СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Заголовок текста" 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Заголовок текста» Цель урока: отрабатывать умение выделять общий смысл, который определяет предложения в текст; познакомить с заголовком; учить устанавливать связь заголовка и общего смысла текста.

Умеют различать слова, словосочетания и предложения.

Познавательные: использовать общие приёмы.

Регулятивные: применять установленные правила.

Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы. 

Здоровьесберегающие поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Заголовок текста" 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"»

Тема: «Заголовок текста»
Цель урока: отрабатывать умение выделять общий смысл, который определяет предложения в текст; познакомить с заголовком; учить устанавливать связь заголовка и общего смысла текста.

Умеют различать слова, словосочетания и предложения.

Познавательные: использовать общие приёмы.

Регулятивные: применять установленные правила.

Коммуникативные: строить высказывания, аргументировать свои ответы.

Здоровьесберегающие поведение, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе.

Ход урока

  1. Орг. Момент

  2. Чистописание п р з д н к праздник

  3. Словарная работа

День торжества, установленный в честь или в память кого-чего-нибудь – праздник

  1. Введение в тему.

На доске слова:

слоги слова текст предложения звуки

-- Ребята! Попробуйте понять, что это за слова, и расположите их в нужной последовательности.

Звуки слоги слова предложения текст

--Почему звуки стоят на первом месте, слоги на втором? (Звуки мы слышим и произносим, из них получаются слоги, из слогов мы составляем слова. Из слов получаются предложения. А когда несколько предложений, получается текст. )

О чём пойдёт речь сегодня на уроке? Откройте учебник на с. 12 и прочитайте тему. О чем будем вести речь? Что нам нужно узнать? Что нам поможет?

Необходимо обратить внимание на то, что заголовок «сигнализирует», о чем пойдет речь в тексте.

5. Создаем проблемную ситуацию.

1.Работа с упражнением №2 с. 13

- Чтение текста

На празднике

Говорят, что собаки и кошки не дружат. Но это не всегда. Я знаю собаку, очень большую, которая не только дружит с котятами, но и охраняет их. Коты тоже любят собаку и даже играют вместе с ней.

(Заголовок никакого отношения к содержанию текста не имеет. На это нужно обратить внимание).

Почему заголовок не соответствует содержанию?
-О чем бы могла идти речь в тексте с заголовком «На празднике»?
-Как бы вы озаглавили этот текст?

1.Дети приводят свои варианты заглавий и объясняют свой выбор.

2. Необходимо обсудить с детьми каждый из вариантов.

3.Выяснить, какой заголовок им понравился больше и почему.

4. Можно, в конце обсуждения предложить свой вариант, если вы заметили, что заголовки

детей однообразны, мало интересны. (обыкновенное чудо, в одной квартире, необычная дружба)

6.Знакомство с правилом. С. 13 рубрика «Обрати внимание»

Что имеет текст? На что указывает заголовок? С чем связан заголовок?

7.Закрепление.

ЗАГОЛОВОК – это краткое обозначение темы или основной мысли текста.

Вывешивается табличка ЗАГОЛОВОК.

-- Чтобы правильно подобрать заголовок текста, нужно следовать следующим правилам:

Памятка.

Прочитай внимательно текст.

Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

Прочитай текст еще раз.

Подбери короткий и понятный заголовок.

Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.


Перед вами на карточках предложения. Отметьте галочкой те, из которых можно составить текст. Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его.(Работа в группах)
□ Солнечные лучи весело играли с рекой.
□ На столе стоит бокал с соком.
□ Скачет белка по веткам, несет три орешка. 
□ На улице пасмурно и дождливо.
□ Вот старый дуб, остановилась белочка.
□ Много забот у белочки осенью.
□ Скоро наступит зима, выпадет снег.
□ Здесь, в дупле дерева, ее домик.
□ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
□ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. 
□ Сыта будет белочка зимой.
Проверка:
Много забот у белочки осенью.

Скоро наступит зима, выпадет снег
Скачет белка по веткам, несет три орешка 
Вот старый дуб, остановилась белочка. 
Прыгнула она в дупло и спрятала орешки. 
Сыта будет белочка зимой.
Заголовок: белочка

8.Проверка усвоения изученного материала.

Уч. с.14 упр. 3

-- Вы сегодня молодцы, работали дружно, активно, а вот продуктивно ли, мы узнаем после того, как вы выполните тест. Каждый ребенок получает лист с тестом.

Тест.

1. Текст состоит из:

у) предложений;

б) звуков;

в) слов.

2. Текст-это:

а) отдельные предложения;

м) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

3. По заглавию можно определить:

а)сколько предложений в тексте;

н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста;

в) кто автор текста.

4. Текст имеет:

а) только заглавие;

б) только части;

и) заглавие и части.

5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

ц) да;

б) нет.

6. На конце предложения ставится:

а) точка, восклицательный или вопросительный знак;

б)смайлик.

-- Соберите из полученных букв слово. Что у вас получилось?

УМНИЦА!

9.Рефлексия.

-- С каким настроением заканчиваем наш урок?

Дети прикрепляют на доску свои знаки:

? – если не всё понятно, необходима помощь учителя.

. – если всё понятно.

! - если всё понял, было интересно!

10.Подведение итогов урока.

-- Ребята! Чем мы сегодня занимались на уроке? (учились отличать текст от набора предложений, писали, вспоминали орфограммы, сами придумывали тексты и заголовки к ним.)

-- Как вы думаете, а в жизни всё это нам пригодится? Как?

11.Д / з. Составить текст на тему: «Лучший день в моей жизни».

– Я благодарю вас всех за хорошую работу, за то, что вы были собранными, вдумчивыми, дружными и справились с такой трудной темой! Выставление оценок.

Звуки

Слоги

Слова

Предложения

Текст

Заголовок

Памятка.

Прочитай внимательно текст.

Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

Прочитай текст еще раз.

Подбери короткий и понятный заголовок.

Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.

Памятка.

Прочитай внимательно текст.

Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

Прочитай текст еще раз.

Подбери короткий и понятный заголовок.

Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.

Памятка.

Прочитай внимательно текст.

Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

Прочитай текст еще раз.

Подбери короткий и понятный заголовок.

Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.

Памятка.

Прочитай внимательно текст.

Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

Прочитай текст еще раз.

Подбери короткий и понятный заголовок.

Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.

Памятка.

Прочитай внимательно текст.

Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

Прочитай текст еще раз.

Подбери короткий и понятный заголовок.

Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.

Памятка.

Прочитай внимательно текст.

Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

Прочитай текст еще раз.

Подбери короткий и понятный заголовок.

Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.

Памятка.

Прочитай внимательно текст.

Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

Прочитай текст еще раз.

Подбери короткий и понятный заголовок.

Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.

Памятка.

Прочитай внимательно текст.

Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

Прочитай текст еще раз.

Подбери короткий и понятный заголовок.

Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.

Памятка.

Прочитай внимательно текст.

Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

Прочитай текст еще раз.

Подбери короткий и понятный заголовок.

Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.



Памятка.

Прочитай внимательно текст.

Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

Прочитай текст еще раз.

Подбери короткий и понятный заголовок.

Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.



Памятка.

Прочитай внимательно текст.

Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

Прочитай текст еще раз.

Подбери короткий и понятный заголовок.

Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.



Памятка.

Прочитай внимательно текст.

Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

Прочитай текст еще раз.

Подбери короткий и понятный заголовок.

Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.

Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его.
□ Солнечные лучи весело играли с рекой.
□ На столе стоит бокал с соком.
□ Скачет белка по веткам, несет три орешка. 
□ На улице пасмурно и дождливо.
□ Вот старый дуб, остановилась белочка.
□ Много забот у белочки осенью.
□ Скоро наступит зима, выпадет снег.
□ Здесь, в дупле дерева, ее домик.
□ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
□ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. 
□ Сыта будет белочка зимой.

Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его.
□ Солнечные лучи весело играли с рекой.
□ На столе стоит бокал с соком.
□ Скачет белка по веткам, несет три орешка. 
□ На улице пасмурно и дождливо.
□ Вот старый дуб, остановилась белочка.
□ Много забот у белочки осенью.
□ Скоро наступит зима, выпадет снег.
□ Здесь, в дупле дерева, ее домик.
□ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
□ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. 
□ Сыта будет белочка зимой.

Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его.
□ Солнечные лучи весело играли с рекой.
□ На столе стоит бокал с соком.
□ Скачет белка по веткам, несет три орешка. 
□ На улице пасмурно и дождливо.
□ Вот старый дуб, остановилась белочка.
□ Много забот у белочки осенью.
□ Скоро наступит зима, выпадет снег.
□ Здесь, в дупле дерева, ее домик.
□ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
□ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. 
□ Сыта будет белочка зимой.

Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его.
□ Солнечные лучи весело играли с рекой.
□ На столе стоит бокал с соком.
□ Скачет белка по веткам, несет три орешка. 
□ На улице пасмурно и дождливо.
□ Вот старый дуб, остановилась белочка.
□ Много забот у белочки осенью.
□ Скоро наступит зима, выпадет снег.
□ Здесь, в дупле дерева, ее домик.
□ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
□ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. 
□ Сыта будет белочка зимой.

Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его.
□ Солнечные лучи весело играли с рекой.
□ На столе стоит бокал с соком.
□ Скачет белка по веткам, несет три орешка. 
□ На улице пасмурно и дождливо.
□ Вот старый дуб, остановилась белочка.
□ Много забот у белочки осенью.
□ Скоро наступит зима, выпадет снег.
□ Здесь, в дупле дерева, ее домик.
□ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
□ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. 
□ Сыта будет белочка зимой.

Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его.
□ Солнечные лучи весело играли с рекой.
□ На столе стоит бокал с соком.
□ Скачет белка по веткам, несет три орешка. 
□ На улице пасмурно и дождливо.
□ Вот старый дуб, остановилась белочка.
□ Много забот у белочки осенью.
□ Скоро наступит зима, выпадет снег.
□ Здесь, в дупле дерева, ее домик.
□ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
□ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. 
□ Сыта будет белочка зимой.









Тест.

1. Текст состоит из:

у) предложений;

б) звуков;

в) слов.

2. Текст-это:

а) отдельные предложения;

м) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

3. По заглавию можно определить:

а)сколько предложений в тексте;

н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста;

в) кто автор текста.

4. Текст имеет:

а) только заглавие;

б) только части;

и) заглавие и части.

5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

ц) да;

б) нет.

6. На конце предложения ставится:

а) точка, восклицательный или вопросительный знак;

б)смайлик.

Тест.

1. Текст состоит из:

у) предложений;

б) звуков;

в) слов.

2. Текст-это:

а) отдельные предложения;

м) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

3. По заглавию можно определить:

а)сколько предложений в тексте;

н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста;

в) кто автор текста.

4. Текст имеет:

а) только заглавие;

б) только части;

и) заглавие и части.

5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

ц) да;

б) нет.

6. На конце предложения ставится:

а) точка, восклицательный или вопросительный знак;

б)смайлик.

Тест.

1. Текст состоит из:

у) предложений;

б) звуков;

в) слов.

2. Текст-это:

а) отдельные предложения;

м) группа предложений, расположенных в определённой последовательности и связанных друг с другом по смыслу;

3. По заглавию можно определить:

а)сколько предложений в тексте;

н) то, о ком или о чём говорится в тексте, т.е. тему текста;

в) кто автор текста.

4. Текст имеет:

а) только заглавие;

б) только части;

и) заглавие и части.

5. Предложения в тексте должны следовать в строгом порядке:

ц) да;

б) нет.

6. На конце предложения ставится:

а) точка, восклицательный или вопросительный знак;

б)смайлик.

Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его.
□ Солнечные лучи весело играли с рекой.
□ На столе стоит бокал с соком.
□ Скачет белка по веткам, несет три орешка. 
□ На улице пасмурно и дождливо.
□ Вот старый дуб, остановилась белочка.
□ Много забот у белочки осенью.
□ Скоро наступит зима, выпадет снег.
□ Здесь, в дупле дерева, ее домик.
□ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
□ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. 
□ Сыта будет белочка зимой.

Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его.
□ Солнечные лучи весело играли с рекой.
□ На столе стоит бокал с соком.
□ Скачет белка по веткам, несет три орешка. 
□ На улице пасмурно и дождливо.
□ Вот старый дуб, остановилась белочка.
□ Много забот у белочки осенью.
□ Скоро наступит зима, выпадет снег.
□ Здесь, в дупле дерева, ее домик.
□ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
□ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. 
□ Сыта будет белочка зимой.

Поставьте предложения так, чтобы получился связанный текст. Озаглавьте его.
□ Солнечные лучи весело играли с рекой.
□ На столе стоит бокал с соком.
□ Скачет белка по веткам, несет три орешка. 
□ На улице пасмурно и дождливо.
□ Вот старый дуб, остановилась белочка.
□ Много забот у белочки осенью.
□ Скоро наступит зима, выпадет снег.
□ Здесь, в дупле дерева, ее домик.
□ Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.
□ Поднялся ветер, зашумели кроны деревьев. 
□ Сыта будет белочка зимой.

Белочка

Много забот у белочки осенью.

Скоро наступит зима, выпадет снег. Скачет белка по веткам, несет три орешка.

Вот старый дуб, остановилась белочка. Прыгнула она в дупло и спрятала орешки.

Сыта будет белочка зимой.


Памятка.

1.Прочитай внимательно текст.

2.Определи, о ком или о чем говорится в тексте.

3.Прочитай текст еще раз.

4.Подбери короткий и понятный заголовок.

5.Прочитай текст повторно и убедись, что название выбрано верно.