СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Знаки препинания В БСП"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Знаки препинания в бессоюзных сложных  предложениях.

Тип урока: специальный (урок-повторение)

Вид урока: учебный проект

Цель :  Повторить основные сведения о видах сложных предложений и развивать умения в применении теоретических сведений на практике (постановка знаков препинания в БСП)

Задачи: образовательные: обобщение и  систематизация знаний учащихся о бессоюзных сложных предложениях, развивающие:  формирование  умений : а) правильно расставлять знаки препинания в сложных конструкциях, б)  устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях; в) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; г) определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения в зависимости от интонации в устной речи; воспитательные: воспитание интереса к русскому языку Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, схемы, таблицы, алгоритмы.

Ход урока.

1 Орг. момент. Приветствие. . Работа над эпиграфом урока

Ребята, мы завершили с вами тему «БСП»

2. Опрос домашнего задания.

Работа по контрольным вопросам и заданиям в учебнике.

  1. Какие сложные предложения называются бессоюзными?
  2. Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?
  3. От чего зависят смысловые отношения в БСП?

IV Актуализация  имеющихся знаний.

1)Какое предложение называется бессоюзным?

2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?

4) Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

3.Основная часть урока.   Объявление темы урока.

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит поработать над научным проектом.

Что нам нужно для того, чтобы начать работу?

- Каков же наш “План действий  в проекте”?

(Ученики знакомят с планом своих действий в проекте)

План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).
  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).
  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу. 
  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? ).
  5. Собираем данные ( собираем необходимую информацию, материал, оформляем его).
  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).
  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).
  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность). 
  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Памятка для участников проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.  
  2. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.
  3. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
  4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.
  5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Речь идёт о мини-проекте на тему «Знаки препинания в БСП».

  1.  Повторение по таблице-схеме. Слепая схема
  2. Схематические тесты

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

 

1) а) [ ],и[].

б) [ ], (чтобы.. .).

в) [ ], ( когда.. ..).

г) [ ], [ ]

 

2 ) а) [ ], ( что. . . )

б) [ ], но [ ]

в) [ ], а [ ]

г) [ ], и [ ]

 

 

3) а) [ ] - [ ]

б) [ ]: [ ]

в) [ ], и [ ]

г) [ ]; [ ]

 

  • )   1) [ ],[ ].
  • ) [ ], (где...)
  • ) [ ], а [ ]
  • [ ], (которых ...).

 

 

 

  1. Составление алгоритма  перехода союзных предложений в бессоюзные.
  2.  Графический слуховой диктант.

Задание: определить на слух виды предложений, передать схемами их структуру.

1.Поезд ушел быстро, огни его скоро исчезли, через минуту  уже не было слышно шума.

2. Я смотрю на часы: мы точно выполняем расчеты командира.

3. Мир строит - война разрушает

4. Герой никогда не умрёт : он вечно в народе живёт.

5. Над миром грянет гром- мы на помощь придём.

  •  

6. Напишешь пером – не вырубишь топором .

7. Молвит слово – соловьём поёт.

8. Лето припасает – зима поедает.

9. Волков бояться – в лес не ходить.

 10. Поспешишь – людей насмешишь .

 

  1. Пунктуационный диктант.
  2. В сложных бессоюзных предложениях со значением противопоставления ставится …

2. В бессоюзных сложных предложениях со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другого …

3. В сложных бессоюзных предложениях с пояснением ставится …

4. В сложных бессоюзных предложениях со значением перечисления тогда, когда простые предложения в составе БСП менее связаны между собой  ставится …

5. В сложных бессоюзных сложных предложениях со значением условия или времени ставится ...

 

  1. Соберите пословицы и объясните выбор знаков препинания в БСП

 

 

•         Не трудиться                                                 

•         Ноги носят

•         Будешь трудиться

•         Любишь кататься

•         Недруг поддакивает

•         Не спеши языком

•         торопись делом.

•         друг спорит.

•         люби и саночки возить.

•         будешь и кормиться

•         руки кормят.

•         так и хлеба не добиться.

 

 

  1. Цифровой диктант с последующей самопроверкой:

 

  • 1 – время, условие;
  • 2 – противопоставление;
  • 3 –дополнение, пояснение;
  • 4 – перечисление.
  • 5 - следствие

 

  • Никто солдату не ответил, никто его не повстречал.
  • Мы знаем: час мужества пробил на наших часах.
  • Значительный вклад в священное дело Победы внесла Сибирь: на ее необъятных просторах формировались воинские части и соединения.
  • Шумел сурово Брянский лес, спускались темные туманы
  • Воин воюет - жена дома горюет.
  • Солдат бьет врага в поле - моряк  бъёт в море.
  • Совесть потеряешь - другой не купишь.
  • Дети стали большими - им надо учиться.

 

  1. Обобщение. Делаем выводы.
  2. Домашнее задание.
  3. Комментирование оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Знаки препинания В БСП"»

ГКУ «Школа-лицей №46 имени А.С. Пушкина»

Показательный урок

Тема: Знаки препинания в БСП
















Учитель: Нуртаева У.К.

ШИЕЛИ-2015





Тема: Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.

Тип урока: специальный (урок-повторение)

Вид урока: учебный проект

Цель : Повторить основные сведения о видах сложных предложений и развивать умения в применении теоретических сведений на практике (постановка знаков препинания в БСП)

Задачи: образовательные: обобщение и систематизация знаний учащихся о бессоюзных сложных предложениях, развивающие: формирование умений : а) правильно расставлять знаки препинания в сложных конструкциях, б) устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в бессоюзных сложных предложениях; в) использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла; г) определять смысловые отношения между частями бессоюзного предложения в зависимости от интонации в устной речи; воспитательные: воспитание интереса к русскому языку
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник, схемы, таблицы, алгоритмы.

Ход урока.

1 Орг. момент. Приветствие. . Работа над эпиграфом урока

Ребята, мы завершили с вами тему «БСП»

2. Опрос домашнего задания.

Работа по контрольным вопросам и заданиям в учебнике.

  1. Какие сложные предложения называются бессоюзными?

  2. Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?

  3. От чего зависят смысловые отношения в БСП?

IV Актуализация имеющихся знаний.

1)Какое предложение называется бессоюзным?

2)Какие смысловые отношения выражаются между простыми предложениями в составе бессоюзных?

4) Какие знаки разделяют части бессоюзного сложного предложения?

3.Основная часть урока. Объявление темы урока.

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит поработать над научным проектом.

Что нам нужно для того, чтобы начать работу?

- Каков же наш “План действий в проекте”?

(Ученики знакомят с планом своих действий в проекте)

План действий учащихся в проекте

  1. Выбор темы проекта (исследования).

  2. Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь? Записать ответы).

  3. Если это исследование, то затем нужно выдвинуть предположение – гипотезу.

  4. Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат? ).

  5. Собираем данные ( собираем необходимую информацию, материал, оформляем его).

  6. Получаем результаты. (Если что-то не удалось – это тоже результат).

  7. Анализируем результаты. (Сравниваем полученные с данной гипотезой).

  8. Делаем выводы. (Планируем дальнейшую деятельность).

  9. Защищаем результат в коллективе. Получаем общую оценку результатов.

Памятка для участников проекта.

Правила успешной проектной деятельности (для учащихся)

  1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

  2. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание.

  3. Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.

  4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых “спящих” партнеров.

  5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

Речь идёт о мини-проекте на тему «Знаки препинания в БСП».

  1. Повторение по таблице-схеме. Слепая схема

  2. Схематические тесты

- Найдите среди предложенных схем 4-е лишнее и обоснуйте свой выбор.

1) а) [ ],и[].

б) [ ], (чтобы.. .).

в) [ ], ( когда.. ..).

г) [ ], [ ]



2 ) а) [ ], ( что. . . )

б) [ ], но [ ]

в) [ ], а [ ]

г) [ ], и [ ]





3) а) [ ] - [ ]

б) [ ]: [ ]

в) [ ], и [ ]

г) [ ]; [ ]



а) 1) [ ],[ ].

б) [ ], (где...)

в) [ ], а [ ]

г)[ ], (которых ...).





  1. Составление алгоритма перехода союзных предложений в бессоюзные.

  2. Графический слуховой диктант.

Задание: определить на слух виды предложений, передать схемами их структуру.

1.Поезд ушел быстро, огни его скоро исчезли, через минуту уже не было слышно шума.

2. Я смотрю на часы: мы точно выполняем расчеты командира.

3. Мир строит - война разрушает

4. Герой никогда не умрёт : он вечно в народе живёт.

5. Над миром грянет гром- мы на помощь придём.

Пословицы

6. Напишешь пером – не вырубишь топором .

7. Молвит слово – соловьём поёт.

8. Лето припасает – зима поедает.

9. Волков бояться – в лес не ходить.

10. Поспешишь – людей насмешишь .



  1. Пунктуационный диктант.

1.В сложных бессоюзных предложениях со значением противопоставления ставится …

2. В бессоюзных сложных предложениях со значением одновременности и последовательности одно предложение отделяется от другого …

3. В сложных бессоюзных предложениях с пояснением ставится …

4. В сложных бессоюзных предложениях со значением перечисления тогда, когда простые предложения в составе БСП менее связаны между собой ставится …

5. В сложных бессоюзных сложных предложениях со значением условия или времени ставится ...



  1. Соберите пословицы и объясните выбор знаков препинания в БСП



  • Не трудиться

  • Ноги носят

  • Будешь трудиться

  • Любишь кататься

  • Недруг поддакивает

  • Не спеши языком

  • торопись делом.

  • друг спорит.

  • люби и саночки возить.

  • будешь и кормиться

  • руки кормят.

  • так и хлеба не добиться.

  1. Цифровой диктант с последующей самопроверкой:

  • 1 – время, условие;

  • 2 – противопоставление;

  • 3 –дополнение, пояснение;

  • 4 – перечисление.

  • 5 - следствие

  • Никто солдату не ответил, никто его не повстречал.

  • Мы знаем: час мужества пробил на наших часах.

  • Значительный вклад в священное дело Победы внесла Сибирь: на ее необъятных просторах формировались воинские части и соединения.

  • Шумел сурово Брянский лес, спускались темные туманы

  • Воин воюет - жена дома горюет.

  • Солдат бьет врага в поле - моряк бъёт в море.

  • Совесть потеряешь - другой не купишь.

  • Дети стали большими - им надо учиться.

  1. Обобщение. Делаем выводы.

  2. Домашнее задание.

  3. Комментирование оценок.

  • .

  •   


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!