СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 5 класс «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 5 класс «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»»

Урок русского языка в 5 классе

Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.


Разработала учитель русского языка и литературы Маянцева Н.А.
Цели урока:

Образовательные:

Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после шипящих  и Ц в окончаниях  имен существительных.

 Развивающие:

Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения)

Воспитательные

Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: учебник (под ред.Л.М.Рыбченковой,О.М.Александровой,А.В.Глазкова,А.Г.Лисицына-4-е изд.-М.:Просвещение,2014.),тетрадь карточки, листы для мини-проекта.

 

                                            Ход урока

  1. Организационный момент (приветствие).

 Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.

 

Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие – как страшный, мучительный сон.

                                Владимир Троицкий

А когда уроки проходят быстро, интересно?

Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.

  1. Активизация мыслительной деятельности.

Эпиграф.

     

«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,

Кто грамматических не знает свойств и правил»

         А.П. Сумароков

 

3. В начале урока пройдем по следам домашнего задания.

 

-Ребята, какой раздел языкознания мы с вами изучаем? (Морфология)

-А какую мы изучаем часть речи?(существительное)

-Какие же морфологические признаки существительного нам известны?

( склонение, род, падеж, число, одушевленность-неодушевленность)

- Посмотрите на доску. Здесь записаны слова, у которых необходимо определить склонение. Чтобы узнать склонение мы должны обратить внимание на какой морфологический признак? (род).

- По цепочке определяем склонение, комментируя ответ.

Друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, дружба, тетрадь.

3. Постановка проблемы.

 На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.

У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?

Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.

– В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).

– В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.

Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж ,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. На доске вывешивается карточка.

Ш, Ж, Ш, Щ- шипящие.

2.Введение в тему урока.

На доске слова:

ш..пот

неуч…м

нож…м

свинц…м

бельч…нок

-Прочитайте слова.

- Что у них общего?

- Распределите на группы.

- Сформулируйте тему урока, цель.

- Сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.

Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е  после шипящих  и Ц в окончаниях  имен существительных. Это и есть тема нашего урока (запись в тетрадях).

Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.

Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД! 

3.Работа по теме урока.

Поиск решений.

  1. запишите два словосочетания.

Болеть душ...й, болеть сердц...м.

Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.

 

Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)

 

- В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме?(существ., оконч.) Напишите наверху часть речи. Выделите морфему.

 

- За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц).Подчеркните ее.

 

- А какая это может быть гласная? (о или е).Подчеркните ее.

- Открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока.

2) Ребята, обратите внимание на слова на доске:

 

Купцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей.

 

- Все ли слова понятны?

 

- Вспомните, в какой морфеме находиться наша орфограмма? (в окончании)

 

- После каких согласных? (шипящих)

 

- Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

 

- Выделите окончание, поставьте ударение.

 

- Теперь есть какие-нибудь гипотезы?

 

- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?

 

- Сформулируйте правило.

 

- В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. Падеже)

 

- А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило. Параграф 41 стр.24.

- Вернитесь к фразеологическим оборотам, вставьте пропущенную букву. Докажите.

 

4. Мини-проект (в группах)

 

- Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. А сейчас пользуясь учебником, попробуйте представить новое правило в виде схемы, таблицы или рисунки. Работаем в группах, на альбомном листе. Не забудьте примеры.

 

- Закончили, а теперь давайте ваши работы повесим на доске, а на следующем уроке оценим их.

 

- Так от чего же зависит правописание букв о – е в окончаниях имен существительных? (ударение)

 

5. Закрепление материала

 по выбору

1 группа – работа по учебнику с. 24(упр.303)

2 группа – выборочный диктант

Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м.
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м.
Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.

     3 группа – Записать данные имена существительные с предлогами. Записать только полученные слова.

с (орлица) –

перед (Сережа) -

с (борщ) –

за (рубеж) –

под (кожа) –

за (плащ) –

за (больница) –

с (меч) –

перед (малыш)-

- Проверим.

 

- Кто допустил ошибки? Молодцы.

 

6. – Ребята, а сейчас творческое задание. Я буду называть предметы, вам нужно записать название этих предметов в творительном падеже.

(карандашом, камышом, дворцом, полотенцем, ключом, малышом, кирпичом, блюдцем, тучей)

- Проверим. Кто не допустил ни одной ошибки?

 

7.Самостоятельная работа.

Выполнение упр.305,306(с.24-25)

- Справились. Поменялись тетрадями. Взаимопроверка. Исправили ошибки, если есть. А теперь оцените друга. Посмотрите на доску

«5»-нет ошибок

«4»-одна ошибка

«3»-две или три ошибки

«2»- четыре и больше

 

8. (Если время остается) Подберите синонимы - слова на изучаемую орфограмму, поставив в творительный падеж.

 

Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом), луну (месяцем), родник (ключом), свидетеля (очевидцем), поэта (стихотворцем) юношу (хлопцем), вид местности (пейзажем), грубияна (невежей).

 

8. (Если время) Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде. Выделите окончания существительных.

 

Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину – служить ей сердцим и душёй.

 

9Итог урока.

 

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы снова воспользуемся методикой незаконченного предложения.

 

- Сегодня на уроке мы познакомились....

 

- Мне удалось на уроке ....

 

- Самым интересным для меня на уроке было ....

 

- Я думаю, что с домашним заданием....

Молодцы, ребята!
Вам всем присуждается звание грамматиков.            

 Ищи свою дорогу с малых лет,

Уверенно вперёд иди сквозь годы,

Оставь - на этой лучшей из планет

Свой яркий след, живые всходы.

 

10. Домашнее задание: параграф 41(с.24-выучить правило), упр 307(с.25).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!