СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка. 3 класс. Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правописание слов с проверяемыми безударными  гласными в корне

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка. 3 класс. Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне»

Тема урока: "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными в корне"



Цели: 1. формировать умение находить и проверять орфограмму;

2. развивать речь учащихся, мышление, внимание. память учащихся;

3. воспитывать интерес к русскому языку, самостоятельность.



ХОД УРОКА:


  1. Оргмомент. Экспресс-опрос.

  • Проверяю готовность класса к уроку. Начинаю экспресс-опрос. приготовили пальчики. Сейчас я буду произносить утверждения. Если это утверждение истинно, то вы показываете пальчиками знак "+", если – ложно , то знак "-".

1.Слова, имеющие одинаковый корень, называются однокоренными.

2.Стена, стеной – формы слова.

3. В данном слове (городок) 3 одинаковых гласных звука.

4. Безударные гласные а, о, у, и, е, я в корне слова надо проверять.

  • Какие же гласные в безударных слогах нужно проверять?

  1. Упражнение в чистописании.

  • Давайте запишем цепочку из этих букв и запомним, что эти безударные гласные в корне надо проверять.

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________


Прикусить язык.

Не спеши языком – торопись делом.

Тянуть за язык.

Будь смелым не языком, а делом.


  • Прочитайте записи на доске.

  • Какое слово встречается в каждой записи?

  • В каком значении употреблено слово "язык"?

( Язык – орган человека, участвующий в образовании звуков речи)

  • Разделите написанное на две группы.

( Разграничьте пословицы и фразеологические обороты)

  • Прочитайте и объясните значение каждого фразеологического оборота.

  • Прикусить язык- внезапно умолкнуть.

  • Тянуть за язык – заставлять говорить.

  • Прочитайте пословицы.

  • Можно ли данные пословицы объединить в одну группу и по какому признаку?

(Эти пословицы можно объединить в одну группу по смыслу: меньше говори, побольше делай;)

  • Запишем с комментированием только те фразеологизмы и пословицы, в которых есть слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

  • Какой фразеологизм запишем? Запишем с комментированием.

  • Какую пословицу запишем? Спишите эту пословицу, подчеркните безударные гласные, проверяемые ударением.

  • Одинаковы или различны по своему лексическому значению слова "торопись" и "Спеши"?

  • Как называются такие слова?

  • Пусть эта пословица станет девизом нашего урока.


  • Как же проверить безударную гласную в корне?


  • Посмотрите на слова из домашнего упражнения и подумайте, какой способ проверки использовали?


3. Индивидуальный опрос.

  • Найдите и исправьте ошибки в домашней работе ученика. Сгруппируйте их по орфограммам и дайте ученику совет, какие правила ему нужно повторить.


На лисной палянке живет сторик.

Рибята шли в лес по уской дарошке.

  • А какую букву ты написал бы в слове






  • От чего это зависит? (Слизать – счистить, подобрать языком. Слезать – сойти, спуститься, цепляясь)

С И недолго сделать кошке,

Если есть сметана в плошке

С Е же делать нелегко,

Коль забрался высоко.

4. Проверка домашнего задания.


Упражнение 239, стр. 90.

  • Приготовили сигнальные карточки. Я буду называть слова из домашнего упражнения, а вы мне показываете безударную гласную, которую вы написали в этих словах.

  • Как проверить слово "звонить"?

Плясать, звонить, бежать, горевать, свистеть, стонать, смотреть.


5. Объявление темы урока.


  • Мы будем учится проверять слова с безударными гласными в корне и распознать их в тексте.

  • Тема нашего урока : "Проверяемые безударные гласные в корне". (Сочинение -миниатюра)


6. Упражнение в проверке слов с безударными гласными.


  • Прочитайте словосочетания, постарайтесь их запомнить.

  • (Через 1-2 мин. предъявления первые слова стираются)

  • Ориентируясь на 2 слово, напишите первую часть каждого словосочетания, подберите проверочные слова.

х. лодный день

. сеннние тучи (дожди)

б.льшие лужи

л. дяной ветер

др. жит клен

м. лчаливый лес

  • Какой способ проверки безударной гласной использовали?

  • Какое слово лишнее?

  • Найдите синонимы

  • Какой темой можно объединить эти слова?

7. Работа с перфокартами.


  • А теперь каждый из вас самостоятельно потренируется в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной и вставит в словах на перфокартах пропущенные буквы. Посмотрим, у кого получится лучше.

св. ча в. лна

кл. новый выс. хли

кл. вать (пож. лтели) к. рмушка

в. черний с. леный

зв. ринец г.стить (пл.хая)

ул.тают н.чевка

  • Обменяйтесь перфокартами и проверьте работу своего товарища. Что общего в словах 1 варианта? 2 варианта?

  • Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок.

  • Какие слова вы бы включили в словарь по теме "Поздняя осень"?


8. Упражнение в составлении предложений.


  • Составим с одним из данных слов или словосочетаний предложение.

  • Выделите в этом предложении главные члены.

9. Редактирование предложения.


- Прочитайте предложение, которое я выписала из сочинения ученика.

Осенью все чаще льет моросящий дождь.

  • Какую ошибку допустил ученик?

  • Как ее исправить?

  • (Моросить – накрапывать мелкими каплями)


10. Поэтическая минутка.


  • Прекрасное время года – осень. осени посвящены рассказы, стихотворения. Давайте послушаем одно из них.

За осенними тучами где-то

Журавлиный затих разговор.

На дорожки, где бегало лето,

Разноцветный улегся ковер.

Воробей загрустил за окошком,

Непрерывно притихли дома,

По осенним ковровым дорожкам

Незаметно приходит зима. (Орлов)

11. Письмо по памяти.

Упражнение 255, стр. 96.

  • А теперь давайте прочитаем одну строчку из стихотворения известного русского поэта Майкова.

  • О каком природном явлении написал поэт? Какое природное явление описал поэт?

  • С чем сравнил опавшие листья?

  • Подготовься к письму по памяти?


  • Проверим по учебнику.

12. Разноуровневая самостоятельная работа.

  • А теперь посоревнуемся, кто самый зоркий.

  • Постарайтесь в тексте, который вы запишите, найти слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.

  • Работать будем по группам.

1 гр. – Спишет текст, данный на карточке.

2 гр. – Составит из слов предложение.

3 гр. – Запишет в соответствии со схемами.

  • Каждый из вас подчеркнет слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.


1 группа.

  1. Наступила поздняя осень.

  2. По небу бегут большие тучи.

  3. Облетели листья с деревьев.


2 группа.

поздняя, осень, наступила.

бегут, небу, тучи, большие.

листья, с, облетели, деревьев.


3 группа.

1 . С П Облетели листья с деревьев.


какая?


2 . С П Наступила поздняя осень.


где? какие?


3 . С П По небу бегут большие тучи.


откуда?


  • Кто же самый зоркий?

  • Сколько слов с безударной гласной нашли? (5)

  • Читаем текст, который получился. Называем слова с безударными гласными, требующими проверки.

  • Разберем слово "Облетели" по составу. (Произведем морфемный разбор)


13. Тестирование.


  • А подведет итог нашей работы тестирование. Сейчас каждый из вас сам сможет оценить свою работу на уроке.


  1. Разберите по составу слово заморский и выбери правильный ответ
    е) заморский
    у) заморский
    к) заморский

  2. К слову гора подбери из данных слов родственные
    л) горелка
    м) горный
    о) горевать
    н) горняк
    и) горка

  3. Выберите тот вариант, где безударная гласная проверена правильно.

ч) стекло – стеклить
ц) шалость – шалун
а) лень – ленивый

14. Проверка.

  • А теперь соединим буквы, которые вы обвели.

  • Какое слово получилось? (умница)


15. Домашнее задание.

упражнение 249, стр.94.

16. Итог урока.

  • Как же проверить безударную гласную в корне?

  • Как вы считаете мы уже научились проверять безударную гласную в корне?

  • Что интересного и важного было на уроке?

1.Разберите по составу слово заморский и выбери правильный ответ
е) заморский
у) заморский
к) заморский

2.К слову гора подбери из данных слов родственные
л) горелка
м) горный
о) горевать
н) горняк
и) горка

3.Выберите тот вариант, где безударная гласная проверена правильно.

ч) стекло – стеклить
ц) шалость – шалун
а) лень – ленивый


1.Разберите по составу слово загородный и выбери правильный ответ


Т) загородный у) загородный Ф) загородный


2.К слову слеза подбери из данных слов родственные

л) слезать м) слезинка о) плакать н) слезиться и) слезливый


3. Выберите тот вариант, где безударная гласная проверена правильно.

ч) пчела – пчелиный ц) кот – котенок а) спорт - спортивный




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!