1. Мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности 2 мин | Прозвенел уже звонок начинаем наш урок. (Слайд 1) Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Я желаю вам удачи! За работу, в добрый час! | Слушают, настраиваются на предстоящую работу Проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания. |
2. Актуализации и пробного учебного действия 8-10 мин | -Чтобы определить тему урока вам поможет игра. Давайте поиграем в игру “Закончи предложение”. Итак, начинаем! 1. Изменяемая часть слова … (окончание) 2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное) 3. Имена существительные бывают… (одушевлённые и неодушевлённые, ж.р., м.р., с.р., 1,2,3 склонения). 4. Имена существительные изменяются по … (по числам и по падежам) 5. Сколько падежей в русском языке? … (шесть) Молодцы! Справились с заданием! - Сформулируйте тему урока Тема: «Правописание падежных окончаний имён существительных» (Слайд 2) - Поставьте от данной темы цели – чему мы будем учиться? - Какая у нас цель урока? - Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Слайд 3) 1.Минутка чистописания Мм мо мя мл Морской, моряк, морячок. Разберите слово морской по составу. Составьте предложение со словом моряк по схеме: Кто? что сделал? в какое? куда? Разберите предложение: укажите главные и второстепенные члены, определите части речи. (Моряк отправился в дальнее плавание.) 2. Словарная работа (Слайд 4) Морское судно (корабль) Моряки часто желают друг другу попутного… (ветер) Главный на корабле (капитан). Вспомните словарное слово-синоним к слову капитан (командир). Проверьте себя! -Как вы думаете, почему наша минутка чистописания и словарная работа связана с морской тематикой? - Сегодня мы отправимся в плавание по островам Океана Знаний, а точнее, наш корабль попадёт в море Имени Существительного. ( Слайд 5) Карта (Слайд 6) Вы побываете на Острове Коварной Ошибки, сразитесь с пиратами на Острове Безграмотландия, вспомните окончания имён существительных на Острове Падежных Окончаний. Но прежде, чем отправимся в путешествие, давайте вспомним: -Какой праздник отмечает 19 декабря Русская Православная Церковь? (Слайд 7) - А что вы знаете из жизни Святителя Николая? - И, конечно, поможет Вам- путешественникам по Океану Знаний. - А вы должны на уроке постараться показать, как много знаете и умеете. Я желаю вам получить много хороших отметок, а самое главное – получить орден от Королевы Знаний. (Слайд 8) Мы отправляемся в путешествие на корабле. А на каждом корабле должен быть капитан. А нашим капитаном будет…командир… Как это интересно - много знать! Всем друзьям свои уменья показать. Вы к испытаниям готовы? Вперёд друзья, к победам новым! | Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цель урок, принимают учебную задачу На уроке научимся проверять падежные окончания имен существительных. Цель: закрепить знания о способе проверки безударной гласной в окончании слов. Записывают число и классная работа. Работа с однокоренными словами, составление предложения и разборы №2,№4. Отгадывают словарные слова. Ответы детей Отмечает День Святителя Николая Чудотворца. Почти семнадцать веков прошло с тех пор, как на земле жил святитель и угодник Божий Николай, великий чудотворец, которого прославляет весь христианский мир за его веру, праведную жизнь и чудеса. Он считается покровителем путешественников, мореплавателей и, конечно, детей. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися. Познавательные: - умение извлекать информацию из услышанного и увиденного, делать выводы. Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные: - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; |
3. Локализация индивидуальных затруднений 2-3 мин | Мы с вами попали на Остров Коварной Ошибки. (Слайд 9) Вернёмся к словам, записанным на минутке чистописания. Я предлагаю вам исследовать: можно ли здесь проверить написание безударной гласной в корне слова? Как? (Проверяем безударную гласную). Проверьте. А если безударная гласная будет в окончании? Мы можем проверить безударную гласную в окончании? | Комментируют. Слушают, высказывают своё мнение | Регулятивные: -целеполагание; умение высказывать свое предположение, формулировать и удерживать учебную задачу Познавательные: - построение рассуждения, обобщение, ставить и формулировать проблемы; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; |
4. Целеполагание и построение проекта коррекции выявленных затруднений 6-7 мин | Остров пиратов Безграмотландия (Слайд 10) Мы приближаемся ещё к одному острову. Посмотрите, кто нас встречает! Это же пираты! Их остров называется Безграмотландия. Здесь живут все те, кто пишет с ошибками. Пираты забирают к себе в плен всех, кто безграмотный. Давайте докажем, что мы хорошо знаем падежные окончания имён существительных. Повторение правил работы в парах. Работа по карточкам. Вспомните, как проверить правописание безударных падежных окончаний существительных? Допиши окончание, укажи склонение, падеж существительных. 1.Корабль стоял в Севастопол… На корабл… всё было отлажено. В половин… третьего ноч… выходим в Чёрное мор… За бортом мигает буй – одинокий солдат на границ… бухты и мор… Проверка (Слайд 11) | Комментируют схемы Слушают, высказывают своё мнение. Определить падеж, склонение, вспомнить окончание Ученики самостоятельно выполняют задания на карточках. | Регулятивные: - ставить и формулировать проблемы, смысловое чтение, передача информации. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
5. Реализация построенного проекта 4-5 мин | Остров падежных окончаний (Слайд 12) Существует ещё один способ проверки падежных окончаний. Защита проекта учащимися. Окончания можно проверить по слову-помощнику. В результате нашей работы мы подобрали проверочные слова для каждого склонения  | Капитан: -Как вы понимаете: что такое слово помощник? (слово, которое поможет быстро определить падежное окончание) - Почему именно эти слова выбраны помощниками для определения безударных окончаний имен существительных? (имеют ударное окончание во всех падежах) Комментируют схемы Слушают, высказывают своё мнение | Регулятивные: - выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: - построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Личностные: - формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки; |
6. Обобщение затруднений 3-5 мин | По этим словам, можно проверить написание любого существительного. Проверим этими словами падежные окончания имен существительных хранить (в чём?) в книге 1скл. – в руке 1скл. видеть (в чём?) в озере 2скл. – в плече 2скл. написал (на чём?) на тетради 3скл. – на груди 3скл. ВЫВОД: 1.В одном и том же падеже у существительных одного и того же типа склонения ударные и безударные окончания пишутся одинаково. 2. Правописание безударного падежного окончания существительного можно проверить ударным окончанием существительного того же типа склонения. -А сейчас мы предлагаем поработать в группах над созданием «Памятки» | Выводят правило по информации из таблиц. | Регулятивные: -постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем; - выбор действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: -построение речевого высказывания в устной и письменной форме; формулируют проблему, самостоятельно находят способы ее решения. Коммуникативные: - владение монологической и диалогической формами речи. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 4-5 мин | Интеллектуальный тренинг. Проверка падежных окончаний существительных 1. Составление алгоритма проверки падежных окончаний с помощью слов-помощников. (Слайд 14) 2. 1 группа 2 группа  3 группа  4 группа 5 группа Ехать на чём? Скакать на ком?  6 группа Согласны вы? Сделаны где? по чему? по обеим сторонам площаде – по руке | Учащиеся в группах выполняют задания, а затем контролируют себя по эталону. Выполняют самооценку выполненной работы. 1. Ставлю существительное в начальную форму. 2. Определяю склонение. 3. Определяю падеж. 4. Подбираю слово-помощник и ставлю в тот же падеж, проверяю окончание существительного (1скл.- рука, 2скл.- плечо, 3скл.- грудь) | Регулятивные: - умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - формулировать познавательную цель отдельного задания. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания. |
8. Включение в систему знаний и повторения 2-3 мин | 1. Задание от Королевы Знаний. Тренажер «Золотая рыбка» - Подведем итоги урока. Капитан: -Для чего надо знать, как пишутся безударные окончания имен существительных? (чтобы грамотно писать) - Какие слова- помощники вы запомнили для проверки падежных окончаний имен существительных из урока? -Какой вариант проверки вы выбрали для себя?
- Какие цели мы с вами ставили? Мы достигли намеченных целей? | Высказывают свои впечатления от урока, делают предположения. | Регулятивные: - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения в зависимости от конкретных условий; - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательства. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Личностные: - оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; |
9. Рефлексия деятельности на уроке 2-3 мин | Наш марафон пришёл к финалу. Мы потрудились все на славу. Пора итоги подводить, Не грех команду наградить. Награждаются Орденом Королевы Знаний … - Оцени свою работу на уроке. Лесенка успеха. -Перед вами лист с изображением верёвки с перекладинами мачты. Нарисуйте себя на перекладине мачты с той цифрой, на сколько вы усвоили тему урока. Если вам понравился урок, то нарисуйте улыбку. Если нет, то изобразите грусть. Урок наш окончен И выполнен план. Спасибо, ребята, Огромное вам, За то, что упорно, Усердно трудились! И знания ваши Всем пригодились!(Слайд 15-16) | Получают позитивный настрой от урока Капитан: Я прошу наших гостей определить, кто сегодня на уроке был самым активным, самым успешным и вручить эту награду.  | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями; - осуществлять итоговый контроль. Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. - проявлять активность в деятельности. Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. |