- Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю(дети кружатся под музыку). - Сначала опустились самые хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). - Вам знакома эта мелодия? Она из художественного фильма «Тайна Снежной королевы», созданного по произведениям датского сказочника Г.Х.Андерсена. - Все снежинки оказались на земле, они улыбнулись друг другу и сказали «Доброе утро!» - Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесет всем нам радость общения. - А как правильно надо сидеть за партой? Подвиньте поближе стульчик, выпрямите спинку, положите тетрадь с наклоном. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я от вас, друзья не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. - Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, «Классная работа». - Сегодня на урок к нам заглянул гость. Догадайтесь, как его зовут. Появился во дворе Он в холодном декабре. Неуклюжий и смешной У катка стоит с метлой. К ветру зимнему привык Наш приятель …(снеговик). - Он спрашивает, с каким временем года мы расстаемся сегодня? - Назовите все зимние месяцы? Сколько их? - А какое время года мы встречаем? - Назовите все весенние месяцы. Сколько их? - Ребята, какой зимний месяц уже закончился? (февраль).(выставляется карточка со словом) - Что вы знаете об этом месяце? (Это последний месяц зимы) - Какой он, какая погода бывает в феврале? - Согреем перед работой свои руки. Физкультминутка для пальцев рук: руки трут друг о друга, разминают пальцы, пока в них не появится тепло. - Сколько слогов в слове «февраль»? Назовите первый слог, второй слог. - Назовите первый звук этого слова. Что обозначает буква «е», находящаяся после буквы «ф» ? Что вы знаете о звуке ф ? Какой буквой он обозначен на письме? - Из каких элементов состоит строчная буква «ф» ? - Напишите половину строки букву «ф», а далее соединения с другими буквами. Обратите внимания на соединения: фе, фл,оф, уф. - В народе каждый месяц называли по-своему. Февраль называли «бокогрей», «снежень», «лютый». - Почему его так называли? Как вы думаете? - Снег запорошил пословицу, написанную на доске. Помогите снеговику прочитать ее и объяснить смысл. У ф…враля два друга – метел… да в…юга. - Какие орфограммы (буквы) спрятались за снежинками? Объясните их написание. - Самостоятельно спишите пословицу в тетрадь, вставьте пропущенные орфограммы и подчеркните их. Проверка (работа в парах). - Найдите в пословице синонимы (близкие по значению слова). (метель, вьюга) - Кто продолжит ряд синонимов? (метелица, буран, пурга). В этом нам поможет словарь. - К какой части речи они относятся? (имена существительные) - Какие слова мы называем существительными? - Что вы знаете о словах этой части речи? - Запишем эти слова (метель, вьюга). - Измените их таким образом, чтобы они обозначали несколько явлений. Запись слов во множественном числе. - Объясните снеговику, чему мы будем учиться сегодня на уроке? - Какие цели мы постараемся достигнуть? Работа по учебнику. Упр. 104(с. 61) (Устное выполнение). - Прочитайте правило на с. 61. - Расскажи товарищу. - Расскажи классу. - Объясните значение слов: один – единственное, много – множественное. - Сколько предметов обозначают имена существительные в единственном числе? Во множественном числе? - В русском языке используют короткую запись: ед. ч. , мн. ч..(На доску вывешиваются карточки). Физкультминутка для глаз. («Снежинки»). Работа с ИД (определение существительных во единственном и множественном числе). Учащиеся выходят «цепочкой» к доске и разделяют слова в единственном числе и во множественном числе.(«Помоги братьям Лосям опуститься на землю») Работа в тетради на печатной основе и с ИД.( с.31 упр. 65): первый столбик. - Вставьте пропущенные буквы. Объясните их написание. Напишите рядом с каждым именем существительным это же имя существительное, но в другом числе. Текст упражнения высвечивается на ИД. Ученики «цепочкой» выполняют задание на доске и в тетради. Игра «Один – много». Учитель называет предмет в единственном числе, а учащиеся его изменяют так, чтобы оно было во множественном числе. Дождь, чайник, груша, машина, соль, сахар. - Что удивительного вы заметили? - Сформулируйте вывод самостоятельно. - Если существуют слова, имеющие только форму единственного числа, то какие слова еще могут быть? - В этом вам помогут предметы, которые я вам принесла (ножницы, клещи, коньки, брюки). - Сформулируйте вывод самостоятельно. - Может быть, вы сами знаете слова, которые имеют форму только единственного или только множественного числа. - Познакомьтесь с другими словами, имеющими форму только единственного или только множественного числа (материал на слайдах): Существительные, которые имеют форму только единственного числа. Названия множества одинаковых лиц, предметов (детвора, молодежь, человечество). Названия предметов с вещественным значением (молоко, мед, железо). Названия качества или признака (белизна, злоба, темнота, чернота). Названия действия или состояния (плавание, чтение, удивление, изумление). Имена собственные в качестве единичных предметов (Москва, Волга). (- Как пишутся эти слова?) Существительные, которые имеют только форму множественного числа. Названия составных и парных предметов (брюки, ворота, ножницы, часы, перила, шорты). Названия материалов или их отходов (духи, макароны, чернила, очистки). Названия промежутков времени, игр (каникулы, сутки, шахматы, жмурки) Названия действий и состояния природы (хлопоты, переговоры, заморозки, всходы, сумерки). Некоторые географические названия (Карпаты, Афины). - А сейчас мы посоревнуемся и посмотрим, кто выполнит задание быстрее. Работа в смешанных группах ( по учебнику и в рабочих тетрадях). Упр.111 с. 64. - У вас на столах фигуры разных цветов. - Как называются эти фигуры? - Те, у кого фигуры красного цвета , выписывают слова, которые имеют форму единственного и множественного числа. Те, у кого фигуры синего цвета , выписывают слова, которые имеют форму только единственного числа. Те, у кого фигуры желтого цвета , выписывают слова, которые имеют форму только множественного числа. Коллективная проверка. - С одним из слов составьте предложение. - Какое предложение вы составили? - У вас на столах находятся «тучки» и «солнышки». - Если вам сегодня на уроке было тепло и уютно, как на солнышке, поднимите солнышко. - Если вам было прохладно и вы себя чувствовали в тенечке, поднимите тучку. - Покажите, с каким настроением вы встречаете первый весенний день. Долго ли продлятся холода или снег быстро растает? - Мы расстаемся со снеговиком до следующей зимы. - Расскажите ему ,что интересного вы узнали на уроке об именах существительных? - Все ли вам было понятно? - Какое задание вам было интересно выполнять? - О чем новом вы расскажите дома маме ? Упр. 112 с.64 - Прочитайте задание. Что вы будете делать дома? Все ли вам понятно? |