ФИО учителя: Попкова Ирина Владимировна
Предмет: русский язык
Класс: 8
Используемый учебник: Русский язык. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Тема: Предложения с вводными конструкциями (урок №2)
Цели: сформировать понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки к высказыванию, познакомить со значениями вводных слов;
сформировать умение выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, правильно ставить знаки препинания при вводных словах,
Уметь: различать вводные слова и члены предложения.
Теоретическая часть:
Следует различать вводные слова, грамматически не связанные с предложением, и те же слова, выступающие в роли членов предложения.
Слова наконец, значит, однако и др. могут быть или не быть вводными.
Наконец:
— слово является вводным, если оно синонимично слову ещё, показывает отношение говорящего к событиям или обозначает порядок мыслей.
Пример:
«Илья принёс, наконец, обещанную игру» — отношение говорящего к событиям;
— слово не является вводным в значении «напоследок», «в результате всего».
Пример:
«Наконец он проснулся».
Значит:
— слово является вводным, если оно синонимично вводному слову следовательно.
Пример:
«Успеем вернуться к вечеру, значит, сможем хорошо отдохнуть»;
— слово не является вводным, если оно синонимично слову означает.
Пример:
«Для отца автомобиль значит больше, чем простое средство передвижения».
Однако:
— слово является вводным, если стоит в середине предложения.
Пример:
«Пётр, однако, решил поступить по-своему»;
— слово не является вводным, если оно стоит в начале предложения (имеет значение противительного союза но).
Пример:
«Однако Пётр решил поступить по-своему».
Одни и те же слова могут употребляться то в роли вводных слов (следовательно, не членов предложения), то в качестве членов предложения (чаще сказуемого или обстоятельства). Чтобы различить, нужно попробовать исключить слово из предложения. Если исключить вводное слово из предложения, то его смысл не потеряется. А если без данной фразы предложение теряет смысл, значит это какой-то член предложения.
Обрати внимание!
Слова, которые никогда не являются вводными:
авось, большей частью, будто, будто бы, вдобавок, вдруг, ведь, вообще, вряд ли, всё же, всё равно, всё-таки, даже, едва ли, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, к тому же, лишь, на редкость, непременно, неужели, определённо, особенно, отчасти, пока, положительно, по-прежнему, почти, приблизительно, примерно, притом, просто, пускай, пусть, разве, решительно, словно, тем не менее, только, якобы...
Откройте тетрадь, запишите число и тему урока.
Выполните упр. 297 по образцу.
Образец: Небо в прогалинах между верхушками невысоких деревьев сияло голубизной, но солнца еще не было видно. (слово «видно» не является вводным словом, а частью сказуемого)
Рефлексия:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Чему научились?
- Что было новым? Непонятным?
- Что понравилось на уроке?