Тема: «Заголовок текста»
Цель урока: отрабатывать умение выделять общий смысл, который определяет предложения в текст; познакомить с заголовком; учить устанавливать связь заголовка и общего смысла текста.
Умеют различать слова, словосочетания и предложения.
Познавательные: использовать общие приёмы.
Регулятивные: применять установленные правила.
Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы.
Здоровьесберегающие поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.
Ход урока
Орг. Момент
Чистописание п р з д н к праздник
Словарная работа
День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь – праздник
Введение в тему.
На доске слова:
слоги слова текст предложения звуки
-- Ребята! Попробуйте понять, что это за слова, и расположите их в нужной последовательности.
Звуки слоги слова предложения текст
--Почему звуки стоят на первом месте, слоги на втором? (Звуки мы слышим и произносим, из них получаются слоги, из слогов мы составляем слова. Из слов получаются предложения. А когда несколько предложений, получается текст. )
О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Откройте учебник на с. 12 и прочитайте тему. О чем будем вести речь? Что нам нужно узнать? Что нам поможет?
Необходимо обратить внимание на то, что заголовок «сигнализирует», о чем пойдет речь в тексте.
5. Создаем проблемную ситуацию.
1.Работа с упражнением №2 с. 13
- Чтение текста
На празднике
Говорят, что собаки и кошки не дружат. Но это не всегда. Я знаю собаку, очень большую, которая не только дружит с котятами, но и охраняет их. Коты тоже любят собаку и даже играют вместе с ней.
(Заголовок никакого отношения к содержанию текста не имеет. На это нужно обратить внимание).
Почему заголовок не соответствует содержанию?
-О чем бы могла идти речь в тексте с заголовком «На празднике»?
-Как бы вы озаглавили этот текст?
1.Дети приводят свои варианты заглавий и объясняют свой выбор.
2. Необходимо обсудить с детьми каждый из вариантов.
3.Выяснить, какой заголовок им понравился больше и почему.
4. Можно, в конце обсуждения предложить свой вариант, если вы заметили, что заголовки
детей однообразны, мало интересны. (обыкновенное чудо, в одной квартире, необычная дружба)
6.Знакомство с правилом. С. 13 рубрика «Обрати внимание»
Что имеет текст? На что указывает заголовок? С чем связан заголовок?
7.Закрепление.
ЗАГОЛОВОК – это краткое обозначение темы или основной мысли текста.
Вывешивается табличка ЗАГОЛОВОК.
-- Чтобы правильно подобрать заголовок текста, нужно следовать следующим правилам:
Памятка.
Прочитай внимательно текст.
Определи, о ком или о чем говорится в тексте.
Прочитай текст еще раз.
Подбери короткий и понятный заголовок.
Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.
Перед вами на карточках предложения. Отметьте галочкой те, из которых можно составить текст. Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его.(Работа в группах)
□ Солнечные лучи весело играли с рекой.
□ На столе стоит бокал с соком.
□ Скачет белка по веткам, несет три орешка.
□ На улице пасмурно и дождливо.
□ Вот старый дуб, остановилась белочка.
□ Много забот у белочки осенью.
□ Скоро наступит зима, выпадет снег.
□ Здесь, в дупле дерева, ее домик.
□ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
□ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев.
□ Сыта будет белочка зимой.
Проверка:
Много забот у белочки осенью.
Скоро наступит зима, выпадет снег
Скачет белка по веткам, несет три орешка
Вот старый дуб, остановилась белочка.
Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
Сыта будет белочка зимой.
Заголовок: белочка
8.Проверка усвоения изученного материала.
Уч. с.14 упр. 3
-- Вы сегодня молодцы, работали дружно, активно, а вот продуктивно ли, мы узнаем после того, как вы выполните тест. Каждый ребенок получает лист с тестом.
Тест.
1. Текст состоит из:
у) предложений;
б) звуков;
в) слов.
2. Текст-это:
а) отдельные предложения;
м) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу;
3. По заглавию можно определить:
а)сколько предложений в тексте;
н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста;
в) кто автор текста.
4. Текст имеет:
а) только заглавие;
б) только части;
и) заглавие и части.
5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:
ц) да;
б) нет.
6. На конце предложения ставится:
а) точка, восклицательный или вопросительный знак;
б)смайлик.
-- Соберите из полученных букв слово. Что у вас получилось?
УМНИЦА!
9.Рефлексия.
-- С каким настроением заканчиваем наш урок?
Дети прикрепляют на доску свои знаки:
? – если не всё понятно, необходима помощь учителя.
. – если всё понятно.
! - если всё понял, было интересно!
10.Подведение итогов урока.
-- Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? (учились отличать текст от набора предложений, писали, вспоминали орфограммы, сами придумывали тексты и заголовки к ним.)
-- Как вы думаете, а в жизни всё это нам пригодится? Как?
11.Д / з. Составить текст на тему: «Лучший день в моей жизни».
– Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой! Выставление оценок.
Звуки
Слоги
Слова
Предложения
Текст
Заголовок
Памятка. Прочитай внимательно текст. Определи, о ком или о чем говорится в тексте. Прочитай текст еще раз. Подбери короткий и понятный заголовок. Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно. | Памятка. Прочитай внимательно текст. Определи, о ком или о чем говорится в тексте. Прочитай текст еще раз. Подбери короткий и понятный заголовок. Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно. | Памятка. Прочитай внимательно текст. Определи, о ком или о чем говорится в тексте. Прочитай текст еще раз. Подбери короткий и понятный заголовок. Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно. |
Памятка. Прочитай внимательно текст. Определи, о ком или о чем говорится в тексте. Прочитай текст еще раз. Подбери короткий и понятный заголовок. Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно. | Памятка. Прочитай внимательно текст. Определи, о ком или о чем говорится в тексте. Прочитай текст еще раз. Подбери короткий и понятный заголовок. Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно. | Памятка. Прочитай внимательно текст. Определи, о ком или о чем говорится в тексте. Прочитай текст еще раз. Подбери короткий и понятный заголовок. Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно. |
Памятка. Прочитай внимательно текст. Определи, о ком или о чем говорится в тексте. Прочитай текст еще раз. Подбери короткий и понятный заголовок. Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно. | Памятка. Прочитай внимательно текст. Определи, о ком или о чем говорится в тексте. Прочитай текст еще раз. Подбери короткий и понятный заголовок. Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно. | Памятка. Прочитай внимательно текст. Определи, о ком или о чем говорится в тексте. Прочитай текст еще раз. Подбери короткий и понятный заголовок. Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно. |
Памятка. Прочитай внимательно текст. Определи, о ком или о чем говорится в тексте. Прочитай текст еще раз. Подбери короткий и понятный заголовок. Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно. | Памятка. Прочитай внимательно текст. Определи, о ком или о чем говорится в тексте. Прочитай текст еще раз. Подбери короткий и понятный заголовок. Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно. | Памятка. Прочитай внимательно текст. Определи, о ком или о чем говорится в тексте. Прочитай текст еще раз. Подбери короткий и понятный заголовок. Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно. |
Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его. □ Солнечные лучи весело играли с рекой. □ На столе стоит бокал с соком. □ Скачет белка по веткам, несет три орешка. □ На улице пасмурно и дождливо. □ Вот старый дуб, остановилась белочка. □ Много забот у белочки осенью. □ Скоро наступит зима, выпадет снег. □ Здесь, в дупле дерева, ее домик. □ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. □ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. □ Сыта будет белочка зимой. | Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его. □ Солнечные лучи весело играли с рекой. □ На столе стоит бокал с соком. □ Скачет белка по веткам, несет три орешка. □ На улице пасмурно и дождливо. □ Вот старый дуб, остановилась белочка. □ Много забот у белочки осенью. □ Скоро наступит зима, выпадет снег. □ Здесь, в дупле дерева, ее домик. □ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. □ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. □ Сыта будет белочка зимой. | Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его. □ Солнечные лучи весело играли с рекой. □ На столе стоит бокал с соком. □ Скачет белка по веткам, несет три орешка. □ На улице пасмурно и дождливо. □ Вот старый дуб, остановилась белочка. □ Много забот у белочки осенью. □ Скоро наступит зима, выпадет снег. □ Здесь, в дупле дерева, ее домик. □ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. □ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. □ Сыта будет белочка зимой. |
Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его. □ Солнечные лучи весело играли с рекой. □ На столе стоит бокал с соком. □ Скачет белка по веткам, несет три орешка. □ На улице пасмурно и дождливо. □ Вот старый дуб, остановилась белочка. □ Много забот у белочки осенью. □ Скоро наступит зима, выпадет снег. □ Здесь, в дупле дерева, ее домик. □ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. □ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. □ Сыта будет белочка зимой. | Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его. □ Солнечные лучи весело играли с рекой. □ На столе стоит бокал с соком. □ Скачет белка по веткам, несет три орешка. □ На улице пасмурно и дождливо. □ Вот старый дуб, остановилась белочка. □ Много забот у белочки осенью. □ Скоро наступит зима, выпадет снег. □ Здесь, в дупле дерева, ее домик. □ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. □ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. □ Сыта будет белочка зимой. | Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его. □ Солнечные лучи весело играли с рекой. □ На столе стоит бокал с соком. □ Скачет белка по веткам, несет три орешка. □ На улице пасмурно и дождливо. □ Вот старый дуб, остановилась белочка. □ Много забот у белочки осенью. □ Скоро наступит зима, выпадет снег. □ Здесь, в дупле дерева, ее домик. □ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. □ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. □ Сыта будет белочка зимой. |
| | |
Тест. 1. Текст состоит из: у) предложений; б) звуков; в) слов. 2. Текст-это: а) отдельные предложения; м) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу; 3. По заглавию можно определить: а)сколько предложений в тексте; н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста; в) кто автор текста. 4. Текст имеет: а) только заглавие; б) только части; и) заглавие и части. 5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке: ц) да; б) нет. 6. На конце предложения ставится: а) точка, восклицательный или вопросительный знак; б)смайлик. | Тест. 1. Текст состоит из: у) предложений; б) звуков; в) слов. 2. Текст-это: а) отдельные предложения; м) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу; 3. По заглавию можно определить: а)сколько предложений в тексте; н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста; в) кто автор текста. 4. Текст имеет: а) только заглавие; б) только части; и) заглавие и части. 5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке: ц) да; б) нет. 6. На конце предложения ставится: а) точка, восклицательный или вопросительный знак; б)смайлик. | Тест. 1. Текст состоит из: у) предложений; б) звуков; в) слов. 2. Текст-это: а) отдельные предложения; м) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу; 3. По заглавию можно определить: а)сколько предложений в тексте; н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста; в) кто автор текста. 4. Текст имеет: а) только заглавие; б) только части; и) заглавие и части. 5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке: ц) да; б) нет. 6. На конце предложения ставится: а) точка, восклицательный или вопросительный знак; б)смайлик. |
Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его. □ Солнечные лучи весело играли с рекой. □ На столе стоит бокал с соком. □ Скачет белка по веткам, несет три орешка. □ На улице пасмурно и дождливо. □ Вот старый дуб, остановилась белочка. □ Много забот у белочки осенью. □ Скоро наступит зима, выпадет снег. □ Здесь, в дупле дерева, ее домик. □ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. □ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. □ Сыта будет белочка зимой. | Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его. □ Солнечные лучи весело играли с рекой. □ На столе стоит бокал с соком. □ Скачет белка по веткам, несет три орешка. □ На улице пасмурно и дождливо. □ Вот старый дуб, остановилась белочка. □ Много забот у белочки осенью. □ Скоро наступит зима, выпадет снег. □ Здесь, в дупле дерева, ее домик. □ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. □ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. □ Сыта будет белочка зимой. | Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его. □ Солнечные лучи весело играли с рекой. □ На столе стоит бокал с соком. □ Скачет белка по веткам, несет три орешка. □ На улице пасмурно и дождливо. □ Вот старый дуб, остановилась белочка. □ Много забот у белочки осенью. □ Скоро наступит зима, выпадет снег. □ Здесь, в дупле дерева, ее домик. □ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. □ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. □ Сыта будет белочка зимой. |
Белочка
Много забот у белочки осенью.
Скоро наступит зима, выпадет снег. Скачет белка по веткам, несет три орешка.
Вот старый дуб, остановилась белочка. Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
Сыта будет белочка зимой.
Памятка.
1.Прочитай внимательно текст.
2.Определи, о ком или о чем говорится в тексте.
3.Прочитай текст еще раз.
4.Подбери короткий и понятный заголовок.
5.Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.