СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Вводные слова и вставные конструкции".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал для повторения и углубления полученных знаний

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Вводные слова и вставные конструкции".»


Тема: Вводные слова и вставные конструкции.


Цель: закрепить навыки различать вводные слова и члены предложения; различать вводные, вставные предложения; знать классификацию вводных речевых единиц по значению; правила обособления вводных и вставных слов, словосочетаний, предложений.



Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка д/з.

- Опрос уч-ся.

-Индивидуальная работа со слабыми уч-ся (тестовые задания).

III. Лингвистическая разминка.

Задание №1.

1. На месте каких цифр пишется НН?

В конце XX века Александром Паншиным были сконструирова(1)ы невида(2)ые, удлине(3)ые коньки, которые и позволили ему победить фи(4)ского и норвежского скороходов.

1)1, 2 2) 2 3) 2, 3 4) 3, 4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Церковь Василия Блаженного увенча(1)а огромной, радужного цвета главой, чрезвычайно похожей на хрустальную гране(2)ую пробку стари(3)ого графина.

1)1, 2 2) 2 3) 3 4) 2, 3

3. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет теплый ветер.

  2. Поэма состоит из отдельных (не)завершенных глав.

  3. Очень (не)легкий выдался денек!

  4. Мачеха сразу (не)взлюбила падчерицу.

Ответы: 1) 3; 2) 1; 3) 1.

2. Задание № 2. Решение проблемной задачи. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Давайте-ка мне руку (1) любезнейший (2) Федор Иванович (3) а то (4) случится (5) упадете, конфуз будет.

1) 1, 2, 3, 4, 5 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3, 4 4) 1, 3, 4, 5

Ответ: 4.

- Объясните постановку знаков препинания.

IV. Работа по теме урока.

  1. Беседа на повторение материала о вводных словах и предложениях.

- Какие слова мы называем вводными?

- Как они обычно выделяются на письме?

- Чем отличаются вводные слова от вводных предложений?

- Чем отличаются вводные слова от вставных конструкций? (Вводные предложения выражают отношения говорящего к содержанию высказывания. Они выражают те же значения, что и вводные слова. Вставные предложения содержат различного рода добавочные замечания, попутные указания по поводу содержания основного.)

2. Работа с учебником. § 92.

- Как отличить вводные слова от членов предложения? ( 1) Выясните, существует ли между выделенными словами и членами предложения грамматическая зависимость. При наличии такой связи выделенные слова являются членами предложения, а при отсутствии — вводными. 2) изъятие или перестановка вводного слова не нарушает структуры предложения.)


1.Вводные слова, словосочетания и предложения обычно выделяются запятыми.

  1. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то оно выделяется вместе со всем оборотом: Птица, видимо испугавшись резкого звука, взлетела. В середине обособленного оборота вводное слово выделяется; Птица, испугавшись, видимо, резкого звука, взлетела.

  2. Союз а (реже но) не отделяется запятой от последующего вводного слова, если образует с ним одно целое (перестановка вводного слова невозможна без нарушения структуры предложения): Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее, (Т.)

  3. Два вводных слова, следующих одно за другим, разделяются запятой. Кажется, например, не обоснован вывод,

  4. Вставные слова, словосочетания и предложения выделяются скобками или тире: После проведения новой магистрали все эти «медвежьи углы» (даже Чудовка — так назывался самый крупный из них — была до этого глухим захолустьем) оказались связанными с районным центром.

3. Закрепление материала.

1) Прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены). Определите, являются выделенные слова вводными единицами или членами предложения.

1. Небо казалось вот-вот потемнеет. Небо казалось ясным.

2. Выступление может быть кратким. Кто-то может быть захочет выступить.

2) Спишите предложения, расставьте запятые.

1. Талант его по мнению критиков еще не раскрылся в полной мере,

2. По-видимому туман скоро рассеется.


Работа с тестовыми заданиями на отличие вводных слов от членов предложения (задание для каждого уч-ся).


V. Итог урока. Рефлексия.


VI. Домашнее задание: §92, упр 423.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!