тапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
1.Мотивация. Организационный момент | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | В начале урока учитель читает отрывок из какого-нибудь стихотворения и отрывок из любого учебника. Основной вопрос для размышления: чем художественная речь отличается от нехудожественной? Один из ответов — наличием тропов. Мы не случайно выбрали для примера стихи, поскольку роль тропов в них часто бывает велика. Именно работа над художественными средствами в стихотворной речи и станет основной на нашем уроке. — Цель нашего урока – повторить основные виды тропов, совершенствовать умение различать тропы, находить их в тексте. — Запишите: число, классная работа и тему урока, и в то же время подумайте, где пригодятся вам полученные знания? (при написании задания А1 и части С основного государственного экзамена). | Слушают учителя, обдумывают ответы на вопросы, | Фронтальная | Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу | Устные ответы |
2.Актуализация | Беседа, раскрытие сущности новых понятий. | — Чтобы достигнуть цели урока, необходимо знать теоретический материал, изученный ранее. Но вначале мне хочется вспомнить слова самобытного поэта серебряного века, Велимира Хлебникова, «слова особенно сильны, когда они имеют два смысла, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного смысла просвечивает второй смысл…». — Как вы думаете, в чём смысл этих слов? (одним из способов «оживления» слова является использование разного рода тропов и стилистических фигур, которые помогают добиваться особого эффекта выразительности) – Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры. – Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к огэ? Знать термины; различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности; Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в тексте. Я буду очень рада, если сегодняшний урок поможет вам в решении данных задач. | Отвечают на вопросы, формулируют задачи | Фронтальная | Познаватель ные: выполняют учебно-познаватель ные действия; Регулятивные: формулируют задачи; Личностные: формулируют собственные мысли | Устные ответы |
3.Повторение-обобщение средств выразительности. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний. | Терминологический диктант (через презентацию идёт повторение терминов и их запись в тетради). -Употребление слова или выражения в переносном значении. (троп) - Художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета (гипербола) -Художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета (литота) - Троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы, разновидность метафоры (олицетворение) - Художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность (эпитет) - Сближение двух предметов с целью пояснения одного при помощи другого (сравнение) - Перенесение свойств одного предмета на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение (метафора) | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, вспоминают лингвистические термины | Фронтальная | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию; Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы, формулируют свои мысли, высказывают собственную точку зрения. | Письменные ответы |
4. Работа с текстом. Практическая деятельность | Игра «Ромаш ка». | – Приведите примеры из текстов, иллюстрирующие термины на каждом лепестке цветка.
«В сто сорок солнц закат пылал» В.В.Маяковский (гипербола) «В больших сапогах, в полушубке овчинном, // В больших рукавицах … а сам с ноготок» Н.А.Некрасов (литота) «Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года» А.С.Пушкин (олицетворение) «Перстами лёгкими, как сон, моих зениц коснулся он» А.С.Пушкин (сравнение) «Отговорила роща золотая / берёзовым весёлым языком» С.Есенин (эпитет) «В белом пламени клонится куст //Ледяных ослепительных роз. А.Ахматова ( метафора) «До чего рассвет сегодня звонок // В пенисто – вишнёвых облаках!» Э.Асадов. (эпитет) «Как дерево роняет тихо листья, // Так я роняю грустные слова. С Есенин. (сравнение) -Какая клеточка осталась пустой? (о перифразе)
| Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, выходят к доске, заполняют таблицу. | Фронтальная, индивидуальная, групповая | Познаватель ные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; Личностные: проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. | Вопросы для уточнения информации, устные ответы. |
5. Построение проекта выхода из затруднения | Беседа по вопросам, заполнение таблицы | - Этот троп и будет сегодня предметом нашего разговора. Прежде чем вы с ним познакомитесь, предлагаю провести игру «Верите ли вы, что…». Ответьте на предлагаемые вопросы словами «да» или «нет».
Верите ли вы, что… | Да или нет (начало урока) | Да или нет (конец урока) | 1)Перифраз – это оборот, который употребляется вместо какого-нибудь слова или словосочетания. | | | 2) Перифразы придают тексту торжественное, возвышенное, патетическое звучание. | | | 3)Перифразы могут использоваться во всех языковых стилях. | | | 4)Перифразы засоряют нашу речь, делают её непонятной. | | | | Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним, заполняют таблицу. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют операции анализа, синтеза,. Регулятивные: планируют необходимые действия. Личностные: осознают необходимость получить новые знания. | Устные ответы |
6. Изучение нового материала. | Презентация, подготовленная учеником о перифразе. | Перифраз, или перифраза (в пер. с греч. — описательное выражение), — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания. Например, пишущий эти строки (вместо «я»), туманный Альбион (вместо «Англия»), бессмертный творец «Илиады» (вместо Гомер), люди в белых халатах (вместо «врачи»), покорители горных вершин (вместо «альпинисты»). Как и всякие тропы, перифразы могут быть общеязыковыми и индивидуально-авторскими. Общеязыковые перифразы обычно получают устойчивый характер и тяготеют к фразеологизмам. Например, город на Неве, страна восходящего солнца, царь зверей, голубые береты, работники прилавка и пр. Индивидуально-авторские выполняют в речи эстетическую функцию, их отличает яркая эмоционально-экспрессивная окраска. Например: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса – люблю я пышное природы увяданье… (А.С.Пушкин). Здесь перифразы, заменяющие слово осень, образно характеризуют это время года. Перифразы (особенно развёрнутые) также позволяют придавать тексту торжественно-возвышенное, даже патетическое звучание: …о град державный, Твердыня северных морей, Венец отчизны православной, Жилище пышное царей, Петра державное творенье. (А.С.Пушкин) Индивидуально-авторские перифразы всегда изобразительны, их ценность, как и любых тропов, зависит от самобытности, свежести. Роль перифраз в тексте Итак, перифразы позволяют: — выделить и подчеркнуть наиболее существенные признаки изображаемого; — избежать неоправданной тавтологии; — ярче и полнее выразить авторскую оценку изображаемого. Внимание! Использование перифраза характерно для всех языковых стилей, за исключением официально-делового. Но надо помнить, что увлечение перифразами таит в себе опасность многословия. Зачем, например, «украшать» перифразами спортивный репортаж? - Сегодня выясняют отношения столичные бойцы клинка; - Захватывающая дуэль шахматных амазонок продлится завтра. -Первый ход гроссмейстеров футбола… Не сразу и поймёшь, о чём идёт речь из-за таких перифраз, как -Жемчужины тульского мастерства минувшего века выброшены за ненадобностью на свалки (речь всего-навсего идёт о самоваре). Я вам подготовила задание. Перед вами перифразы, многие из которых стали устойчивыми сочетаниями. Замените перифразы словами с прямым значением. Рыжая плутовка (лиса) Корабль пустыни (верблюд) «Царица» полей (пехота) Страна голубых озёр (Финляндия) Северная Венеция ( Санкт- Петербург) Королева спорта (лёгкая атлетика) Спасибо за внимание! | Смотрят презентацию, слушают сообщение, отвечают на вопросы. | Фронтальная, индивидуальная. | Познавательные: приобретают умения использовать знания в практической деятельности. Личностные: приобретают новые знания, | Записи в тетрадь |
7. Первичное закрепление. Самостоятельная работа. | Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений. | Следующее задание выполняем самостоятельно. Ответы заносим в оценочный лист. (самопроверка). а) Найдите соответствия. 1. Весна жизни (юность) 2. Корень жизни (женьшень) 3. Седая чародейка (зима) 4. Цветы жизни (дети) 5. Ночное светило (Луна) 6. Королева цветов (роза) 7. Сердце России (Москва) 8. Голубая планета (земля) 9. Чёрное золото (нефть) 10. Белые воротнички (конторские служащие) Поставьте оценки в свои листы. | Работают с оценочным листом, находят соответствия между словами. | Индивидуальная. | Познавательные: приобретают умения использовать знания в практической деятельности. Регулятивные:исправляют и объясняют ошибки | |
8.Включение в систему знаний и повторение. | Работа с текстом (в парах), подбор примеров, иллюстрирующих изучаемый материал. | Прочитайте текст. 1. Я не помню утра более глубокого и свежего! Солнце едва показалось из-за зелёных вершин; в ущелье ещё не проникал радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утёсов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождём. (М. Лермонтов) Прочитайте текст. 1. Сильный дождь лил недолго. Туча частью вылилась, частью пронеслась, и на мокрую землю падали последние прямые, частые, мелкие капли. Солнце опять выглянуло, всё заблестело, а на востоке загнулась над горизонтом невысокая, но яркая, с выступающим цветом, прерывающаяся только в одном месте радуга. (Л.Н. Толстой)
УЧИТЕЛЬ: - Что роднит тексты Лермонтова и Толстого? (Они о красоте природы: как прекрасно утро в горах, когда восходит солнце; как красива природа после недолгого дождя! - Определите стиль текста. (Художественный). -Какова его цель? (Цель его - воздействие на читателя, слушателя. Для этого писатель рисует словами конкретные картины и образы. Тексты поэтичны, красочны и образны). ЗАДАНИЕ к текстам. - Найдите и запишите в ваших текстах эпитеты (по 1-2): Сильный дождь, последние капли, яркая радуга; Глубокого и свежего утра, радостный луч, молодого дня, серебряный дождь = роса - перифраза (замена названия предмета описательным оборотом). - Найдите и запишите метафоры (по 1-2): Солнце едва показалось, луч не проникал, он (луч) золотил, осыпали дождём, при дыхании ветра. Дождь лил, туча вылилась, капли падали, солнце выглянуло, всё заблестело, загнулась радуга. - Поменяйтесь карточками, проверьте друг друга (Взаимопроверка) Учитель .А теперь внимательно посмотрите в тексты, нет ли в одном из них перифраза (описательного выражения)? Серебряный дождь = роса. | Работают в парах. | Групповая | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия, осуществляют операции анализа, синтеза, классификации Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению. | Выполнение заданий в тетради |
9. Обобще ние изучен ного | Беседа. Творческая работа. | IX. Подведём итоги. Для чего же нам нужны средства выразительности? Помогают работать с текстом; Через них художник слова передаёт свои мысли и чувства; Употребление слов в переносном значении вызывает живой образ предметов, явлений, событий, действий; С их помощью мы узнаём, о чём же автор пишет и что хотел сказать нам, читателям. Так что же такое Средства выразительности: ПРОБЛЕМА или УКРАШЕНИЕ РЕЧИ? – Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? А попробуйте сами составить синквейн на тему «Тропы» X. Составление синквейна. Тропы Разнообразные, многозначные Рисуют, звучат, украшают. Делают речь богаче. Русский язык – самый красивый! | Отвечают на вопросы, подводят итоги, пробуют сочинить синквейн. | Индивидуальная, групповая, фронтальная | Познавательные:приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности. Регулятивные:учатся выделять главное; оценивают свою работу. | Чтение синквейна |
10. Рефлексия учебной деятельности. Подведение итогов урока. Выставление оценок | Заключительная беседа по вопросам, | Учитель: Наш сегодняшний разговор о языке и речи хочу завершить словами великого русского писателя И. С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками … Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием, в руках умелых оно в состоянии совершить чудеса!» - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас? Д/З. Замените перифразы словами с прямым значением. Старый Свет - Улыбка Фортуны - Предел мечтаний – Водная артерия - Мастер пера - Макушка Земли – Последний шаг – Закат жизни - Второе дыхание – Лебединая песня - Гвоздь программы - Пик славы - | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | Индивидуальная, групповая | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | |