Тема: « Роль глаголов в языке и речи»
Цель: расширение представлений о синтаксической роли глагола в речи ; углубление знаний учащихся о глаголе, как о части речи актуализировать знания об обобщенном лексическом значении глаголов, их роли в языке; развивать умения распознавать глаголы ,объяснять их значение. понимать, различать глаголы среди слов других частей речи.
Планируемые результаты. Учить различать глаголы среди других частей речи; называть изученные грамматические признаки глаголов; определять роль глаголов в языке и речи; делать выводы на основе наблюдения сравнения; учитывать разные мнения в совместной деятельности;
Тип урока: открытие новых знаний
Методы обучения: проблемный , частично поисковый.
Формы работы учащихся:в группах.
Оборудование: Карточки, презентация.
Ход урока.
Организация класса. Эмоциональный настрой.
- Наступила долгожданная весна. Март – начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне и друг другу. Ведь добрая улыбка поднимает настроение, укрепляет здоровье, располагает к плодотворному общению. А у нас сегодня не простой урок, а урок-исследование.
Самоопределение к деятельности.
- Предметом нашего исследования станет часть речи, которая сказала о себе так: «Больше всего я люблю действовать, не люблю предлоги и всем известную частицу»
- Какая это часть речи? (Глагол)
- Тема нашего урока: Глагол. Роль глаголов в языке.
С этой частью речи, мы знакомились в 3 классе, но можем ли мы утверждать, что знаем о глаголе все? Давайте поставим цели на сегодняшний урок.
-Сформулируйте цель урока (обобщить знания о глаголе как части речи,
узнать, какую роль играет глагол в предложении и речи)
Развитие каллиграфического навыка.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа
Грт лишнюю букву
Какое словарное слово здесь зашифровано если лексическое значение Поддаваться действию огня?
Горит
Лексические значения.
Какие переносные значения слова вы можете назвать?
Уничтожается огнем.
Человек краснеет от холода.
Лампочка дает свет
У больного высокая температура.
Глаза сверкают от радости
Обувь быстро изнашивается
Работа у человека быстро выполняется.
Синонимы : пылать,сверкать,светиться
Антонимы : гаснуть
Однокоренные слова : горелый,горелка,
Фонетический разбор[ гарит]
Что можете сказать о слове с точки зрения морфологии?
Работа по теме урока
Кластер
-Чтобы связать в логическую цепь все ваши знания о глаголе, мы попробуем составить схему- кластер.
- А какой части речи мы сегодня будем говорить?
- Сначала пишем слово «глагол» в центре листа. От него рисуем стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
Прежде, чем начнем работу, нам необходимо узнать происхождение этого слова. И что это слово обозначает сейчас.
Подготовленные дети
Из словаря Владимира Ивановича Даля:
Глагол1.Слово,речь,выражение.
2. Словесная речь человека, разумный говор, язык.
Федор Иванович Буслаев, известный русский ученый-лингвист, так объясняет этот термин: «Глагол есть старинное речение и значит тоже, что слово: стало быть глагол есть все то, что говорит, что сказывает о предмете; потому - то глагол и бывает сказуемым»
Дайте определение глагола. (Глагол – это самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? и обозначает действие или состояние предмета)
Составим предложение со словом горит
Письмо под диктовку
В саду горит костёр рябины красной. С Есенин
Какие стихи Есенина вы знаете?
Какой Как называется такой прием в литературе метафора
В прямом или переносном значении употребил слово горит Есенин? Почему?
Синтаксический разбор предложения. Каким членом предложения является глагол?
Сказуемое
2. Работа в группах
-А теперь я предлагаю вам поработать в исследовательских группах. Вспомним правила.
У каждой группы есть задание. Выполните его и сделайте вывод.
Задание 1 группе.
Р
азделите слова на три группы и сделайте вывод.
Пришла, идет, подойдет, цветет, засвищут, потекли
Изменяются по ………… временам
Задание 2 группе.
Разделите глаголы на 2 группы. Сделайте вывод.
Идет, смотрят, поют, идут, смотрит, поет
Изменяются по…………. числам
Задание 3 группе.
Раздели слова на 3 группы, Сделайте вывод.
Играл, бежала, играло, бежал, играла, бежало
Изменяются в ед.числе прошедшего времени по ……. родам
Задание 4 группе.
Раскрой скобки .Сделай вывод.
(не)взял, (не)съел,( не)принес, (не) умел, (не) расцвел (НЕ с глаголами пишется раздельно)
Задание 5 группе.
Раздели слова на 3 группы и сделай вывод.
Я иду, ты побежишь, он рисует, мы думаем, они закричат.
В настоящем и будущем времени изменяются по ………….. лицам
Задание 6 группе.
РОДНИЧОК ВЕСНОЙ.
В лесу все шумят. И родничок приветливо журчит. Вокруг поют птицы. А он вместе с ними радуется и улыбается. Белым подснежникам он поет нежные и добрые песни. Он играет с хвоинками, попавшими к нему в гости.
Жизнь так и кипит в нем.
Задание 7 группе.
РОДНИЧОК ОСЕНЬЮ.
В лесу все затихло. Птицы улетели. Один родничок остался на прежнем месте. Жизнь уже не кипела в нем. Он грустил. Он плакал и тихо стонал. Потом родничок потянулся к промерзшей траве. Но она отвернулась от него: сама еле дышит…
Родничку показалось, что все его отвергли…
- Что общего между текстами? (оба текста о родничке)
- Чем они отличаются? (настроением)
- Какая часть речи помогла передать настроение каждого рассказа? (глагол)
- Какова роль глагола в нашей речи? (глагол обозначает действие предмета, но может еще передавать настроения, чувства)
состояние
Физминутка
Покачайтесь, покружитесь,
Потянитесь, распрямитесь.
Приседайте, приседайте.
Пошагайте, пошагайте.
Встаньте на носок, на пятку,
Поморгайте, улыбнитесь,
Глубоко теперь вздохните.
Сядьте тихо, отдохните.
Всё в порядок приведите.
Вновь трудиться вы начните.
- А теперь сделаем общий вывод: что же такое глагол? По кластеру.
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глагол имеет форму времени, изменяется по числам, в прошедшем времени единственного числа изменяется по родам.
В предложении является сказуемым.
Стр 68 упр 141
В парах
Морфологический разбор слова Пою
4.Роль глаголов в речи
- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительных.
- Послушайте стихотворение Сергея Есенина «С добрым утром!»
- С помощью каких частей речи автор рисует картину летнего утра?
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона.
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные косы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет
шаловливо:
«С добрым утром!»
- Как вы думаете, это повествование или описание? С помощью каких слов поэт рисует картину утра? (глаголов)
- В каком значении употреблены эти глаголы? (в переносном)
- Как они характеризуют неодушевленные предметы? (как живые существа)
- Как называется такой прием в литературе? (олицетворение)
Все стихотворение построено на олицетворении окружающей природы: «задремали звезды», «улыбнулись сонные березки, растрепали шелковые косы», крапива «шепчет шаловливо».
Выпишем глаголы, определим время.
Глаголы используются и в устном народном творчестве.
Упражнения в подборе антонимов
Спиши в тетрадь пословицы дописывая глаголы с противоположным значением. Определи время глагола.
1)Ласточка день начинает, а соловей ... .
2. Встретил с радостью, а ... с жалостью.
3) Как аукнется, так и ....
Объясните смысл пословиц. Что делать, если затрудняешься в подборе синонимов или антонимов к словам? (Нужно обратиться к словарю.)
- Итак, для чего же нам нужны глаголы? (они делают нашу речь точной и выразительной; используются в речи для передачи движения; если писатель хочет отобразить картину, в которой предметы перестают быть неподвижными, он обращается к глаголам; глаголы способствуют эмоциональности и яркости текста)
Итог
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно запомнилось?
- Чему научились?- Что повторили?
Рефлексия
баклуши бил
надул губы
зарубил на носу
Б.Пастернак сказал: «Жить, думать, чувствовать, любить, совершать
открытия».
-Слова какой части речи использовал Пастернак в своем высказывании?
-Как вы думаете все ли открытия о глаголе мы с вами сделали сегодня на уроке?
-Конечно нет, ведь глагол- самая огнепышущая, самая живая часть речи.
И с ним знакомиться мы продолжим на следующем уроке.
Домашнее задание
11