Урок русского языка. 4 класс.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
I этап. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент) (3 мин) | Цели этапа: Создание ситуации готовности к уроку. Включение в деловой ритм. У. -Ребята, с каким настроением вы пришли сегодня в школу? Д. - - С прекрасным, с хорошим. У. - Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? Д.- Интересным, с трудностями, с хитростями. У. - Сегодня у нас урок из блока «Как устроен наш язык». Нам предстоит на уроке выполнить много работы. Как мы должны с вами работать, чтобы урок получился именно таким? Д. - Хорошо; быстро; быть внимательными, аккуратными; помогать друг другу; У. - Правильно. В работе нам поможет дружба, взаимопомощь, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. | Проверяют организацию рабочего места. Настраиваются на рабочий лад. | Личностные: - самоопределение; Регулятивные: - целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; |
II этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (7 мин) | Цели этапа: Активизация знаний учащихся. Создание проблемной ситуации 1.Минутка чистописания: вя, (слайд 1 – письмо с каллиграфической ошибкой) Уч-ль:- Найди ошибки, пропиши правильно. 2.Списать с доски предложение, вставить пропущенные буквы.(на доске) Белый зайч_к быстро переб_га_тл_снуюп_ляну.Уч-ль: - Обоснуй свой выбор. Проверка фронтально. По одному слову. Белый зайчик быстро перебегает лесную поляну. Учитель: Какие орфограммы встретились? Уч-ки: Безударная гласная в корне слова, в суффиксе, в личном окончании глагола. Учитель: Объясните способы проверки этих орфограмм. - Найдите и выпишите глагол и сделайте его морфологический разбор (перебегает – глагол, н.ф. перебегать, несов. вид, 1 спр., изъяв. накл., наст.вр.,3лицо, ед.ч., сказ. - Оцените свой ответ на полях. (проверить 5-6 работ) Проверим разбор (1 человек- вслух) Исправьте ошибки, если нужно – исправьте и свою оценку (1 испр. -4, 2 -3,3 и более-2) 3.Разобрать предложение по членам предложения и частям речи. На доске подчеркивает и разбирает ученик. Учитель :У какого слова вы не смогли определить часть речи? Уч-ки: Это слово БЫСТРО. -С каким словом оно связано в предложении? Уч-ки: С глаголом перебегает.-С каким словом оно связано в предложении? Уч-ки: С глаголом перебегает. Учитель: -Какую работу выполняет слово БЫСТРО. Уч-ки: Поясняет глагол.5.Учитель: Эта часть речи называется НАРЕЧИЕ. Цели урока.Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи в языке - наречием. | Разбирают предложение по членам предложения и частям речи. Выполняют морфологический разбор глагола. Отвечают на наводящие вопросы учителя, пробуя разобраться в сложившейся проблемной ситуации. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; Личностные: мотивация к изучению данной темы |
III. Открытие нового знания. (14 мин) 1. Постановка учебной задачи. 2. Построение проекта выхода из затруднения. | Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации. Построение алгоритма действий. У. – Сегодня мы с вами займёмся исследованием этой части речи. У каждого из вас есть карточка исследователя и первую графу мы уже можем заполнить. - Давайте попробуем изменить наречие быстро по числам, лицам, падежам. (На доске и в тетради, изменяют по лицам словосочетание: перебегает быстро) Д. - (пробуют) – Не изменяется. У. - Оно спрягается? Д. - Нет. У. - Оно склоняется? Д. – Нет. У. - Какой вывод можно сделать? Д.–Это слово не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается; оно не имеет окончания. У. – Каким членом предложения является? Д. – Второстепенным членом предложения, обстоятельством. У. – Давайте обобщим. (На компьютере постепенно появляется запись) 1. Часть речи 2. Отвечает на вопросы: 3. Не изменяется, т.е не склоняется и не спрягается (не имеет окончания) 4. Это обстоятельство - Какая графа осталась незаполненной? (2) Слайд (6) Найди незнакомые части речи и задай к ним вопрос. (каникулы, учатся, вверху – где?, смелый, ты, однажды – когда?, пирожок, направо – куда?, издалека – откуда?, они, думает, смело – как?) - Вспомните, где вы сталкивались с такими вопросами? Каких не хватает? (почему, зачем?) - Запишите вопросы в таблицу. | Выделение, формулирование цели. Выдвижение гипотез и их обоснование. Разгадывание кроссворда. | Коммуникативные: - постановка вопросов; - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; - владение монологической и диалогической формой высказывания; - стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; Регулятивные: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; Познавательные: - самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели; - моделирование; - построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; |
Физкультминутка | У. –Ребята, но прежде, чем продолжим урок, мы немного отдохнем и потанцуем. | Выполняют танцевальные движения. | |
IVэтап. Первичное закрепление. (10 мин) | Проверка осознанности восприятия детьми материала. Первичное обобщение. Организует проверку самостоятельной работы У. - Кто сможет сформулировать правило, глядя на алгоритм? Д. – Наречие – это часть речи, отвечает на вопрос «откуда?», не склоняется и не спрягается, в предложении является обстоятельством. Д. - Наречие– это часть речи, которая отвечает на вопросы Где? Куда? Зачем? Откуда? Почему? Когда? Как? Наречие не изменяется: не склоняется и не спрягается (не имеет окончания). В предложении является обстоятельством. У. - Откройте учебники на стр.57, Упр.2 (работа парами) (Самопроверка фронтально) - стр.58, Упр.3 (Самостоятельная работа) | Нахождение наречий в тексте. Самостоятельная работа. Контроль за действиями соседа. | Регулятивные: - удержание цели и задач в течение урока - пошаговый контроль по результату; - оценка; - коррекция; Познавательные: - умение структурировать знания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Коммуникативные: - контроль за действиями партнёра; - формулировка собственного мнения и позиции; |
VI. Рефлексия деятельности. (3 мин) | Подвести детей к желанию сделать выводы о своей работе на уроке и совместной деятельности работы всего класса У. – Ребята, что вы скажете про сегодняшний урок? - Какое правило вы усвоили на сегодняшнем уроке? - Какие задания вызвали у вас затруднения? Почему? - Оцените свою работу. | объективно оценивают свою деятельность, деятельность своих товарищей, всего класса. | Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: - осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов; Личностные: - смыслообразование; |
VII. Домашнее задание. (3 мин) | Дать детям возможность оформить свои мысли. У. Стр.59, упр.4, правило по табличке | Записывают домашнее задание в дневник. | Планируемые результаты на данном этапе: Регулятивные: - проявлять познавательную инициативу в учебном творчестве; Познавательные: Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; |