СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний миён существительных во множественном числе" напрвлен на совершенствование умения писать окончания имён существительных. 

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

Урок русского языка

Тема урока: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе.

Класс: 4

Цель: совершенствовать умение правильно писать окончания имён существительных множественного числа.

Тип - комбинированный урок.

Задачи: образовательные:

- закреплять навык правильного написания безударных окончаний имён   существительных множественного числа, пользуясь алгоритмом;

- закреплять навык определения падежа и числа имен существительных;

- совершенствовать навык выполнения видов разбора: фонетического, морфемного, морфологического;

- развивать и совершенствовать основные виды речевой деятельности;

- формировать навык контроля и самоконтроля.

развивающие:

- развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный;

- развивать умение выделять общие и существенные признаки;

- умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы;

- расширять кругозор;

- развивать личностные качества;

воспитывающие:

- воспитывать гордость за историческое прошлое своего народа, патриотизм;

- воспитывать культуру поведения, уважительное отношение к учителю, своим одноклассникам;

- воспитывать аккуратность.

Планируемые результаты:

предметные:

- совершенствование умений правильно писать окончания имён существительных.

Личностные: ориентированы на зону ближайшего развития каждого учащегося:

- самостоятельный поиск учебной информации;

- представление результатов учебно-познавательной деятельности в разных формах;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками:

- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения проблемы, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Универсальные учебные действия (метапредметные).

Регулятивные:

- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- умение определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя, соотносить свои действия с поставленной целью, умение сохранять заданную цель;

- умение корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе;

- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- умение видеть указанную ошибку и исправлять её;

- умение контролировать свою деятельность по результату;

- умение адекватно воспринимать оценку и отметку взрослого и сверстника.

Познавательные:

- ориентироваться в учебном материале;

- определять круг своего незнания;

- осуществлять свой выбор учебного действия по заданию, исходя из задач урока;

  - работать по заданиям, опираясь на маршрутные листы.

Коммуникативные:

- участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Личностные:

- видение практической значимости нового знания,

- рефлексия;

-самооценка;

- сопоставление информации из различных источников.

Межпредметные связи: с окружающим миром, краеведением.

Методы и приёмы, соответствующие деятельностному подходу в обучении, обеспечивающие формирование универсальных учебных действий:

- индивидуальный и дифференцированный подход (с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся);

- приёмы для создания условий возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- проблемная ситуация;

- информационно-коммуникационные технологии;

-работа в парах (позволяет организовать эффективное сотрудничество, повысить мотивацию, качество знаний, осуществлять взаимопомощь, взаимообучение, взаимопроверку (учить других всему тому, что знаешь сам, отвечать не только за свои знания и учебные успехи, но и за знания и успехи своего товарища);

- приёмы самоконтроля и самооценки процесса и результатов деятельности.

Предварительная подготовка учащихся, их родителей

Урок по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе» соответствует календарно-тематическому планированию курса «Русский язык» уроку № 88. Данному уроку предшествовала большая подготовительная работа. Учащиеся совместно с родителями, педагогами совершили экскурсию в сквер Машиностроительного завода, где находится аллея славы Героев Советского Союза Великой Отечественной войны, музей Патронного завода, городскую библиотеку №12, смотрели документальные фильмы.

Чтобы больше узнать о героях-володарцах, участвовавших в Великой Отечественной войне, дети разделились на группы и искали материал о А. М. Матросове, А. Ф. Наганове, Б. А. Кротове, И. В. Аверьянове, И. Н. Бурмистрове, В. Н. Дееве. Чтобы показать важность исторического подвига нашего народа, педагоги составили собственный проект урока русского языка с включением элементов окружающего мира и краеведения. Выходом каждой группы являлось небольшое сообщение, подготовленное совместно с учителями и родителями.

Оборудование: учебник русского языка 4 класс Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой; презентация по теме урока; аудиозапись русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки», раздаточный материал: распечатка упражнения 136 страницы 50 учебника, карточка с заданиями для работы в парах; памятка (алгоритм); компьютер.

План урока с хронометражем

I. Организация класса. (1мин)

II. Целеполагание. (1мин)

III. Актуализация знаний. (3 - 4 мин)

IV. Обобщение и систематизация знаний. (26 мин)

V. Физминутка. (1 мин)

VI. Закрепление знаний. (3-4 мин)

VII. Итог урока. (1мин)

VIII. Домашнее задание. (1 мин)

IX. Рефлексия. (1-2 мин)


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация класса.




II.Целеполагание.







- Ребята, посмотрите на слайд и прочитайте тему урока.



- Какие же задачи поставим сегодня перед собой?


- Кроме этого, мы пополним свой словарный запас, поработаем над развитием речи.

Проверяем готовность к уроку: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка.



Правописание безударных падежных окончаний имен существительных во множественном числе.

- Будем учиться склонять имена существительные во множественном числе.

III. Актуализация знаний.






































IV. Обобщение и систематизация знаний.



































































































































V. Физминутка













































VI. Закрепление полученных знаний.


















































1. Чистописание.

- Спишите каллиграфическим почерком с доски слова и укажите орфограммы.


2. Работа с учебником.

Страница 50, упражнение 136.

-Какое задание дано в упражнении?


- Самостоятельно вставьте недостающие буквы в текст стихотворения Н. Старшинова.


- Передайте выполненное задание друг другу и проверим, всё ли верно вы сделали.

Читаем по цепочке.


- Верните работы друг другу.


- Встаньте те, у кого всё верно.

На полях поставьте плюсик.


- У кого были затруднения и на какие орфограммы?


- Найдите в тексте имена существительные

множественного числа и укажите форму падежа.


- Передайте задание друг другу и проверим его.


- Встаньте те, у кого всё верно.

На полях поставьте плюсик.








  1. - Какой великий праздник отмечаем в мае?


- Кто из наших земляков участвовал в Великой Отечественной войне?


- У дворца культуры имени 1 Мая есть аллея СЛАВЫ – героям – володарцам.

Ежегодно 9 Мая мы с вами возлагаем цветы к их обелискам, отдаём дань памяти нашим землякам.


- О героях-володарцах ребята подготовили небольшую информацию.


Бори́с Андре́евич Кро́тов — первый в годы Великой Отечественной войны кавалерист, удостоенный звания Героя Советского Союза


Иван Васильевич Аверьянов — участник Великой Отечественной войны, Герой Российской Федерации, командир штурмовой авиационной эскадрильи 110-го гвардейского штурмового авиационного полка - с фронта вернулся живым.


Иван Николаевич Бурмистров - 

гвардии красноармеец, участник 

Великой Отечественной войны, 

Герой Советского Союза с фронта вернулся живым.


Владимир Николаевич Деев — красноармеец стрелок.

В одном из боёв в Эстонии, при попытке подавить ДЗОТ был смертельно ранен осколком гранаты. Умер в госпитале, звание Героя Советского Союза присвоено посмертно.

Иван Николаевич Бурмистров и Владимир Николаевич Деев имели звание красноармеец.


-Как можно назвать иначе?


- Да, они были СОЛДАТАМИ великой Победы.


2. Словарная работа.

- В каком словаре можно уточнить значение слова СОЛДАТ?


- Прочитайте, что обозначает это слово.





- Где можно узнать об историческом происхождении слова СОЛДАТ?


- Загляните в этимологический словарик в конце учебника и прочитайте.






  • СОЛДАТ – рядовой, военнослужащий армии.

  • К истокам слова. Древнейшее значение слова СОЛДАТ было «наёмник, состоящий на жаловании». Слово связано с итальянским со́льдо, что означало название монеты и «жалование».

  • В древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово солдат.

3. - Запишите слово СОЛДАТ в тетрадь и выделите орфограмму.



- Какую орфограмму вы выделили?


- Подберите синонимы к слову.


- Какие слова - синонимы вы подобрали?

Запишите их в тетрадь.


4. - Выполним фонетический разбор слова.



- Проверьте.

Всё ли выполнено верно?


- Кто не согласен?


- В чём испытали затруднение?


- Встаньте те, у кого так, как на доске? Поставьте на полях плюсик.



5. - Подберите однокоренные слова, к слову СОЛДАТ.


- Запишите эти слова, сделайте морфемный разбор, т. е. по составу.


- Проверим разбор слов.


- Поставьте плюсик те, у кого разбор слов сделан верно.



6. - Выполним морфологический разбор слова СОЛДАТ.





- Проверим морфологический разбор слова СОЛДАТ.



- Поставьте плюсик те, у кого разбор слов сделан верно.




(выполнение упражнений под первый куплет русской народной песни «Солдатушки, бравы ребятушки».


7. - Поставьте слово СОЛДАТ

в форме множественного числа.


- Просклоняем слово СОЛДАТЫ.







- Как будет слова СОЛДАТЫ

в родительном падеже?


Как правильно сказать много СОЛДАТОВ или много СОЛДАТ?


В каком словарике можно найти ответ?


- Это слово из группы имён существительных, написание которых надо запомнить.


В родительном падеже правильно говорить и писать нужно именно СОЛДАТ и никак иначе.


- В каких падежах слово СОЛДАТЫ склоняется одинаково?


- Как отличать имена существительные в родительном и винительном падежах?









  1. - Возьмите карточки и поработаем в парах.


Слово СОЛДАТЫ в карточке нужно записать на строчку, употребляя его в разных падежах. Падеж укажите в скобках.




- Договоритесь, как вы будете вместе работать, кто будет записывать слова.
















- Проверьте, что у вас получилось.


- Встаньте, у кого всё верно?

Поставьте плюсик на полях в тетради. Каждый в паре получает плюс при правильном выполнении задания.


- Как отличали родительный падеж от винительного?


  1. - Прочитайте второе предложение.

Запишите его в тетрадь.


- Выделите грамматическую основу предложения.


- Проверим.

Назовите грамматическую основу предложения.


- У кого так? Поставьте плюсик.



Безударная гласная О, не проверяемая ударением, в словах: война Победа








У каждого распечатан текст данного упражнения.


Взаимопроверка с комментированием.






+ (обратная связь, отслеживание результатов)




Выполнение задания.





Взаимопроверка с комментированием.


+ (обратная связь, отслеживание результатов)





День Победы.



А. М. Матросов,

А. Ф. Наганов



Слайд №2.









Сообщения учащихся.

































Они были солдатами.






В толковом словаре

С. И. Ожегова:


СОЛДАТ – это военнослужащий, принадлежащий к некомандному и неначальственному составу.


В этимологическом словаре.



Из немецкого языка,

от итальянского слова СОЛДО (монета, жалованье, получающий жалование)


Слайд №3

















Безударная гласная в корне.



Воин, боец, рядовой, военнослужащий






Слайд №4


[с а л д а' т] – 2 сл.,6зв.


г з з г

солдат – 6 б.




+ (обратная связь, отслеживание результатов)


Солдат, солдатка, солдатский.


Один ученик работает у доски.



+ (обратная связь, отслеживание результатов)


Слайд 5.

Солдат – сущ., н.ф.- солдат, предмет, одуш., м.р., 2 скл., мн.ч., Р.п., втор. член.





+ (обратная связь, отслеживание результатов)







СОЛДАТЫ



И.п. (кто?) солдаты

Р.п. (кого?) солдат

Д.п. (кому?) солдатам

В.п. (кого?) солдат

Т.п. (кем?) солдатами

П.п. (о ком?) о солдатах


СОЛДАТ



Слайд № 6.













Р.п и В.п.



Слайд № 7 (памятка).

Предлоги:

Р.п. - от, до, из, без, у, для, около, с

В.п -в, на, за, через, про.


Вспомогательное слово:

Р.п – нет, В.п – вижу.


Подставить слова-помощники.


Работа в парах




Карточка:

Советские (солдаты) ______(И.п.) освободили Европу от фашизма.


Специальные отряды (солдаты) _______(Р.п.) днём и ночью патрулировали дороги.


Родина вручила ордена и медали (солдаты)

________(Д.п) Победы.


На краю леса мы увидели (солдаты) ________(В.п.), идущих бравой походкой.

Мы гордимся (солдаты)

___________(Т.п) нашего Отечества.

О русских (солдаты)

__________(П.п.) сложили песни.




+ (обратная связь, отслеживание результатов)




Ответы детей.


Слайд 5.

Специальные отряды солдат (Р.п.) днём и ночью патрулировали дороги.


Слайд 6.

Отряды патрулировали.



+ (обратная связь, отслеживание результатов)

VII. Подведение итога урока.


- Чему учились на уроке?



- Как отличали родительный падеж от винительного?


- Как же вы теперь скажите много СОЛДАТОВ или много СОЛДАТ?

- Мы учились склонять имена существительные во множественном числе.


Ответы детей.



Много СОЛДАТ.

VIII. Домашнее задание.

Страница 50, упражнение 137

(комментарий учителя).


IX. Рефлексия.

- С каким словом работали на уроке?

- Какие формы работы с ним провели?

- Многие задания, которые мы выполняли включены во всероссийские проверочные работы.

- Сегодня вы себя проверили, как готовы к всероссийским проверочным работам, и над чем ещё надо поработать.


- Встаньте те, у кого получилось семь плюсиков? Вы молодцы! Отметка 5.


- У кого 5 - 6 плюсиков? Тоже хорошо. Отметка 4.

- А у кого 4 плюсика? Отметка 3.


- Мы все сегодня хорошо потрудились.


- Может быть, не у всех всё получилось, но мы старались.


- Кто сегодня отметкой доволен?

СОЛДАТ


Узнали значение слова СОЛДАТ,

подобрали синонимы и однокоренные слова,

выполнили фонетический и морфологический разбор.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!