«Правописание безударных окончаний имен существительных в разных падежах».
Мотивация к учебной деятельности. (Минутка вхождения в урок).
- Начинается урок.
Приходи старание к нам без опоздания.
– Ребята посмотрите на эту чудесную зимнюю картину. (Слайд 1)
Прочитайте про себя стихи Зинаиды Александровой:
Снежок порхает, кружится
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики
Сегодня – посмотри! –
Как розовые яблоки,
На ветке снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
– Прочитайте стихотворение вслух.
– Как вы понимаете смысл стихотворной строки:
(И ловит кошка рыжая веселых белых мух). (– Кошка ловит белые снежинки)
– Как называется прием, который использует автор?
– Какое настроение передает автор в этом стихотворении?( Радость, счастье, красоту, ожидание праздника)
– Я бы хотела, чтобы это радостное настроение сохранилось у вас до конца урока.
Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
– Придумайте имена существительные на тему зима.
– Расскажите об имени существительном, как части речи.
– Я написала на экране некоторые зимние слова. Слайд 2.
Зима вьюга мороз
Снег метель солнце
Буран печь горка
– Найдите общие признаки по которым можно объединить эти слова в одну группу. (– Имена существительные, ед.ч.)
– Найдите признаки по которым можно разделить слова на группы.
(– По родам, по окончаниям, по орфограммам, склонению,падежам)
– Произведите группировку по склонению и обозначьте орфограммы.
– Взаимопроверка по эталону Слайд 3.
– Составьте предложение о зиме по картине.
– А у меня на экране Слайд 4 вот такое предложение.
Поэт посвятил стихи вьюг.., буран…, метел….
– Найдите имена существительные.– Проверьте, в какой позиции стоят окончания имен существительных?
– Как определить, какую гласную писать в безударном окончании, в слабой позиции имен существительных?
– Определите падеж и окончания имен существительных : вьюге, бурану, метели.( – Имена существительные стоят в Д.п., ед.ч. в разных склонениях и имеют разные окончания.)
Постановка учебной задачи
– Какова же тема нашего урока? (– Правописание безударных окончаний имен существительных)
– Какова же цель нашего урока? (– Учиться правильно писать безударные окончания имен существительных.)
3.Работа по теме.
1)-Давайте вспомним, какие окончания существительные 1, 2, 3 склонения имеют в родительном, дательном и предложном падежах?
*Работа по таблице.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/05/04/s_5aec6299cb0a5/894796_1.png)
2)– Давайте поупражняемся в определении безударных окончаний имен существительных в различных падежах.
Слайд 5.
Письмо к бабушк…, на вершин…,
В овраг…, у сирен…, на тетрад…,
По дорог…, к деревн…, на топол…,
С горк…
Письмо с комментированием
Давайте составим алгоритм проверки окончания имен существительных.
(зима, конь, печь) – слова помощники.
Самостоятельная работа по группам.
– Сейчас будем работать в группах.
В инструкционной карте 3 задания (Приложение 1
Вы выбираете себе любое задание.
1. Просклонять имена существительные: березка, край, ель
– Произвести зв.буквенный разбор слова – ель.
2. Вставить безударные окончания имен существительных:
Бродить по дорожк…, герой из сказк…, носки из шерст…, письмо матер…, говорить о класс…, собирать на полянк…, деревья в ине…, увидел в проруб…, иглы ел…
– Произвести разбор слов по составу: бродить, дорожка, полянка.
3.Составить предложения. Объяснить правописание безударных окончаний имен существительных.
1) Дедушка идет по лесной тропин…
2) Старый пень стоит в снежной шапк…
3) На вершин… ел… сидит красногрудый снегирь.
– Произвести синтаксический разбор 1 предложения.
Оцените работу в группе.
8. Рефлексия. Итог деятельности. Слайд 4.
– Как не ошибиться в правописании безударного окончания имени существительного?
Домашнее задание: разноуровневое.
1 уровень.
Придумать и просклонять 3 имени существительных с безударным окончанием.
2 уровень.
Придумать 9 словосочетаний с безударными падежными окончаниями имен существительных. Доказать правильность написания окончания.
3 уровень.
Придумать 3 предложения. Доказать правильность написания безударных окончаний имен существительных.