Тема: Его Величество Глагол
Цели урока: систематизировать существенные признаки глагола как части речи;
учиться находить глаголы в тексте, определять грамматические признаки глагола, изменять по числам, определять время, отличать их от других частей речи;
Задачи:
Развивать умение применять полученные теоретические знания в стандартных и нестандартных ситуациях;
Создавать условия для развития творческого потенциала учащихся, свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;
Развивать речь, орфографическую зоркость, умение анализировать, работать в сотрудничестве с другими;
Формировать эмоциональное отношение к изучению родного языка;
Создать условия для развития интереса к творчеству АС Пушкина;
Тип урока: обобщение и систематизация знаний (интегрированный: русский язык и литературное чтение)
Класс: 4 Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Организационный момент. Приветствие. Психологический настрой.
(учитель) Мы рады приветствовать вас, уважаемые гости, на уроке русского языка!
(дети) Поручено нам вас сегодня встречать.
Ну, что же, не будем зря время терять.
Мы рады приветствовать вас в нашем классе!
Пусть в нашем классе вам будет светло!
Пусть будет уютно и очень тепло!
Включение в учебную деятельность
Настрой на урок! - Ваши ожидания? (ответы детей) Я жду новых открытий! Я не боюсь трудностей! Я не боюсь ошибаться! У меня всё получится!
Начинаем урок! -Представьте себе мир, где никто не совершает никаких действий. Это будет застывший, неподвижный, мёртвый мир, где остановилась жизнь! Можно ли жить в таком мире? Нет! Нужны действия и слова, которые их называют! -Догадайтесь, о чём это стихотворение–загадка и назовите тему нашего урока. Что без меня предметы? Лишь названия. А я приду – всё в действие придёт. Летит ракета, люди строят здания. Цветут сады, и хлеб в полях растёт! - Да, в центре нашего внимания «Его величество Глагол!» Глагол – особая и самая «живая» часть речи! Глагол заставит нас действовать: писать, читать, и что самое главное
обеспечит каждому успех! -Тему урока назвали, давайте определим цели. Чему будем учиться на уроке? Цели: будем учиться находить глаголы в тексте, определять грамматические признаки глагола, изменять по числам, определять время, отличать их от других частей речи, рассуждать, думать, наблюдать, слушать, доказывать; - В течение урока систематизируем, обобщим (разложим по полочкам) ваши знания о глаголе. Уверена, что откроете на уроке что-то новое для себя. Проверите свои знания и убедитесь в том, что уже много знаете. А может, кому–то еще надо поработать над этой темой. Это не страшно, ещё будет много уроков русского языка. - Думаем, наблюдаем, слушаем, доказываем, применяем полученные знания и открываем новые, проверяем, оцениваем себя! - Я очень хочу, чтобы урок получился не только интересным, но и познавательным!
Минутка чистописания
Запишите числа 4 13 1 4 16 13
Запишите, буквы, которые расположены в алфавите под этими номерами. Не забывайте следить за последовательностью написания и правильным соединением букв (образец в тетради!) Обязательное правило при письме- следи за осанкой. Правильное письмо зависит от правильной осанки.
- Какое слово прописали? (Глагол) Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, Что им делать говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет
Работа по учебнику с.110, упр.191
- Жили – были … (имена существительные) (докажите, что это имена существительные!) Только им жилось скучно! Всё бездействовало. Но однажды… всё изменилось. Что же произошло?
Да просто пришли глаголы!!! И вот, уже солнце светит, трава растёт, цветы цветут, птицы летают, природа оживает.
Интересная часть речи
В русском языке живёт,
Кто, что делает- расскажет,
Всё расскажет нам … (глагол)
На доске записаны слова: учиться, находить, определять, изменять, отличать, рассуждать, думать, наблюдать, слушать, доказывать -Что общего у всех этих слов? (Глаголы. Обозначают действие предмета, отвечают на вопрос Что делать? Стоят в неопределённой форме. А неопределённая форма – это и есть…начальная форма глагола. Можно у глагола в неопределённой форме определить время и число? Нет!) Учитель читает наизусть отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
Сегодня урок мы посвятим творчеству великого русского писателя А.С. Пушкина. Отправимся в мир сказок А.С. Пушкина. А.С. Пушкин воспевал в своих стихотворениях красоту родной природы.
4. Актуализация знаний. (Орфографическая минутка)
Кто осенью срывает листья с деревьев? (ветер - словарное слово) Как действует ветер в произведениях А.С. Пушкина? Отправляемся в путешествие на кораблике из произведения “Сказка о царе Салтане…” подгоняемые ветром. Но путь закрыт. Нужно открыть замки.
На доске «карточки–замки»- вопросы по теме «Глагол»
(Учащиеся подходят и “открывают” замки, т.е. отвечают на вопросы) Вопросы:
1.Глагол-это часть речи, которая…
2. Вопросы начальной формы глагола
3. Как изменяются глаголы
4. Какие глаголы изменяются по родам?
5. Что такое спряжение глагола?
6. Какие глаголы спрягаются?
7. Как определить спряжение глагола?
8. Какие окончания имеют глаголы I,II спряжений?
9. В каком случае определяем спряжение глагола по Н.Ф.?
10. Глаголы-исключения.
Задание: списать предложение, вставив пропущенные орфограммы и сделать синтаксический разбор предложения. (Проверка!)
Ветер (по) морю гуля.т и к.раблик подг.ня.т.
5.Физминутка (дети поднимают большой палец! Шаги, бег и т.д.)
- Как идёшь? – Вот так!
- Как плывёшь? – Вот так!
- Как бежишь? – Вот так!
- Как летишь? – Вот так!
- Как живёшь? – Вот так!
- Как сидишь? – Вот так!
- (Что общего у выделенных слов? (настоящее время, ед.ч., 2 лицо, личные окончания – ударные! Спряжение – изменение по лицам и числам.)
- Чем отличаются? (окончания разные – сидеть, плыть, бежать, - 1 спряжение, жить – 2 спряжение)
У глаголов в форме 2 лица, единственного числа после шипящих всегда пишется мягкий знак! Новое!
- В какой сказке главный герой (царевич Елисей) обращается со словами к ветру?
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе.
Не боишься никого,
Кроме бога одного…
Задание: Выписать глаголы. Определить лицо и число. Выделить окончание. Проверка!
- На какой остров мы попали? Какие чудеса можно встретить на этом острове? (остров Буян)
- Из какой сказки эти строки?
Вид…т, белочка при всех
Золотой грыз…т орех,
Изумрудец вынима…т,
А скорлупку собира…т,
Кучки равные клад…т
И с присвисточкой по…т
- Поможем белочке “разгрызть” орехи?
Задание: (Повторение о написании безударных личных окончаний глаголов) вставить пропущенную букву, определить спряжение;
(У каждого ученика на столе рисунок орешка, у которых на обратной стороне напечатан глагол с пропущенными окончаниями) Можно пользоваться для самопроверки памяткой (алгоритм)
Игра «Дополни пословицу» (Работа в парах)
Семеро одного…
Кто сегодня обманет, тому завтра…
Под лежачий камень, вода ….
- Вы прекрасно справились с заданием. Не только вспомнили пословицы, вставили слова, но и повторили правило. Частица не с глаголами пишется раздельно! А самое главное – вы научились работать в парах!
- Продолжаем путешествие! - Какое еще чудо есть на острове? (Царевна-лебедь)
Задание: записать недостающие глаголы. Определить время и число. Рядом эти же глаголы записать во множественном числе (Вывод: глаголы изменяются по числам) Выделить окончания, определить спряжение;
Днем свет божий …,
Ночью землю …,
Месяц под косой …,
А во лбу звезда… .
Проверка! Днем свет божий …, (затмевает – затмевают)
Ночью землю …, (освещает – освещают)
Месяц под косой …, (блестит – блестят)
А во лбу звезда… (горит – горят)
- Ветер дует и гонит корабль к Лукоморью. Что такое Лукоморье? Обратимся к словарю (словарная работа) (Лукоморье либо лукоморие (поэт. устар.), морская лука — морской залив, бухта, изгиб морского берега.
Дети читают наизусть отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный…»
Задание: (Упражнение в определении спряжения глаголов) записать глаголы в 2 столбика. В первый столбик с ударным окончанием, во второй с безударным. Определить спряжение;
(ходит, идёт, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несёт, тужит, служит, бредёт, чахнет, пахнет) Проверка!
- Завтра на уроке русского языка вы можете применить полученные знания о глаголе! Тема урока «Морфологический разбор глагола» Д/З : все полученные знания на уроке, повторить, систематизировать, разложить по полочкам
Рефлексия. Карта успеха.
- Как вы думаете, мы достигли цели урока? - Оправдались ваши ожидания от урока?
- Что показалось сложным при изучении темы «Глагол»?
На доске картинки (чемодан, мясорубка, корзина) (ученикам предлагается выбрать, как они поступят с полученной информацией)
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем; Мясорубка – информацию переработаю; Корзина – всё выброшу;
- Мне было приятно работать с вами на уроке. Спасибо и Александру Сергеевичу Пушкину за его прекрасные сказки! Спасибо вам! Я увидела умных и заинтересованных детей. Отрывки из сказок читаете наизусть! Здорово! Понимаете поставленную учебную задачу, определяете тему и цель урока, умеете работать самостоятельно, применять правила при выполнении заданий. Умеете находить глаголы в тексте, определять грамматические признаки глагола, изменять по числам, определять время, отличать их от других частей речи. Умеете выслушать других, уважаете их мнение. Благодарю вас, ребята, за сотрудничество и активное участие на уроке. Успеха вам и хорошего настроения. Корзина осталась пустой! У нас всё получилось!!!