СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе по теме "Изменение имён прилагательных по числам" 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Учитель: Клёсова Елена Владимировна

Предмет __русский язык 3 класс (УМК) «Школа России»

Тема: _Изменение имён прилагательных по числам

Планируемые результаты:

-предметные учащиеся научатся определять форму числа имени прилагательного, изменять прилагательные по числам, правильно писать окончания в единственном и во множественном числе. Осознают, что во множественном числе род имени прилагательного не определяется.

-личностные учащиеся проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умеют находить выход из спорных ситуаций

-метапредметные

Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, обобщение; осознанно строят речевые высказывания в устной форме;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебные задачи на протяжении всего урока, учитывают правило в планировании и контроле способа решения;

Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования разных точек зрения, излагают своё мнение, аргументируют свою точку зрения, принимают участие в работе пары.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.





Этап урока

Ход урока

Планируемые результаты

Оборудо

вание

1. Мотивация к учебной деятельности

1. Приветствует учащихся.

- Сегодня мы продолжим работу с именами прилагательными. Вы узнаете новую информацию о прилагательных, которая поможет вам стать более грамотными и образованными.

К.- планируют учебное сотрудничество.

Л.- понимают значение знаний для себя.


2.Актуализация знаний


















1. – Что узнали на прошлом уроке? Чем занимались? (Прилагательные в единственном числе изменяются по родам, определяли род прилагательных)

2. Словарная работа, повторение, пробное действие, фиксация затруднения

- Запишите словосочетания, подчеркните непроверяемые орфограммы, определите род прилагательных:

Красная площадь, Московский Кремль, полезное растение, душистая сирень, крупные ромашки.

- Самопроверка орфограмм по словарику на доске.

- Проверим род прилагательных с объяснением способа действия

(… прилагательное крупные женского рода, потому что существительное ромашка-женского рода,

- не смогли определить род)

3. Выявление места и причины затруднения.

- То есть, у нас возникла проблема, какая? (Не смогли определить род прилагательного крупные)

- Почему возникла? (Знакомый способ определения рода не подходит. Не хватает знаний)

- Что будем делать? (думать, наблюдать, задавать вопросы, делать выводы…)

П.- анализируют информацию, определяют проблему и пути решения.

Р.-контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, корректируют свои действия.

К.- умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания.

Л.- способны адекватно рассуждать о причинах успеха или неуспеха.


3. Постановка учебной задачи

- Понаблюдайте за существительными: чем существительное ромашки отличается от остальных существительных?

(Это множественное число, значит прилагательное крупные тоже во множественном числе, а во множественном числе прилагательные не изменяются по родам).

- Значит, прилагательные могут иметь форму единственного и множественного числа. Как вы думаете, какая сегодня будет тема урока? (Число прилагательных)

- Прочитайте тему в учебнике, совпадает ли с вашим предположением? (Тема совпадает)

- Что бы вам хотелось узнать по этой теме, какие задачи нужно решить на уроке?

(- Научиться определять число прилагательных,

- узнать, на какие вопросы отвечают прилагательные во множественном числе и какие окончания имеют,

- выяснить, действительно ли прилагательные во множественном числе не изменяются по родам.)

- Каким образом будете выполнять поставленные задачи?

(Исследовать, изучать учебный материал, задавать вопросы, сравнивать, делать выводы)

П.- осуществляют анализ, создают способы решения проблемы.

Р.- понимают и принимают учебные задачи, планируют свои действия.

К.- принимают активное участие в работе, умеют вести диалог.

Л.-осознают свои возможности в учении.


4. Усвоение новых знаний и способов действий

- Начинаем решать поставленные задачи. Какая задача первая?

(Научиться определять число прилагательных.)

- Поможет её решить упражнение 136. (выполняют с комментированием).

- Прочитать, списать, вставляя пропущенные окончания имён прилагательных.

Найти сходство и различие каждой пары словосочетаний.

синий василёк – синие васильки,

дальняя прогулка – дальние прогулки,

белая фиалка – белые фиалки,

лёгкое облако – лёгкие облака.

(в первом словосочетании существительное и прилагательное в единственном числе, а во втором – во множественном, в каком)

-Какая часть слова указывает на то, что имя прилагательное изменилось по числам? (Окончание)

-Укажите число имён прилагательных и имён существительных.

- Что заметили? (В каком числе существительное, в таком и прилагательное, которое с ним связано)

- Выделите окончание.

- Что заметили? (При изменении числа прилагательного изменяется окончание)

- Сделайте вывод о том, как можно определить число прилагательных. (Число прилагательного можно определить по числу существительного, которое с ним связано. При изменении числа прилагательного, изменяется его окончание, так же, как и существительного.)

- Прочитайте правило в учебнике, сравните со своим выводом.

(Правило и вывод совпадают)

- Значит вы сами составили правило и, значит, решили первую задачу. Молодцы.


Физминутка.


- Назовите вторую задачу.

(Узнать на какие вопросы отвечают прилагательные во множественном числе и какие окончания имеют).

- Продолжаем исследовать имена прилагательные.

Упражнение 137(у доски).

- Составьте словосочетания из прилагательно и существительных в единственном числе, запишите.

Ближний лес, роща, село: ближний лес, ближняя роща, ближнее село.

-Выделите окончания прилагательных.

- Что заметили? (Окончания разные)

- Почему они разные? (Прилагательные отвечают на разные вопросы: какой?, какая?, какое? Эта информация нам известна)

- Запишите словосочетания во множественном числе. Выделите окончания.

Ближние леса, ближние рощи, ближние сёла.

- Что заметили? (Окончания одинаковые).

- Почему? (Одинаковый вопрос: какие?)

- Какой вывод вытекает из исследования?

(Прилагательные во множественном числе отвечают только на один вопрос: какие? и имеют окончание –ие)

- Прочитайте правило в учебнике, сравните со своим выводом.

(есть ещё окончание –ые)

- Снова сами составили правило. Молодцы!


- Осталась последняя задача. Какая?

(Действительно ли прилагательные во множественном числе не изменяются по родам)

- Предлагаю продолжить исследование прилагательных из этого упражнения. Вернёмся к прилагательным в единственном числе: определите род этих прилагательных.

(ближний – м.р., ближняя – ж.р., ближнее – с.р.)

- Как определили?

(1.по вопросу и окончанию,2. по существительному)

- Можно ли определить род прилагательных во множественном числе? (Нет, они не изменяются)

- Вывод? (Прилагательные во множественном числе не изменяются по родам)

- Сравните с правилом в учебнике. (…) Молодцы, сделали правильный вывод.

- Значит, чтобы определить род прилагательных, сначала нужно узнать… (его число)

П.-осуществляют поиск информации, сравнивают, обобщают, делают выводы и проверяют их.

Р.- сохраняют учебные задачи, ориентируются в учебнике, контролируют учебные действия, осуществляют самопроверку, корректируют действия.

К.- строят речевое высказывание в устной форме, могут работать в коллективе, уважают мнение других участников.

Л.- осознают свои возможности в учении, связывают свои успехи с усилиями, трудолюбием.


5. Закрепление знаний и способов действий

- Итак, все задачи решены, осталось применить новые знания на практике.

- Работа на интерактивной доске: распределить прилагательные в «корзины» по числам, объяснить своё мнение.

Физминутка

П.- осуществляют логические действия, используют новые знания для решения поставленной задачи.

Р.- контролируют свои действия.

Интерак

тивная доска

6. Самостоя

тельная работа

- Работа в парах (карточки): распределить словосочетания в группы: в первую (выписывает один ученик) – с прилагательными в единственном числе, во вторую (выписывает другой ученик) – с прилагательными во множественном числе.

1 вариант: поздние огурчики, жёлтые одуванчики, русский язык, радостное чувство, февральская метель, прелестные ромашки, зимняя погода.

2 вариант: служебная собака, ранняя пшеница, скользкие ступеньки, древесная лягушка, боевые товарищи, сахарный тростник, дикие животные.

3 вариант: грецкий орех, дальняя деревня, детские рисунки, осеннее пальто, маленькая обезьянка, ранние овощи, хрустальные стаканы.

- Дополнительное задание (с ловушкой): определить род прилагательных (?)

(Во множественном числе род прилагательных определить нельзя: они не изменяются по родам)

- У прилагательных во множественном числе найти и подчеркнуть орфограммы. (Взаимопроверка дополнительного задания)


П.- проводят анализ, классификацию, обобщение.

Р.- планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, контролируют свои действия и действия партнёра, оценивают собственную деятельность.

К.- умеют работать в паре, вести диалог, управлять поведением партнёра, уважают его мнение.

Л.-осуществляют смыслообразование, осознают свои возможности в учении.


7. Рефлексия деятельности

- Продолжите предложения:

- Я сегодня узнал(а) …

- Я научился(ась) …

- Мне было …

- Я рад(а) …


- Домашнее задание: упр. 135.

- Инструкция по выполнению домашнего задания

П.- ориентируются в своей системе знаний.

Р.- осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Л.- проявляют интерес к предмету.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!