СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка»

МБОУ «Заводская средняя общеобразовательная школа»


Пояснительная записка

Тема урока Тема: «Письмо»

Тип урок - урок новых знаний

Класс – 5

Учитель - Коваль Светлана Артуровна

Цели урока:

  1. Образовательные (познавательные): познакомить учащихся с жанром написания письма и его особенностями, а также правилами оформления письма; учить анализировать написанное (в т.ч. выделять главное и обобщать, делать выводы); повторить, что такое обращение и знаки препинания при нём (уровень знания).

  2. Развивающие: развивать навыки совместного целеполагания, развивать навыки правильного написания письма, совершенствовать речь; развивать познавательный интерес и саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении; развивать коммуникативные навыки: излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого, корректировать своё мнение, организовывать работу в группе, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; умения самостоятельно переформулировать предложения, формулировать вопросы и ответы, переводить материал из одной формы в другую (на уровне понимания), использовать учебный материал в конкретной практической ситуации (на уровне применения), умение разбить материал на составляющие (на уровне анализа).

  3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к воинам, прошедшим войну; учить видеть красоту человеческих отношений между близкими людьми, формировать культуру общения.

  4. Личностные: осознавать свои эмоции и черты характера, осознавать и проявлять себя гражданином России, прикасаясь к военной реликвии, ощущать связь времён.


Оборудование:

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютер

  • Презентация

  • Раздаточный материал: (письмо девочки к бабушке и письмо солдата к сестре), карточки с названиями элементов письма: дата, приветствие, описание настроения, погоды, времени суток, пожелание или извинение, изложение о предметах или делах, интересующих того, кому вы пишете, описание своих мыслей и чувств, переживаний или проблем, интересующие вас вопросы, просьба, прощание и подпись, постскриптум; кроссворд; таблицы с наводящими вопросами для исследования письма, карточка «Самооценка работы», самостоятельная работа «Проверяю, что я усвоил».

  • Нарисованный самовар для наглядности структуры письма: вступление, основная часть, заключение.



Ожидаемые результаты:

  1. Вызвать эмоциональный отклик в сердцах пятиклассников.

Основные умения и навыки:

-- Развивать навыки работы с текстом,

--- навыки связной речи,

---умение слушать,

---делать записи, выводы,

---самостоятельно анализировать.

Данный урок проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием.

На уроке была создана благоприятная атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Ритм и темп урока были оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными.
В течение урока виды деятельности учащихся менялись, при этом оптимально сочетались различные методы и приемы обучения. Были созданы условия для продуктивной работы и развития самостоятельности мышления учащихся. Удалось полностью реализовать поставленные дидактические цели и задачи.
Завершающим этапом урока-турнира была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся,













Тема урока: Письмо

Цели урока:

  1. Образовательные (познавательные): познакомить учащихся с жанром письма и его особенностями, а также правилами оформления письма; учить анализировать написанное (в т.ч. выделять главное и обобщать, делать выводы); повторить, что такое обращение и знаки препинания при нём (уровень знания).

  2. Развивающие: развивать навыки совместного целеполагания, развивать навыки правильного написания письма, совершенствовать речь; развивать познавательный интерес и саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении; развивать коммуникативные навыки: излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого, корректировать своё мнение, организовывать работу в группе, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; умения самостоятельно переформулировать предложения, формулировать вопросы и ответы, переводить материал из одной формы в другую (на уровне понимания), использовать учебный материал в конкретной практической ситуации (на уровне применения), умение разбить материал на составляющие (на уровне анализа).

  3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к воинам, прошедшим войну; учить видеть красоту человеческих отношений между близкими людьми, формировать культуру общения.

  4. Личностные: осознавать свои эмоции и черты характера, осознавать и проявлять себя гражданином России, прикасаясь к военной реликвии, ощущать связь времён.

Техническое оснащение, оборудование, оформление)

  • Мультимедийный проектор

  • Компьютер

  • Презентация «О письме»

  • Раздаточный материал: карточки с названиями элементов письма: дата, приветствие, описание настроения, погоды, времени суток, пожелание или извинение, изложение о предметах или делах, интересующих того, кому вы пишете, описание своих мыслей и чувств, переживаний или проблем, интересующие вас вопросы, просьба, прощание и подпись, постскриптум; кроссворд; таблицы с наводящими вопросами для исследования письма, карточка «Самооценка работы», самостоятельная работа «Проверяю, что я усвоил».

  • Нарисованный самовар для наглядности структуры письма: вступление, основная часть, заключение.






Этапы урока

Вид деятельности

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный

Проверка готовности обучающихся


Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)


Мотивация к успешной работе




Настрой на работу


- Здравствуйте – какое  удивительное  слово,  особенное.  Когда  мы  произносим  его,   не  только  приветствуем  друг  друга,  но  и  желаем  здоровья.
Поэтому  чаще  говорите: «Здравствуйте!» ( все  вместе) - это  слово  обладает  оздоровительной  силой,  заряжают  бодростью.

(слайд №1)

Записывает дату.


Приветствуют учителя.




Работают в тетрадях.

Записывают дату.

Самоопределение (Л)

Смыслообразование (Л)


Актуализация знаний




Ребята, что вы видите на экране?

Что это такое?

Можем ли мы догадаться, что здесь написано?

Это, ребята, криптограммы, один из способов передачи информации в древности.

Какие ещё способы передачи информации в древности вам известны?

Участвуют в беседе.

Возможные ответы:

Криптограммы

Способ передачи информации в древности, когда ещё не было письменности.

Дым, условные цвета и знаки, рисунки

Делается вывод о том, что у человека всегда была потребность в передаче той или иной информации.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П))

Целеполагание (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)




Современный мир! А ведь условные знаки-рисунки, как в древности, заполонили мир вокруг нас в Интернете, телефонах, планшетах… Как вы думаете, о чем идёт речь?

Легко ли нам догадаться, что они обозначают?

Давайте попробуем!



О смайликах

Не всегда.




Дети предлагают свои варианты)



Самоопределение (Л)

Подведение под понятие (П)


Общение и взаимодействие с партнёром (К)


Рассматривают смайлики, отвечают на вопросы

Работа в группах, на партах лежат рисунки со смайликами


Где мы обычно используем смайлики?

В чём их недостаток?

Примерные ответы: В СМС, при общении в Интернете.

В неточности, в отсутствии человеческих эмоций, переживаний. Не нужно напрягать свой ум, чтобы выразить словами, например, грусть или недоумение. Отправил смайлик – и всё.

Общение и взаимодействие с партнёром (К)

Совместное формулирование темы урока



Мы не случайно сейчас говорили о разных способах передачи информации. Я предлагаю вам сформулировать тему урока. А помогут вам в этом две подсказки. Посмотрите на экран.

Летит листок-хранитель строк,
На запад и восток,
На север и на юг.
Листок получит друг.

Вторая:

В мыслях я навещаю

Домик наш за рекой

Как живёшь ты, родная,

сыну сердце открой.

К нежной, ласковой самой

__________ своё шлю

Мама, милая мама, как тебя я люблю.

Догадались?


Дети формулируют тему урока

Подведение под понятие (П)

Целеполагание (Р)


Актуализация Совместное целеполагание

Формулирую цель, заполняют таблицу.


Поставьте «плюсы» и «минусы» напротив вопросов.

Минусы и станут основными целями урока. Попробуйте их сами для себя сформулировать.




«Открытие» новых знаний.

Работают с «Толковым» словарем


Поработайте с толковыми словарями.

  • Что такое письмо?

Подберите однокоренные слова к слову письмо.

А в словаре В.И.Даля можно найти слова письмовед и письмоводчик – устаревшие профессии; письмовник – книга, содержащая правила и примеры писем.


Находят определения и зачитывают




Письмецо, письменный и т. д. письмишко, писатель, писание, выписка, запись, записка, записочка, надпись, переписка, переписчик, описка

Извлечение необходимой информации (П)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)
Самоопределение (Л)

Работа в парах

Работа с письмом.


Перед вами образец письма девочки к бабушке. Прочитайте его. Сколько частей можно выделить в этом письме? Их названия перепутались у вас на столе.

Ребята, а зачем на экране появился рисунок самовара?

Прикрепите их в нужной последовательности к самовару на доске. У вас получится структура (построение) письма.


Выполняют задание

Читают письмо девочки к бабушке, выделяют части, делают вывод о структуре письма

Постановка и решение проблем (П)

Общение и взаимодействие с партнёром (К)


Работа с учебником.


Какими бывают письма? Познакомьтесь в учебнике (с.101-102) с теоретическими сведениями

Читают в учебнике теоретические сведения.

Извлечение необходимой информации (П)


Самостоятельная работа «Проверю, что я усвоил».


Работа с таблицей


Соотнеси начало и конец предложений. Ответы занеси в таблицу.

Проверьте себя по ключу и поставьте оценки.

Ребята, а почему сегодня не модно писать письма?

Заполняют таблицу.



Проверяют и выставляют оценки.

Высказывают свои мнения.

Контроль (Р)

Классификация (П)

Акция «Письмо солдату»

Слово учителя


Всероссийская акция стартовала совсем недавно – 3 октября нынешнего года. Ее инициаторы – общественная организация «Российское движение детей и молодежи». В чем суть акции? Суть – в письмах. Но не простых письмах, а письмах российским солдатам, которые в настоящее время выполняют свой долг, принимая участие в специальной военной операции на Украине.
1)Ребята, а кто пишет такие письма?

2) А как вы думаете, в чем заключается основной смысл акции?









Дети отвечают на вопрос.


Выступление заранее подготовленного ученика

Учащиеся слушают выступление учащегося.


Если говорить подробнее, то маленькие россияне пишут от своего имени письма солдатам, участвующим в военной операции. И совсем неважно, знает ли российский мальчишка или российская девчонка того солдата, которому они шлют весточку. Также неважно, знает ли российский солдат того мальчишку или ту девчонку. Дело здесь в другом. Военная операция – дело тяжелое, здесь солдат каждый час рискует своей жизнью. И так приятно бойцу в минуты отдыха получить добрую весточку в виде письма! И совсем неважно, от кого она, гораздо важнее, что в той весточке написано. Если в ней – добрые и теплые слова, то они для солдата много чего значат. Ведь это – весточка из дома! А что такое для бойца – письмо из дома, хорошо известно. Сколько фильмов снято на эту тему, сколько книг написано, сколько песен сочинено! И какая разница, что эти фильмы, книги и песни большей частью касаются давно минувшей войны – Великой Отечественной. Русский солдат – он всегда русский солдат, в любое время, в любую эпоху и в любых обстоятельствах. Ему всегда было приятно получать добрые весточки из дома. Даже – если это не его родной дом, а чей-то другой. Ведь это – весточка из другой, из мирной жизни, а, значит, адресат не так и важен.



Этап применения знаний (микроисследование).




Читайте письма фронтовые – живую память горьких лет! Я их читаю как молитвы. Они несут нам Веры свет, »- так писал неизвестный поэт о фронтовых письмах. Образ бойца, писавшего письма с передовой, запечатлён на многих фотографиях военного времени, а момент получения письма дома – на известной картине Лактионова «Письмо с фронта».

В годы войны они так много значили. Их ждали с нетерпением и затаённой тревогой. Одинаково дороги они были и бойцу, и тем, кто остался в тылу. Письма согревали. Они были поддержкой и радостью, долгожданной весточкой от самых дорогих и любимых.

А сейчас мне хочется поставить перед вами проблемный вопрос, ответ на который вы сами попытаетесь найти в фронтовых письмах. Действительно ли в письмах по-особому раскрывается внутренний мир (душа) человека?

Перед вами письмо с фронта. Это своеобразное послание нам, людям из будущего, зачастую не задумывающимся о ценности мирной жизни, почти позабывшим о том, что такое письмо и как его писать. Эти письма писал с передовой Плашенков Александр Яковлевич, 1923 года рождения, рядовой, героически погибший на подступах к Кёнигсбергу. Место написания писем неизвестно. Адресованы они родной старшей сестре Мане, которая заменила ему маму, умершую ещё до войны.
























Дети отвечают на вопрос.



Работа в парах

Детям раздаются тексты письма и таблички с наводящими вопросами.


Учитель читает письмо под музыку Ортнера «В каске земляника»


Прочитайте письмо, представьте себя на месте солдата. Ответьте на наводящие вопросы и сформулируйте выводы.

Работают в парах, заполняют таблицы.


Обмен полученной в ходе микроисследования информацией.




Чем же СМС или переписка в Интернете отличаются от письма? Во что человек вкладывает больше душевных переживаний? Почему?

(Выводы: во-первых, письмо пишется от руки. Почерк (торопливый, аккуратный, небрежный…) многое может сказать о характере того, кто пишет или об обстановке, в которой пишется письмо, а подбор слов – о его отношении к вам; во-вторых, письмо – это текст, который пишется по особым правилам, в-третьих, в письме может раскрываться внутренний мир человека.)







А теперь проверим, насколько эффективен был для вас урок. Что для этого нужно сделать? Вернуться к целям.

Чем больше плюсиков, тем эффективнее для вас, ребята, прошёл урок.




Домашнее задание (по выбору)



1) Написать маме или бабушке.

2) упр.225




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!