомбардировщике, а в войну появилась необходимость увеличить количество штурмовиков - переучился и стал штурмовиком.

( 1)В 6-м гвардейском авиаполку мастером штурмовки являлся командир звена гвардии лейтенант Василий Фёдорович Зудилов. (2)Внезапность, что так боялись немцы, стремительность, точность попадания в цель — качества, которыми он обладал. (3)Ни дождь, ни туман, ни вражеские зенитки не были ему помехой, чтобы найти и поразить цель.

(4)До войны он летал на скоростном бомбардировщике, а в войну появилась необходимость увеличить количество штурмовиков - переучился и стал штурмовиком.

(5)Так как летом 1941 г. был ранен, в этот полк прибыл из госпиталя, но с первого дня показал свои высокие боевые качества, хотя перенес контузию. (6)В полку твердо были убеждены: из всего ущерба, причиненного гитлеровцам летчиками в конце 1941 — начале 1942 г., значительная часть приходилась на В. Ф. Зудилова и группы, которыми он руководил в вылетах на боевые задания.

(5)Так как летом 1941 г. был ранен, в этот полк прибыл из госпиталя, но с первого дня показал свои высокие боевые качества, хотя перенес контузию.

(6)В полку твердо были убеждены: из всего ущерба, причиненного гитлеровцам летчиками в конце 1941 — начале 1942 г., значительная часть приходилась на В. Ф. Зудилова и группы, которыми он руководил в вылетах на боевые задания.

(7)Вот почему в числе первых, кому было присвоено звание Героя Советского Союза в этом полку, был командир звена гвардии лейтенант Василий Фёдорович Зудилов.   (Анищенков П.С., Шуринов В.Е. Третья воздушная — М.: Воениздат, 1984)

(7)Вот почему в числе первых, кому было присвоено звание Героя Советского Союза в этом полку, был командир звена гвардии лейтенант Василий Фёдорович Зудилов.

 

(Анищенков П.С., Шуринов В.Е. Третья воздушная — М.: Воениздат, 1984)

ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТОК!  Рефлексия Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся уроке: Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ________________________________________________________

ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТОК!

Рефлексия

Из «ключевых» слов придумайте и запишите маленький рассказ о состоявшемся уроке:

Интересно, скучно, безразлично, работал, отдыхал, руководство к действию, понял материал, больше, чем знал, не понял, потратил время впустую узнал.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________

Д/З: 1. Составьте устное сообщение «Награды в моей семье» .

Д/З: 1. Составьте устное сообщение «Награды в моей семье» .

Д/З: 2. Составьте сложные предложения с различными видами связи по теме «Летчики Великой Отечественной войны» А) по схемам [ ], [ ], и [ ] [ ], ( который ), и[ ], (где ) [ ], и[ ]:[ ] (хотя ),[ ], а[ ] Б) 2 предложения самостоятельно (нарисовать схемы к ним).

Д/З: 2. Составьте сложные предложения с различными видами связи по теме «Летчики Великой Отечественной войны»

А) по схемам

[ ], [ ], и [ ]

[ ], ( который ), и[ ], (где )

[ ], и[ ]:[ ]

(хотя ),[ ], а[ ]

Б) 2 предложения самостоятельно (нарисовать схемы к ним).

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!