Урок №146, предмет: русский язык, класс: 5 дата:20.04.2021 учитель: Фокина Н.И.
Тема урока: «Обращение»
Цели: расширить представление об обращении и знаках препинания при нем,
- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки нахождения обращения в речи; выделять обращения на письме запятыми, в устной речи – интонационно;
- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование обращений в речи в разных ситуациях;
- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;
- развивать креативные способности обучающихся ;
- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;
- формировать умение работать в паре.
Планируемые образовательные результаты: Предметные: знать определение обращения; опознавательный признак выделения обращения на письме - звательную интонацию, функцию знаков препинания в предложении с обращением - знаков выделения; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением, случаи возможного смешения подлежащего и обращения; уметь распознавать обращения с опорой на звательную интонацию; по опознавательному признаку находить место постановки выделительных знаков препинания; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с обращением; составлять предложения с обращением с учетом речевой ситуации, по схемам; отличать обращение от подлежащего.
Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, строить рассуждения; определять последовательность действий, соотносить цели и результаты своей деятельности; свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Личностные: первичное понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Тип урока: объяснение новых знаний
Методы работы: объяснение, наблюдение, сравнение, обобщение.
Виды работ: работа с карточками, работа с учебником, схематизация, работа в парах, самостоятельная работа.
Материал к уроку: ИКТ-средства (компьютер), индивидуальные карточки
Учебник : Русский язык:учеб.для 5 кл /Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова :Просвещение, 2011. Русский язык: учеб. Для 5 кл/ А.Н.Рудяков Просвещение 2019
Ход урока:
Дата (записать в тетрадь)
1.Орг.момент
Проверка готовности к уроку, запись числа в тетрадь.
2.Проверка д.з.
Упр. 541 послушать ( Лиза и Аня).
3. Мотивация.
Ребята, доброта может иметь разные стороны своего проявления. Одна из старон такого проявления- это оставить след о себе предкам.
Мне в руки попало старенькое письмо. Давайте его прочтем.
(выразительное чтение текста ребенком).
Дорогие мои ребята!
Пишет вам ветеран Великой Отечественной войны Соколовский Николай Петрович.
Я прожил долгую нелегкую, но интересную жизнь. Когда я вспоминаю о прошлом , родные мои, понимаю: нам есть чем гордиться. Главное, самое доброе дело своей жизни, девочки и мальчики, я завещал вам. Это школьный историко-краеведческий музей. Приглашаю вас, любознательные пятиклашки, в ближайшее время посетить его. Много тайн нашего села станут для вас открытыми.
А знаете ли вы кто это такой?
Справка: Соколовский Василий Петрович – основатель школьного музея, а также учитель истории, а также географию, физкультуру , военное дело и немецкий язык.
О каком главном деле своей жизни сообщает автор письма?
Текст написан давно и от времени чернила потускнели и спрятали все знаки. Расставьте их..
Скажите, на какое правило пропущенных знаков больше?
4. Актуализация знаний.
Вы изучали обращение в 3 кл, мы в течении 5кл готовились к ВПР и повторяли это понятие. Давайте вспомним:
Продолжи предложения
Обращение – это ...
Обращения произносится с ...
На письме обращения выделяются ...
Обращения нужны для того, чтобы ..
Например ...
Давайте найдем в тексте обращения и проверим знаки ( самопроверка 2 лист).
Физ. культ минутка
5. Целеполагание.
Перед нами материал урока, сформируйте тему.
Чему мы сможем научиться –закончите фразу с листочка цели:
6. Открытие новых знаний.
Учебник 1 стр. 138-139 читаем в слух с карандашом, знаю+, не знаю -
Что узнали нового?
Ст. 140- о чем эта таблица.
7. Закрепление.
Упр. 543 – устно ( читаем, называем обращение).
Учебник №2 ст.112 упр 271 письменно задание 2 – переставьте обращение в другую часть предложения.
Ст 111 обратите внимание- ты и вы – не являются обращением.
Сравните, как отображены схемы.
Упр 272 списываем, расставляем запятые. ( проверка в парах и самооценка).
Упр 273 выполняем вместе- Что сравнивается в предложении?
Какими частями речи выражены обращения? (Сущ в И.п.). Какой член предложения, как и обращение, может быть выражен существительным в именительном падеже? (Подлежащее). Поэтому иногда мы можем перепутать их с подлежащим, поэтому нужно быть внимательнее. (Подлежащее – производитель действия). Обращение можно заменить подлежащим. Попробуем заменить подлежащие в наших предложениях на обращение. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Орфографическая минутка- на какое правило встретились слова ( проговариваем). Сделайте морфемный разбор слова СЪЕМКУ.
Давайте запишем транскрипцию слова и дадим характеристики звукам ( устно)
8. Д.з. напишите другу короткое письмо с просьбой.
9 Итог и рефлексия
Заполним вторую колонку.
Дополнительное упражнение (устно).
Составьте предложения с обращениями (по рисункам), пользуясь следующими схемами
1) О! ...
2) ... , О, ...
3) О, ...
4) ... ,О
5) ... ,О!
Обращение – это слово (или сочетание слов), называющее того, к кому обращаются с речью. Обращения произносятся с особой звательной интонацией. Т.е.интонация на этих словах повышается, а после них выдерживается пауза. В русском языке когда-то был особый, звательный падеж. Он использовался при обращениях. Сейчас слова в этом падеже сохранились только в поэтической речи. Например, что тебе надобно, старче? Отче наш… В разговорной речи мы часто сокращаем конечные гласные обращений: Саш, иди сюда! Посмотри, мам! Тань, ты скоро? Это все следы звательного падежа.
Роль обращений. Обращения могут состоять из 1 слова или иметь при себе пояснительные слова (милый кум). Давайте найдем такие обращения в предложениях.
У обращений особая роль – они не входят в число членов предложения, а служат для привлечения внимания собеседника. К тому же они показывают отношение говорящего к собеседнику, а также и о самих собеседниках. В обращениях могут проявляться чувства. Обращением можно выразить ласку, доброту, заботу, доброжелательность говорящего и, наоборот, злость, недовольство, равнодушие, враждебное отношение.
Как относится Шавка к Моське? Лиса к Вороне? Кукушка к Петуху? Осел к соловью? Не случайно Крылов использует в баснях обращения. Обращения – это один из способов олицетворения.
-Какими частями речи выражены обращения? (Сущ в И.п.). Какой член предложения, как и обращение, может быть выражен существительным в именительном падеже? (Подлежащее). Поэтому иногда мы можем перепутать их с подлежащим, поэтому нужно быть внимательнее. (Подлежащее – производитель действия). Обращение можно заменить подлежащим. Попробуем заменить обращение в наших предложениях на подлежащее. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
- Обращения можно убрать из предложений. Проделаем это. Что изменилось?
(Вместе с обращениями ушла непосредственность общения, предложения стали более сухими.)
Знаки препинания при обращении.
А теперь давайте посмотрим на каком месте в предложении стоит обращение и составим схемы этих предложений.
Соседка, перестань срамиться. [ О,…].
Спой, светик, не стыдись! [ …,О,…]!
Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! […,О, …]!
Послушай-ка, дружище! [ …, О]!
То есть, мы видим, что обращение может стоять на любом месте в предложении. Что вы еще заметили в этих предложениях? (Обращение всегда выделяется запятыми, несмотря на то, в каком месте находится в предложении.) Обращение не является членом предложения, а местоимения ТЫ, ВЫ на письме запятыми не выделяются
Иногда обращение может произноситься с восклицательной интонацией. Тогда после него ставится восклицательный знак. Например: Друзья! Хоть вы охрипнете, хваля друг дружку, - всё ваша музыка плоха! (Кукушка и Петух).
Дополнительное упражнение (устно).
Составьте предложения с обращениями (по рисункам), пользуясь следующими схемами
1) О! ...
2) ... , О, ...
3) О, ...
4) ... ,О
5) ... ,О!
Дорогие мои ребята!
Пишет вам ветеран Великой Отечественной войны Соколовский Николай Петрович.
Я прожил долгую нелегкую но интересную жизнь. Когда я вспоминаю о прошлом родные мои понимаю: нам есть чем гордиться. Главное, самое доброе дело своей жизни девочки и мальчики я завещал вам. Это школьный историко-краеведческий музей. Приглашаю вас любознательные пятиклашки в ближайшее время посетить его. Много тайн нашего села станут для вас открытыми.
Дорогие мои ребята!
Пишет вам ветеран Великой Отечественной войны Соколовский Николай Петрович.
Я прожил долгую нелегкую но интересную жизнь. Когда я вспоминаю о прошлом родные мои понимаю: нам есть чем гордиться. Главное, самое доброе дело своей жизни девочки и мальчики я завещал вам. Это школьный историко-краеведческий музей. Приглашаю вас любознательные пятиклашки в ближайшее время посетить его. Много тайн нашего села станут для вас открытыми.
Дорогие мои ребята!
Пишет вам ветеран Великой Отечественной войны Соколовский Николай Петрович.
Я прожил долгую нелегкую но интересную жизнь. Когда я вспоминаю о прошлом родные мои понимаю: нам есть чем гордиться. Главное, самое доброе дело своей жизни девочки и мальчики я завещал вам. Это школьный историко-краеведческий музей. Приглашаю вас любознательные пятиклашки в ближайшее время посетить его. Много тайн нашего села станут для вас открытыми.
Дорогие мои ребята!
Пишет вам ветеран Великой Отечественной войны Соколовский Николай Петрович.
Я прожил долгую нелегкую но интересную жизнь. Когда я вспоминаю о прошлом родные мои понимаю: нам есть чем гордиться. Главное, самое доброе дело своей жизни девочки и мальчики я завещал вам. Это школьный историко-краеведческий музей. Приглашаю вас любознательные пятиклашки в ближайшее время посетить его. Много тайн нашего села станут для вас открытыми.
Дорогие мои ребята!
Пишет вам ветеран Великой Отечественной войны Соколовский Николай Петрович.
Я прожил долгую нелегкую, но интересную жизнь. Когда я вспоминаю о прошлом , родные мои, понимаю: нам есть чем гордиться. Главное, самое доброе дело своей жизни, девочки и мальчики, я завещал вам. Это школьный историко-краеведческий музей. Приглашаю вас, любознательные пятиклашки, в ближайшее время посетить его. Много тайн нашего села станут для вас открытыми.
Дорогие мои ребята!
Пишет вам ветеран Великой Отечественной войны Соколовский Николай Петрович.
Я прожил долгую нелегкую, но интересную жизнь. Когда я вспоминаю о прошлом , родные мои, понимаю: нам есть чем гордиться. Главное, самое доброе дело своей жизни, девочки и мальчики, я завещал вам. Это школьный историко-краеведческий музей. Приглашаю вас, любознательные пятиклашки, в ближайшее время посетить его. Много тайн нашего села станут для вас открытыми.
Дорогие мои ребята!
Пишет вам ветеран Великой Отечественной войны Соколовский Николай Петрович.
Я прожил долгую нелегкую, но интересную жизнь. Когда я вспоминаю о прошлом , родные мои, понимаю: нам есть чем гордиться. Главное, самое доброе дело своей жизни, девочки и мальчики, я завещал вам. Это школьный историко-краеведческий музей. Приглашаю вас, любознательные пятиклашки, в ближайшее время посетить его. Много тайн нашего села станут для вас открытыми.
Дорогие мои ребята!
Пишет вам ветеран Великой Отечественной войны Соколовский Николай Петрович.
Я прожил долгую нелегкую, но интересную жизнь. Когда я вспоминаю о прошлом , родные мои, понимаю: нам есть чем гордиться. Главное, самое доброе дело своей жизни, девочки и мальчики, я завещал вам. Это школьный историко-краеведческий музей. Приглашаю вас, любознательные пятиклашки, в ближайшее время посетить его. Много тайн нашего села станут для вас открытыми.
ЦЕЛИ | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1 Я ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ… 2. Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ… | 1. Я ПОНЯЛ, ЧТО ТАКОЕ… 2. Я НАУЧИЛСЯ : ВИДЕТЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ВЫДЕЛЯТЬ ЗНАКАМИ |
ЦЕЛИ | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1 Я ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ… 2. Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ… | 1. Я ПОНЯЛ, ЧТО ТАКОЕ… 2. Я НАУЧИЛСЯ : ВИДЕТЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ВЫДЕЛЯТЬ ЗНАКАМИ |
ЦЕЛИ | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1 Я ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ… 2. Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ… | 1. Я ПОНЯЛ, ЧТО ТАКОЕ… 2. Я НАУЧИЛСЯ : ВИДЕТЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ВЫДЕЛЯТЬ ЗНАКАМИ |
ЦЕЛИ | РЕЗУЛЬТАТЫ |
1 Я ДОЛЖЕН ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ… 2. Я ХОЧУ НАУЧИТЬСЯ… | 1. Я ПОНЯЛ, ЧТО ТАКОЕ… 2. Я НАУЧИЛСЯ : ВИДЕТЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО ВЫДЕЛЯТЬ ЗНАКАМИ |