СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Анализ текста"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка  по теме "Анализ текста" 7 класс

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Анализ текста"»

1 этап урока Организационный, мотивационный

На доске: - Анализ текста

- Языковые особенности текста

- Композиция текста

- Средства связи предложений

- Микротемы текста

- Ключевые слова

-Типы речи

- Стили речи

- Основная мысль текста

- Тема текста

Учитель: У нас есть какой – то опыт работы с текстом?

Что мы на данном этапе обучения умеем делать?

Что мы можем определять в тексте?

- Что мы еще недостаточно знаем о тексте?

Мы еще не знаем хорошо, что такое композиция текста, какие языковые особенности есть в текстах.

Вот об этом мы и поговорим сегодня на уроке.

Обозначим тему нашего урока:

Анализ текста: композиция и ее языковые особенности

- Какой будет ваша цель на этом уроке?

- Чему будете учиться?

Вы постараетесь понять, что такое композиция, как строится текст, какие языковые особенности бывают в тексте.

Мы рассмотрим эти понятия на одном тексте.

А для чего нам нужно это знать?

Посмотрите на доску. Почему я так необычно расположила все понятия текста?

Умение определять тему, основную мысль текста, типы речи, стили, микротемы, я думаю, это хороший уровень знаний

Умение находить средства связи, видеть композицию текста, видеть языковые особенности текста – уже высокий уровень знаний

А умение анализировать текст, зная все это, умение составлять связный анализ текста – это очень высокий уровень знаний.

Хотите достичь такого очень высокого уровня?

Поэтому будем на уроках учиться анализировать текст. Это очень важно, почему?

Чтобы наши мысли не убегали. Мы их кратко будем записывать в листок, который называется материал для анализа текста. Сюда будем собирать наш материал.

2 этап урока Актуализация полученных знаний

Для начала вспомним все стили речи. Перед вами 5 текстов.

Определите стили речи

Объясните, по каким признакам вы определили стили данных текстов

В чем особенность каждой стили речи?

Вывод: Стили речи определили верно. Потому что вы знаете их особенности.

Таблица.

3 этап урока Создание проблемной ситуации

Тексты были достаточно точные, понятные в стилистическом плане

А сможете ли вы определить стиль вот такого текста?

Давайте внимательно его прочитаем.

Непонятные слова есть. Найдем в словаре значения слов «прогалина», «долото»

Какая группа быстрее найдет

Так к какому стилю относится данный текст?

Это художественный стиль речи? Там же есть описание природы, есть сюжет, история, герой

Или это разговорный? Есть же диалог

Публицистический?

Чтобы быть уверенными в своем ответе, что мы должны сделать?

Предлагайте ваши действия. Способы решения проблемы.

4 этап урока Поиск способа решения

Алгоритм действия

1 Внимательно перечитываем текст

2. Думаем, о чем говорится в тексте

3. Пытаемся понять, какова основная мысль текста

4. Задаем вопросы:

Зачем написан текст?

Что думал автор?

Какова была его идея, его замысел?

Что главного хотел сказать автор?

Предварительный анализ текста

В данном тексте говорится о парне, который просто так, от нечего делать убил дятла. Он погубил красоту природы, нарушил тишину леса, убил ее музыканта – дятла. При этом этот человек не чувствует стыда, угрызений совести.

Какова основная мысль текста? О чем говорит автор?

О том, что нельзя губить природу, красоту, ее животных и птиц.

Где будут в тексте его главные мысли?

В конце текста автор призывает не губить природу, эту прекрасную лесную жизнь.

Если это призыв, к какому стилю отнесем текст?

Конечно, к публицистическому.

В текстах публицистического стиля авторы обычно поднимают какую – то проблему.

Посмотрите на таблицу и выберите из них, какая проблема поднята в этом тексте? Таблица

5 этап урока Усвоение новых знаний

Проблемный вопрос? Если мы сказали, что это публицистический стиль, тогда зачем автору понадобилось вставлять в свою статью описание природы, диалог?

Таким образом, мы переходим к главному вопросу урока

Композиции и языковым особенностям текста

Работа с таблицей

На какие две части можно разделить текст?

Вывод: Текст можно разделить на две части, противопоставленные друг другу

В 1 части – описание красивой природы, радость, тишина, дятел – музыкант, рабочая музыка. Все прекрасно в природе!

Во 2 части дятла убил парень. Плохое творит человек!

Текст построен на антитезе. Это композиционный прием. Мы уже знаем такой прием по произведениям литературы.

Жилин и Костылин

Левша на родине и за границей

Как собирали Левшу на родине и как возвращали из- за границы

- Какое стихотворение приходит на память, где говорится о красоте в природе и безобразии в человеческом обществе? Н. Некрасов «Железная дорога»

Работаем дальше по композиции текста

Зачем автору понадобилось вставлять в текст элементы художественного стиля?

Автор создал образ прекрасной осенней природы такими выразительными средствами:

Метафоры: Дятел-музыкант.

Клюв-долото

Работа дятла

Костяной молоточек

Олицетворения: лес молчит, дятел работал

Эпитеты: заболевшая сосна, безмолвный лес, рабочая музыка

Гипербола: за 100 слышно, как убегает мышь по сухим листьям

Подчеркивает, насколько было тихо в лесу. Ни звука!

Определите роль диалога в тексте

Диалог – это точное воспроизведение речи, это прямая речь, без изменений.

Значит, автору необходимо было показать, насколько этот парень бессердечен, бездушен.

Какие образы созданы в тексте?

Образ дятла, парня и автора

Групповая работа

1 группа Образ дятла

2 группа Образ парня

3 группа Образ автора

Вывод: Дятел в тексте - лесной музыкант, рабочая птица. Лечит лес, съедает личинок, не дает деревьям погибнуть. Трудится без устали. Без него лес пуст, скучен. Вместо клюва – молоток, долото. Автор создал образ прекрасной природы и ее частички – птицы.

Парень У него нет имени. Автор указывает на возраст-17 лет. Уже взрослый человек.

Нет описания портрета. Почему? Вспомните литературное произведение, где писатель с удовольствием описывает своих героев. М. Пришвин «Кладовая солнца»

Автор не любит его. Ему неинтересно о нем говорить. Говорит о нем сухо, потому что парень злой, недобрый, у него нет души и жалости. Автору не хочется на него тратить время, слова. И это тоже литературный прием (Л.Толстой «Война и мир»)

Автор Добрый, внимательный к природе человек, все замечает. Он неравнодушный человек, переживает за природу. Но не только за нее, но и за этого парня, кто из него вырастет. Каким образом воспитывать молодых людей?

Как автор буквально кричит о проблеме воспитания молодых?

Он повторяет вопросы несколько раз. Как мы называем такие вопросы? Риторическими.

Это вопросы, требующие размышления, рассуждения. Автор призывает задуматься над этой проблемой.

Вывод: мы нашли очень важную языковую особенность публицистического текста -риторический вопрос.

Зачем автор повторяет несколько раз вопросы?

Почему вопросы начинаются одинаково?

Для усиления

Таким образом, какие композиционные приемы и языковые особенности мы определили в данном тексте?

Композиционные приемы: антитеза, вставные части (элементы художественного стиля, диалог)

Языковые особенности текста: выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, олицетворения), гиперболу, риторические вопросы

Вывод: И все это работает на основную идею автора, на его замысел.

Дом. задание в карточках. Анализ текста.

Рефлексия

Мои чувства. Лист самооценки

















Универсальные учебные действия

Деятельность учащихся на уроке

Универсальные учебные действия

Определили тему, цели урока

регулятивные, познавательные

Сформировалась мотивация

личностные

Определили проблему

познавательные

Предложили способы решения проблемы

познавательные

Анализировали

познавательные

Регулировали свои действия

Хотели достичь высокого уровня знаний

регулятивные

Работали активно все. Не было равнодушных к проблеме

личностные

Работали в группе

коммуникативные. личностные

Сопоставляли с литературой

познавательные

Обобщали, делали выводы

регулятивные

Занимались исследованием

познавательные, регулятивные

Развивали речь

коммуникативные

Общались с учителем, между собой

коммуникативные

Самостоятельно добывали знания

познавательные. личностные. регулятивные

Проявили свою ответственность при работе

личностные

Работали со словарем

регулятивные

Выразили свои чувства

личностные

Оценивали себя

регулятивные




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!