Каримова Эльвира Равильевна
Дата проведения:
Класс: 7
Тема урока: Буквенные и небуквенные орфограммы в именах прилагательных
Тип урока: урок повторения и систематизации изученного
Учебник: Русский язык. 7 класс: учебник для организаций, осуществляющих образовательную деятельность / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, И. В. Текучева, Н. А. Исаева; по науч. ред. акад. РАО А. А. Леонтьева. – Изд. 3-е, перераб. – М.: Баласс, 2016. – 288 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
Оборудование: учебник, мультимедийная презентация
Методы: метод работы с учебником, самостоятельная работа, фронтальная беседа
Образовательная: обобщить и систематизировать знания по орфографии имени прилагательного, правильно писать слова с буквенными орфограммами: о–е после шипящих и ц; -к-, -ск- в суффиксе, ь в середине (перед -ск), отсутствие ь на конце кратких форм прилагательных; графически объяснять условия выбора написаний; находить и исправлять ошибки; систематизировать знания, умения, навыки по данной теме;
Развивающая: извлекать информацию, представленную в разных формах (таблица), преобразовывать информацию из одной формы в другую (из таблицы в текст, в ключевые слова, составлять таблицу), анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы, строить рассуждения;
Воспитательная: приобретать навыки работы в группе (договариваться и приходить к общему решению, задавать вопросы, осуществлять взаимный контроль, оценивать речевое высказывание); оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Организационный момент | Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. – Добрый день, дорогие ребята! Как ваше настроение? Готовы ли вы к уроку? Настроены на работу? | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку. | |
II. Проверка домашнего задания | - На дом вам было задано упр. 70. Давайте проверим, как вы справились с заданиями. | Разбирают вместе с учителем домашнее задание | Коммуникативные УУД: 1.Владеть монологической речью; 2.Строить высказывания, доносить мысль до слушателей. |
III. Языковая разминка | 1. Игра «четвёртое лишнее» (слова представлены на слайде или записаны на доске). злющий, поющий, худющий, длиннющий; большой, крутой, такой, чужой; весёлый, звонкий, смелый, первый. Ответы: 1) поющий; 2) такой; 3) первый. - Объясните, почему слово в каждом ряду является лишним. | Самостоятельно выполняют задание, данное учителем. Слушают и дополняют одноклассников. | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования. 2. Анализировать, классифицировать, строить рассуждения. Коммуникативные УУД 1. Владеть связной монологической речью. 2. Использовать языковые средства в соответствии с коммуникативной задачей. |
IV. Формулирование темы и цели урока | Тренировочный словарный диктант. Запись под диктовку словосочетаний: В зимнюю стужу дома горела печь. Они договорились встретиться у большого театра. Она пожелала ему хорошего отдыха. Бабушка приготовила клюквенный морс. Было туманное утро. Дети играли на песчаном берегу. У Маши были румяные щечки. Я учила немецкий язык. Боксер сделал резкий удар. У папы на голове была киргизская шапка. Разговор был не интересный, а скучный. Это был неинтересный человек. Это вовсе не бредовая фантазия. Это был не игрушечный пистолет. На нем был невзрачный костюм. - Подчеркните в словарном диктанте имена прилагательные. - Обозначьте в них орфограммы. - Назовите виды орфограмм в именах прилагательных. Какие типы орфограмм в них представлены? - Сформулируйте тему урока и его цели. (Находить орфограммы в именах прилагательных, определять их тип и вид, правильно писать прилагательные с этими орфограммами). | Выполняют задание, данное учителем, отвечают на вопросы, формулируют и высказывают собственные мысли. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему урока. 3. Планировать деятельность на уроке. |
V. Обобщение и систематизация изученного | - Откройте параграф 10, стр. 48-49. Перед вами таблица, внимательно ее изучите. - Опираясь на материал таблицы, назовите все известные вам буквенные и небуквенные орфограммы в именах прилагательных. - Постарайтесь ответить на вопросы данные перед таблицой. | Отвечают на вопросы, знакомятся с материалом, представленным в таблице, строят монологические высказывания. | Познавательные УУД 1. Извлекать информацию из источников в разных формах (вопросы, таблица), соотносить её. 2. Владеть разными приёмами и видами чтения. 3. Анализировать, классифицировать, обобщать. |
VI.Совершенствование правописных умений | Упр. 78 – развивается умение писать слова с орфограммами-буквами о–е после шипящих и ц в именах существительных и именах прилагательных, группировать слова по условиям выбора. Задания для работы в группах. Прочитайте задания. Выберите слова с орфограммами-буквами гласных после шипящих. Сгруппируйте их. Составьте таблицу и заполните её примерами из упражнения. Графически обозначьте условия выбора орфограмм. Для проверки используется макет таблицы: Часть речи | | | Имя существительное | | | Имя прилагательное | | | Задание на слайде: вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. Упр. 79 – развивается умение писать имена прилагательные с орфограммами «Различение на письме суффиксов прилагательных -к-, и -ск-» и «Употребление ь перед суффиксом -ск- в прилагательных». Вопросы после выполнения упражнения: Назовите виды орфограмм, над которыми работали. Прочитайте слова, назовите суффиксы. Каково основное условие выбора суффикса? (Характер согласного основы, от которой образовано прилагательное). Задание на слайде: вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы. | Самостоятельно, у доски, выполняют упражнения данные учителем. Отвечают на вопросы. Строят логическое высказывание. | Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме в выбранном стиле. 2. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. 3. Взаимодействовать в группе, осуществлять речевой самоконтроль. 4. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования. 2. Представлять информацию в разных формах (таблица, схема, текст). 3. Устанавливать аналогии. |
VII. Итог урока. | - Вспомните, какие цели мы поставили перед собой в начале урока. - Что удалось лучше всего? Что понравилось? - Какие трудности встретились? - Что нужно сделать, чтобы успешно решать задачи урока? - Оцените свою работу на уроке. | Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение (строят монологическую речь). | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. |
VIII. Домашнее задание. | Выучить все правила, по таблице. Упр. 80. | Записываю домашнее задание, слушают объяснение учителя. | |