СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по УМК "Перспектива". Тип урока-изучение нового материала.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи"»


Пояснительная записка

ФИО автора полностью

Честнейшина Нина Михайловна

Должность

Учитель начальных классов

Квалификационная категория

высшая

Место работы (наименование ОО в соответствии с Уставом)

МБОУ «Бестужевская СОШ»

Предмет

Русский язык

Тема урока

Имя прилагательное

Класс

2 класс

УМК

УМК «Перспектива»

Цель урока

Знакомство с новой частью речи – с именем прилагательным

Задачи урока

  • Дать представление об имени прилагательном как части речи

  • Учить отличать имена прилагательные от других частей речи

  • Познакомить с ролью имени прилагательного в речи


  • Развивать внимание, наблюдательность, навыки самоконтроля и самооценки, мыслительные операции (классификация, обобщение, сравнение).



  • Воспитывать уважительное отношение к родному языку, коммуникативные навыки при высказывании своей точки зрения, при работе в группе.


Оборудование к уроку

(при наличии)

Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, колонки.

Оформление кабинета и доски (при наличии)

На доске слова из стихотворения В.А.Жуковского «Жаворонок» (солнце, лес, зардел, пар, белеет, песню, запел, жаворонок, поёт, весна, пришла, пою, молодая), карточки со словами «лимон, яблоко, слива, орехи» и картинки с данными предметами, карточки «по цвету, по вкусу, по форме»; таблички «Имя существительное», «Глагол».

Используемые технологии

Технология формирующего оценивания, технология уровневой дифференциации, технология групповой работы.

Формы организации деятельности

Фронтальная, групповая.







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Орг.момент

Создаёт положительный настрой на урок. Включает аудиозапись стихотворения.

-Какое сейчас время года? (весна)

-Что происходит весной в природе?

-Мне захотелось в начале урока включить для вас стихотворение о весне.


Василий Андреевич Жуковский (СЛАЙД 1)

Жаворонок

На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.


Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.


-Каким настроением проникнуто это стихотворение?

-Пусть и у нас с вами будет сегодня такое же весеннее настроение.

-Настроимся на работу.


Проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу.




Слушают стихотворение, определяют настроение.














Высказывают свои точки зрения.


Читают стихотворение:


Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работать будем старательно,

Слушать будем внимательно.


Личностные





















Коммуникативные: высказывание своих мыслей, своего мнения.



Личностные: мотивация к обучению, к познавательной деятельности.




АОЗ

Фронтальная работа


-Какой раздел мы с вами изучаем? (Части речи)


-Что такое части речи? (Это группы слов с общим значением, с общими признаками, отвечающие на одни и те же вопросы)


-Какие части речи мы с вами изучили? (Имя существительное, глагол)


-Перед вами слова из прослушанного вами стихотворения (на доске). В классе размещены таблички «Имена существительные», «Глаголы». Выберите для себя любое слово и встаньте рядом с нужной табличкой в зависимости от того, к какой части речи относится выбранное вами слово.


Беседа с каждой группой:

-Как называется ваша часть речи?

-Что обозначает?

-На какие вопросы отвечает?

-Для чего эти слова нужны в речи?






Вспоминают пройденный материал. Отвечают на вопросы учителя.



Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в устной форме.






Познавательные: классификация предложенных слов (отнесение к известным понятиям).




Познавательные: обобщение.

Постановка цели урока, планирование деятельности

Один человек не встал ни в одну группу.


-Почему ты не встал ни в одну группу? (Это слово не относятся к изученным частям речи).


- Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? (Будем изучать новую часть речи)


-Тема сегодняшнего урока «Имя прилагательное».

-Итак, наша цель сегодня? (Познакомиться с новой частью речи - с именем прилагательным).

Учитель записывает тему и цель урока на доске.


-Вспомним план изучения части речи. На какие вопросы мы ответим?

  • На какие вопросы отвечают?

  • Что обозначают?

  • Для чего нужны в речи?

Учитель размещает план работы на доске.


-Положите перед собой листы самооценки.

Что мы будем проверять в конце урока? Допишем.

  • Знаю на какие вопросы отвечает…

  • Знаю, что обозначает…

  • Умею находить в тексте…










Дети присаживаются на свои места.



Определяют тему урока, формулируют цель, планируют работу.


Регулятивные: обнаружение учебной проблемы, высказывание версий, определение цели учебной деятельности, планирование работы.












Личностные: мотивация к целенаправленной познавательной деятельности.

Работа по изучению нового материала

  1. Для того, чтобы ответить на первых два вопроса, выполним задание.


Работа в группах (4 группы).


-Перед вами по одному имени существительному (лимон, яблоко, слива, орехи). Поставьте к этому слову вопрос и подберите наиболее подходящие слова, описывающие данный предмет.







По цвету По вкусу По форме

Лимон(?)


Яблоко(?)

Слива(?)

Орехи(?)



Учитель помещает на доску карточки с вопросами (Какой? Какое? Какая? Какие?) и карточку «Признаки предметов».

- Слова, которые вы подобрали и которые так точно описывают данные предметы – это имена прилагательные, которые отвечают на вопросы…


Цвет, вкус, форма – это признаки предметов. Признаки могут быть и другие: размер, материал, из которого сделан предмет и т.д.

-Давайте сделаем выводы:

  • На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

  • Что обозначают имена прилагательные?

-Кто сформулирует определение имени прилагательного? Кому трудно, можно воспользоваться карточкой – опорой.

Вывод: ________________ - это часть _________, которая обозначает____________ и отвечает на вопросы______.


-Откроем учебники на с.99. Прочитаем, какое определение предлагает Иван Иванович.



Физминутка


Подберите имена прилагательные к именам существительным


  1. Мяч….резиновый, круглый, гладкий (Попрыгайте, как мячики) СЛАЙД 2.

  2. Зайчик…белый, милый

(Попрыгайте, как зайчики) СЛАЙД 3.

  1. Лебеди…большие, белые, красивые

(Полетайте, как птицы) СЛАЙД 4.

  1. Солнышко…высокое, жёлтое, весёлое (Улыбнитесь, как это солнышко) СЛАЙД 5.



  1. Перейдём к следующему вопросу. Для чего нужны имена прилагательные в нашей речи?





Фронтальная работа


-Может быть у вас есть предположения?


-Отгадайте загадку: «Я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки».

-Почему нет единого ответа?


-Послушайте загадку ещё раз «Круглое и гладкое, румяное и сладкое. Я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки». (Яблоко)


-Какие слова помогли точно определить, о каком предмете идёт речь? (Имена прилагательные.)


Вывод: Имена прилагательные помогают точно описывать предметы.


- В начале урока вы слушали стихотворение В.А.Жуковского «Жаворонок». Давайте попробуем из первого четверостишия убрать все имена прилагательные. СЛАЙД 6.

-Что получилось?

-Какой вариант лучше? Почему?

Вывод: имена прилагательные украшают нашу речь, делают её выразительной, богатой.


-Какую цель мы ставили в начале урока?

-Вернёмся к плану…

-Готовы к самостоятельной работе?


















Дети озвучивают слова.




























Формулируют выводы.




Формулируют определение имени прилагательного.







Читают определение в учебнике.





Подбирают и называют существенные признаки предметов.





























Формулируют выводы






Находят имена прилагательные в стихотворении.

Читают стихотворение без имён прилагательных.

Высказывают свои мнения.

Формулируют выводы.



Вспоминают цель и план урока.



















Коммуникативные: умение сотрудничать, договариваться, работая в команде.

























Познавательные: умение делать выводы.

















Познавательные: выделение существенных признаков объекта.




























Познавательные: умение делать выводы.





Познавательные: поиск заданных слов в тексте на основе известных признаков, умение делать выводы, сравнение вариантов текста.










Самостоятельная работа

Предлагается два варианта работы (дифференцированный подход по уровню сложности).

1 вариант

  1. Имена прилагательные отвечают на вопросы__________________________________

  2. Имена прилагательные обозначают_________________________________

  3. Упр. (Выписать имена прилагательные).


2 вариант

  1. Имена прилагательные отвечают на вопросы

А) Кто? Что?

Б) Какой Какая? Какие? Какое?

В) Что делать? Что сделать?


  1. Имена прилагательные обозначают

А) действие предмета

Б) предмет

В) признак предмета


  1. Упр. (Выписать имена прилагательные)


- Я приготовила два варианта самостоятельной работы. Если вы уверены, что всё поняли, всё запомнили, выбирайте 1 вариант. Если вы в чём-то ещё сомневаетесь, выбирайте 2 вариант.


Совместная проверка. Самооценка по предложенным критериям.


-Отметьте в листах ваших достижений свои результаты.


Выбирают для себя вариант самостоятельной работы.

Выполняют работу.























Проверяют выполненную работу.


Оценивают свою работу.

Регулятивные: прогнозирование, предвосхищение результата уровня усвоения материала.
























Регулятивные: сравнивание результата с целью, определение успешности выполнения задания.

Подведение итогов урока

-У кого сегодня всё получилось?

-Над какими вопросами нужно поработать остальным ребятам?


-Кто из вас может себя дополнительно похвалить сегодня?

  • Принимал участие в формулировке цели урока

  • Принимал участие в составлении плана урока

  • Отвечал полными ответами

  • Внимательно слушал учителя и одноклассников

  • Работая в группе, был вежлив, прислушивался к мнению товарищей.

Делают вывод о результатах своей работы.

Регулятивные: оценка результатов своей деятельности.








Скачать

© 2024, 94 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!