СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка 9 класс»

литературы в 7 классе с применением ИКТ.

Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» .

Подготовила и провела :

учитель русского языка и литературы МБОУ «Чиркейский образовательный центр им.А.Омарова» - Агаева Марьям Абдулкадыровна

Цели и задачи урока: 1. Обучающие:

  • расширить знания учащихся о Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете.

  • закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств.

2. Развивающие:

  • развить интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

  • развить умение анализировать поэтический текст, “проникать в мир поэта”;

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родной природе.

  • воспитывать умение видеть и чувствовать красоту


  • Оборудование урока: презентации; фотографии и портреты поэтов; рисунки учащихся; композиция П. Чайковкого « Времена года»

Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф; ФИО поэтов и их портреты; на стендах рисунки учащихся.

Методические приемы: выразительное чтение стихотворений и их анализ, устное рисование .

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.


Эпиграф:


Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.(Ф.И. Тютчев)

Ход урока:

Орг. момент

Учитель: Ребята, сегодня мы будем работать с поэтическими текстами великих русских поэтов. Давайте постараемся работать так, чтобы каждый получил хорошую оценку. Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта, художника, композитора, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Явления природы, даже самые простые и обыденные, в искусстве предстают опоэтизированными и одухотворёнными.Это стихи Пушкина, Есенина, Фета, Тютчева, Бунина, рассказы Тургенева, Чехова, Паустовского и Пришвина, полотна Левитана, Шишкина, музыка Чайковского. Не зря я взяла сегодня эпиграфом к нашему уроку слова и з стихотворения Ф.И. Тютчева:

                           Не то, что мните вы, природа

                           Не слепок, не бездушный лик –

                           В ней есть душа, в ней есть свобода,

                           В ней есть любовь, в ней есть язык.

В ней неиссякаемый источник вдохновения поэтов и художников, композиторов и,

может быть, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться.

Класс делится на две группы.

Опережающее задание

Некоторым уч. было задано выучить наизусть стих. Тютчева и Фета, биографии поэтов.

Тихо звучит мелодия Чайковского « Времена года»

Выступление I группы( Одоманова Аминат выступает с биографией Тютчева)

Детские годы Фёдора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии.
Судьба Фёдора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке. И всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе. Так написаны и все его стихотворения о природе.
Тютчев – поэт-философ. И в своих стихах Тютчев стремится понять природу, включив ее в систему своих философских взглядов, превратив в часть своего внутреннего мира. Может быть, этим стремлением вместить природу в рамки человеческого сознания продиктована страсть Тютчева к олицетворениям. Вспомним хотя бы известное стихотворение «Весенние воды», где ручьи «бегут и блещут, и гласят».

( Выразительное чтение наизусть 1 учеником, 2 ученик делает анализ стихотворения)

. Порой это стремление к «очеловечиванию» природы приводит поэта к языческим, мифологическим образам. В стихотворении «Весенняя гроза» блистательную, радостную картину пробуждения сил природы венчают такие строки:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Слиясь, на землю пролила.

Ученик . В этом стихотворении описывается состояние природы во время грозы. Поэт живо рисует картину её приближения.

Две первые строфы рисуют ожидание грозы, две вторые – саму грозу, пятая строфа изображает умиротворение освеженной грозой природы.

Эпитеты создают цветовые образы: «зеленеющие нивы / зеленее под грозой», «синей молнии струя», «пламень белый и летучий».
Настроение понятно по строчке: «раскаты громовые всё сердитей и смелей».
Сравнение «Вихрем пыль летит с полей» придает динамизм, стремительность действию.
Природа в этом стихотворении живет не сама по себе. Её образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека.
Однако стремление понять, осмыслить природу приводит лишь к тому, что поэт чувствует себя оторванным от нее. Поэтому во многих стихотворениях Тютчева, особенно позднего периода, так ярко звучит стремление растворится в природе, «слиться с беспредельным».

К концу жизни Тютчев осознает, человек является «лишь грезою

природы». Природа видится ему «всепоглощающей и миротворной бездной»,

которая внушает поэту не только страх, но едва ли не ненависть. Но над ней

не властен его разум, «духа мощного господство».

Так на протяжении жизни меняется образ природы в сознании и

творчестве Тютчева. Отношения природы и поэта все больше напоминают

«поединок роковой». Но ведь именно так сам Тютчев определил подлинную любовь.

Учитель: Давайте теперь перейдем к изучению нового материала . Будем анализировать стих.

Учащиеся внимательно читают стих. про себя 1 раз

Федор Тютчев Слайд 2

«Еще шумел веселый день»


Еще шумел веселый день,
Толпами улица блистала,
И облаков вечерних тень
По светлым кровлям пролетала. 

И доносилися порой
Все звуки жизни благодатной —
И все в один сливалось строй,
Стозвучный, шумный и невнятный. 

Весенней негой утомлен,
Я впал в невольное забвенье;
Не знаю, долог ли был сон,
Но странно было пробужденье...
Затих повсюду шум и гам
И воцарилося молчанье —
Ходили тени по стенам
И полусонное мерцанье... 

Украдкою в мое окно
Глядело бледное светило,
И мне казалось, что оно
Мою дремоту сторожило. 

И мне казалось, что меня
Какой-то миротворный гений
Из пышно-золотого дня
Увлек, незримый, в царство теней.

Учитель: Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? Какие средства художественной выразительности использует автор ? Для чего он использует их?

Ответы учащихсяТютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».

Показ слайдов (пейзажи природы) 3-10

Слово учителя: Обратимся к творчеству другого известного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета.

Выступление II группы.(Гамзатов А. выступает )Слайд 11

Детство Афанасий Афанасьевич Фет провёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом.

C самого раннего детства Фет, как он сам говорил, был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам.

Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был тонким наблюдателем природы и умел запечатлеть увиденное.

Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились. Он увидел в Фете «таинственное дарование».

Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её.

Совершенно по – другому воспринимал природу Фет. Он не стремится «подняться» над природой, анализировать ее с позиций разума. Фет ощущает себя органичной частью природы. В его стихах передается чувственное, эмоциональное восприятие мира. Для Фета она в самом деле является естественной средой жизни и творчества. Творческий порыв приходит к нему вместе с пробуждением природы.

Учитель:В стихотворении «Вечер» А.А.Фет описывает один промежуток времени – между днем и ночью. Картина природы в этом периоде суток создана полностью, все гармонично и едино слито умелой рукой мастера



ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу,

Прокатилось над рощей немою,

Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками

Убегает на запад река.

Погорев золотыми каймами,

Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,

Вздохи дня есть в дыханьи ночном, —

Но зарница уж теплится ярко

Голубым и зеленым огнем.



Учитель:Природа – вечная красота, которая совсем рядом, она создана для каждого, каждому доступна, но далеко не все на нее смотрят. Фет умел не только видеть прелесть неброского русского пейзажа, он замечал малейшие детали, которые на самом деле были довольно значимыми. Поэт в своих произведениях создавал новый мир, в котором и деревья и река могли быть словно одушевленными, с ними можно поговорить и помолчать, научиться у них и т.д.

Понравилось ли вам стих. Фета? Какие краски использует автор, какие средства худ.выразительности?

Учащиеся 2 группы Пейзаж произведения «Вечер» повествует о явлении сочетания дня и ночи, переходном времени – о вечере. Вечер многими литераторами и музыкантами считался загадочным явлением, которое совмещает в себе признаки дня и ночи. О вечерах говорили многие, выражая свои эмоции, но вряд ли кто-то сможет сказать о вечере так, как это удалось Фету. Вечер изображен самостоятельным явлением, без прибавления человеческих впечатлений. Пейзаж четко, подробно описывается: «ясная река», «померкший луг». Говоря о золотой кайме облаков, поэт создает неуловимый образ заходящего солнца. Стихотворение переполняет жизнь, в нем столько звуков: «прозвучало», «прозвенело». Таким образом, поэт говорит не о статичной картинке, а о непрерывно меняющемся мире, словно о живом существе. Здесь описано лишь мгновение, короткий промежуток времени захода солнца, но в нем столько динамики, словно это описание целого дня. Поэт подмечает постоянное движение, которое происходит в природе. Она не стабильна, все проходящее, это мир движения, отражения, мимолетных соприкосновений.

Вечер всегда считался особенным временем, которое превращает день в ночь. Это период переходов, явления особенно быстро сменяют друг друга. Фет сумел мастерски запечатлеть эти мгновения. Все предметы остаются такими же, какими секунду назад их увидел автор. Стихотворение не говорит об ожидаемом наступлении темноты, здесь нет теней и мрака. Напротив, произведение завершается ярким светом зарниц. Молнии поясняют звуки, описанные в первом куплете наступлением грозы, и вместо сна продолжают динамику природы.

Физкультминутка Учитель: На уроке русского языка мы изучаем тему «Действительные и страдательные причастия»

Давайте проверим, на сколько хорошо вы поняли эту тему. Я называю действ.причастия-вы хлопаете в ладоши, называю страдат.причастия-вы топаете ножками 1 раз.

Словарная работа Слайд25

Всецело- целиком, полностью.

Невнятный- плохо слышный, неотчетливый, непонятный 
Пример: Н. лепет. Невнятная речь

Мерцание -  слабый, поблёскивающий свет( мерцать,меркнуть) Действие по гл.мерцать. Мерцание звезд.

Учащиеся составляют словосочетания с новыми словами.

Учитель: Итак, мы рассмотрели изображение природы в творчестве таких двух крупнейших русских поэтов, как Тютчев и Фет. Для обоих поэтов природа— одна из центральных тем в творчестве. Для Тютчева и Фета природа является могущественной силой, носительницей некой высшей мудрости. В их стихах повторяются общие мотивы природных стихий: звезд, неба, моря, огня, зари и так далее. Часто с помощью картин природы эти поэты передают состояние человеческой души.

Однако для Тютчева более характерно отношение к природе с позиций разума, а для Фета – с позиций чувства. Но бесспорно то, что оба поэта являются величайшими мастерами пейзажной лирики.Лирика Фета – это вселенная красоты, три основные составляющие которой – природа, любовь и песняСтихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин — " самыми искренними, свежими".

Заключительное слово учителя.Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью, наблюдательностью, мастерством писали русские поэты XIX века, какие точные, красочные слова и выражения использовали. Эти поэты обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью. Давайте обратимся к рисункам, которые были созданы к звучащим сегодня стихотворениям. Слайды

Учитель:Стихи нам помогают открывать красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия — великое чудо. Но откроется она не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.Постарайтесь же стать такими!

V. Итог урока. Слайд 26 Ребята! Чему же вы научились сегодня на уроке? Что узнали нового из творчества великих художников? Сегодня только приоткрыли завесу, скрывающую удивительный мир поэзии. Я надеюсь, что у вас возникло желание больше узнать о природных тайнах этого поистине загадочного мира. Будьте очень внимательны, потому что вы сегодня получите необычные домашние задания. Это – творческие проекты, они могут быть индивидуальные и коллективные. Благодарю всех за урок.

VI. Задание на дом.  Открыли дневники и записали домашнее задание: . Выучить стих. Наизусть

Темы проектов: Создание презентаций по разным темам: “Пейзаж русской зимы”, т.к. зима-любимое время года Тютчева ,“Природные явления”, и т.д. Сочинения, стихи о природе.

VII. Оценки за урок.

Учитель: Самооценка.

Рефлексия.

-Мне понравился урок и я узнал много чего нового( красный флажок)

-Мне урок не понравился, ничего нового я не узнал. ( синий флажок)









































Анализ

открытого урока русского языка в 7 классе

МБОУ «Чиркейский образовательный центр им.А.Омарова»

Дата проведения: декабрь 2017

Учитель: Агаева М.А.

Тема : Родная природа в стихотворениях А.А Фета и Ф.Тютчева. Стихотворения «Вечер», «Еще шумел веселый день» .

Цели и задачи урока: 1. Обучающие:

  • расширить знания учащихся о Ф.И.Тютчеве, А.А.Фете.

  • закрепить умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств.

2. Развивающие:

  • развить интерес к поэзии – помочь вызвать зрительные образы при чтении стихов, понять настроения, чувства поэтов;

  • развить умение анализировать поэтический текст, “проникать в мир поэта”;

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родной природе.

  • воспитывать умение видеть и чувствовать красоту


  • Оборудование урока: презентации; фотографии и портреты поэтов; рисунки учащихся; композиция П. Чайковкого « Времена года»

Оформление урока: на доске тема урока, эпиграф; ФИО поэтов и их портреты; на стендах рисунки учащихся.

Методические приемы: выразительное чтение стихотворений и их анализ, устное рисование .

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.


Оргмомент настроила ребят на работу: взаимное приветствие, фиксация отсутствующих, проверка готовности учеников к уроку, постановка задач, использование эпиграфа «Не то, что мните вы, природа

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.(Ф.И. Тютчев)

привело к пониманию обучающимися целей урока.

Само содержание учебного материала соответствует целям урока, отличается доступностью.

Цели были поставлены реальные. Морально – психологическая обстановка была демократичной.

Форма урока: урок самостоятельного поиска знаний, где превалировала форма беседы с элементами рассуждения. В беседе учитель создавал ситуации, при которых учащиеся делали самостоятельные выводы, «открывали» для себя личности писателей, особенности их творчества.

Тип и структура урока: урок изучения нового материала с соответствующей структурой. Структура соответствует теме и целям урока. Все этапы шли последовательно, хорошо продумана их продолжительность. Время на уроке было распределено экономно, удалось выполнить все намеченное. В конце урока были подведены итоги, предложено несколько вопросов на контроль изученного. Домашнее задание объявлено своевременно, за 2 минуты до звонка.

Содержание урока. Тема урока соответствует плану учебной программы. Новый материал был подготовлен и преподнесён учителем и обучающимися полно, достоверно, доступно и интересно. Особое внимание уделялось выразительности речи обучающихся.

Методы и приёмы обучения. На уроке использовалась индивидуальная и коллективная формы работы.

Методы: наглядный, репродуктивный, частично – поисковый, рассказ, беседа. Все эти методы отвечают содержанию учебного материала, целям урока. Также были использованы разные формы организации урока: фронтальная (беседа по наводящим вопросам при исследовании творчества Ф.И.Тютчева и А.А.Фета и при закреплении материала); индивидуальная (выступление учащихся). Контроль усвоения знаний был осуществлён в форме беседы. Материал, подобранный учителем, подчинён цели урока

Соблюдены главные воспитательные, дидактические, психологические и санитарно-гигиенические требования к уроку.







Замдиректора по УР: /АбдулаевА.Г.

Методист: /Гаджиева Х.Г./

Руководитель ШМО: /Мухидинова А.Г./

Учитель русского языка /Джамалова А.М../



Тема. А.С.Пушкин. .Слово о поэте. Свободолюбивые мотивы в стихотворении «Во глубине сибирских руд…». Тема дружбы в стихотворении "И.И. Пущину".



Цели урока:

  • Обучающая - формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить с лицейским периодом жизни поэта, с новым лирическим произведением, с понятием послание.

  • Развивающая – развивать умения структурировать и использовать информацию, навыки анализа лирического произведения и выразительного чтения; развивать монологическую и диалогическую речь.

  • Воспитывающая – научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события; воспитывать чувство гордости за славное имя поэта А.С.Пушкина.

Оборудование: учебники литературы для 8 класса, , мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Слово учителя. Эмоциональный настрой. Определение темы, целей, задач урока.

С ранних лет мы знакомы с творчеством А.С.Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем новую страничку жизни этого замечательного поэта, больше читаем, узнаем о его творчестве, его окружении, его времени. Сегодня мы снова возвращаемся к творчеству А.С. Пушкина.

- Помните ли вы, как Пушкин вошел в вашу жизнь?

- Что вы знаете о Пушкине?

- Какие его произведения читали, слышали?

Сегодня мы с вами познакомимся с лицейскими годами А.С.Пушкина, с его друзьями и прочитаем стихотворение, посвященное одному из них. Попытаемся понять, какое место в жизни А.С.Пушкина занимал Лицей, чем была для поэта дружба, какие чувства передаёт стихотворение «И.И.Пущину».

2. Лицейские годы

Каких лицейских друзей А.С.Пушкина вы знаете?

У А.С.Пушкина было много друзей. В лицее процветал культ дружбы. Это не значило, что никто ни с кем не ссорился. Давайте посмотрим на и и узнаем вторые имена лицеистов.

Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. 

Двое из них были поэтами. Все лицейские друзья Пушкина – и он сам прежде всего – были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством.

Биография А.С.Пушкина Сообщение уч.

После окончания лицея Пушкин был определен в коллегию иностранных дел, впоследствии (в 1832 году), коллегия преобразовалась в министерство иностранных дел. Среди сослуживцев Пушкина был Грибоедов. Через месяц после поступления на службу Пушкин уже получил отпуск до сентября и около двух месяцев провел в Михайловском, псковском имении матери. Затем Пушкин почти безвыездно оставался три года в Петербурге (не считая поездки в Михайловское летом 1819 года). После лицея в 1817 году Пушкин печатается в журналах, подбирает стихи для своего сборника, хочет выпустить свою книгу. Работает над поэмой "Руслан и Людмила", которую он начал писать в последний год лицея. Литературная обстановка после окончания лицея Пушкиным изменилась.

3. Выразительное чтение стихотворения.

Друзьям посвящены многие лирические произведения Пушкина.

Встретились и подружились некогда в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. Казалось, они были очень разными. Пушкин — порывист и вспыльчив, Пущин — уравновешен, упорен, рассудителен.

11 января 1825 год. Пушкин в ссылке в Михайловском. На предрассветном морозе зазвенел в парке поддужный колокольчик. Пушкин сквозь сон услышал — и не поверил. Думал, чудится. Снова звякнуло. Еще, еще... Сердце бешено заколотилось. Кто это? За ним? К нему? С бедой ли, с радостью? Не помня себя, босиком, в одной рубашке выбежал Пушкин на крыльцо. Кто-то высокий, румяный, в тяжелой медвежьей шубе вылез из саней, схватил его в охапку, потащил в дом. Пущин! Жано! 

На шум прибежала Арина Родионовна. Видит, Александр Сергеевич босиком, неодетый, с ним незнакомец в шубе. Смотрят друг на друга, целуются, плачут. Няня поняла: приехал друг — и кинулась к Пущину. Спокойная беседа началась за кофе и трубками. Пущин расположился в удобном кресле. Пушкин не мог усидеть от радости. Его обычная живость проявлялась во всем. Вспоминали Лицей, Петербург, шутили, смеялись от полноты души.

Слайд18 Пушкин, жестикулируя, читает рукопись. Он изображен в центре картины, в центре своего кабинета. Справа от него, удобно расположившись в кресле, внимательно слушает друга Пущин. На заднем плане слева мы видим няню. Она даже прервала свою работу, тоже заслушавшись чтением Пушкина.

В три часа ночи двенадцатого января друзья расстались. Как оказалось потом, навечно. Пущину предстояла Сенатская площадь и тридцать лет сибирской каторги. Стариком он помнил: «Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него: он остановился на крыльце со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: "Прощай, друг!"»

Пушкин остался один. Но долго согревал ему душу день, проведенный с другом, вспоминалась их беседа. Этой встрече Пушкин посвятил стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный”. Они не знали, что видятся в последний раз: в 1826 году декабрист И.И. Пущин был сослан на каторгу в Сибирь.

4. Прослушаем стихотворение «И.И.Пущину»

Жанр стихотворения - дружеское послание.

Послание — литературное произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам. Оно рассчитано на широкий круг читателей.

4.1. Анализ стихотворения.

- Стихотворение “И.И.Пущину” написано в жанре послания. СЛАЙД № 16

Попробуем доказать.

- Прочитайте еще раз первую строку. С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?

Наверное, задушевно, грустно, светло.

- Какие обращения подбирает поэт? К кому человеку мы можем обратиться с такими словами?

Друг, друг бесценный; к близкому человеку, к другу.

- Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?

Благодарностью и нежностью.

- Что соединяет вторую половину стихотворения с первой?

Слова «то же утешенье» - ответ на те давние события; невозможно увидеться с друзьями, но есть другой способ соединения – «голос» и «душа», для них расстояния не преграда.

- Объясните выражение “… я судьбу благословил, когда мой двор… твой колокольчик огласил”?

Чувство благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Радость встречи так велика, что лирический герой примирился с жизненными невзгодами, даже порадовался своей судьбе, подарившей счастье иметь такого друга.

А.С.Пушкин относился к дружбе как к необходимому явлению жизни. Настоящая дружба по убеждению поэта может поддержать человека в самые тяжёлые минуты. Дружба дарит счастье общения, понимания, сопереживания. Она помогает выстоять. Друзья сохраняют верность на всю жизнь.

Проследите по тексту стихотворения развитие чувства дружбы к Пущину. Переживает ли лирический герой чувство дружбы как важное явление своей жизни?

Детская дружба с Пущиным лирическим героем называется «лучом», дни рядом с другом – «ясные дни». Посещение Пущиным опального поэта сравнивается с бесценным даром судьбы. Лирический герой надеется, что его любовь к другу, горячее участие в его трагической судьбе поможет Пущину, утешит в «заточенье».

Как нужно читать это стихотворение?

3.5. Стихотворный размер.

- Каким размером написано стихотворение?

о. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Число строк в строфе пять. Стихотворение написано высоким торже¬ственным стилем с использованием старославянской лексики. Вот примеры: «судьбу благословил», «колокольчик огласил», «святое провиденье». Поэт во второй строфе использует дважды частицу «да», что придаёт тексту громкость и декларативность звучания. Слова «уединенный», «занесенный» произносится с е(йе) под ударением, так как с этими словами рифмуется «бесценный». Эпитеты: первый друг, друг бесценный, печальным снегом, яс¬ных дней.

4.Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

1. Сообщение «историка» о восстании декабристов.

Восста́ние декабристов — попытка государственного переворота, состоявшаяся в Петербурге, столице Российской империи, 14 (26) декабря 1825 года.

В первой четверти 19 в. в России зародилась революционная идеология, носителями которой были декабристы. Разочаровавшаяся в политике Александра I часть прогрессивного дворянства решила покончить с причинами отсталости России.

Познакомившееся с политическими движениями Запада во время освободительных походов передовое дворянство понимало, что основой отсталости Российского государства является крепостное право.

В феврале 1816 г. в Петербурге возникло первое тайное политическое общество, целью которого было уничтожение крепостного права и принятие конституции. В его состав входили 28 членов (А.Н.Муравьев, С.И. и М.И.Муравьевы-Апостолы, С.П.Трубецкой, И.Д.Якушкин, П.И.Пестель и др.)

В 1818 г. в Москве была создана организация «Союз благоденствия», которая насчитывала 200 членов и имела управы в других городах.

В марте 1821 г. на Украине возникло Южное общество во главе с П.И.Пестелем, который был автором программного документа «Русская Правда».

В Петербурге по инициативе Н.М.Муравьева было создано «Северное общество».

Началась подготовка к вооруженному восстанию.

Смерть Александра I в ноябре 1825 г. подтолкнула заговорщиков к более активным действиям. Было решено в день принесения присяги новому царю Николаю I осуществить захват монарха и Сената и принудить их к введению в России конституционного строя.

Политическим руководителем восстания избрали князя Трубецкого, который в последний момент отказался от участия в восстании.

Утром 14 декабря 1825 г. на Сенатскую площадь вышел Лейб-гвардии Московский полк. К нему присоединились Гвардейский морской экипаж и Лейб-гвардии гренадерский полк. Всего собралось около 3 тысяч человек.

Однако Николай I, уведомленный о готовящемся заговоре, заранее принял присягу Сената и, стянув верные ему войска, окружил восставших. После переговоров Николай I приказал применить артиллерию. Восстание в Петербурге было разгромлено.

По делу декабристов было привлечено 579 человек. Признаны виновными 287. Пятерым вынесен и приведен в исполнение смертный приговор (К.Ф.Рылеев, П.И.Пестель, П.Г.Каховский М.П.Бестужев-Рюмин, С.И.Муравьев-Апостол). 120 человек были сосланы на каторгу в Сибирь или на поселение.

Причинами поражения восстания декабристов явились несогласованность действий, отсутствие поддержки со стороны всех слоев общества, которое не было готово к радикальным преобразованиям. Это выступление было первым открытым протестом и грозным предупреждением самодержавию о необходимости коренного переустройства российского общества.

4.2.. Слайдовая презентация «Пушкин и декабристы».

4.3. Выразительное чтение учащимися стихотворения «Во глубине сибирских руд…»

- Какова интонация стихотворения?

Интонация эмоционально приподнятая и одновременно задушевно лирическая.

- Каким чувством проникнуто стихотворение?

4.4.Выразительное чтение учащимися первой строфы

Стихотворение появилось на волне энтузиазма, который был вызван решительным поступком-подвигом немалой части жён декабристов. Они пренебрегли всем — положением в свете, богатством, знатностью, и отправились вслед за своими мужьями в ссылку.

Особенно тронула Пушкина прощальная встреча с Марией Раевской . Она уезжала в числе первых, в качестве супруги С.Г.Волконского. Наказание Волконского измерялось двадцатью годами каторжных работ.

В стихотворении «Во глубине сибирских руд» доминирует гражданская тема, тема верности идеалам юности. Цель, которую ставил перед собой поэт: укрепить и поднять дух не только двух бывших выпускников Царскосельского лицея – Пущина и Кюхельбекера, а весь состав декабристов, обречённых на тяжёлый труд «в каторжных норах» забайкальских Нерчиских рудников, вселить в них надежду на лучшее. Вера в то, что всё плохое скоро закончится – именно этим обуславливается эмоционально насыщенный тон произведения.

Трагический 1825 год, последующие тяжелые годы не смогли подавить в Пушкине страстной жажды свободы, надежды на ее достижение. В 1827 году он пишет послание «В Сибирь» и передает его с женой декабриста Н. Муравьева, которая отправилась к мужу, чтобы разделить его судьбу. 
    Среди декабристов было много друзей А.С. Пушкина. Весть о разгроме и арестах он воспринял как личную трагедию. 
    Послание написано в высоком стиле, в нем много абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода, Любовь, Дружество. 
    Автор рисует мрачное пространство, в котором оказались герои: «мрачное подземелье», «каторжные норы», «оковы тяжкие», «темницы». Эти образы создают трагическую атмосферу несчастья, постигшего друзей поэта. 
    Однако лирический герой уверен, что у несчастья всегда есть верная сестра – надежда. И он надеется, он верит в человека, в борца, который способен в самых тяжелых условиях сохранить в себе «гордое терпенье», верность своим идеалам, «дум высокое стремленье». Герой уверен, что «любовь и дружество», «свободный глас» единомышленника способны поддержать ссыльных, помочь им переносить все тяжести каторги. Он также уверен, что рано или поздно справедливость восторжествует, и это заставляет его радоваться: 
    оковы тяжкие падут, темницы рухнут – 
    и Свобода вас встретит радостно у входа, 
    и братья меч вам отдадут. 
    Финал стихотворения звучит оптимистично, он полон надежды и веры. 
    Известно, что декабристы получили послание поэта, и оно действительно очень поддержало их.

4.5. Лексическая работа: терпенье.

- В каком значении употреблено слово терпенье в данной строфе?

Слово «терпенье» здесь употреблено не в смысле примирения с существующим положением вещей, не в смысле смирения. Пушкин говорит о гордом терпении, подразумевая при этом стойкость, мужество, сопротивление.

- Что, по мысли поэта, должно придать силы декабристам?

Не упасть духом, хранить гордое терпенье они смогут, сознавая, что их «...скорбный труд// И дум высокое стремление» не пропадет.

- Какое значение имеет словосочетание скорбный труд?

4.6. Лексическая работа: скорбный.

4.7. Выразительное чтение учащимися второй строфы.

- Какое время называет «желанной порой» поэт?

«Желанная пора» — время освобождения декабристов.

4.8. Слово учителя.

Высказывания Пушкина последекабрьского периода свидетельствуют том, что после поражения восстания декабристов он разуверился в возможности изменить существующий общественно-политический строй революционным путем. «Желанная пора» — освобождение декабристов — должна наступить не в результате вооруженного переворота, а по приказанию царя.

4.9. Выразительное чтение учащимися третьего четверостишия.

- Кикой эпитет повторяется дважды в стихотворении?

Эпитет «мрачный».

4.10. Лексическая работа: мрачный.

- В каком значении употреблено слово?

- Какой смысл заключен в словосочетании «свободный глас»?

Новый царь заявил, что освобождает поэта от цензуры. Освобождение кажется поэту залогом будущего освобождения декабристов.

4.11. Выразительное чтение учащимся четвертого четверостишия.

- Какие настроения, господствовавшие в общественной жизни, нашли отражение в стихотворении А.С. Пушкина?

Послание Пушкина не только выражение его личного отношения к декабристам. Оно явилось отражением настроений оппозиционных слоев передового русского общества.

III. Подведение итогов урока.

А.С.Пушкин учит нас любить родину не только в дни ее величия и благоденствия, но и в годину бед и вставать на ее защиту, давая отпор врагу. Он напоминает о ее великой истории, учит гордиться своим отечеством.

IV. Домашнее задание.

1.Выучить наизусть стихотворение А.С.Пушкина «Во глубине сибирских руд…».

Сочинение-миниатюра «Дружба в моей жизни»











































Анализ открытого урока по литературе в 8 классе

МКОУ «Чиркейский лицей»

Учитель: Агаева М.А.

Класс –8

Цели урока:

  • Обучающая - формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить с лицейским периодом жизни поэта, с новым лирическим произведением, с понятием послание.

  • Развивающая – развивать умения структурировать и использовать информацию, навыки анализа лирического произведения и выразительного чтения; развивать монологическую и диалогическую речь.

  • Воспитывающая – научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события; воспитывать чувство гордости за славное имя поэта А.С.Пушкина.

Оборудование: учебники литературы для 8 класса, , мультимедийная презентация.

Оргмомент настроил ребят на работу: взаимное приветствие, проверка готовности учеников к уроку, постановка задач.

Само содержание учебного материала соответствует целям урока, отличается доступностью.Цели были поставлены реальные.

Форма урока: урок-открытие, где превалировала форма беседы с элементами рассуждения. В беседе учитель создавал ситуации, при которых учащиеся делали самостоятельные выводы, «открывали» для себя личность писателя, особенности его творчества. В этом – открытие .

Тип и структура урока: урок изучения нового материала с соответствующей структурой. Структура соответствует теме и целям урока. Все этапы шли последовательно, хорошо продумана их продолжительность. Время на уроке было распределено экономно, удалось выполнить все намеченное. В конце урока были подведены итоги, предложено несколько вопросов на контроль изученного. Домашнее задание объявлено своевременно.

Содержание урока. Тема урока соответствует плану учебной программы. Новый материал был подготовлен и преподнесен учителем и учащимися полно, достоверно, доступно и интересно. Особое внимание уделялось выразительности речи обучающихся.

Домашнее задание носит творческий характер и органично вписано в содержание урока: «Написать сочинение-миниатюру «Дружба в моей жизни»

Методы и приемы обучения. На уроке использовалась индивидуальная и коллективная формы работы.

Методы: наглядный, репродуктивный, частично – поисковый, рассказ, беседа. Все эти методы отвечают содержанию учебного материала, целям урока. Также были использованы разные формы организации урока: фронтальная (беседа по наводящим вопросам при исследовании творчества А.С.Пушкина и при закреплении материала); индивидуальная (выступление учащихся). Контроль усвоения знаний был осуществлен в форме беседы. Материал, подобранный учителем, подчинен цели урока: познакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.

Соблюдены главные воспитательные, дидактические, психологические и санитарно- гигиенические требования к уроку.

Выводы:

1.Триединая дидактическая цель урока достигнута. Поставленные в начале урока цели были приняты всеми учащимися.

  1. Реальные результаты – активная работа учащихся на уроке. Намеченное выполнено.

  2. Методы, подобранные учителем, оптимально подобраны под содержание дидактической цели.

4Применение на уроке фронтальных и индивидуальных форм работы с классом способствовали его эффективности.

5Материал изложен в соответствии с программными требованиями, соответствует возрастным особенностям выпускников.

  1. Для домашней работы было предложено задание, которое требует творческого подхода.

8.Урок достиг целей, представляет собой целостную систему. Связь между дидактическими задачами, содержанием учебного материала, методами формами обучения обеспечили оптимальное функционирование всей системы урока.

Замдиректора по УР: /Абдулаев А.Г./

Замдиректора поВР: /Казимагомедова З.М./

Учителя русского языка и литературы: / Джамалдинова П.М./

/Магомедова К.М./









Анализ урока литературы

по теме «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева».

Учитель: Агаевой Марьям Абдулкадыровна

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления

Цели:

  Дать понятие о стихотворениях в прозе, познакомить с идейно-художественными особенностями “Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева;

  Учить анализировать произведения малого жанра, выявлять тему и основную мысль;

  Воспитывать чувства прекрасного;

  Развивать эмоциональную сферу, образное мышление.

Теория литературы: стихотворения в прозе, рефрен, антитеза.

Для достижения целей и успешного решения поставленных задач учителем была выбрана структура урока, которая включала следующие элементы:

I. Организационный момент.

II. Этап постановки целей

III.этап подготовки к активному усвоению знаний.

IV.Физминутка.

V. Исследование творчества И.С.Тургенева

VI. Групповая работа

VII. Закрепление в вопросно-ответной форме.

VIII. Заключительное слово учителя.

IX. Домашнее задание.

Время, отведенное на все этапы урока, было использовано рационально. Структурные элементы урока взаимосвязаны, все этапы соблюдены, осуществлялся логичный переход от одного этапа к другому. Главный акцент делался на целостное восприятие учащимися темы, на повышение уровня культуры учащихся.

Для этого на уроке было использовано сочетание таких приемов и методов, как:

- поисково-исследовательский;

- групповой;

- наглядно-иллюстративный метод (использование ИКТ,

демонстрация слайдов работа с интерактивной доской);

коммуникативно-ориентированный;

- репродуктивный метод (чтение наизусть, активное восприятие и запоминание сообщаемой в рассказе учителя информации);

- словесный метод (рассказ, элементы беседы);

На уроке использовались различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.Применялись разные виды речевой деятельности: говорение, чтение наизусть. В качестве эффективного средств обучения на уроке успешно использовалась интерактивная доска.В своих комментариях учитель использовал исторические и биографические факты из жизниТургенева. На основе фактического материала учащиеся сопоставляли разрозненные явления, сравнивали; учились делать обобщения и выводы.

В работе учителя на уроке прослеживается логичность, последовательность и доступность в изложении материала. Использование на уроке разнообразных методов и приёмов позволило оценить работу каждого ученика, дать возможность дебатировать и анализировать активно на уроке. Чередование и смена видов деятельности обеспечивали поддержание работоспособности и активности учащихся на уроке. Работоспособность учащихся на уроке обеспечивалась за счет использования ИК-технологий, а также за счет создания учителем на уроке благоприятной психологической атмосферы. Психологическая атмосфера на уроке: активность учащихся, их расположенность к творческой деятельности, желание познания . Ребята учились думать, высказывать свое мнение и уважать мнения высказывающихся.

Отклонений от плана урока не было. Результативность урока хорошая. Перегрузки детей не было.

В ходе комментариев учителя было много полезных воспитательных моментов, поэтому анализируемый урок можно считать не только источником литературных познаний, но и уроком нравственного воспитания. Задачи урока решены. Этому помогло четкое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приемы подачи учебного материала.

Замдиректора по УР : /Абдулаев А.Г.\



Руководитель ШМО: /Мухидинова А.Г./



Учителя русского языка и литературы : /Абдулаева А.Х./

/Джамалдинова П.М./


Тема: Стихотворения в прозе И.С. Тургенева

Тип урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления

Цели:

  Дать понятие о стихотворениях в прозе, познакомить с идейно-художественными особенностями “Стихотворений в прозе” И.С.Тургенева;

  Учить анализировать произведения малого жанра, выявлять тему и основную мысль;

  Воспитывать чувства прекрасного;

  Развивать эмоциональную сферу, образное мышление.

Теория литературы: стихотворения в прозе, рефрен, антитеза.

Оборудование: компьютер, колонки, мультимедийная презентация, карточки с таблицами, стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы», «Русский язык».

Ход урока

  1. Организационный момент. 2 мин.

Учитель. Вы, ребята, молодцы!?

Ребята. Да!

Учитель. Вы, мальчишки, сильные?

Мальчики. Да!

Учитель. Вы, девчонки, красивые?

Девочки. Да!

Учитель. А какая у нас школа?

Ребята. Просто класс.

  1. Этап постановки целей урока и мотивации. 4 мин.

Звучит романс на стихи Тургенева «Утро туманное…»( слайд 1)

-  Это романс на стихи Ивана Сергеевича Тургенева «Утро туманное». Сегодня мы продолжаем открывать новые страницы его творчества.

ознакомимся с понятием «стихотворение в прозе» и его особенностями, научимся анализировать произведения такого жанра.

- Но для начала давайте вспомним, какое произведение Тургенева вы изучали раньше? (ответы учащихся).

- Замечательно. В образе Герасима Тургенев символически показал русский народ, его прекрасные черты.

  1. Этап подготовки к активному усвоению знаний 10 мин.

- Прочитайте эпиграф (один из учеников)

Добрый мой читатель, не пробегай

этих стихов сподряд: тебе, вероятно,

скучно станет…но читай их в враздробь:

сегодня одно, завтра другое; и которое-

нибудь из них, может быть, заронит

что-нибудь тебе в душу…

И. С. Тургенев

(эпиграф напечатан, прикреплен к доске).

- Объясним слова сподряд, враздробь (сподряд – подряд, враздробь - порознь)

- Какой же совет он дает своим читателям?

- Почему?

- Эти строки взяты из  сборника И.С. Тургенева «Стихотворения в прозе».  А что такое стихотворение  в прозе? Знаем? Нет, верно.  Попробуйте сформулировать  тему урока. («Стихотворения в прозе» И.С.Тургенева) Запись в тетрадях

- Итак, запишем тему урока.

Возвращаясь к эпиграфу, скажу, что каждое стихотворение – это отдельный этюд, миниатюра, у каждого своя тема, а объединены они в один цикл.

- Что необычного в названии цикла? (Стихотворения в прозе)

- Как же удалось автору совместить несовместимое? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим таблицу, проанализируем содержание среднего столбца и заполним графы "Поэзия" и "Проза"

Поэзия

Содержание

Проза

+

Рифма

-

+

Ритм

-

+

Размер (ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест)

-

Чаще небольшой

Объём

Больше, чем стихи

Строфы, строки

Способ размещения на листе

Сплошной текст

Передать чувства, переживания, впечатления, эмоции автора. Сюжет отсутствует

Цель

Передать сюжет, вызвать какие-то представления. Пересказ рассказа, романа возможен, а стихотворения – нет.

Формулировка определения жанра стихотворения в прозе совместно с учениками

Вывод: итак, какие признаки характерны для прозаического произведения? А для поэтического? (дети отвечают)

- Значит стихи в прозе нечто похожее и на прозу, и на поэзию.

- Чтобы определить черты стихотворения в прозе, прочитаем «Как хороши, как свежи были розы» Стр. 143 и на карточках  (чтение учителем под музыку) Слайд 2

Беседа с наводящими вопросами.

  1. Определите объем произведения? (небольшой объем);

  2. Посчитайте количество абзацев (6, текст небольшой, членение на мелкие абзацы);

  3. Какие эмоции вызвало у вас это стихотворение (разнообразные, эмоциональность повышена);

  4. Сможете пересказать сюжет? (нет - бессюжетная композиция);

  5. Кто это в 1 абзаце «Я прочел…», во втором «Я сижу…», в третьем «И вижу я себя» (лирический герой).

Посмотрите на слайд и запишите

Характерные признаки стихотворения в прозе:

  • небольшой объем

  • членение на мелкие абзацы

  • повышенная эмоциональность

  • обычно бессюжетная композиция

  • наличие лирического героя.

Слайд 3

Запись в тетрадях

Значит стихи в прозе нечто похожее и на прозу, и на поэзию.

- Опираясь на выводы таблицы и беседы по произведению, попытайтесь сформулировать определение  жанра стихотворения в прозе.

(предположения учащихся).

Итак, стихотворения  в прозе – это небольшие прозаические произведения, напоминающие по своему характеру лирические стихотворения, но лишенные стихотворной рифмы. Слайд 4

Физминутка. Давайте отдохнем: сделаем гимнастику для глаз, расслабляющие упражнения для мышц шеи и спины. Встаньте, руки на поясе. Делаем вращательные упражнения глазами: 5 раз по часовой стрелке, 5 раз – против. Теперь выполним упражнения  для снятия утомления с мышц туловища: И. п. — стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 — повернуть туловище направо; 2 — повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются неподвижными. Повторить 4-6 раз. Темп средний. И разрядим обстановку: громко и энергично похлопаем.

  1. Этап применения знаний в новых условиях

Мы определились с объяснением жанра.

  1. Анализ стихотворения «Как хороши, как свежи были розы».

Чтение стихотворения учеником.

Словарная работа. Не дерзаю – не смею. Дерзать (устар.) – осмеливаться на что-нибудь.

Ланнеровский вальс – вальс венского композитора Ланнера. Ланнеровские вальсы были популярны в годы, предшествовавшие появлению вальсов И.Штрауса.

Воркотня патриархального самовара – шум старинного кипящего самовара.

- Обратите внимание на заголовок стихотворения и первый абзац (давно давно я прочел одно стихотворение). И правда, такое стихотворение существует. Его написал давний знакомый Тургенева Иван Мятлев.

- Послушаем это стихотворение в прочтении Ирины. У вас на партах тексты есть. (Выразительное чтение)

- Стихотворение Мятлева пронизано чувством грусти и сожаления о неожиданно оборвавшейся молодости, еще не начавшейся жизни. Здесь противопоставлены Жизнь и смерть.

- Обратите внимание, сколько раз повторяется строка «Как хороши…» (6 раз). В литературе такие повторяющиеся строки называются рефреномЗапись в тетрадях.

- Чтобы узнать, зачем автору понадобилось использовать этот метод,  проанализируем стихотворение по абзацам.

1-й абзац – говорится о прошлом. Какие языковые средства показывают нам это (глаголы в прошедшем времени, наречия где-то, когда-то)

2-й – настоящее (наречие теперь, глаголы настоящего времени).

3-й – прошлое

4-й – настоящее

5-й – прошлое

6-й – настоящее

В стихотворении Мятлева перекликаются жизнь и смерть, а у Тургенева жизнь и смерть, молодость и старость, рефрен нужен, чтобы связать эти противопоставления. Такие противопоставления в литературе называют антитезой. Основа антитезы – антонимы.

  1. Что остаётся в памяти человека, прожившего долгую и трудную жизнь? (Тургенев воспевает прекрасные моменты – мгновения радости, счастья, любви).

  2. Давайте сформулируем в одном предложении главную мысль стихотворения.

  Ответы учеников:

- человеку не дано остановить мгновение, но именно из них складывается жизнь;

- все хорошее, что случается с человеком, он запомнит до конца жизни;

- как бы ни была сложна жизнь, в ней всегда есть прекрасные моменты, которые он никогда не забудет.

2. Анализ стихотворения  «Русский язык»

- Прочитать про себя и вслух.

Словарная работа

Тягостный – трудный, мучительный

Впасть в отчаяние – прийти в неприятное, тяжёлое состояние

- Найти признаки стихотворения в прозе.

- Тема (русский язык и великий народ)

- Основная мысль (Русский язык – язык великого народа.  Писатель завещал относиться к языку великого народа бережно, с уважением, любовью).

Наверное, вам хочется узнать, почему писатель обратился именно к стихотворениям в прозе. Послушаем историю создания. Это индивидуальная домашняя работа Инсафа.  

История создания стихотворений в прозе. слайд 5

Создание сборника «Стихотворения в прозе»

В предчувствии приближающейся смерти, вспоминая о прошлом и размышляя о настоящем, Тургенев задумывается о том, что он оставит здесь, на земле. Долгие годы он записывал на первом попавшемся клочке блеснувшие мысли, чтобы потом использовать это в своих произведениях. Это был своеобразный дневник. С 1877 года писатель обращается к этим записям и работает над ними. В 1882 году Тургенев отправляет в журнал «Вестник Европы» 51 стихотворение. Так появился сборник «Стихотворения в прозе» Еще 32 стихотворения будут опубликованы через 5 лет после его смерти. В этом сборнике собрано все, что волновало, привлекало и отталкивало Тургенева-писателя и Тургенева-человека. Ничтожность человеческой жизни перед вечностью природы; размышления писателя о русском народе, родине, гуманность человеческих отношений, торжествующая любовь, противопоставление добра и зла, воспоминания о давней любви, о подвиге и трусости, русский язык, его роль, смысл человеческой жизни, любовь и искусство, молодость и старость – вот основные темы стихотворений в прозе.

Спасибо, Инсаф.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание

Рефлексия.

Итак, подведём итоги

1) об особенностях жанра стихотворений в прозе

2) Обратимся к эпиграфу. Скажите  стихотворения в прозе заронили что-нибудь в вашу душу.

Следуйте совету И.С. Тургенева и продолжайте читать его замечательные шедевры: стихотворения в прозе.

Домашнее задание.

1) Прочитать стихотворения в прозе «Порог»,  «Памяти Ю.П. Вревской» - учебник

2) Выучить наизусть стихотворение «Русский язык».

Оценивание работ учащихся.

Приложения

















Тема урока: Подготовка к ЕГЭ. «Грамотная речь как показатель культуры современного выпускника».

Цель деятельности

Общеобразовательные:

- повторить и обобщить сведения о причастиях и деепричастиях, причастных и деепричастных оборотах;

- повторить орфоэпические нормы;

- закрепить навыки грамотного пунктуационного оформления в причастных и деепричастных оборотах;

- повторить правописание гласных в суффиксах причастий, правописание Н и НН в суффиксах причастий;

- формировать умение определять тип, стиль речи, тему, идею текста (лингвистические умения);

- подготовка к ЕГЭ.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к языку;

- воспитывать уважение к своим товарищам;

- осуществлять нравственное воспитание;

Развивающие:

- развивать внимание;

- развивать логическое мышление;

- активизировать мыслительную деятельность при анализе и составлении предложений;

- развивать коммуникативные способности при работе в парах;

- развивать: речь учащихся, культуру речи, творческие способности.

Тип урока

комбинированный


Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Образовательные ресурсы (источники).

Егораева Г.Т. ЕГЭ 1000 заданий. Изд. «Экзамен», Москва 2016г.

Розенталь Д.Э. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы – М.: 2004.

Васильевых И.П. Русский язык Типовые тестовые задания. Изд. «Экзамен» М.:2013

Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2015 Изд. «Легион» Ростов-на-Дону 2014.

Гольцова Н.Г. Русский язык: учебник для 10-11 классов ОУ. Изд. «Русское слово-учебник» 2014г.

http//festival.1september.ru/subjects

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем или группой подготовленных учащихся.

Основные понятия

Извлекать причастия и деепричастия в тексте





Ход урока

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово. Приветствие.


Добрый день, мои друзья,

Встречи с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали.

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.


1. Зачем и для чего мы изучаем русский язык в школе?

2. Каким вы представляете современного выпускника школы с точки зрения грамотности речи и культуры использования лексики.

3. На каком вы уровне***** по 100 бальной шкале?

4. Что нам нужно делать для достижения 100 баллов?

5. В последнее время какую часть ЕГЭ мы повторяем?

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

фронтальная

Познавательные:

Осознают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Устные ответы

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применения их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, обсуждение результатов работы по заданию.

В дневнегреческой мифологии самые интересные и необычные существа – это кентавры. Верхняя часть туловища – это руки и туловище человека, а нижняя их часть представляла собой туловище лошади.

Вот такие необычные существа, свои кентавры, есть и в русском языке.

Прежде, чем вы ответите на вопрос, о каких частях речи мы будем говорить на уроке, хочу вас познакомить с высказываниями великих людей.

«……………. – это часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного.» это слова Владимира Ивановича Даля автора знаменитого толкового словаря.

Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

И еще одно высказывание А.С.Пушкина: «……….… обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и пр. – заменяя выразительную краткость ………….. вялым оборотом»

Итак, ребята, о какой части речи сегодня пойдет речь на уроке?

Учащиеся: о причастии.

Правильно, о причастии. Причастие – это особая форма глагола. В русском языке есть еще одна особая форма глагола. Назовите её.

Учащиеся: деепричастие

Учитель: а теперь назовите тему урока.

Учащиеся: причастие и деепричастие.

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим задания ЕГЭ, в которых встречается причастие и деепричастие.

Отвечают на вопросы. Сформулируют свою точку зрения.

Фронтальная, индивидуальная

Познавательные:

Осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения

Обсуждение результатов работы по заданиям на доске

Цель: проверка орфоэпической грамотности.

Учитель:

1. Начнем урок с орфоэпической разминки. Нужно выделить ударную гласную в словах. (На доске причастия и деепричастия.)

Загнутый, избалованный, заселенный, кормящий, наживший, балуясь, целуясь, прибыв, начав.

К доске выходит учащийся, расставляет ударение.

Учитель: Чтобы лучше запомнить, какой слог ударный, подберем к словам рифмованную пару. Смотрим на экран, проверяем, правильно ли мы расставили ударение.

  • зАгнутый – сОгнутый - выгнутый

  • избалОванный - заколдованный

  • заселЁнный - населенный

  • кормЯщий – молЯщий - сидящий

  • нажИвший – прожИвший - изживший

  • балУясь - целуясь

  • прибЫв - забыв

  • начАв – понЯв – отняв

Учитель: в кратком причастии женского рода ударение падает на последний слог.

взЯто, взЯты, но взятА, занятА и запертА, поднятА и налитА.

Ударение на ТА.

2. Учащиеся выполняют из теста задание на выполнение которого отводится 2 минуты.

Проверку задания осуществляет сосед по парте. Если необходимо, исправляет.


Устанавливают причинно-следовательные связи между отдельными языковыми явлениями. Работа с заданием.

Индивидуальная, групповая.

Познавательные:

Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.


4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Работа с учебником.

  1. Морфологическая работа

Цель: развивать орфографическую зоркость, мышление, внимательность.

Учитель: Следующий этап урока (морфологический) – распределительный диктант. Прежде, чем приступить к этому заданию, вспомним, что такое причастие и деепричастие.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: распределите причастия и деепричастия по колонкам.

1 группа в первую колонку выписывает действительные причастия, а во вторую страдательные причастия.

2 группа в первую колонку выписывает деепричастие совершенного вида, во вторую колонку деепричастие несовершенного вида.

Изучив, построенный, обещая, вскочив, звеня, увлеченный, растущий, разбивая, тускнея, прочитав, распахнувшиеся, колотый, улыбаясь, сказав, поджаренный, загоревшийся, разрешивший, перекатанный, принятый, подъезжая, задуманный.

Осуществляем самопроверку.

1 учащийся читает действительные причастия

2 уч. читает страдательные причастия

3 уч. читает деепричастия совершенного вида

4 уч. читает деепричастия несовершенного вида.

Учитель: А теперь смотрим на экран, правильно ли мы выполнили задание.

Рядом со словами, написанными неверно, ставите минус.

Деепр.

со-верш.вида.

Деепр.несов.вида







Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Работают с заданием. Отвечают на вопросы, под руководством учителя делают проверку друг у друга.

Индивидуальная групповая

Познавательные: извлекают необходимую из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.


5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обучающая игра. Лингвистический эксперимент

  1. Проверка орфографии: (синтез индивидуальной и коллективной деятельности) – 7 мин.

Цель: проверка орфографической грамотности; умение распознавать словосочетания разных видов; умение распознавать части речи и их формы; владение приёмами морфемного и словообразовательного разбора.

Учитель: переходим к орфографической разминке. Работаем по группам.

Задание №1 выполняют задание, которое представлено на мультимедийном экране (совместная проверка).

взволнова…ый человек, испече…ый в духовке, иллюстрирова…ый журнал, немоще…ый тротуар, сваре…ые вкрутую, масле…ый блин, неклее…ая подошва, груже…ые бревнами, обвеша…ы цветами, мудре…ый вопрос

Задание №2 отвечает на вопросы:

- рассказать о правописании Н и НН в причастиях;

- определить тип словосочетаний;

- устно сделать морфемный анализ слова взволнованный;

- определить способ образования слов взволнованный, навешаны, неклееная.

Стел..т постель, бормоч…т тихо, мысл…т логично, увлека…т навсегда, обеща…т много, кле…т. бумагу, та…т быстро, убира…т двор.

- вставить орфограммы;

- определить тип словосочетаний.

Учитель: продолжаем работать с тестами, выполняем задания 13, 16. (Осуществляем взаимопроверку).

Принимают участие в обучающей игре, эксперименте, применяют правила.

Индивидуальная, групповая.

Познавательные: читают и слушают, и извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.



Физкульт-поэтическая минутка

  1. Внимательно посмотрели все предметы в кабинете.

  2. Встали, потянулись, потянулись. Сели.

  3. Поэтическая минутка.

Цель: развивать умение находить в лирических стихах изобразительные средства языка; предупреждение и устранение утомления, рассеянного внимания.

Учитель: А сейчас в качестве небольшой разрядки проведем поэтическую минутку. Перед вами стихотворение Александра Плещеева «Летние ночи». Прочитайте и попробуйте подобрать рифмующиеся деепричастия в первой и последней строфах. (навевая, сверкая, пролетая, сверкая).

Ночь пролетала над миром,

С тёмно-лазуревой ризы

Старые мощные дубы,

Грустные ивы листвою

Радостно волны журчали,

Рожь наклонялась, сильнее

Крики кузнечиков резвых

В хоре хвалебном сливаясь,

И улыбалася кротко

С тёмно-лазуревой ризы

Сны на людей _____ая

Сыпались звезды, ______ая.

Вечнозеленые ели,

Ночи навстречу шумели.

Образ ее отражая;

Пахла трава луговая.

И соловьиные трели,

В воздухе тихом звенели,

Ночь над землей _____ая

Сыпались звёзды,__________ая.

Учитель: Назовите тропы, которые автор употребляет в этом стихотворении.





6.Первичное закрепление с комментированием

Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. Беседа по теме урока

Упр. 269 стр. 208. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Составьте предложения с выделенными словосочетаниями. Выделите суффиксы причастий. Укажите, какие это причастия – действительные или страдательные.

  1. Сдержа…ое приветствие, избра…ые произведения, призна…ый ученый, обиже…ый вид, довере…ое лицо (доверить), умере…ый аппетит, истоще…ая почва, возвыше…ый стиль.

  2. Варё…ое яйцо, вяле…ая рыба, коше…ый луг, зва…ый обед, глаже…ый костюм, печё…ный хлеб, мочё…ые яблоки, мудрё…ый вопрос, кипячё…ая вода, клее…ый конверт, езже…ая дорога, плавле…ый сыр, слоё…ый пирог.


Самостоятельно работают по учебнику.

индивидуальная

Личностные:

Осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе.

Познавательные: выполняют

Регулятивные:


7.Самостоятельная работа с самопроверкой

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений

Выполнение задания 7 формат ЕГЭ.


Самостоятельно выполняют тест и проверяют друг у друга.

Индивидуальная, групповая

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, приобретают новые умения, совершенствуют имеющихся.Познавательные:

Приобретают умения использовать знания в практической деятельности.

Регулятивные: исправляют и объясняют ошибки, оценивают свою работу.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения


8.Включение в систему знаний и повторение

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание, домашнее задание.

Чтобы знанья были впрок,

Кратко повторим урок! (беседа - 1 минута)

  • - Успешно ли для вас прошёл урок?

  • - Какие этапы урока встречали затруднения, прошли легко, понравились?

  • - Как вы себя чувствовали на уроке?

  • - Что особенно понравилось?

Домашнее задание. Упр.277 стр.216. Образуйте от глаголов все возможные формы деепричастий (совершенного и несовершенного вида). Выделите формообразующие суффиксы деепричастий.

Отвечают на вопросы. Оценивают работу товарищей и свою. Записывают домашнее задание.

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать полученные ЗУН в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу и объясняют ошибки.


9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам

С помощью смайликов оцените свою работу на уроке.


Рефлексия. Выставление оценок.

Определяют свое эмоциональная состояние на уроке

Индивидуальная, групповая

Познавательная: устанавливает взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных действий; приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: оцениваю свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

Листы обратной связи





























































Анализ открытого урока по русскому языку в 10 классе

МКОУ «Чиркейский лицей»

Учитель: Агаева М.А.

Класс –10

Тема урока: Подготовка к ЕГЭ. «Грамотная речь как показатель культуры современного выпускника».

Цель деятельности

Общеобразовательные:

- повторить и обобщить сведения о причастиях и деепричастиях, причастных и деепричастных оборотах;

- повторить орфоэпические нормы;

- закрепить навыки грамотного пунктуационного оформления в причастных и деепричастных оборотах;

- повторить правописание гласных в суффиксах причастий, правописание Н и НН в суффиксах причастий;

- формировать умение определять тип, стиль речи, тему, идею текста (лингвистические умения);

- подготовка к ЕГЭ.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к языку;

- воспитывать уважение к своим товарищам;

- осуществлять нравственное воспитание;

Развивающие:

- развивать внимание;

- развивать логическое мышление;

- активизировать мыслительную деятельность при анализе и составлении предложений;

- развивать коммуникативные способности при работе в парах;

- развивать: речь учащихся, культуру речи, творческие способности.

Тип урока

комбинированный


Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.


На уроке прослеживается, что учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата, и это важный позитивный момент.

Учитель уверенно и грамотно использует эффективные методы работы с информацией; на уроке была успешно организована поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся; обеспечивались условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Учителю удалось заинтересовать ребят. Урок прошел в мягкой психологической атмосфере.

На анализируемом уроке видно, что учитель умеет отбирать учебный материал с точки зрения наличия в нем элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера; элементов развивающего характера; вариативности. На протяжении всего урока учитель не упустил ни одной возможности, чтобы организовать учебное исследование. Важно, что учитель использовал разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. На уроке всецело был использован индивидуальный подход: пока весь класс работал, сильные учащиеся, успевшие выполнить задание, выполняли дополнительные задания учителя по карточкам. За счет постоянной смены видов деятельности дети не устали, хотя плотность урока была высокой.

Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе подводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показали, что умеют работать с учебником, умеют работать у доски; были активны в течение всего урока; показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы, анализировать и обобщать свои знания. Кроме того, учащиеся показали наличие навыков самоконтроля.

Психологический климат на уроке позитивный. Урок целей достиг.







Учителя русского языка и литературы: /Магомедова К.М./

/Омарова Х.М/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!