Образовательные (познавательные): познакомить учащихся с жанром написания письма и его особенностями, а также правилами оформления письма; учить анализировать написанное (в т.ч. выделять главное и обобщать, делать выводы); повторить, что такое обращение и знаки препинания при нём (уровень знания).
Развивающие: развивать навыки совместного целеполагания, развивать навыки правильного написания письма, совершенствовать речь; развивать познавательный интерес и саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении; развивать коммуникативные навыки: излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого, корректировать своё мнение, организовывать работу в группе, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; умения самостоятельно переформулировать предложения, формулировать вопросы и ответы, переводить материал из одной формы в другую (на уровне понимания), использовать учебный материал в конкретной практической ситуации (на уровне применения), умение разбить материал на составляющие (на уровне анализа).
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к воинам, прошедшим войну; учить видеть красоту человеческих отношений между близкими людьми, формировать культуру общения.
Личностные: осознавать свои эмоции и черты характера, осознавать и проявлять себя гражданином России, прикасаясь к военной реликвии, ощущать связь времён.
---самостоятельно анализировать.
Данный урок проведен в соответствии с календарно-тематическим планированием.
На уроке была создана благоприятная атмосфера доброжелательности и активного творческого труда. Ритм и темп урока были оптимальными, действия учителя и учащихся – завершенными.
В течение урока виды деятельности учащихся менялись, при этом оптимально сочетались различные методы и приемы обучения. Были созданы условия для продуктивной работы и развития самостоятельности мышления учащихся. Удалось полностью реализовать поставленные дидактические цели и задачи.
Завершающим этапом урока-турнира была оценка учителем результатов урока, подведение итогов, комментирование деятельности учащихся,
Образовательные (познавательные): познакомить учащихся с жанром письма и его особенностями, а также правилами оформления письма; учить анализировать написанное (в т.ч. выделять главное и обобщать, делать выводы); повторить, что такое обращение и знаки препинания при нём (уровень знания).
Развивающие: развивать навыки совместного целеполагания, развивать навыки правильного написания письма, совершенствовать речь; развивать познавательный интерес и саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении; развивать коммуникативные навыки: излагать свое мнение, аргументируя его, понимать позицию другого, корректировать своё мнение, организовывать работу в группе, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; умения самостоятельно переформулировать предложения, формулировать вопросы и ответы, переводить материал из одной формы в другую (на уровне понимания), использовать учебный материал в конкретной практической ситуации (на уровне применения), умение разбить материал на составляющие (на уровне анализа).
Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к воинам, прошедшим войну; учить видеть красоту человеческих отношений между близкими людьми, формировать культуру общения.
Личностные: осознавать свои эмоции и черты характера, осознавать и проявлять себя гражданином России, прикасаясь к военной реликвии, ощущать связь времён.
Этапы урока | Вид деятельности | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный | Проверка готовности обучающихся | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) |
Мотивация к успешной работе | Настрой на работу | | - Здравствуйте – какое удивительное слово, особенное. Когда мы произносим его, не только приветствуем друг друга, но и желаем здоровья. Поэтому чаще говорите: «Здравствуйте!» ( все вместе) - это слово обладает оздоровительной силой, заряжают бодростью. (слайд №1) Записывает дату. | Приветствуют учителя. Работают в тетрадях. Записывают дату. | Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) |
Актуализация знаний | | | Ребята, что вы видите на экране? Что это такое? Можем ли мы догадаться, что здесь написано? Это, ребята, криптограммы, один из способов передачи информации в древности. Какие ещё способы передачи информации в древности вам известны? | Участвуют в беседе. Возможные ответы: Криптограммы Способ передачи информации в древности, когда ещё не было письменности. Дым, условные цвета и знаки, рисунки Делается вывод о том, что у человека всегда была потребность в передаче той или иной информации. | Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К) Подведение под понятие (П)) Целеполагание (Р) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
| | | Современный мир! А ведь условные знаки-рисунки, как в древности, заполонили мир вокруг нас в Интернете, телефонах, планшетах… Как вы думаете, о чем идёт речь? Легко ли нам догадаться, что они обозначают? Давайте попробуем! | О смайликах Не всегда. Дети предлагают свои варианты) | Самоопределение (Л) Подведение под понятие (П) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
| Рассматривают смайлики, отвечают на вопросы | Работа в группах, на партах лежат рисунки со смайликами | Где мы обычно используем смайлики? В чём их недостаток? | Примерные ответы: В СМС, при общении в Интернете. В неточности, в отсутствии человеческих эмоций, переживаний. Не нужно напрягать свой ум, чтобы выразить словами, например, грусть или недоумение. Отправил смайлик – и всё. | Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
Совместное формулирование темы урока | | | Мы не случайно сейчас говорили о разных способах передачи информации. Я предлагаю вам сформулировать тему урока. А помогут вам в этом две подсказки. Посмотрите на экран. Летит листок-хранитель строк, На запад и восток, На север и на юг. Листок получит друг. Вторая: В мыслях я навещаю Домик наш за рекой Как живёшь ты, родная, сыну сердце открой. К нежной, ласковой самой __________ своё шлю Мама, милая мама, как тебя я люблю. Догадались? | Дети формулируют тему урока | Подведение под понятие (П) Целеполагание (Р) |
Актуализация Совместное целеполагание | Формулирую цель, заполняют таблицу. | | Поставьте «плюсы» и «минусы» напротив вопросов. Минусы и станут основными целями урока. Попробуйте их сами для себя сформулировать. | | |
«Открытие» новых знаний. | Работают с «Толковым» словарем | | Поработайте с толковыми словарями. Подберите однокоренные слова к слову письмо. А в словаре В.И.Даля можно найти слова письмовед и письмоводчик – устаревшие профессии; письмовник – книга, содержащая правила и примеры писем. | Находят определения и зачитывают Письмецо, письменный и т. д. письмишко, писатель, писание, выписка, запись, записка, записочка, надпись, переписка, переписчик, описка | Извлечение необходимой информации (П) Общение и взаимодействие с партнёром (К) Самоопределение (Л) |
Работа в парах | Работа с письмом. | | Перед вами образец письма девочки к бабушке. Прочитайте его. Сколько частей можно выделить в этом письме? Их названия перепутались у вас на столе. Ребята, а зачем на экране появился рисунок самовара? Прикрепите их в нужной последовательности к самовару на доске. У вас получится структура (построение) письма. | Выполняют задание Читают письмо девочки к бабушке, выделяют части, делают вывод о структуре письма | Постановка и решение проблем (П) Общение и взаимодействие с партнёром (К) |
| Работа с учебником. | | Какими бывают письма? Познакомьтесь в учебнике (с.101-102) с теоретическими сведениями | Читают в учебнике теоретические сведения. | Извлечение необходимой информации (П) |
Самостоятельная работа «Проверю, что я усвоил». | Работа с таблицей | | Соотнеси начало и конец предложений. Ответы занеси в таблицу. Проверьте себя по ключу и поставьте оценки. Ребята, а почему сегодня не модно писать письма? | Заполняют таблицу. Проверяют и выставляют оценки. Высказывают свои мнения. | Контроль (Р) Классификация (П) |
Акция «Письмо солдату» | Слово учителя | | Всероссийская акция стартовала совсем недавно – 3 октября нынешнего года. Ее инициаторы – общественная организация «Российское движение детей и молодежи». В чем суть акции? Суть – в письмах. Но не простых письмах, а письмах российским солдатам, которые в настоящее время выполняют свой долг, принимая участие в специальной военной операции на Украине. 1)Ребята, а кто пишет такие письма? 2) А как вы думаете, в чем заключается основной смысл акции? | Дети отвечают на вопрос. | |
Выступление заранее подготовленного ученика | Учащиеся слушают выступление учащегося. | | Если говорить подробнее, то маленькие россияне пишут от своего имени письма солдатам, участвующим в военной операции. И совсем неважно, знает ли российский мальчишка или российская девчонка того солдата, которому они шлют весточку. Также неважно, знает ли российский солдат того мальчишку или ту девчонку. Дело здесь в другом. Военная операция – дело тяжелое, здесь солдат каждый час рискует своей жизнью. И так приятно бойцу в минуты отдыха получить добрую весточку в виде письма! И совсем неважно, от кого она, гораздо важнее, что в той весточке написано. Если в ней – добрые и теплые слова, то они для солдата много чего значат. Ведь это – весточка из дома! А что такое для бойца – письмо из дома, хорошо известно. Сколько фильмов снято на эту тему, сколько книг написано, сколько песен сочинено! И какая разница, что эти фильмы, книги и песни большей частью касаются давно минувшей войны – Великой Отечественной. Русский солдат – он всегда русский солдат, в любое время, в любую эпоху и в любых обстоятельствах. Ему всегда было приятно получать добрые весточки из дома. Даже – если это не его родной дом, а чей-то другой. Ведь это – весточка из другой, из мирной жизни, а, значит, адресат не так и важен. | | |
Этап применения знаний (микроисследование). | | | Читайте письма фронтовые – живую память горьких лет! Я их читаю как молитвы. Они несут нам Веры свет, »- так писал неизвестный поэт о фронтовых письмах. Образ бойца, писавшего письма с передовой, запечатлён на многих фотографиях военного времени, а момент получения письма дома – на известной картине Лактионова «Письмо с фронта». В годы войны они так много значили. Их ждали с нетерпением и затаённой тревогой. Одинаково дороги они были и бойцу, и тем, кто остался в тылу. Письма согревали. Они были поддержкой и радостью, долгожданной весточкой от самых дорогих и любимых. А сейчас мне хочется поставить перед вами проблемный вопрос, ответ на который вы сами попытаетесь найти в фронтовых письмах. Действительно ли в письмах по-особому раскрывается внутренний мир (душа) человека? Перед вами письмо с фронта. Это своеобразное послание нам, людям из будущего, зачастую не задумывающимся о ценности мирной жизни, почти позабывшим о том, что такое письмо и как его писать. Эти письма писал с передовой Плашенков Александр Яковлевич, 1923 года рождения, рядовой, героически погибший на подступах к Кёнигсбергу. Место написания писем неизвестно. Адресованы они родной старшей сестре Мане, которая заменила ему маму, умершую ещё до войны. | Дети отвечают на вопрос. | |
Работа в парах | Детям раздаются тексты письма и таблички с наводящими вопросами. | | Учитель читает письмо под музыку Ортнера «В каске земляника» Прочитайте письмо, представьте себя на месте солдата. Ответьте на наводящие вопросы и сформулируйте выводы. | Работают в парах, заполняют таблицы. | |
Обмен полученной в ходе микроисследования информацией. | | | Чем же СМС или переписка в Интернете отличаются от письма? Во что человек вкладывает больше душевных переживаний? Почему? (Выводы: во-первых, письмо пишется от руки. Почерк (торопливый, аккуратный, небрежный…) многое может сказать о характере того, кто пишет или об обстановке, в которой пишется письмо, а подбор слов – о его отношении к вам; во-вторых, письмо – это текст, который пишется по особым правилам, в-третьих, в письме может раскрываться внутренний мир человека.) | | |
| | | А теперь проверим, насколько эффективен был для вас урок. Что для этого нужно сделать? Вернуться к целям. Чем больше плюсиков, тем эффективнее для вас, ребята, прошёл урок. | | |
Домашнее задание (по выбору) | | | 1) Написать маме или бабушке. 2) упр.225 | | |
| | | | | |
| | | | | |