СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка в 11 классе "Понятие о видах сложного предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок №10.

11 «Б» класс

Дата:_____________________

Понятие о видах сложного предложении.

Цель:

обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях

Задачи:

  1. совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложных предложений; составлять схемы сложных предложений; определять вид сложного предложения, средства их связи;
  2. развивать навык правильной постановки знаков препинания, орфографическую зоркость; проверить умения выполнять пунктуационный разбор сложных и осложненных простых предложений;
  3. воспитывать положительное отношение к учебе, интерес к изучению русского языка.

Ожидаемый результат:

знают виды сложного предложения; различают виды сложного предложение; умеют расставлять знаки препинания в различных синтаксических конструкциях, моделируют сложные предложения

Тип урока:

обобщение и систематизация знаний.

Оборудование:

таблицы, схемы, алгоритмы, разрезные карточки, индивидуальные карты урока.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Эмоционально-психологический настрой.

Вот тебе два дела,

Сделай же хоть одно из них;

Или то, что знаешь сам, передай другим,

Или то, чего не знаешь, от других возьми.

Анвари

Приветствуют учителя.

Обсуждают слова, предложенные в качестве эпиграфа

  1. Сообщение темы урока. Целеполагание.

Цель нашего урока определяем так: «Разложить всё по полочкам», повторить, обобщить, потренироваться, т. е. привести в систему наши знания по теме «Сложное предложение и его виды».

Стихотворение Е.Д. Марченко «Всё по полочкам», как нельзя, кстати, определяет наши задачи.

Разложить все по полочкам,

Все расставить по клеточкам,

Направление по струнке задать,

Без качанья, без хаоса,

Без излишнего пафоса,

Без свободы надуманной

Путь умей продолжать.

Итак, в путь за знаньями

Успеха! Удачи!

Записывают тему урока, формулируют цели урока

  1. Орфографический диктант.

Неук…снительное требование закона, скл…нение существительных, самовозг…рание вещества, укл…нение от налогов, р…стительный мир, откл…нение от курса, развитие отр…сли, г…рючий материал, подр…стковый врач.

 

- На какое орфографическое правило был диктант?

- От чего может зависеть выбор гласного в чередующихся корнях?

- В каких сферах употребляются эти выражения?

- Как называются эти слова? (профессиональные)

-Какой общей темой можно объединить эти выражения? (профессия)

Записывают словосочетания, вставляют пропущенные буквы, формулируют орфографическое правило, обосновывают свой выбор гласной.

Проверка по ключу.

  1. Осложненное списывание.

Мы живем в такое время когда без овл…дения научными знаниями невозможны (н…)труд (н…)элементарная культура человеческих отношений (н…)выполнение гражданских обязанностей. Учение (н…)может быть легкой и пр…ятной игрой дост…вляющей одни насл…ждения и удовольствия. Человек должен трудиться работать в поте лица кто бы он (н…)был и в этом одном заключается смысл и цель его жизни его счастье его восторги.

  1. __________
  2. __________
  3. __________

Записывают предложения, вставляют пропущенные буквы, расставляют знаки препинания, определяют вид предложений.

Проверка по ключу.

  1. Актуализация опорных знаний.

Виды сложных предложений.

  1. Составление схемы (теоретический материал).
  2. Самостоятельная работа с алгоритмами постановки знаков препинания в сложных предложениях.

- Что общего и чем отличаются ССП от СПП, ССП и СПП от БСП?

Из предложенных карточек составляют схему «Виды сложного предложения», сверяют со слайдом

  1. Синтаксический и пунктуационный тренинг
  1. Распределительная работа с предложениями: запись предложений по группам, определение вида СП по алгоритму, составление схем.

1 ряд – ССП (1,5)

2 ряд – СПП (2,3)

3 ряд – БСП (4,6)

  1. Он никогда не плакал, зато по временам находило на него дикое упрямство.
  2. Через окно я увидел, как большая черная птица села на ветку клена в саду.
  3. Ему казалось, будто все вокруг радовались его счастью.
  4. Прыгают, чирикают, возятся, как пьяные, воробьи; закрыв глаза, урчат медовыми голосами голуби.
  5. Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях.
  6. Еще заря не встала над селом, еще лежат в саду десятки теней, еще блистает лунным серебром замерзший мир деревьев и растений.
  1. Пунктуационный практикум.

- Определите количество знаков препинания в сложных предложениях

  1. А из тайги разомлевшей от теплых южных ветров от первых весенних дождей от солнца несет пахучей прелестью слежавшимися мхами запахом отогретой коры и еще чем-то ласковым и дразнящим. ____
  2. А когда стала надвигаться ночь следовавшая за ним по пятам она почувствовала какую-то перемену в воздухе как будто наполненном смолистым ароматом. _____
  3. А солнце опускалось за лес оно бросало несколько чуть-чуть теплых лучей которые прорезывались огненной полосой через весь лес ярко обливая золотом верхушки сосен а потом гасли один за другим. _____
  4. Адъютант передал князю что генерал узнав о выходе Хаджи-Мурата очень недоволен тем что ему не было доложено об этом и что он требует чтобы Хаджи-Мурат сейчас же был доставлен к нему. _____
  5. Аркадий с детства знал что ему надо и всегда упрямо шел к осуществлению своего стремления что само по себе было и неплохо если бы не одна небольшая особенность он полагал что его продвижению к цели должны способствовать все остальные. _____

 

  1. Экскурс в мир профессий.
  1. Чтение учителем стихотворения «Трудится земля».

- О каких профессиях идет речь в этом стихотворении?

Сколько нужного на свете

Люди делают вокруг:

Те плетут морские сети,

Те с рассветом косят луг,

Варят сталь, штурмуют космос,

За станком в цеху стоят,

Миллионы умных взрослых

Учат грамоте ребят,

Кто-то нефть в тайге качает

Из глубин земных пластов,

А другие листья чая

Аккуратно рвут с кустов.

Ежедневно дел в достатке

Для тебя и для меня.

Будет все всегда в порядке,

Если трудится Земля

 

  1. Выступления учеников (творческое домашнее задание).

1. «Все работы хороши…»!

Реклама профессий.

Использовал ли сложные предложения? Какие?

2. «Все работы хороши…»?

Размышление.

Престижная профессия.

Использовал ли сложные предложения? Какие?

 

  1. Дополнить предложение. Составить его схему.
  • Профессия – это источник существования, и ты …
  • Учись сегодня, а то завтра …
  • Сегодня ты много времени уделяешь знаниям, зато …

Выполняют предложенные упражнения (1,2).

Проверка по ключу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают стихотворение, называют профессии, о которых упоминалось в нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выступают с творческим домашним заданием. Класс определяет количество сложных предложений, использованных одноклассниками.

 

 

Дополняют предложенные предложения, определяют их структуру, составляют схемы

  1. Подведение итогов.

Рефлексия «Ключевое высказывание»

  • Выберите фразу, которая вам больше импонирует. Объясните, почему именно это высказывание.
  • Один шаг - и мечта сбылась.
  • Всегда стремись к знаниям, и ожидает тебя успех.
  • Мудрецам внимают все, но голос наслажденья всегда сильней разумного сужденья.
  • Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра. (Сенека)
  • Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры (Оноре де Бальзак)

Осуществляют выбор высказывания, обосновывают свой выбор при помощи ПОПС-формулы.

Расставляют знаки препинания, определяют вид сложного предложения.

Домашнее задание

  1. Повторить теоретический материал по ССП (понятие ССП, виды союзов, смысловые отношения между частями ССП, знаки препинания – их постановка и отсутствие)
  2. §9, упражнение №88; орфографический практикум, стр.67

Записывают домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка в 11 классе "Понятие о видах сложного предложении"»


Урок №9 11 «Б» класс

Дата:________________

Тема: «Стилистические фигуры как одно из средств выразительности»


Цели:

  1. Познакомить учащихся со стилистическими фигурами и их функцией в речи.

  2. Развивать умения опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать стилистические фигуры, соотносить их с терминами, указанными в задании № 24.

  3. Развивать языковое чутье, мыслительно-речевую деятельность, способность убедительно и грамотно выражать свои мысли.

Ход урока


      1. Организационный этап.

      2. Беседа.

  • В чем выражается эстетическая функция художественного стиля?

  • Какие средства художественной выразительности вам известны? На какие группы разделяют средства речевой выразительности? (Схема «Тропы и стилистические фигуры»)

  • Что такое стилистические фигуры и чем они отличаются от тропов?

    • (Троп — это лексическая единица, связанная со значением слова, а стилистическая фигура, или фигура речи,- это синтаксическое построение. Троп усиливает выразительность речи через создание образа, вызывающего прежде всего эмоциональный отклик, а стилистические фигуры через актуализацию мыслей и чувств.

-Почему фигуры называют стилистическими?

( Потому что стилистические фигуры изучают в тексте, что изучает стилистика.)

III. Постановка цели и задач урока.,

1. Слово учителя.

      1. Стилистические ( или риторические фигуры ) призваны усиливать выразительность высказывания особой организацией языкового материала, в первую очередь, специальным синтаксисом. Эти средства можно назвать выразительными. Однако строгого разграничения изобразительных и выразительных средств языка, тропов и стилистических фигур нет: в большинстве случаев они тесно связаны между собой, переплетаются друг с другом. Изобразительные средства языка часто встречаются в художественном и публицистических жанрах и даже в научном, когда необходима живость изложения, образность и эмоциональная яркость высказывания. Эти средства усиливают дейсвенность слова благодаря тому, что к логике содержания добавляется экспрессивность его выражения. Синтаксис обладает огромными выразительными возможностями. Рассмотрим некоторые из них.

      2. Запишите предложение: Синтаксис обладает огромными выразительными возможностями.

IV.Работа над темой урока.

Большими возможностями обладают особые синтаксические построения, так называемые стилистические или риторические фигуры. Этих фигур много. Рассмотрите их ( слайд №3), выпишите те, значение которых вам неизвестно. Запишите их значение в тетрадь для подготовки к ЕГЭ.

( Учащиеся комментируют записанные ими термины)

1. Наблюдения над языковым материалом. Определите виды тропов и стилистических фигур. Выпишите стилистические фигуры и назовите их.( Слайды № 4, 5 )

1. Путь шел по целине; люди падали с обрывов. (И.Эренбург) — синтаксический параллелизм.

2. «Не станет нас!» А миру хоть бы что.

« Исчезнет след!» А миру хоть бы что. - эпифора.

3. С ужасом думала я, к чему все это приведет. - инверсия.

4. Мелькают мимо будки, бабы,

      1. Мальчишки, лавки, фонари,

          1. Дворцы, сады, монастыри... - бессоюзие.

          2. 5. Мужики — за топоры. - эллипсис.

          3. 6. Нет, я хотел...быть может, вы... я думал, что уж барону время умереть.

          4. ( А. С. Пушкин ) - умолчание.

          5. 7. Тонкий дождь сеялся и на поля, и на леса, и на широкий Днепр.

          6. (Н.Гоголь) — многосоюзие.

          7. 8. Я был невнимателен и груб. Подавлял ее индивидуальность. Не замечал

          8. ее проблем. Оскорблял ее чувства. - парцеляция.

                1. 9. Знаете ли вы украинскую ночь? (Н. Гоголь) — риторический вопрос.

                2. 10. Пришел, увидел, победил. - градация.

                3. 11. Молодая старость. - оксюморон.

                4. 12. «Преступление и наказание.» (Ф.М.Достоевский) — антитеза.

      1. Домашнее задание.

Выпишите из 24 задания ( Сборник заданий ЕГЭ) подберите примеры на каждое средство синтаксической выразительности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!