СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "I и II спряжение глаголов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "I и II спряжение глаголов"»

Тема: Ι и ΙΙ спряжение глаголов.

Цели:

1.Создавать условия для знакомства с понятием спряжение глаголов.
2.Содействовать развитию учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
3.Помогать формировать умение оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев.
4. Формулировать собственное мнение

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки
Ход урока

Организационный момент. 
Утром ранним кто-то странный
Заглянул в моё окно.
На ладони появилось
Ярко-рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,
Будто руку протянуло.
- Представьте, что у вас в руках солнечный зайчик, почувствуйте его тепло. Обменяйтесь этим теплом с своим соседом по парте – посмотрите в глаза, улыбнитесь и “бросьте” зайчика.
- Во время работы на уроке постарайтесь сохранить эти “солнечные паутинки” между вами.

- Чем же интересен русский язык? (В рус. языке много интересных выражений, слов, множество секретов и тайн)

-Каждый урок мы в этом с вами убеждаемся, что не слово, то тайна, новый секрет.

Самоопределение к деятельности 

У вас на партах лежит стихотворение, прочитайте его и скажите кто автор этих строк?

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет как дитя,

То по кровле обветшалой

Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка

И печальна и темна.

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?

Выпьем , добрая подружка

Бедной юности моей,

Выпьем с горя: где же кружка?

Сердцу будет веселей.

Спой мне песню. Как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.



-Кто автор этого стихотворения? (А.С.Пушкин –великий русский поэт)

-Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (грустное)

Какие слова помогли автору передать силу движения вьюги, ее разнообразие действий? (завоет, заплачет, зашумит, застучит) НА ДОСКУ ПРИКРЕПИТЬ

Что это за часть речи ? (глагол)

Что вы знаете о глаголе?

1. Глагол – часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать?, что сделать?

2. Глагол изменяется по числам.

3. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.

4. Глагол имеет 1, 2, 3 лицо

( По мере того как дети отвечают на доске появляется :ГЛАГОЛ – что делать? что сделать? – число  –вид - лицо)

Каллиграфическая минутка.

Какой звук в этих глаголах (завоетзаплачет, зашумит, застучит)встречается чаще других? (з)

Сегодня мы вспомним написание буквы з.

Запишите (з и петли)зℓзℓ и глаголы завоет, заплачет, зашумит, застучит

Разберем эти глаголы по составу.( Проверить и оцените себя)

-А наш с вами словарь мы запишем из словарных слов, где есть буква з

- С одним из глаголов я составила предложение давайте его запишем ( Застучала под окошком звонкая капель )

-разобрать по членам предложения и синтаксически устно ( Оцените себя)

Актуализация знаний, мотивация .Постановка учебной задачи.

- Какой глагол поэт использует в своём стихотворении,  чтобы сердцу было веселей (СПОЙ)

- А мы можем у глагола определить лицо, число, спряжение

А мы оказывается ещё и не знаем, что такое спряжение

- Так чем мы с вами будем заниматься на сегодняшнем уроке? (Узнаем, что такое спряжение и будем учиться определять спряжение у глаголов)

- А сейчас давайте глагол спой изменим по числам и лицам

Я спою мы споём                  Ты споёшь вы споёте                  Он споёт они споют

- Давайте изменим глагол застучит

Я застучу мы застучим              Ты застучишь вы застучите              Он застучит они застучат

-Так что меняется (окончание)

- А что вы заметили ещё? ( что у одного глагола в окончании Е, а у другого глагола в окончании И)

- Правильно. Так какой можно сделать вывод :что изменение глагола по лицам и числам – это и есть спряжение. И спряжений как вы заметили 2 это зависит какая буква в окончании глагола . Если Е -1спряжение, если И – 2 спряжение)

- Так какого грамматического признака нет ни у одной из частей речи – СПРЯЖЕНИЯ

- Проверим наш вывод в учебнике ( откройте с. 123 )

- Так что такое спряжение ( изменение по лицам и числам)

Физкультминутка для глаз по таблице (офтальмотренажор)
По дорожке побежим,( следят глазами по красному овалу)
На лужайку прибежим. (следят глазами по синему овалу )
Зёрен знаний поклюём. (следят глазами по зелёной восьмёрке)
Огонь внимания зажжём. (следят глазами по жёлтому кресту)

Первичное закрепление  
Работа по учебнику с.123 упр.324

(Упражнение выполняется с комментирование первые 5 глаголов, а остальные самостоятельно с последующей проверкой)

- Оцените себя

Работа с таблицей стр. 124 упр. 325 (устно)

«Игра с жетонами».

- Посмотрите, ребята, у нас в классе развешены жетоны, каждый подойдите и возьмите 1 понравившийся жетон (на жетоне с другой стороны написан глагол).

- Прочитайте про себя, запишите в тетрадь, выделите окончание и определите спряжение

и составьте с ним предложение.
- Как доказать, что вы верно выполнили работу?
(выделить окончания глагола , сравнить с таблицей окончаний спряжений)

- Оцените себя

Работа в паре
Подобрать походящие глаголы и определить спряжение глаголов.(записать в тетрадь)

Снова князь у моря ходит

С синя моря глаз не сводит.

Пушки с пристани _______,

Кораблю пристать _______.

Лебедь белая _______,

Злого коршуна ______.

Чем вы, гости, торг _______,

И куда теперь __________.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

_________ направо — песнь заводит,

Налево — сказку __________.

Там чудеса: там леший бродит ,

Русалка на ветвях __________;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

________ без окон, без дверей;

 

- Как доказать, что вы верно выполнили работу?
(выделить окончания глагола , сравнить с таблицей окончаний спряжений)

- Оцените себя

 

Работа в группах (Используется экологическое панно)

- У вас на столах – набор карточек. Составьте из них таблицу окончаний глаголов I и II спряжения.
- Чем можно воспользоваться для самопроверки? (Глаголами, которые изменяли в тетрадях и на доске)

- Какое основное отличие глаголов I и II спряжения? (В большинстве окончаний глаголов I спряжения есть гласная Е, а у глаголов II спряжения – гласная И)
Итог урока. Рефлексия деятельности 

- С каким языковым понятием познакомились на уроке?
- Что узнали о нём? Чему научились?

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!