СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Дательный падеж имени существительного"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Дательный падеж имени существительного"»


государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Волгодонский педагогический колледж»

(ГБПОУ РО «ВПК»)









Технологическая карта

Урока русского языка







Выполнила:

Попова Анастасия Дмитриевна







Волгодонск 2021



Класс: 3

УМК «Школа России»

Тема: Дательный падеж имени существительного

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель- - - создать условия для включения учащихся в деятельность по усвоению особенностей дательного падежа;

Задачи:

  • Учить определять падеж имени существительного по вопросу и предлогу.

  • Развивать орфографическую зоркость

  • Воспитывать любовь к  русскому языку, аккуратность.

  • Формы работы на уроке: Фронтальная, групповая.

Оборудование: Проектор, компьютер, раздаточный материал.

Планируемые достижения

Предметные:

- способствовать использованию учащимися новых знаний в практической деятельности.

Метапредметные:

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

 - использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

-с помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать ее, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

- контролировать выполнение плана,

- оценивать результат деятельности,

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

Личностные:

-становление мотивационной основы учебной деятельности;

- формирование умения уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения;







Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Орг момент.

Проверьте свою готовность к уроку

Проверяют готовность.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

2.Актуализация знаний

- Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдете одинаковый звук в словах

Мир, ива, сливы, диво.

- Дайте характеристику этому звуку.

- Спишите, продолжив закономерность.

ии И иии И ии И иии

-Что общего у этих слов?

-Что мы уже знаем об имени существительном?

- Скажите,а над каким признаком имени существительного вы работали на прошлом уроке?

- Сколько падежей в русском языке? Назовите их.

- С какими падежами вы знакомились на прошлых уроках?

- Что вы знаете об именительном падеже?

- Что вы знаете о родительном падеже?

(Записываем предложения на доске и в тетради с проговариванием орфограмм)

Знайте, не бывает лодк... без рек...,
Праз...ника – без песн..., хлеба – без мук...,
Дождика без туч...ки, розы без ш...пов,
Сказок – без нач...ла, леса – без грибо....

– Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)

- Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (без чего? без лодки и т.д.) Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) Какой ещё можно задать вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные). 

С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.) 

Сколько всего предлогов? (10)

- Какой падеж мы изучали на прошлом уроке? (Родительный падеж.


Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

-обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

-аргументировать свой ответ.

3.Целеполагание

- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.) Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)


Вспомним, что мы знаем уже о дательном падеже.

(Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)

- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитес


Выполняют задание устно.

Формульруют тему и цель урока.

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.


Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

 -анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

Личностные:

-становление мотивационной основы учебной деятельности;

- формирование умения уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения;

4.Открытие новых знаний

Упражнение 82. Стр 46.


- Выполним упражнение 83 на странице 46.

- Прочитайте задание.

Работа в учебнике. Чтение правила с.47.

Выполним упражнение 83 на странице 46.

- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 

2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит(«Ворона и Лисица») 

3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 

4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)

- Чему учит нас эта басня?

- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)

1 человек к доске.

- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. (Подчеркивать орфограммы.)

- Объясните, какие буквы вставили и почему? орона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.)

- Прочитайте задание к упражнению.

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

Подчеркните предлоги.

Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)



Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Выполняют задание.




Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

 - использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

-с помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать ее, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- оценивать результат деятельности,

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении, формулировать ответ на вопрос, учитывая мнение одноклассников;

- допускать возможность существования различных точек зрения, аргументировать свой ответ.

Личностные:

-становление мотивационной основы учебной деятельности;

5.Первичное закрепление


(закрепление нового знания, способов действия)

- На какие вопросы отвечает имя существительное в дательном падеже?

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже?

- Прочитайте стихотворение о дательном падеже.

- Какое еще название дательному падежу предлагает автор стихотворения?

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
ДАТЕЛЬНЫЙ назвал!
А ещё как размечтаюсь,
Дед Морозом наряжаюсь
И подарки всем несу:
Братику, сестричке, псу.

А ещё КОМУ? ЧЕМУ?
Птенчику, коню, сому,
Кошке, зайцу, бегемоту,
Крокодилу и слону!
К паровозу тороплюсь,
По земле лечу, несусь!
Всем подарки развезу я
И тогда домой вернусь.

- Как называют человека, который дарит другим что-то, при этом ничего не просит взамен?(щедрым).

- Поработайте в парах: найдите имена существительные в дательном падеже продолжите стихотворение: подберите и запишите другие имена существительные в дательном падеже.

Я называюсь дательным

Работаю старательно.

Кому отдать? К чему призвать?

Лишь только я смогу сказать.

С предлогом к и по дружу,

Но и один гулять хожу.

Наклоните голову к правому плечу.

Наклоните голову к левому плечу.

Повернитесь к соседу справа, к соседу слева.

Повернитесь к учителю.

Погладьте себя по голове.

Улыбнитесь одноклассникам, учителю.

- В каком падеже стоят имена существительные, которые вы назвали?

- Почему так решили?

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают учителя.

Выполняют упражнение.

Познавательные (в т.ч. логические) УУД:

 - использовать учебник и словарь в качестве источников информации,

-с помощью учителя выделять существенную информацию, фиксировать ее, анализировать, сравнивать, обобщать информацию.

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

6.Работа по теме урока

Тест: на слайды

1.Имя существительное обозначает…

М - действие предмета

П - предмет

О - признак предмета

2.Дательный падеж отвечает на вопросы…

У - кто? что?

Л - кого? чего?

Я - кому? чему?

3.Предлоги в дательном падеже…

А - о, об

Т - к, по

Р - от, около, без

4. Это существительное стоит в дательном падеже…

О - травка

К - в лесу

Ь - по дорожке


Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

Выполняют задания в учебнике.















Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу

- определять способ решения проблемы, планировать ход деятельности,

- контролировать выполнение плана,

- оценивать результат деятельности,

Коммуникативные УУД:

- отвечать на вопросы учителя,

- осуществлять диалог в паре, принимать участие в коллективном обсуждении.

Личностные:

-становление мотивационной основы учебной деятельности;

- формирование умения уважительно относиться к иному мнению, к иной точке зрения;

7.Итог урока

- Что узнали об именах существительных в дательном падеже?

- Чему научились?

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные УУД:

- контролировать выполнение плана,

- оценивать результат деятельности,


8.Домащнее задание

с.47 выучить правило,упр.85,устно составить продолжение текста.


Регулятивные УУД:

- принимать и сохранять учебную задачу