Урок русского языка (УМК «Школа 2100»)
3 класс
Тема: Понятие о местоимении. Личные местоимения.
Цели урока:
Дидактические: -ввести понятие «местоимение» в речи;
-познакомить с ролью местоимений в речи;
-формировать умение распознавать их в тексте, правильно употреблять;
Развивающие: -развитие полноты состава действий обучающихся по постановке, решению и оценке результатов решения учебной задачи;
-развитие логической последовательности действий обучающихся на уроке с точки зрения поэтапного формирования умственных действий.
Воспитательные: -воспитание навыка самостоятельности;
-воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать ее более точной и богатой.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Оборудование: презентация к уроку, карточки с «безударными гласными», карточки со словом «место имени е», «личные», карточки с местоимениями, шары.
Ход урока:
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Давайте знакомиться. Меня зовут Светлана Николаевна. (1 слайд)
- Встало солнышко – ура! ( 1 слайд щелчок- появляется солнышко)
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!
Ребята, а начать мне хочется с улыбки потому, улыбка окружающих всегда поднимает человеку настроение. Я улыбнусь вам, а вы в ответ улыбнетесь мне.
- Вот такс улыбки начнем урок русского языка. (Слайд 2)
2.Запись числа.
- Сегодня перед нами нет обычной рабочей тетради, но есть листок-помощник.
Обозначим на верхней строке день нашего знакомства: запишем 3 февраля. (Учитель пишет на доске маркером..)
3.Минутка чистописания.
- И перед нами две буквы я. Но они поссорились. А мы их помирим с помощью буквы м.
(Учитель показывает на доске и объясняет) -Буква м берет левую руку буквы я, становится в середину с легким наклоном и берет руку соседней буквы я. Ситуация исправлена. А теперь вы так же работаете в своих листках – помощниках.Вам только остается помирить буквы я, вписать букву м.
(После завершения) -Молодцы!
4.Знакомство с Почемучкой. (Слайд 3)
-Ой, ребята, а это кто? Да я совсем забыла:
-Ребята, и новость есть у нас!
Расскажу о ней сейчас.
Спят в снегу, дубы, берёзы,
Вьюга стёжки замела.
А у Почемучки
Я задание взяла.
Я задание открою,
содержание раскрою.
5.Словарная работа. (Слайд 4)
-В словарные слова нужно вставить пропущенные буквы. Работаем устно. Букву, которую нужно вставить показываем карточкой.
(Слова: мороз, иней, месяц, пальто, коньки.) ( щелчок - и появляется буква)
-Ребята, какой части речи данные слова?
-Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Его вы составите самостоятельно, (щелчок – буквы м е т е л ь меняют цвет) собрав выделенные буквы в слово.
-Какое слово получилось? ( Слайд 5 ) (Появляется слово метель)
- В какое время года бывает метель? А что это такое? А теперь послушайте, как дается толкование этого слова в словаре Ожегова.А прочитаем нам …
-Запишем слово метель с комментированием.
6.Постановка и решение проблемной ситуации.
- Составим предложение со словом метель. Помогут нам слова, обозначающие действия, разыгралась, замела.
-Прочитайте текст на слайде. (Слайд 6) (Разыгралась метель. За ночь метель замела все дорожки. Теперь придется расчищать тропинки к крыльцу.)
- Какое слово повторяется в тексте? Чем его заменить?
- Давайте текст отредактируем. (щелчок – меняется на местоимение)
- Место какой части речи заняло в предложении новое слово?
-
-Как вы думаете, как можно назвать слово она?
(карточки сдвигаются, появляется е)
(Местоимение)
7.Сообщение темы урока.
- Сформулируйте тему нашего урока. – Понятие о местоимении.
8.Открытие нового.
1) Итак, (слайд 7) местоимение – это часть речи, которая указывает на предмет, не называя его.
2) Местоимений в русском языке много, но знакомиться мы будем с личными местоимениями.
3) Давайте определим, почему местоимения называются личными. Нам помогает Почемучкин. (Слайд 8)
-Кто может сказать о себе я? Тот, кто начинает разговор. Он первый, местоимение я ( щелчок) – 1 лица. На сколько человек указывает местоимение я? Значит это ед. число. А когда много? (щелчок)
-Как Почемучкин обратится к … (слайд 9 )- Это второй участник нашей беседы. Значит, ты(щелчок )- 2 лицо. При беседе с … употреблю местоимение вы.(щелчок) Но иногда местоимение Вы употребляют при обращении к одному человеку. Когда это бывает? (Уважение)
-Каким словом можно заменить слова …(слайд10) (он, она, оно, они). ( щелчками)
9.Физминутка.
- А теперь мы отдохнем.
Наши руки отдыхают,
Ноги тоже отдыхают,
Отдыхают, глазки засыпают.
Шея не напряжена
И расслаблена,
Губы чуть приоткрываются,
Все чудесно расслабляются
Дышится легко и ровно…
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем,
Подтянуться! Улыбнуться!
И присесть!
10.Применение новых знаний на практике.
1) Минутка для шутки. У каждого есть карточки с местоимениями. Разложите их перед собой.
Что транспорту мешает на дороге? А для этого найдите 2 местоимения, объедините их так, чтобы получилась отгадка на этот вопрос.
Я, МЫ
ВЫ, МЫ, ТЫ
2) Прочитайте строки из стихотворения С. Михалкова. Найдите в тексте местоимения.
Мы с приятелем вдвоем
Замечательно живем!
Мы такие с ним друзья-
Куда он, туда и я!
-Чему учит нас это стихотворение?
3) А теперь вы дружно поработаете в парах. В данные предложения нужно вставить подходящие по смыслу местоимения.
-Итак, что у вас получилось?
( Я читал текст. Мы составляли предложения. Вы задавали вопросы. Она внимательно слушала учителя. Он записал словарное слово. Мы находили в тексте местоимения. Ты понял, что такое местоимение?)
11.Рефлексия. (слайд 11)
Мы поняли…
Нам было интересно…
Мы затруднялись…
12. Заключение.
-Ребята, у вас у каждого лежит на столе шарик. По форме как лучики солнца, и разноцветные как играют лучи всеми цветами радуги. Из этого шарика мы что-то сделаем.
-Покажите, что получилось. -Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать!