Урок русского языка в 5 классе
Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
Разработала учитель русского языка и литературы Маянцева Н.А.
Цели урока:
Образовательные:
Сформировать понятие у учащихся о правописании О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных.
Развивающие:
Содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских умений и навыков учащихся (сопоставлять и анализировать факты, высказывать свою точку зрения)
Воспитательные
Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе и парах; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: учебник (под ред.Л.М.Рыбченковой,О.М.Александровой,А.В.Глазкова,А.Г.Лисицына-4-е изд.-М.:Просвещение,2014.),тетрадь карточки, листы для мини-проекта.
Ход урока
-
Организационный момент (приветствие).
Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Владимир Троицкий
А когда уроки проходят быстро, интересно?
Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
-
Активизация мыслительной деятельности.
Эпиграф.
«Нельзя, чтоб тот себя письмом прославил,
Кто грамматических не знает свойств и правил»
А.П. Сумароков
3. В начале урока пройдем по следам домашнего задания.
-Ребята, какой раздел языкознания мы с вами изучаем? (Морфология)
-А какую мы изучаем часть речи?(существительное)
-Какие же морфологические признаки существительного нам известны?
( склонение, род, падеж, число, одушевленность-неодушевленность)
- Посмотрите на доску. Здесь записаны слова, у которых необходимо определить склонение. Чтобы узнать склонение мы должны обратить внимание на какой морфологический признак? (род).
- По цепочке определяем склонение, комментируя ответ.
Друг, окно, солнце, работа, помощь, дядя, снегирь, дружба, тетрадь.
3. Постановка проблемы.
На доске написаны буквы: Ж, Ш, Ч, Ц, Щ.
У. Прочитайте буквы. Что общего у этих букв? Какая буква “лишняя” в этом ряду, по какому признаку?
Д. Буква Ж, т.к. обозначает звонкий согласный звук (ж), остальные- глухие звуки.
– В слабой позиции буква Ж может обозначат и глухой согласный звук (ш).
– В данном ряду может быть “лишней” буква Ц, т.к. все остальные буквы обозначают все шипящие звуки.
Рассматриваются все варианты, предложенные детьми. Учитель останавливается на варианте, что Ш, Ж ,Ч, Щ - шипящие, а Ц нет. На доске вывешивается карточка.
Ш, Ж, Ш, Щ- шипящие.
2.Введение в тему урока.
На доске слова:
ш..пот
неуч…м
нож…м
свинц…м
бельч…нок
-Прочитайте слова.
- Что у них общего?
- Распределите на группы.
- Сформулируйте тему урока, цель.
- Сегодня с вами вместе будем открывать новые для нас законы языка.
Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования? Мы должны, ребята, будем открыть закон написания букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Это и есть тема нашего урока (запись в тетрадях).
Но мало открыть закон, надо научиться правильно использовать его, т.е. грамотно писать.
Итак, ИССЛЕДОВАТЕЛИ – ВПЕРЁД!
3.Работа по теме урока.
Поиск решений.
-
запишите два словосочетания.
Болеть душ...й, болеть сердц...м.
- Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.
Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)
- В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме?(существ., оконч.) Напишите наверху часть речи. Выделите морфему.
- За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц).Подчеркните ее.
- А какая это может быть гласная? (о или е).Подчеркните ее.
- Открыли тетради, записали число, классная работа и тему урока.
2) Ребята, обратите внимание на слова на доске:
Купцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей.
- Все ли слова понятны?
- Вспомните, в какой морфеме находиться наша орфограмма? (в окончании)
- После каких согласных? (шипящих)
- Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)
- Выделите окончание, поставьте ударение.
- Теперь есть какие-нибудь гипотезы?
- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных?
- Сформулируйте правило.
- В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. Падеже)
- А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило. Параграф 41 стр.24.
- Вернитесь к фразеологическим оборотам, вставьте пропущенную букву. Докажите.
4. Мини-проект (в группах)
- Итак, ребята, мы с вами познакомились с новым правилом. А сейчас пользуясь учебником, попробуйте представить новое правило в виде схемы, таблицы или рисунки. Работаем в группах, на альбомном листе. Не забудьте примеры.
- Закончили, а теперь давайте ваши работы повесим на доске, а на следующем уроке оценим их.
- Так от чего же зависит правописание букв о – е в окончаниях имен существительных? (ударение)
5. Закрепление материала
по выбору
1 группа – работа по учебнику с. 24(упр.303)
2 группа – выборочный диктант
Над крыш…й птиц…й вьется,
В оконце бьет луч…м,
В нем отражаясь солнц…м,
Как золотым меч…м.
С метелиц…ю споря - ненужным багаж…м,
Ее оставит в поле - за дальним рубеж…м.
Пожарищ…м – зарниц…й так управлять он рад,
В зеленой колеснице к нам катит месяц март.
3 группа – Записать данные имена существительные с предлогами. Записать только полученные слова.
с (орлица) –
перед (Сережа) -
с (борщ) –
за (рубеж) –
под (кожа) –
за (плащ) –
за (больница) –
с (меч) –
перед (малыш)-
- Проверим.
- Кто допустил ошибки? Молодцы.
6. – Ребята, а сейчас творческое задание. Я буду называть предметы, вам нужно записать название этих предметов в творительном падеже.
(карандашом, камышом, дворцом, полотенцем, ключом, малышом, кирпичом, блюдцем, тучей)
- Проверим. Кто не допустил ни одной ошибки?
7.Самостоятельная работа.
Выполнение упр.305,306(с.24-25)
- Справились. Поменялись тетрадями. Взаимопроверка. Исправили ошибки, если есть. А теперь оцените друга. Посмотрите на доску
«5»-нет ошибок
«4»-одна ошибка
«3»-две или три ошибки
«2»- четыре и больше
8. (Если время остается) Подберите синонимы - слова на изучаемую орфограмму, поставив в творительный падеж.
Границу по-другому называют (рубежом), воина (бойцом), доктора (врачом), луну (месяцем), родник (ключом), свидетеля (очевидцем), поэта (стихотворцем) юношу (хлопцем), вид местности (пейзажем), грубияна (невежей).
8. (Если время) Найдите и исправьте ошибки в предложениях. Запишите предложения в исправленном виде. Выделите окончания существительных.
Мой друг доволен своей удачий. Аркадий живет этажом выше. Герасим стал боком перед дверью, толкнул ее плечём и ввалился в дом со своею ношой. Я открыл дверь ключём. Народ называет землю кормилицой. Между гаражём и кузницей была мастерская. Важно только одно – любить народ, Родину – служить ей сердцим и душёй.
9Итог урока.
- Итак, ребята, наш урок подходит к концу, для итога урока мы снова воспользуемся методикой незаконченного предложения.
- Сегодня на уроке мы познакомились....
- Мне удалось на уроке ....
- Самым интересным для меня на уроке было ....
- Я думаю, что с домашним заданием....
Молодцы, ребята!
Вам всем присуждается звание грамматиков.
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперёд иди сквозь годы,
Оставь - на этой лучшей из планет
Свой яркий след, живые всходы.
10. Домашнее задание: параграф 41(с.24-выучить правило), упр 307(с.25).