Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская общеобразовательная школа «Надежда»
Малынова Э.С.
Цели учебного занятия | Цель: - закрепить на практике умение применять изученное правило на письме, осознанно переносить слова с одной строки на другую. Формировать УУД: - Личностные УУД: самостоятельное определение и высказывание простых, общих для всех людей правил поведения. - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Задачи урока | 1) Образовательные: - создать условия для закрепления правил переноса слов. 2) Развивающие: - развивать умение видеть разные по количеству слогов слова; - развивать орфографическую зоркость и орфографические умения (видеть в словах орфограмму, графически обозначать ее); - развивать внимание, восприятие, мышление, умение объяснять свои действия. развивать общую и мелкую моторику, артикуляцию, фонематическое восприятие; расширять активный словарный запас; 3) Воспитательные: - способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде. - способствовать воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы. |
Планируемые результаты | 1) Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями): - научатся: определять способы переноса; переносить слова по слогам; - получат возможность научиться: наблюдать за слоговой структурой различных слов; анализировать модели слов, сопоставлять их по количеству слогов. 2) Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта, приобретённая компетентность): - Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; - Коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - Регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять. 3) Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации. |
Основные понятия | Слог, слово, перенос. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир. |
Информационно-технологические ресурсы | УМК «Школа России», учебник «Русский язык» 1 класс, В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Медиаресурсы: ноутбук, проектор, презентация к уроку. |
Организация пространства: | Фронтальная работа, групповая, индивидуальная работа. |
Технология проведения урока (этапы) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент. Микроцель: обеспечить мотивацию и организацию внимания учащихся. | -Прозвенел звонок, Начался урок. Будем мы работать дружно, Постараться всем нам нужно. | Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу. | Регулятивные УУД: - волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; Личностные УУД: -развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству -формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности |
2. Подготовка к письму. Микроцель: развитие мелкой моторики, соблюдение гигиенических навыков письма. а) пальчиковая гимнастика б) подготовка к письму - осанка | -Но прежде, ребята, давайте вспомним какое сейчас время года? -Зимой так чудесно вокруг, хочется отправиться куда-нибудь на прогулку, подышать свежим воздухом. -Давайте закроем глаза и отправимся в зимний лес. Показ упражнений: -Мы в лесок пошли гулять -Раз, два, три, четыре, пять (Загибать пальчики по одному). -Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков). -Птичек крошками кормили, (крошить хлебушек всеми пальчиками). -С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки). -А ещё в снегу валялись. (класть ладошки на стол то одной, то другой стороной). Откройте тетради, запишите число. | Выполнение упражнений. Запись числа в тетради. | Познавательные: - анализ объектов, выбор критериев для сравнения и классификации объектов. Регулятивные: - самооценка и взаимоконтроль выполняемой работы; Личностные: Формирование нравственно-эстетических ценностей. |
3. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. Актуализация знаний учащихся. Микроцель: формирование умений применять полученные знания на практике. а)минутка чистописания б) актуализация опорных знаний учащихся | -Что знаете о букве Ш? -Какой звук она обозначает? -Предлагаю красиво написать на минутке чистописания букву ш в соединении со следующими гласными: а, и. -Прочитайте ш с гласными. Что получилось, что вы образовали? -Запишите слоги. -Еще раз давайте вспомним, как мы определяем, сколько слогов в слове? -Предлагаю поиграть в игру «Не ошибись» хлопками по рядам. 1слог-хлопает 1 ряд, и тд. Слова: дом, лисица, лимон, пенал, ворона, воробей, карандаш. -Игра показала, что вы не ошибаетесь в определении количества слогов в словах. Значит, вы это знаете. –Какие вам встретились известные словарные слова? -Какие гласные буквы (опасные места) нужно в них запомнить? | Высказывания детей. + буква ш обозначает согласный твёрдый звук, глухой. слоги - ша, ши Сколько в слове гласных, Столько и слогов. Это знает каждый Из учеников. Воробей, ворона, пенал, карандаш, лисица | Коммуникативные: Слушать и понимать речь других. Использование речевых средств для решения задачи. Владение диалогической формой речи, учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение. Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации. Познавательные: Регулятивные: сохранять учебную задачу. |
3. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся Микроцель: постановка темы и цели урока. | -Ребята, Незнайка попал в трудную ситуацию. Он не знает, как нужно правильно оформлять предложения. Поэтому отправил нам письмо. -Давайте посмотрим, как он написал предложения. -Какое предложение оформлено правильно? -Какие ошибки допущены в первом предложении? -О чём мы будем говорить на уроке? -Сформулируйте тему урока. Какую цель перед собой поставим? Для чего нужно знать правила переноса слов? -Сегодня мы с вами повторим, как правильно переносить слова при письме предложений. -Посмотрите, может ли уместиться на одной строчке предложение? -Как бы вы поступили, если бы начали писать предложение, а слово на строчке не поместилось? -Что значит перенести слово? -Какие правила переноса слов вы уже знаете? -Давайте вспомним правило переноса слов. Алгоритм (как перенести слово): 1. Прочитай слово. 2. Найди гласные. 3. Раздели его на слоги. 4. Вспомни правило переноса. 5. Запиши слово по правилу переноса. | Определение темы и цели урока (высказывания детей). Слова нужно переносить вовремя, не заходить за поля. Повторим правила переноса слов. Перенос слов. Закрепить знания переноса слов с одной строки на другую. Слова переносят по слогам. Одну букву (даже если она составляет слог) не переносят и не оставляют на строке. Слово из одного слога не переносят. | Регулятивные УУД: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. Коммуникативные УУД: - умение слушать и вступать в диалог, - умение выражать свои мысли полно и точно, - учёт разных мнений и умение обосновывать своё. Познавательные УУД (общеучебные): - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска. |
Первичное закрепление в знакомой ситуации. | Повторение правил переноса. Исправить ошибки переноса слов: рябина, стол, Аня, берёзы. Работа над предложением, в котором слова не перенесены с одной строки на другую, а написаны на полях. | | Познавательные УУД: - выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; - умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, обозначая информацию моделью; - формулирование ответов на вопросы; - обучение работе с разными видами информации. Регулятивные УУД: - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. |
Физминутка Микроцель: Снять мышечное напряжение, повысить работоспособность. | Проведение физминутки. | Выполнение упражнений. | Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: - умение слушать и выполнять инструкцию учителя. |
Закрепление в измененной ситуации. | -Вставьте слово, пропущенное в предложении. Дедушка купил внуку подарок. Как будете оформлять предложение на письме? Запишите предложение в тетрадь, используя правила переноса слов. | Слово «подарок» не умещается на строке. Что делать? Учащиеся сталкиваются с необходимостью применения ранее полученных знаний: возникает необходимость в переносе слова. Дети дают два варианта переноса слова: по-дарок, пода-рок. Предложение начинаем записывать с заглавной буквы, пробел между словами, в конце предложения ставим точку. Правило (слова переносятся по слогам) – хором. Записывают предложение, переносят слово, используя один из вариантов. | Регулятивные УУД: - овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные УУД: - овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью использовать информацию. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Физминутка Микроцель: Снять мышечное напряжение, повысить работоспособность. | Проведение физминутки. | Выполнение упражнений. | Личностные УУД: - формирование установки на здоровый образ жизни. Коммуникативные УУД: - умение слушать и выполнять инструкцию учителя. |
Закрепление знаний | Выполним в тетрадях упр. 5, с.38. - Прочитайте. Это текст? - О чём говорится в тексте? - Подберите заголовок к тексту. -О каком растении идёт речь? -Что такое верба? (Верба – это дерево или кустарник из рода ивы с пушистыми почками) -С чем автор сравнивает весенние почки вербы? (с меховыми варежками) -Озаглавьте текст. - Запишите последнее предложение в тетрадь, используя правила переноса слов. Показала верба почки – пальчики и надела на них меховые варежки. - Кто при записи предложения переносил слова с одной строки на другую? - Какие слова вы переносили? -Как вы это сделали? -Давайте сравним ваши варианты с образцом на доске: | Ответы на вопросы. Самостоятельная работа в тетрадях. | Регулятивные УУД: - овладение пооперационными действиями, готовность взаимодействия со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности, выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; - умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные УУД: - овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию. Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
Рефлексия (подведение итогов). Микроцель: дать оценку работы класса и отдельных учеников. | Вернёмся к нашей задаче урока. Какую цель ставили? Достигли цели? Какое правило мы повторили? - Какая тема урока была? – Как переносятся слова? Какие секреты знаете? -Когда будете применять правила переноса? -Какие трудности испытывали в ходе урока? - Кому было легко работать на уроке, поднимите зелёный карандаш? - У кого работа на уроке вызывала некоторые трудности, поднимите желтый карандаш? - У кого остались вопросы и недопонимания по теме урока, работать было тяжело, поднимите красный карандаш. -Молодцы, ребята. Надеюсь, полученные знания и навыки помогут вам быть грамотными. | Ответы на вопросы. Ответы подкрепляют правилом. Самооценка с помощью цветных карандашей. | Познавательные УУД : - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные УУД: - умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД: - формирование адекватной позитивной осознанной самооценки; - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». |